Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! В 1957 году Булат Окуджава написал «Песенку о полночном троллейбусе». Это было очень важное для Булата Шалвовича время. Недавно были реабилитированы его родители. Ещё вчера сын так называемых врагов народа теперь смог вступить в партию, что открывало путь публикации его стихов. В Калуге вышел первый сборник «Лирика», правда большой популярности он не принёс. Ещё через пару лет Окуджава смог вернуться в родную Москву. И вот тут изменилось всё. Как это произошло, версии существуют разные. По одной из них, Булат Шалвович шутки ради спел одно из своих стихотворений под гитару перед друзьями. Они были поражены, попросили ещё одно и ещё. И решили записать всё на магнитофон. Была там и «Песенка о полночном троллейбусе». А дальше плёнки перезаписывались, передавались из рук в руки и скоро сделали поэта очень известным, особенно в кругах столичной интеллигенции. Ещё немного и песни Окуджавы знала уже вся страна, правда как выглядит их исполнитель, многим было неведомо. Алексей, личность Окуджавы очень много значила в XX веке, и не только для культуры. Кем для вашего поколения является Окуджава? Алексей Гоман, певец: Вы знаете, Окуджаву, конечно, начинаешь понимать ближе к возрасту взрослому, потому что нужно пожить жизнь, чтобы это понять. Булат Шалвович для меня – такой мудрец, отец, можно сказать, к которому можно обратиться за советом. Даже в этой песне – «Синий троллейбус» – есть слова, что когда приходит отчаяние… Вот когда приходит отчаяние, очень хорошо послушать мудрого совета. И очень классно послушать именно Булата Окуджаву, потому что мудрый человек. Его послушаешь и понимаешь: «Что ты расстраиваешься? Вот тебе умный человек сказал хорошие добрые слова», – и на душе становится сразу легче. Александр Ф. Скляр: Интересно, а вот когда вы эту песню исполняете, что вы чувствуете? Как на вас действует эта песня? Алексей Гоман, певец: Я тот человек, который, если в жизни что-то происходит не очень приятное, я, скорее, тот человек, который от людей уйду и один побуду. А он учит, можно сказать, тому, что нужно идти, наоборот, в люди. Даже если рядом молча посидеть, но в компании твоих соотечественников. Может быть, в этом-то и спасение есть как раз: не убегать от людей, а наоборот, идти к ним. Ты чувствуешь себя совершенно не одиноким в этих песнях. Александр Ф. Скляр: Впервые на экране Булат Окуджава появился в 1962 году. Это было время, когда Никита Сергеевич Хрущёв принялся за борьбу с ворами в законе, которые ещё с 30-х годов были сильны в Советском Союзе. Кроме всяческих административных мер, конечно, на борьбу был брошен один из мощнейших ресурсов – кинематограф. Режиссёр Иван Правов взялся за экранизацию повести «Цепная реакция» классика советского детектива Льва Шейнина. В центре сюжета – съезд воров перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов. Решали, кого и как во время этого мероприятия грабить. После сходки вор в законе по кличке Кардинал поехал к своему старому знакомому – исправившемуся вору, нашедшему смысл жизни в семье и в работе на заводе. И вот после душеспасительной беседы забежал Кардинал в поздний автобус, а там мужчина с усами, окружённый девушками разных национальностей, поёт под гитару «Песенку о ночном троллейбусе». Это для Кардинала стало ещё одним шагом к переосмыслению жизни, а для зрителей это была возможность впервые увидеть на экране того самого знаменитого исполнителя, которого все они знали по магнитофонным записям, – Булата Окуджаву. Вы знаете, любопытно, что много лет назад, в 76-м году, эта песня, которую я исполнил в милицейском участке в Гурзуфе, резко изменила отношение того милиционера, который имел ко мне претензии за то, что я слишком громко пел Высоцкого, и он