«Поворот»
https://otr-online.ru/programmy/pesnya-ostayotsya-s-chelovekom/povorot-58991.html
Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни!
60-е годы XX века: весь мир охватила неистовая битломания. Не обошла она и Советский Союз, где на чёрном рынке вполне можно было приобрести пластинки с песнями ливерпульской четвёрки. Андрей Макаревич тогда был школьником, как и я. Его отец принёс домой пластинку The Beatles, видимо, и не подозревая, что совершает тем самым переворот в мире советской музыки. Вскоре Андрей Макаревич в родной московской школе организовал группу из подростков-битломанов. Кстати сказать, они приезжали к нам в 45-ю спецшколу города Москвы, в которой я учился, мне кажется, может быть, в седьмом или восьмом классе. Они одевались, как битлы и пели, как говорит сам Макаревич, «абсолютно раннюю битлятину на английском языке». Но уже через год группа стала называться «Time Machines», или «Машина времени». Ребята взрослели, давали полулегальные концерты и уже к концу 70-х в стране не осталось никого, кто не знал бы о «Машине времени». Тогда, в 79-м, и родилась песня «Поворот».
Богдан, вы стали известны не только потому, что участвовали в проекте «Голос», но и потому, что во время пандемии сделали такую интересную историю вашими балконниками. Это значит, что вы показали: вы можете петь песни в самых различных жанрах – от оперы до рока. Соответственно, расскажите, пожалуйста, о вашем музыкальном образовании.
Богдан Кияшко: Началось всё в городе Киров, он же Вятка, моя родина. В 10 дет я попал в хоровую школу мальчиков и юношей под названием «Орлята», и в 11 лет я стал солистом этого хора. И начиналось всё там. В 16 лет я поступил в Гнесинку в Москве, окончил её в 20 лет как оперный певец. После этого поступил в хоровую Академию имени Попова, полгода там проучился, бросил, потому что понял, что опера – уже не совсем то, что целиком отвечает моему мнению о собственной самореализации, мне хотелось свободы. Вот такое моё нынешнее музыкальное образование, которое будет продолжаться до само смерти.
Александр Ф. Скляр: О том, кто именно создал музыку, на которую Андрей Макаревич написал слова песни «Поворот», сами музыканты спорят уже несколько десятилетий. По официальной версии в ходе работы над программой «Маленький принц» Пётр Подгородецкий предложил придуманную им мелодию, которую Макаревич не принял из-за того, что она была слишком лиричной и спокойной. «Я на эту мелодию никогда слова не напишу, потому что это песня про любовь, а это не мой жанр», – сказал тогда Андрей Макаревич. Тогда Александр Кутиков предложил более агрессивный вариант. Макаревич послушал, пошёл в кафе «Московское» и там быстро написал слова к песне «Поворот».
А вот вы сами ведь тоже – композитор и песенник, можем сказать?
Богдан Кияшко: Да.
Александр Ф. Скляр: От чего рождается песня в вашем конкретном случае: от слов или от какой-то пришедшей мелодии или наброска мелодии, может быть?
Богдан Кияшко: Очень интересный момент, так как доступ к информационным ресурсам и к площадкам различным есть теперь у каждого человека, мы оказались в огромной луже, назовём её «болотом». И где-то в этих «болотах» скрыты «нефтяные скважины», но чтобы их отыскать, нужно столько разгрести рученьками своими, поэтому я пишу сразу так, чтобы потом не было за это стыдно ни в какой момент. И пишу в этом смысле немного, и песни ко мне приходят: иногда чуть первее приходит текст, потом за ним – музыка. И причём это не так, что я сначала написал целый текст или сначала написал целую музыку, они, как шерочка с машерочкой, ходят парой. Отдельная кухня, на самом деле, каждого из них встречаем на нашем пути музыкантов.
Александр Ф. Скляр: Песня «Поворот» была частью программы «Маленький принц». Ещё вчера полулегальная группа, в 80-м году была принята в «Росконцерт». «Машина времени» начала готовится к выступлению на одной из самых престижных площадок столицы – в Театре эстрады – с программой «Маленький принц». У неё была оригинальная концепция: песни группы «Машина времени» перемежались с чтением отрывков из «Маленького принца» Экзюпери Александром Бутузовым – поэтом, художником и тусовщиком по кличке Фагот. Но в официальном статусе программу надо было сдавать худсовету. Посмотрев на всё это и послушав, партийный функционер вынес резолюцию: «Повременить». Версии разные: то ли ему не понравились песни, то ли – национальный состав коллектива. Но «Машина времени» продолжала ездить по стране и исполнять свой «Поворот».
Песня «Поворот»: текст её можно трактовать по-разному, она такая – неодноплановая песня. Вот для вас лично это песня о чём?
Богдан Кияшко: О позитивном мышлении, наверно, так. О том, что нельзя сдаваться, и при этом не слишком плохо пахнет дидактикой. Но мне нравятся некоторые вещи больше у «Машины времени».
Александр Ф. Скляр: А какая песня вам нравится больше? Может быть, вы её исполните?
Богдан Кияшко: Давайте, действительно, что объявлять, просто возьму и сыграю.
Александр Ф. Скляр: Конечно.
Богдан Кияшко: «Бывают дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни музыки, ни сил. В такие дни я был с собой в разлуке, и никого помочь мне не просил. И я хотел уйти куда попало, закрыть свой дом и не найти ключа. Но верил я, не всё ещё пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча. Но верил я, не всё ещё пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча, пока не меркнет свет, пока горит свеча».
Александр Ф. Скляр: Песне «Поворот» понадобилось всего несколько месяцев, чтобы возглавить самый влиятельный, впрочем, и единственный в те годы официальный хит-парад «Звуковая дорожка» газеты «Московский комсомолец». Более того, 7 месяцев держаться в нём на первом месте. Но самое ценное, что с того далёкого 80-го года прошло уже более 40 лет, а песня остаётся многими любимой и знакомой каждому. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!