Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! Музыка «Московских окон» – песни, уже давно ставшей классикой, сочинена одним из самых именитых советских композиторов Тихоном Хренниковым. Ещё в 48-м году по личному распоряжению Сталина 35-летний Хренников был назначен генеральным секретарем Союза композиторов СССР и оставался на этой должности 43 года. Сторонники Тихона Николаевича подчёркивают, что во времена самых страшных репрессий Хренников защищал своих коллег так, что никто по-настоящему серьёзно не пострадал. Есть и те, кто не может простить возглавляемую Хренниковым борьбу с формализмом и полного неприятием им любого авангарда. Но и противники, и сторонники сходятся в одном: композитором он был, действительно, высочайшего класса. Его оперы и балеты ставились в том числе и за пределами Советского Союза. Он писал симфонии и инструментальные концерты, а о наступлении популярности сам написал так: «Композитором нарасхват я стал после выхода фильмов “Свинарка и пастух” и “В шесть часов вечера после войны”. Какую радость я испытал, когда вся страна запела мои песни». Дарья, вы не только певица, но ещё и прежде всего актриса, и даже обладательница театральной престижной премии «Хрустальная Турандот». Дарья Антонюк: Верно. Александр Ф. Скляр: Скажите, пожалуйста, в этой песне – «Московские окна», что вам кажется наиболее важным: её актёрское видение или её именно певческое видение? Дарья Антонюк: Мне кажется, что в этой песне лично для меня первостепенно человеческое видение. Не актёрское и не певческое. У меня возникают такие эмоции, знаете, как-то иронично звучит, потому что песня о московских окнах, но я вспоминаю, прежде всего окна родного своего города. Александр Ф. Скляр: Какого? Дарья Антонюк: Город Зеленогорск в Красноярском крае. И вот как раз песня об этом ощущении: когда я приезжаю домой, и я вижу все эти родные улицы, родных людей, родные окна свои. И вот это ощущение – это предвкушение чего-то, предвкушение возвращения в детство, возможно, предвкушение встречи с собой, а это очень трудно в сегодняшнее время, потому что оно бежит быстро, много людей сменяются, много событий сменяется. И мы часто забываем вообще о себе именно как о внутреннем человеке, который там сидит. И я всегда встречаюсь с тем, что как бы меня олицетворяет, когда я вижу свои родные окна. Александр Ф. Скляр: Тихон Хренников признавался, что любит писать музыку для кино, особенно для такого, где музыке отведена серьёзная роль. Он много работал с мэтром режиссуры Иваном Пырьевым. Но в те времена на вершине киноолимпа был ещё один режиссёр – соперник Пырьева Григорий Александров. Но к Тихону Хренникову до определённого момента Александров не обращался. Пока однажды в конце 50-х годов они не оказались на отдыхе в одном и том же санатории в Барвихе. Там Александр попросил Хренникова написать песню для его будущего фильма «Русский сувенир», которую исполнять будет его супруга Любовь Орлова. Предложение было, конечно, заманчивым, ведь в те времена актрис, равных по известности Любови Орловой, трудно было отыскать. Да и творческая задача давала свободу. Александрову просто нужна была какая-нибудь яркая мелодия, а лучше две. Тихон Хренников согласился и вскоре написал музыку, которая позже станет всеми любимой песней «Московские окна». Первоначально эта песня писалась под исполнение Любовью Орловой… Дарья Антонюк: Да. Александр Ф. Скляр: Но, в результате всего эту песню исполнил Леонид Утёсов. Дарья Антонюк: Да. Александр Ф. Скляр: И вот скажите, пожалуйста, потом ведь много исполнителей эту песню пели и пели хорошо, но вот вам лично какое исполнение ближе всего к сердцу? Дарья Антонюк: Ой, какой сложный вопрос, каверзный! Вы знаете, я не очень люблю сравнивать, потому что мне кажется, что в каждой интерпретации есть что-то своё. И это уникальное исполнение, их нельзя сравнивать, потому что это три-четыре-пять разных историй, и каждая интересна по-своему. Но, наверное, заряжает меня больше всего энергетически Людмила Гурченко, наверное. Александр Ф. Скляр: Когда Тихон Хренников по просьбе Григория Александрова написал музыку, произошло нечто странное: режиссёр надолго пропал и не спрашивал о судьбе своего заказа. А ведь надо было ещё и вторую мелодию написать. Композитор этого делать не стал, а потом и вовсе собрался в длительную командировку, сам позвонил Александрову и сообщил, что перепоручил этот заказ композитору Кириллу Молчанову. Молчанов написал свою музыку к фильму. Кстати, фильм Александрова «Русский сувенир» не имел никакого успеха, был раскритикован прессой и положен на полку. А ноты «Московских окон» так и остались на время забыты на рояле Тихона Хренникова, пока в 50-м году композитору не обратился Леонид Утёсов в поисках нового материала. Тихон Николаевич вспомнил о мелодии, написанной для Орловой. Утёсову музыка понравилась, стихи заказали поэту Михаилу Матусовскому. Для меня всё-таки самое теплое исполнение – это утёсовское. Хотя вы сказали Людмила Гурченко. Это значит, что?.. Дарья Антонюк: Знаете почему? Потому что, когда я смотрю, я понимаю, что она актриса, она это играет. Но вот у меня лично возникает именно такое ощущение, когда я еду домой. Вот когда я предвкушаю эту встречу со своими родными окнами, и у меня появляется вот эта вот, знаете, внутри какая-то пружинка начинает работать, трепещет, и мне хочется скорее прямо впрыгнуть к себе домой. И поэтому в исполнении Людмилы Гурченко вот лично для меня, я вижу вот это её предвкушение, энергию, скапливающуюся внутри неё, которая готова вырваться прямо сейчас и пойти гулять по всем этим улицам, встречаться со всеми людьми, я испытываю то же самое. Но то, о чём вы говорите – в исполнении Леонида Утесова, конечно, я тоже понимаю, у него больше нежности. Александр Ф. Скляр: Точно. Дарья Антонюк: У него у него больше внимания, наверное. Такое прямо материнское тепло у него в этом есть, и это мне тоже понятно. Александр Ф. Скляр: А я, вы знаете, ловил себя на мысли, что, вообще-то, эта песня, хоть она и называется «Московские окна», и вы сейчас, мне кажется, это правильно сказали, она, наверное, может быть отнесена в принципе к любому городу, который для тебя родной. Дарья Антонюк: Да, абсолютно с вами согласна. Александр Ф. Скляр: Песня «Московские окна» впервые прозвучала в исполнении Леонида Утёсова со сцены Московского театра эстрады. Эту премьеру Михаил Матусовский поэтично описал так: «Леонид Осипович пел о московских окнах. И можно было легко представить себе, как в синих вечерних сумерках одно за другим загораются окна столицы, и за каждым из них своя жизнь, своя судьба». С какой добротой и нежностью обращался он к этим окнам: «Он мне дорог с давних лет, и его милее нет – московских окон негасимый свет». Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео (pesnya@otr-online.ru). Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!