Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! 20-е годы прошлого века: НЭП, понемногу начинают забываться ужасы Гражданской войны, восстанавливается хозяйство, людям отчаянно хочется радости и развлечений. Валентин Парнах, вернувшийся из Парижа, исполняет музыку, которая потрясла его в столице Франции, она называется джаз. Вскоре в столичные концертные залы один за другим приезжают иностранные гастролёры. Среди них саксофонист Сидней Беше и его джазовый оркестр. Залы были набиты битком, публика неистово аплодировала. Молодая страна Советов наводнилась поклонниками и последователями этой музыки. Одним из них был молодой музыкант Александр Цфасман – создатель столь полюбившейся нам песенки «Неудачное свидание». Юта, давай сразу скажем, что именно такое распределение ролей в этой песне мы, конечно, обговорили заранее. Более того, я скажу, что это я предложил, потому что никто, по-моему, до этого женскую партию в этой песне не исполнял мужчиной и наоборот. Юта: Более того, давай уж тогда скажем о том, что мы договорились об этом за 10 минут до исполнения. Александр Ф. Скляр: Без сомнения, отлично! Хорошо, а вот скажи мне, пожалуйста, ведь у тебя учителем был Юрий Саульский? Юта: Да, я брала у него уроки композиции. Александр Ф. Скляр: А почему дальше твоя судьба певческая не часто соприкасается с джазом? Юта: Ты знаешь, однажды мне попало видео, где представитель афроамериканской национальности поёт русскую казачью песню. Александр Ф. Скляр: Так… Юта: Надо просто один раз увидеть, как это он делал для того, чтобы понять, что, наверно, всё-таки джаз идеально и эталонно исполняют именно они, у меня так никогда не получится, как бы я ни пыталась, как бы я ни хотела, и я оставила эти потуги, и ушла в рок-н-ролл. Александр Ф. Скляр: А можно ли вообще в таком случае сказать, вот уже к тебе вопрос, просто как к музыканту, что нам в целом до такого джаза, как американцы и афроамериканцы, не дотянуть вообще никогда? Юта: А вопрос, а надо ли? Мне кажется, что джаз очень сильно завязан на фонетическом звучании английского языка, в котором огромно количество гласных по сравнению с количеством согласных. В нашем русском языке это совершенно по-другому звучит и не выджазовывается, ну никак: не ментально, не культурно, так, как делают они. Александр Ф. Скляр: В конце 1926 года 20-лентний студент консерватории Цфасман организовал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив, получивший название «АМА джаз». «АМА» расшифровывается как «Ассоциация московских авторов». Первое время никакого авторства в джазе Цфасмана не было, оркестр исполнял талантливо обработанные зарубежные танцевальные мелодии. В 1928 году ансамблем Цфасмана были записаны первые в истории советского джаза грампластинки, а вскоре и зазвучали произведения собственного сочинения Александра Наумовича. Шуточная песня «Неудачное свидание» была одной из первых и сразу завоевала невероятную популярность. А, с твоей точки зрения, для того, чтобы хорошо петь джаз, нужно получать музыкальное образование вокальное или это может быть всё равно самородок – человек, который приступил к джазу у нас в стране? Юта: Как говорится, всё сугубо индивидуально. Ты знаешь, я однажды попала на вокальный тренинг к одному очень известному коучу, заплатила за этот тренинг много денег и шла туда в надежде почерпнуть бесценные знания. И в итоге в течение 4 часов я услышала о том, что нужно поймать волну, оседлать волну и получить от этого удовольствие и расслабиться, потому что, оказывается, все музыканты, по мнению этого коуча, крайне не уверены в себе и очень часто испытывают чувство зажатости на сцене. Так вот, не надо этого всего, надо просто поймать волну и расслабиться. Саша, как бы всё было бы просто, но есть такое понятие, как тяжёлый труд по овладению собственного инструмента, голос ли это, гитара ли это, фортепиано. И вот здесь она мне ничего не рассказала интересного, и я подумала: «Ага...». То есть все те юные студенты, которые пришли к ней сейчас в надежде получить рецепт и услышали: «Поймай волну и оседлай волну», – значит вот сейчас они так и пойдут на сцену ловить волну и осёдлывать волну. А кто будет заниматься теорией музыки, гармонией? Кто будет заниматься техникой? Понимаешь, к чему я говорю? Александр Ф. Скляр: Да, отлично понимаю. Юта: Поэтому, отвечая на твой вопрос: однозначно этому надо учиться. Но есть самородки, которым, по ходу, этого не надо, и это – гении. Александр Ф. Скляр: Я добавил бы к этому, что я полностью с тобой согласен, что надо учиться, полностью, но могу ещё добавить, что что касается голоса, то здесь как раз – это самый сложный инструмент. Юта: О, да! Александр Ф. Скляр: Поэтому вот тут-то учиться надо практически, если не всю жизнь, то большую часть жизни, и, по-моему, это совершенно не связано конкретно с джазом, это к любым сферам вокального исполнения относится. Наверно, в первую очередь, конечно, к оперному, потому что там без обучения вообще ничего не сделаешь, но, в общем-то, это можно сказать про любой тип вокальной музыки. Юта: Абсолютно ты прав. Александр Ф. Скляр: Борис Тимофеев-Еропкин – автор таких незатейливых слов шутливой песенки «Неудачливое свидание» – в жизни был человеком серьёзным. Юрист по образованию, трудился адвокатом, а на досуге сочинял не только песенки, но и работал под руководством Владимира Маяковского над «Окнами сатиры РОСТА». Сочинял романсы «Вернись, я всё прощу» и «За окном черемуха колышется» – это его произведения. В годы войны от начала до конца пережил ленинградскую блокаду. И, будучи даже крайне истощённым, организовал блокадный коллектив художников «Боевой карандаш». А вот шуточные песни тоже могут быть частью обучения? Вот это же шуточная песня. Юта: Слушай, шуточные песни петь вообще сложнее всего, скажи? То есть, когда ты в страдании или в переживании каких-то глубоких эмоций, ты предельно честен, потому что тебе в принципе есть о чём сказать и есть что раскрыть. А когда тебе нужно вообще отрешиться от этого и просто поднять людям настроение так, чтобы им понравилось, причём тебе – неважно, чтобы им понравилось, вот это и есть шуточная песня, а это уже мастерство. Александр Ф. Скляр: Я считаю, что мы в этой короткой беседе чуть-чуть приоткрыли секрет нашего артистизма. Юта: Йоу! Александр Ф. Скляр: К песне «Неудачное свидание» не раз обращались кинематографисты. В исполнении Натальи Крачковской и Леонида Кулика она звучит в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». А в 1982 году Михаил Казаков использовал эту песню в своей картине «Покровские ворота» в оригинальном исполнении Леонида Броневого и Олега Меньшикова. Этот фильм стал культовым и подарил песне «Неудачное свидание» новую мощную волну популярности, которая не спадает по сей день. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваше видео. Возможно, вы будете следующим в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!