В сентябре 1939 года Германия напала на Польшу. По общей мобилизации был призван в армию один из лучших польских джазовых композиторов Ежи Петербургский. В том же месяце он оказался на территории, вошедшей в состав СССР. Музыкант получил советское гражданство и уже к концу 39-го года возглавил Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР. В оркестре было 25 человек, почти все – бывшие польские граждане. Для своего коллектива Ежи Петербургский и написал вальс, который впоследствии стал песней «Синий платочек». В 40-м году оркестр Ежи гастролировал в московском саду «Эрмитаж «. На их концерт пришёл поэт и драматург Яков Галицкий. Вальс вдохновил его настолько, что он, не дожидаясь окончания концерта, записал в блокноте стихи на эту музыку. После концерта показал композитору. И уже через пару дней в концертную программу вошла песня «Синий платочек». Но это была другая, пока ещё мирная, лёгкая песня о любви. А вы знаете, что у этой песни раньше существовал другой текст? Ксения Россомахина: Да, конечно, знаю. Александр Ф. Скляр: Вот вы когда-либо слышали в другом исполнении? Ксения Россомахина: Слышала, и я, на самом деле, когда открыла недавно «Википедию», чтобы всё-таки более подробно узнать об этой песни, куплетов настолько много и исполнителей, которые делали эту песню так много, что, мне кажется, можно собрать 4-5 песен полноценным с разным текстом абсолютно. Александр Ф. Скляр: А вот какой из них вам ближе? Наверно, тот, который вы исполняли сейчас? Я б сказал бы каноническим или тот, в котором эта песня полюбилась? Ксения Россомахина: Да-да. Я бы ещё добавила именно к этому исполнению Клавдии Шульженко, всё-таки для меня кажется самый главный куплет это: «Синенький, скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь ласковых радостных встреч». Именно его почему-то Клавдия не пела. Мне кажется, что именно в этом куплете настолько много любви, теплоты и даже невзначай у меня у меня руки хотя ближе к сердцу как-то… такая – очень тёплая песня, она вроде и минорная, но такая светлая. Александр Ф. Скляр: До Великой Отечественной войны песня «Синий платочек» в её изначальном варианте стала очень популярной, её исполняли на всех танцплощадках, её пели Лидия Русланова, Вадим Козин, Изабелла Юрьева. А потом началась война… Песню «Синий платочек», которую знала и любила вся страна, солдаты увезли с собой на фронт, её напевали и хотели слышать, она напоминала о мирной жизни, о тех, кто ждёт. Несмотря на тяжёлую ситуацию, для фронтовиков продолжали записывать пластинки. Многие воинские части возили с собой патефоны. В 43-м году была записана пластинка с «Синим платочком» к которой Лидия Русланова добавила ещё два куплета. Но эта запись после войны не получила распространения. После ареста Руслановой она была изъята и восстановлена только в 80-е годы. Вы ведь такая юная исполнительница, но потому как вы поёте эту песню, я чувствую, что какие-то переживания вы уже ощущаете. Вот скажите, пожалуйста, какие именно у вас ассоциации эта песня рождает, когда вы исполняете? Ксения Россомахина: Конечно же, мне хочется верить, что в этой песне есть счастливый конец, но я её исполняю так, как будто мой молодой человек не вернулся. И я, конечно, переживаю, сопереживаю ему очень, и вроде как бы я стараюсь это принять, но до конца не могу, поэтому для меня это, наверно, такое достаточно серьёзное прочтение. Александр Ф. Скляр: Как вы думаете, почему она стала такой совершенно знаковой песней времён Великой Отечественной? Ксения Россомахина: Мне кажется, здесь, во-первых, безумно красивая мелодия, во-вторых, эта песня поднимает, мне кажется, боевой дух всех солдат, они хотели вернуться к своим любимым, потому что здесь столько заботы, столько любви. Александр Ф. Скляр: Песню «Синий платочек» для бойцов исполняли фронтовые музыкальные бригады. Клавдия Шульженко с первых дней войны добровольно вступила в ряды действующей Красной армии. Оркестр, созданный ею совместно с мужем Владимиром Коралли стал Ленинградским фронтовым джаз-ансамблем, с которым певица сотни раз пела для бойцов Ленинградского фронта. Её песни звучали на передовой и в госпиталя, не раз выступали они прямо в окопах, и всегда она пела «Синий платочек». Но однажды, когда Шульженко выступала в Гвардейской части на «дороге жизни» через Ладожское озеро, произошёл случай, который изменил историю песни «Синий платочек». У этого случая есть две версии: по одной из них к Шульженко подошёл 22-летний лейтенант Михаил Максимов и, краснея, передал Клавдии Ивановне стихи, которые он переосмыслил. По другой версии сама Шульженко, узнав, что в части есть поэт, попросила его написать слова, которые бы отражали битву с фашизмом. Так или иначе, но Михаил Максимов стал автором тех самых всем нам знакомым строчек. Какие ещё песни можно было бы поставит в ряд с «Синим платочком», на ваши ощущения? Ксения Россомахина: «На позицию девушка провожала бойца», мне кажется, тоже. Александр Ф. Скляр: А «Тёмная ночь»? Ксения Россомахина: «Тёмная ночь» – можно поставить, да. Александр Ф. Скляр: Но вот такая пронзительная, наверно, эта одна из немногих. Ксения Россомахина: Согласна, да. Александр Ф. Скляр: Если меня бы спросили, я, наверно, думаю, что, - «Тёмную ночь», по моим ощущениям. Может быть, это потому, как её исполнил Бернес. Мне кажется, что-то у них есть общее по этой невероятной пронзительности. Вот вы помните, как он её просто совершенно начинает: «Тёмная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают. В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, и у детской кроватки тайком ты слезу утираешь». Спасибо! Ксения Россомахина: Вам спасибо большое! Песня «Синий платочек» пережила всех своих создателей и в каком-то смысле действительно стала народной. На мелодику вальса Ежи Петербургского появлялись всё новые и новые слова, вариантов «Синего платочка» можно найти больше десятка, он на многие годы людям оказался особенно дорог именно тот, который был рождён в тяжёлые времена и поддерживал в самые страшные моменты жизни. «Синему платочку» со стихами Михаила Максимова в этом году исполнилось 80 лет. Хочу сказать «спасибо» всем, кто присылает письма на нашу почту, всем, кто рассказывает о том, какие песни хочет услышать, всем, кто делится своим творчеством. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши любимые песни на видео, возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!