Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! Песня «Огней» так много золотых» – из тех, которым достаточно прозвучать где-то один раз, и она начинает безостановочно проигрываться в голове. Благодаря этому своему удивительному свойству эта песня с её сомнительным для советской морали содержанием смогла пробиться к слушателям, чтобы потом навсегда стать ими любимой. Но обо всём по порядку. Стихотворение «Я люблю женатого» Николай Доризо написал ещё в начале 50-х годов. Ему очень хотелось, чтобы оно стало песней. Поэт предлагал стихи всем своим знакомым композиторам, но они отвечали однозначным отказом: «”Люблю женатого” – крамола какая-то». Но в прошлом фронтовик, военный корреспондент Николай Доризо сдаваться не собирался. Он передал стихотворение редактору «Литературной газеты» Константину Симонову. И Константин Михайлович решился это произведение опубликовать. Тут уже и композиторы взглянули на него иначе. Появилось сразу несколько версий песни на эти стихи. Среди композиторов, взявшихся за «Я люблю женатого», были и именитые – Людмила Лядова и Оскар Фельцман. Но те версии песни, кроме нелестных отзывов, ничего не вызвали и для истории не сохранились. Мария, известно, что многие композиторы отказывались от написания мелодии на стихотворение «Я люблю женатого». В общем, и по сегодняшним меркам эта ситуация, скажем так, неоднозначная. А вот что вы думаете про текст этой песни? Мария Легусова: Текст этой песни жизненный. Честно говоря, героиня у меня вызывает, скорее, положительные эмоции, чем отрицательные. Мне её искренне жаль. Какая нормальная женщина захочет оказаться в такой ситуации? Но она борется со своим своими чувствами, она гасит их и не позволяет себе ничего лишнего, ведь для неё, получается, семейные ценности гораздо важнее, чем её личные чувства. И эта песня как раз показывает, как себя вести в такой сложившейся непростой ситуации и достойно из неё выйти. Александр Ф. Скляр: Да, то есть можно сказать, что, в общем, героиня этой песни – девушка высокой морали. Мария Легусова: Абсолютно точно. Александр Ф. Скляр: Вот, может быть, в этом и заключается один из рецептов что ли этой песни её такого долголетия? И даже многие её считают народной песней. Вот как вы думаете? Мария Легусова: Я думаю, что женщины и девушки советского времени так полюбили эту песню, потому что, наверное, где-то видели какую-то свою историю личную. А народная песня, да, я вам честно признаюсь, что, когда я была маленькой, я сама думала, что это песня народная, потому что мои бабушки собирались за большим дружным столом и всегда пели эту песню. Потом, конечно, я уже узнала, что у песни есть авторы, посмотрела этот замечательный фильм и уже стала к этой песне относиться ещё более чувственно и глубоко. Но песня, правда, похожа на народные мотивы, эта мелодия, певучесть, песня хорошо запоминается, сложится на слух. Александр Ф. Скляр: В 1957 году режиссёр Станислав Ростоцкий взялся за съёмки деревенской мелодрамы «Дело было Пенькове». Написать музыку к фильму был приглашён Кирилл Молчанов – профессиональный академически образованный композитор, автор опер, музыки к спектаклям, фортепианных произведений. Однажды он уже работал с Ростоцким на дебютной картине режиссёра «Земля и люди». В будущем результатом их совместного творчества станут выдающиеся фильмы: «На семи ветрах», «Доживём до понедельника», «…А зори здесь тихие». Фильм «Дело было в Пенькове» стал второй работой в кино и для Ростоцкого, и для Молчанова, и для Николая Доризо которому предложили написать стихи к этой картине. Всем троим тогда было слегка за 30. Работа над фильмом проходила в молодой творческой атмосфере, и всё давалось легко. Песня главного героя в исполнении Вячеслава Тихонова «От людей на деревне не спрятаться», как вспоминали