Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! «Опустела без тебя Земля…». Одна строчка, но она просто не может оставить равнодушным никого. Сначала была только эта строка, которая потрясла композитора Александру Пахмутову и дала импульс трепетной, действительно нежной музыке. Остальная часть их творения была написана Николаем Добронравовым в соавторстве с поэтом Сергеев Гребенниковым. Эти удивительные строки написаны стилем, в котором нет рифмы, за то ест щемящий поэтически рассказ об ожидании на земле того, кто сейчас покоряет небо. Песня «Нежность» написана в 65-м году в разгар наших космических побед. Она вошла в цикл «Обнимая небо», посвящённый лётчикам и космонавтам. Эту песню очень любил Юрий Гагарин. Автора признавались, что на создание «Нежности» их во многом вдохновили рассказы первого космонавта планеты и встречи с жёнами лётчиков-испытателей. Ирина, вы наверняка знаете, что эта песня посвящена космонавтам, лётчикам и ждущим их на Земле любимым. Но она настолько метафорична, что каждый исполнитель может найти в ней ещё какие-то свои смыслы. А вот, когда вы исполняете эту песню, что вы себе представляете? О чём вы думаете? Для кого вы её поёте? Ирина Болотина: Зная предысторию этой песни и зная, о чём она, уже как артист, как исполнитель вхожу в это состояние. При написании этой песни Пахмутова и Добронравов знали, что это очень опасная профессия. И даже был случай в 67-м году: Владимир Комаров попросил Гагарина поблагодарить Пахмутову. И, к сожалению, этот полёт, в который он отправлялся, оказался фатальный, и я, когда исполняю эту песню, конечно же, о тех лётчиках и космонавтах, которые, улетая, оставляют свою Землю, и мы все надеемся, что они вернутся. Александр Ф. Скляр: Да, но они могут не вернуться. Ирина Болотина: Могут не вернуться, да, к сожалению. Александр Ф. Скляр: Первой исполнительницей песни «Нежность» была Майя Кристалинская, окончившая, кстати, Московский авиационный институт. Но к середине 60-х она уже покончила с работой в конструкторском бюро и стала очень знаменитой певицей. Впрочем, как оказалось, для песни – это ещё не гарантия успеха. Как вспоминала Александра Николаевна Пахмутова: «Песню “Нежность” Кристалинская пела первый раз в Колонном зале Дома союзов с оркестром и ушла под шум собственных шагов». Песня не имела никакого успеха. Со всех сторон Николаю Добронравову начали указывать на то, что причина неуспеха песни в упоминании французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. И хотя тогда он был фигурой очень популярной в нашей стране, «но, – говорили поэту, – писать надо было о советских лётчиках». А Майя Кристалинская так любила «Нежность», что упорно продолжала исполнять её на каждом концерте, пока однажды не позвонила авторам и не сообщила, что после этой песни публика не отпускает её со сцены. Песня «Нежность» обрела заслуженный успех. Эту песню, конечно, в некотором смысле петь сложно. Ирина Болотина: Да. Александр Ф. Скляр: Нужно найти какой-то свой ключик, а для этого нужно, как мне кажется, найти внутреннюю для себя историю этой песни. Ирина Болотина: Да-да. Александр Ф. Скляр: Поделитесь, если у вас есть такая история внутри этой песни. Ирина Болотина: Конечно. Александр Ф. Скляр: То есть чуть-чуть приоткройте нам, пожалуйста, вашу заветную творческую калиточку. Ирина Болотина: По поводу этой песни я хочу сказать, что она о любви и разлуке, о преданности и том, что ты не можешь прожить без любимого человека даже несколько часов: «Как мне несколько часов прожить?». Александр Ф. Скляр: Точно. Ирина Болотина: И я как исполнитель, мои переживания: ты ждёшь своего любимого, волнуешься, а так же падает листва в садах, так же куда-то спешат такси, и ты не понимаешь, почему всё вокруг так обычно, почему вы не знаете о том, что я так переживаю? Александр Ф. Скляр: Точно. Ирина Болотина: Такой порыв. Мне кажется. И вот даже последний припев, запев «Только пусто на Земле одной без тебя» – он же идёт уже как кульминация этой песни. Александр Ф. Скляр: Точно. Ирина Болотина: И в завершение такая надежда: «Если сможешь, прилетай скорей». То есть надежда не покидает. Александр Ф. Скляр: Сейчас многие говорят: «Песня “Нежность” из фильма “Три тополя на Плющихе”». Нет, это заблуждение. Как раз легендарный фильм «Три тополя на Плющихе» появился благодаря песне «Нежность», случай почти уникальный для кинематографа. Режиссёр Татьяна Лиознова была так увлечена этой песней, что решила во чтобы то ни стало снять фильм, в котором она могла бы прозвучать. Татьяна Михайловна начала придумывать истории, в контексте которых могла бы звучать «Нежность», делала наброски сценариев, но ничто не казалось ей достаточно созвучным любимой песне, пока однажды Лиознова не прочитала рассказ «Три тополя на Шаболовке» и поняла – история найдена. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ТРИ ТОПОЛЯ НА ПЛЮЩИХЕ» Александр Ф. Скляр: После триумфа фильма «Три тополя на Плющихе» и актёрского исполнения «Нежности» Татьяной Дорониной стало очевидно – слава этой песни на долге десятилетия. В фильме «Три тополя на Плющихе» совершенно уникальное авторское, актёрское исполнение Татьяной Дорониной этой песни. Вот что вы можете сказать об этом исполнении? Ирина Болотина: Татьяна Доронина исполнила её в такой манере, свойственной её героине. Там даже такие моменты есть, она там: «Ой», – вздыхает. И также: «Ну лётчик это, французский». И это так непосредственно, это так трогательно. И даже Александра Пахмутова, когда увидела, она же не хотела отдавать эту песню, и когда она увидел этот кадр, где Ефремов и Доронина сидят в такси, она очень прониклась и не пожалела о том, что всё-таки песня имеет место быть в этом фильме. Александр Ф. Скляр: Да, я недавно как раз пересматривал эту сцену из этого фильма, и я считаю, что исполнение Дорониной этой песни – это высший актёрский пилотаж. Ирина Болотина: Да. Александр Ф. Скляр: В 66-м году Николай Добронравов и Сергей Гребенников создал ещё одну версию песни для мужского исполнения. Называется она «воя нежность» и написана от лица лётчика. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!