меня отпустил. И для меня эта песня тоже знаковая. А вот какие ещё песни Окуджавы важны лично для вас. Алексей Гоман, певец: Моя любовь давняя – это песня «На ясный огонь»: «Мой конь притомился, стоптались мои башмаки». Александр Ф. Скляр: «Куда же мне ехать скажите». Алексей Гоман, певец: Это что-то необыкновенное. Я ещё увидел в Театре Камбуровой, был на спектакле, посвящённом как песням Булата Окуджавы, и эту песню там услышал. И после этого я уже послушал оригинал Булата Шалвовича. Песня потрясающая, она для таких потерянных людей, иногда потерянных людей, она очень хорошая. Александр Ф. Скляр: Но у каждого из нас бывают ситуации, когда мы чувствуем себя потерянными. А ещё? Алексей Гоман, певец: Ещё, если говорить о миролюбии, песня «Надежды маленький оркестрик» под управлением любви». Это что-то необыкновенное. Это в принципе, саундтрек любого человека в настоящей жизни, когда много тревог очень и ты можешь опираться только на надежду. Александр Ф. Скляр: А «Живописцы окуните ваши кисти»? «Живописцы, окуните ваши кисти». Алексей Гоман, певец: А «Виноградную косточку в тёплую землю зарою»? Господи, это же самая интеллигентная застольная песня из всех, которую можно записать. Александр Ф. Скляр: Да, может быть, соглашусь с вами. Хотя не знаю, нынешнее поколение считает ли эту песню застольной? Алексей Гоман, певец: А сейчас же как будто застольных песен-то и нет, потому что за столом особо люди не сидят. Сейчас же больше такое: канапешечку взять, постоять с бокальчиком. Александр Ф. Скляр: Да. Стихотворение «Полночный троллейбус» в первой редакции Булата Шалвовича несло немного иное настроение. Второй куплет изначально был последним, то есть песня заканчивалась словом «крушения». Драматург Леонид Зорин, ставший одним из первых слушателей этого произведения, посоветовал Окуджаве сделать более светлый финал. Булат Шалвович к такому точному совету прислушался, и последние слова о стихающей боли подарили песни совсем другое светлое настроение надежды. Окуджава – один из столпов авторской песни. А вот кем для вас больше является Окуджава: автором-исполнителем или, может быть, поэтом, или может быть философом? Алексей Гоман, певец: Я, к сожалению или к счастью, знаю, что Булат Шалвович про себя говорил, что он всё-таки больше поэт, который себе аккомпанирует. И я к нему так и отношусь. Александр Ф. Скляр: Но вы же тоже ведь человек, сочиняющий свои песни. А скажите, вы в вашей поэтике не ориентируетесь на кого-то из наших бардов? И если ориентируетесь, то не на Окуджаву ли? Алексей Гоман, певец: Знаете, ориентироваться, конечно, можно, но всё-таки это великие поэты. Всё что касается моего личного сочинительства, это, знаете, больше такое: пришло настроение, дай-ка я его «обую» в слова, что-то в том роде. Я не могу к себе относиться так серьёзно, как отношусь серьёзно к песням Булата Шалвовича. Александр Ф. Скляр: Похоже, для Булата Окуджавы московский городской транспорт вообще имел гораздо более глубокое значение, чем просто средство передвижения. В 1962 году он сочинил стихотворение «Трамваи». А в конце 60-х написал повесть «Новенький как с иголочки», в который упомянул случай из арбатского детства, когда пятилетним укатил один на трамвае, испугался, выйдя из него в неизвестном месте, но догадался сесть в противоположный трамвай, который его, можно сказать, спас, доставив обратно. Сегодня кто-то по-прежнему любит Булату Окуджаву. Многие начали его ругать, вспоминая какие-то фрагменты биографии, но никто не спорит с тем, что песни его тонкие и проникновенные, поэзия на века. Хочу сказать спасибо всем, кто присылает письма на нашу почту. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео (pesnya@otr-online.ru). Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!