Александр Скляр: Это наши любимые песни! К десятилетию Победы в Великой Отечественной войне и столетию первой обороны Севастополя композитор Константин Листов задумал написать песню. Сам он об этом когда-то рассказывал так: «Мне хотелось писать о Севастополе наших дней, восставшем, как птица Феникс, из пепла, светлом, чистом и бесконечно близком всем советским людям». Вспоминал Константин Листов: «Вечер, наступает прохлада, матросы в белоснежных формах устремляются на берег, их ждут подруги на Матросском бульваре. Все собираются вокруг оркестра или баяниста, моряки и девушки шутят, танцуют. А наутро корабли снова уходят в море. Каждый думает о своём». Такой музыкой и получилась: светлой, чистой, но не без внутреннего напряжения. Очень тонко описала это произведение Елизавета Листова – журналистка и правнучка композитора. Она назвала музыку «Севастопольского вальса» «шикарной, как бальное платье Золушки снаружи, и надрывной, как рваная рана внутри». Я хочу напомнить зрителям, что у нас в гостях Рудольф Николаевич Ковалёв – доктор технических наук, профессор из Екатеринбурга. Мы познакомились ещё в прошлом году, когда Рудольф Николаевич прислал нам видео с песней «Русское поле». Рудольф Ковалёв, доктор технических наук, профессор УГЛТУ: Да. Александр Ф. Скляр: И сегодня вы у нас снова в гостях, очень приятно. Скажите, пожалуйста, как изменилась ваша жизнь, когда в эфире прозвучала песня в вашем исполнении? Рудольф Ковалёв, доктор технических наук, профессор УГЛТУ: Да, это первое появление меня на канале таком. Но на работе у нас я какой-то белой вороной являюсь, причуды профессора такие.А вот на музыкальное окружение, конечно, произвело впечатление, я вырос в глазах музыкальной общественности нашего города, конечно. Александр Ф. Скляр: Как в этот раз получилось, что вы эту песню исполняете – «Севастопольский вальс»? Рудольф Ковалёв, доктор технических наук, профессор УГЛТУ: Эта песня одна из самых любимых моих, она с детства запала мне в душу, и вообще она является такой спутницей моей жизни. Когда мне плохо, я включаю эту песню и несколько раз её исполняю, и хандру как рукой снимает. В этой песне удивительное сочетание: простой лирический текст – там никакого пафоса нет,а музыка поднимает, как будто взлетаешь на волнах этой песни. Таких песен, я считаю, очень немного у нас. Александр Ф. Скляр: Для композитора Константина Листова Севастополь был не просто названием города, война – не только страницами истории, и с моряками композитор был хорошо знаком. Он родился в 1900 году в Одессе в семье цирковых артистов. Семья много ездила, маленький Константин видел много городов. Но потом вспоминал, что ещё в детстве по-настоящему полюбил Чёрное море, Севастополь и военных моряков. Во время Гражданской войны Листов пошёл добровольцем в кавалерийский полк, там участвовал не только в боях, но и в красноармейском хоре. По воспоминаниям об этих днях в 1936 году Константин Листов написал свою знаменитую «Песню о Тачанке». Между войнами он окончил Саратовскую консерваторию, так что к началу 40-х Листов был уже известным композитором. Когда началась Великая Отечественная война, он стал музыкальным консультантом политуправления Военно-Морского флота. Почти все военные годы Листов провёл на кораблях, был и в осаждённом Севастополе. В то время написана его легендарная «Землянка». Много было и песен о моряках, но для главной – «Севастопольского вальса» – композитору понадобилось ещё 10 лет мирной жизни. Вы сами в Севастополе были? И если были, то до того, как знали эту песню, или уже после? Рудольф Ковалёв, доктор технических наук, профессор УГЛТУ: После. Я в Севастополе побывал в прошлом году первый разлетом на экскурсии. Город, конечно, исключительный: зелёный, памятники и вот эта бухта, корабли. Это незабываемое впечатление! Александр Ф. Скляр: А вы могли бы себе представить себя, который исполняет эту песню в Севастополе? И если можете представить, то в каком виде это было бы? И где, в каком месте Севастополя вам бы хотелось исполнить эту песню? Рудольф Ковалёв, доктор технических наук, профессор УГЛТУ: Я не считаю себя таким певцом, который на стадионе поёт, мне ближе какая-то камерная обстановка. Как-то бы вместе с ветеранами спеть, чтобы кто-то вальс танцевал бы, что-то такое. Александр Ф. Скляр: Музыка «Севастопольского вальса» была написана в 1954 году. Константин Листов предложил написать стихи своему другу, поэту Георгию Рублёву. Отец поэта был расстрелян в 37-м году. Тем не менее сам Георгий Львович сумел сделать неплохую поэтическую карьеру, создавая идеологически выверенные тексты. Ему принадлежит «Песня о чекистах», «Письмо наркому», «Подарок Сталину от девочки из Вьетнама» и много других стихов для ныне забытых песен. Когда к Рублёву обратился Листов, поэт был уже безнадёжно болен и знал, что дни его сочтены. Стихи получились искренними, далёкими от плакатной лирики. А вот текст припева стал результатом совместного сочинения поэта и композитора. К началу 1955 года «Севастопольский вальс» был полностью готов, но поэт в профессиональном исполнении свою последнюю и лучшую песню так и не услышал. В 55-м году Георгий Рублёв скончался. У «Севастопольского вальса» было много исполнителей: и Георг Отс, и Леонид Кострица, и наша современная замечательная актриса Екатерина Гусева. А какое вам исполнение ближе всего? Рудольф Ковалёв, доктор технических наук, профессор УГЛТУ: Я считаю исполнение Отса непревзойдённым. Вот этот голос совершенно подходит к уникальности этой песни. А вот Кунгурова я слышал, Кунгуров в какой-то в русской народной манере, с каким-то размахом исполнил. А больше я не слышал, что кто-то её поёт, редко она появляется на экранах, по радио. Александр Ф. Скляр: Впервые «Севастопольский вальс» прозвучал в Одессе 22 февраля 1955 года во время гастролей оркестра Эдди Рознера, солировал тогда Эмиль Горовец. Вскоре в свой репертуар песню включил очень популярный в те времена Георг Отс, и в его исполнении «Севастопольский вальс» стал знаменит на всю страну, тиражи пластинок разлетались моментально. А в 61-м году на основе своего вальса Константин Листов сочинил одноимённую оперетту. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео (pesnya@otr-online.ru). Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!