авторы, была написана на одном дыхании. Фильм был снят, смонтирован и подготовлен к сдаче. Но песни «Огней, так много золотых» в нём не было. А кто вы думаете, мог бы быть назван эталонным исполнителем этой песни? Мария Легусова: Сложно сказать, потому что мне кажется, что сама по себе песня очень выигрышная, она не требует никакого сложного огромного диапазона голоса. Эта песня сложна тем, что её нужно петь с душой, её нужно проживать, понимать, о чём ты поёшь. Эталонное исполнение, наверное, всё-таки первое исполнение из замечательного фильма «Дело было в Пенькове», спел дуэт солисток Академического хора русской песни Екатерины Семёнкиной и Людмилы Георгиевна Зыкиной, хотя ошибочно часто называют почему-то Антонину Фролову, но, действительно, это пела Зыкина и Екатерина Семёнкина. Потому что я сама в этом хоре работаю, поэтому точно знаю. Александр Ф. Скляр: Когда фильм «Дело было в Пенькове», уже был готов к показу редакционному совету, случилось непредвиденное. Поэта Николая Доризо вдруг осенило, что сюжет фильма невероятно перекликается с его стихотворением «Я люблю женатого». Доризо без промедлений отправился к Молчанову и заявил ему, что композитор должен срочно написать ещё одну мелодию к фильму. Конечно, Молчанов сопротивлялся, ведь работа над фильмом окончена, но Николай Доризо обладал завидной настойчивостью. Молчанов согласился посмотреть поэтический текст и вдруг, прочитав его, сел к роялю и заиграл ту самую мелодию. Несколько штрихов, и песня была готова. Теперь уже оба – и поэт, и композитор – были уверены, что фильм «Дело было в Пенькове» без этой песни обойтись не может. Они поехали на киностудию и там у рояля исполнили «Огней так много золотых» для Ростоцкого. Бесспорно, режиссёр не мог не заметить, что все работники, а особенно работницы, павильона начали, как заворожённые, стягиваться к инструменту, но вставлять песню в уже готовую киноленту отказался. Я так понимаю, что Зыкина – это, наверное, один из ваших личных эталонов? Мария Легусова: Абсолютно точно, да. Я считаю, что это королева русской песни. Я думаю, что многим народным исполнительницам нужно слушать и учиться петь. Как Людмила Георгиевна не споешь, а вот какие-то... Александр Ф. Скляр: Но приближаться к этому, стремиться… Мария Легусова: Приближаться и какие-то вещи подмечать для себя, учиться, да. Александр Ф. Скляр: А назовите мне ещё пожалуйста, кого-нибудь из ваших любимых исполнительниц или исполнителей, неважно в какой песне. Мария Легусова: Если из каких-то певиц более раннего, конечно, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко. Раньше их было много. А, знаете, сейчас мне очень нравится творчество Пелагеи. Она делает всё в таких современных интересных обработках. Я считаю, что достойная артистка-народница, прекрасно. Александр Ф. Скляр: В таком случае мне остается пожелать, чтобы мы увидели Вас с Пелагеей в каком-нибудь дуэте в нашей программе. Мария Легусова: Спасибо большое! Александр Ф. Скляр: Пройдя все испытания, казалось, песня обречена – режиссёр её отверг. Но нет, она сразу зазвучала в головах всех, кто её услышал. Работницы киностудии ходили и напевали её вслух, заражая этой песней всё новых своих коллег. В итоге в квартире Николая Доризо раздался телефонный звонок. Это был директор киностудии имени Горького Бритиков. Он требовал показать ему песню, из-за которой его сотрудницы во всех отделах навязчиво распевают, что любят женатого. Показали, и песня так тронула директора, что он отдал распоряжение отложить сдачу картины, чтобы доснять нужные сцены под песню «Огней так много золотых». Когда фильм вышел на экраны, песню запели уже абсолютно все. И пусть она не народная, но она, действительно, ушла в народ и по сей день остаётся с нами. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!