Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! В 1961 году ещё пока не слишком известный режиссёр Георгий Данелия приступил к съёмкам второго в своей карьере полнометражного фильма под названием «Путь к причалу». Музыкальный редактор «Мосфильма» Раиса Лукина посоветовала Данелии в качестве композитора обратить внимание на ленинградца Андрея Петрова. Пусть в кино он к тому времени ещё ничем особенным не отметился, зато успел сделать себе имя в симфонический музыке, опере и балете. Позже Данелия вспоминал, как на встерчу с ним приехал застенчивый молодой человек и скромно выслушал указания режиссёра: «Срочно нужна мелодия песни, которая станет лейтмотивом фильма. Поскольку матрос Чапин поёт её в кадре, к съёмкам должна быть готова фонограмма. Слов пока нет, они будут написаны позже». С такой задачей Андрей Петров ухал обратно в Ленинград. «Песня о друге» была написана к фильму Георгия Данелии «Путь к причалу». Родион, а как вы познакомились с этой песней: посмотрев фильм, или отдельно? Родион Васенькин: Отдельно, всё-таки меня поразило и очень понравилось исполнение Хиля, как он исполнил. Я могу признаться честно – фильм ещё не посмотрел, но очень хочется после всех событий. Просто очень бурно у меня события с этой песней начали быть связанными, что огромное желание сейчас посмотреть этот фильм, действительно, потому что знаю и историю создания этой песни, и как всё-таки исполнитель передаёт все свои эмоции, свой жизненный опыт через песню, через слова эти. Это, конечно, потрясающе, и, действительно, желание больше погрузиться в этот материал присутствует. Александр Ф. Скляр: Оно у вас есть? Родион Васенькин: Конечно. Александр Ф. Скляр: Андрей Петров выполнил заказ Георгия Данелии всего за неделю. Приехал в Москву показать работу, сыграл. Георгий Николаевич – человек интеллигентный – сказал, что это хорошо, но надо поискать ещё. И композитор уехал в Ленинград искать. Ещё через неделю привёз другую мелодию и… услышал те же слова. История повторилась в общей сложности 12 раз. И лишь 13-й вариант был одобрен режиссёром. Казалось бы, после таких мучений в этом сотрудничестве можно было бы поставить точку, далеко не каждый творец выдержит столько редакций своего произведения. Но неслучайно все, кто лично знал Андрея Павловича, говорят, что был он очень светлым, жизнелюбивым и незлопамятным человеком. И в тот раз он не просто не затаил обиды на сверхтребовательность Данелии, но и остался в тесном сотрудничестве и близкой дружбе с режиссёром на всю жизнь. Вместе они впоследствии создали шедевры нашего кино: «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон» и другие. В чём-то Андрей Петров даже считал Данелию своим учителем. Он вспоминал: «Перед каждой новой очередной нашей работой я спрашиваю у Георгия Николаевича Данелии, какая нужна музыка, и он всегда говорит одно и тоже: нужна хорошая мелодия. И это абсолютно верно. Я считаю, что музыку почти каждого фильма, в конце концов, определяет главная хорошая мелодия, которая становится как бы музыкальной эмблемой этого фильма». Вы как представитель классической школы вообще цените творчество Андрея Петрова как песенника? Родион Васенькин: В любом случае… да, вы сказали «классическая», нужно понимать, сколько у нас… у нас есть пласт советской эстрады, как сейчас принято говорить… Александр Ф. Скляр: Да, или «песни из старого советского кино» – это тоже такая отдельная часть. Родион Васенькин: Да, это отдельно и в основном это исполняют актёры, актёры, которые могут донести именно слово. Сейчас уже период, когда люди стараются всё больше петь, но когда происходит этот симбиоз – совместить и текст, и не забывать о вокале, потому что для классического вокалиста это важно очень, как голос прозвучал, всё ли в порядке. Александр Ф. Скляр: Конечно. Родион Васенькин: Лично для меня это важно. И, конечно, песенные композиторы, такие как Петров, дают, помимо того, что великолепная музыка, ты какие-то вещи начинаешь пробовать в опере, то есть всё это настолько связано. Александр Ф. Скляр: То есть она может помочь потом, даже и для оперного пения, да? Родион Васенькин: Конечно. Периодически, конечно, тебе говорят: «Так, немного дай живого звука, не надо этой эстрады». Но всё равно ты это принимаешь, делаешь такой симбиоз, который тебя потом выделяет как личность, как индивидуального артиста. Александр Ф. Скляр: Хоть Данелия и называл тринадцать своим любимым числом, с тринадцатым вариантом мелодии к фильму «Путь к причалу» всё-так пришлось помучиться. Музыку нужно было утвердить в музыкальной редакции, но там её забраковали, сказали, что она «с каким-то западным душком, несоветская, нерусская». К счастью, Данелия был известен своей удивительной способностью находить выход из подобных ситуаций. В его острый ум тут же пришёл ответ, мол, да, музыка нерусская, но и незападная. И поскольку события происходят в Арктике, были исполнены мелодии народных песен чукчей. Непобедимый аргумент! Музыка была утверждена. Но это ещё не всё, к песне надо было написать слова и тут не обошлось без приключений. Данелия поручил сочинить текст песни Григорию Поженяну. Он написал: «Если радость на всех одна, на всех и беда одна». В слове «если» две ноты, а в мелодии – три. Поженян потребовал, чтобы Петров выкинул ненужную ноту. Тут уж деликатный Петров не выдержал и прислал телеграмму: «Я написал 13 вариантов мелодии, пусть этот Жеженян заменит одно слово». Паженян, к слову сказать, бывший десантник, узнав, что его назвали Жеженяном, собрался в Ленинград разобраться с Петровым по-мужски. Успокоили, сказав, что фамилию перепутало телеграфное агентство, а актёру Валентину Никулину пришлось в этой песне «если» растягивать на три ноты. Мы знаем, что Георгия Данелию и Андрея Петрова потом в дальнейшем связала большая дружба человеческая. А из их совместных работ какая вам больше всего нравится? Ведь есть ещё песня из кинофильма «Я шагаю по Москве». Родион Васенькин: Это замечательно! Вот как раз эту песню я столько раз слушал из, скажем так, современных вариантов, но всё-таки классический с Михалковым – это потрясающе. Когда ты это всё: «Вот актёр как должен!». Если кто-то будет петь эту песню, именно петь, как все мы, классические артисты, то это, конечно, не то. Там слышна и радость, и улыбка в голосе и лёгкость этого всего. Это великие песни, которые нужно уметь петь, исполнять. Александр Ф. Скляр: Фильм «Путь в причалу» вышел на экраны в 1962 году и был тепло встречен зрителями, впрочем, многие отмечали, что без музыки Петрова судьба картины могла быть и не столь счастливой. В том же 62-м году Андрей Петров предложил эту песню Эдуарду Хилю. Он совсем недавно окончил консерваторию и уже блистал в исполнении классического репертуара, «Песня о друге» ему понравилась. Впоследствии Хиль вспоминал: «Первой песней, с которой я вышел на большую эстраду и даже попал в телевизор был песня Андрея Петрова из фильма “Путь к причалу”». Хочу сказать спасибо всем, кто присылает письма на нашу почту, всем, кто рассказывает о том, какие песни хочет услышать, всем, кто делится своим творчеством. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!