«На крылечке твоем»
https://otr-online.ru/programmy/pesnya-ostayotsya-s-chelovekom/na-krylechke-tvoem-70039.html Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни!
Песня «На крылечке твоём» всем нам известна по фильму «Свадьба с приданым». Но создана она была не совсем для него. А некоторые киноведы даже предполагают, что фильм появился во многом благодаря этой песне. Но обо всём по порядку. Однажды писатель Николай Дьяконов на отдыхе в деревне подслушал разговор молодой влюблённой пары. В этой полной драматизма беседе девушка из передового колхоза отказывалась выходить замуж за парня из отстающего хозяйства. Из этой ситуации и родилась у Дьяконова идея пьесы «Свадьба», которую он вскоре написал на языке коми. В 49-м комедийная пьеса была отмечена на Всероссийском конкурсе драматических произведений и рекомендована к постановке в театрах. На русский язык «Свадьбу» перевёл драматург Николай Глебов, он же добавил к названию слово «приданое». Дальше пьесу прочитал режиссёр Московского театра сатиры, ученик Мейерхольда Борис Равенских и моментально решил, что перед ним отличный материал для будущего музыкального спектакля. Подобрал актёров. Начались читки, репетиции, строительство декораций. Только вот беда: близился срок сдачи, а музыки у музыкального спектакля всё ещё не было. На репетициях, там, где должна быть песня, актёры изощрялись кто во что горазд. Виталий Доронин, например, вместо куплетов Курочкина распевал «Крутится, вертится шар голубой».
Мария, фильм «Свадьба с приданым», в котором прозвучала песня «На крылечке твоём», вышел уже достаточно давно.
Мария Легусова, певица: Да.
Александр Ф. Скляр: В 23-м году этому фильму исполняется уже 70 лет. Так что у меня закономерный вопрос: откуда вы, молодая девушка, знаете эту песню и этот фильм?
Мария Легусова, певица: Я с самого раннего детства, потому что моя бабушка очень любила эту песню, очень любила этот фильм и часто её дома просто напевала. Потом, конечно, и с экрана телевизора, и просто на каких-то концертных площадках я сталкивалась с этой песней. Будучи уже взрослой, посмотрела этот совершенно замечательный фильм. И хочу сказать, что даже для молодого поколения, точно люди не останутся равнодушными, потому что фильм очень добрый, очень светлый, очень радостный. Там очень много красивых плясок, там поистине фольклорная тема.
Александр Ф. Скляр: Режиссёр Борис Равенских перепробовал всё, что мог. Сначала он заказал музыкальное оформление спектакля композитору Николаю Будашкину. Маститый композитор, лауреат Сталинской премии, автор фольклорной музыки к фильмам, баянист. Казалось бы, подходящий мастер, чтобы написать музыку для сельских сцен. И он написал. Режиссёр послушал и сказал: «Нет», – невзирая на статус композитора. Позже актёры, занятые в спектакле, признавались, что дело уже начинало им казаться безнадёжным. Но незадолго до генеральной репетиции пришёл Ровенских со словами: «Сегодня к нам придут гости. Я думаю, вам приятно будет познакомиться с ними, особенно с песнями». То, что происходило дальше, актёр Виталий Доронин вспоминал так: «К концу репетиции в полутёмном зале послышались шаги, и, по мере того как они приближались к сцене, мы стали различать двух высоких молодых людей, одетых элегантно, со вкусом. Мы перестали репетировать, и режиссёр представил нам вошедших. Это были поэт Алексей Фатьянов и композитор Борис Мокроусов. Ни слова не говоря, они прошли к роялю и показали нам свои песни. Мы тут же сразу влюбились в них».
А музыку ведь сначала заказывали композитору-фольклористу, но у него как-то не очень получилось. А, как вы думаете, почему такое могло произойти, что композитор вроде специализируется на фольклоре и фильм явно с народным звучанием и темой, а этому композитору не удалось?
Мария Легусова, певица: Более того, я даже знаю, что это за композитор, потому что он очень популярен среди народников-инструменталистов, вокалистов. Это Николай Будашкин. И он совершенно потрясающий, конечно, профессионал своего дела. И я могу предположить, что вряд ли он не справился со своей задачей. Мне кажется, что он просто не попал в видение режиссёра. Может быть, режиссёр хотел что-то немножечко иного. В принципе вот эта песня «На крылечке твоём» не совсем народная.
Александр Ф. Скляр: Не совсем народная.
Мария Легусова, певица: Не совсем. Потому что я много пою народных песен, она совершенно другая. У неё очень непростая гармония, достаточно сложная мелодия, такая скачкообразная. Вы знаете, мне она напоминает какой-то русский вальс классических русских композиторов. Она, мне кажется, на грани народной и классической музыки.
Александр Ф. Скляр: Стихи к песням «Хвастать, милая, не стану», «Зацветает степь цветами» и «На крылечке твоём» были написаны выдающимся поэтом Алексеем Фатьяновым за некоторое время до рождения песен. Но соединить их с музыкой никак не получалось. Фатьянов часами сидел с композиторами, напевал, разъяснял, но ничего не складывалось. А Равенских звонил каждый день с вопросом: «Где же песни?». Тогда побрёл Фатьянов в Союз композиторов и там, на счастье, встретил своего друга и соавтора Бориса Мокроусова. Рассказал историю с мучительным заказом для спектакля, показал стихи «На крылечке твоём». Мокроусов тут же позвал Фатьянова в зал с роялем. Песня через пару часов была полностью готова. Вскоре они написали остальные песни и явились в театр. Когда 12 марта 1949 года состоялась премьера спектакля, произошло что-то невероятное: зрители приняли его неистово. Многие театралы не скрывали, что, конечно, идут посмотреть на блестящую игру талантливых Веры Васильевой, Владимира Ушакова, Виталия Доронина. Но в первую очередь хотели зрители послушать те самые песни.
После фильма песню «На крылечке твоём» пели многие. С вашей точки зрения, кто-нибудь смог её спеть равноценно или лучше, чем Вера Кузьминична Васильева?
Мария Легусова, певица: Мне очень нравится исполнение Веры Кузьминичны Васильевой. Она, конечно, прямо в образе, мне кажется, то, что хотел режиссёр. Но есть ещё одна не менее замечательная артистка, певица. Я очень люблю её творчество, много исполняю песен из её репертуара. Это, конечно же, Валентина Толкунова. Мне кажется, она очень душевно исполнила эту песню. Как-то, мне кажется, даже, может быть, ещё ближе к народу.
Александр Ф. Скляр: Спектакль «Свадьба с приданым» открыл новую успешную страницу в жизни Театра сатиры. А когда в 1953 году была создана его киноверсия, Вера Васильева стала суперпопулярной актрисой и в жизни через 3 года вышла замуж за Владимира Ушакова, сыгравшего в «Свадьбе» её жениха. Вместе они потом прожили больше полувека. Песни из фильма стали настоящими хитами, они постоянно звучали на радио, вскоре их начали петь с эстрады. Многим запомнилась песня «На крылечке твоём», исполненная хрустальным голосом Валентины Толкуновой.
Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео (pesnya@otr-online.ru). Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!