Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! У одного из любимых наших бардов Юрия Визбора, 20 июня день рождения. Он прожил всего полвека, но как прожил! Педагог по образованию и журналист по профессии, он объездил всю страну и сам участвовал во всём, о чём потом рассказывал в своих репортажах. Визбор работал с нефтяниками на Каспии, стоял в ночную смену с перфоратором на прокладке тоннеля Нурекской ГЭС и разделывал рыбу в Норвежском море. То, что он переживал там, Визбор нередко выражал в стихах, которые так и просились на музыку. Так он создал новый жанр – «песню-репортаж». Юрий Иосифович к тому же был отчаянным альпинистом, участвовал в покорении Тянь-Шаня, Памира и Кавказских гор, но даже всего этого для его деятельной и талантливой натуры было мало. Юрий Визбор писал пьесы, снимался в кино. Кто не помнит Бормана из «Семнадцати мгновений весны»? Был одним из первых журналистов радиостанции «Юность» и, главное, стал одним из самых ярких представителей бардовского движения и популяризаторов авторской песни. Галина, Константин, вы всю жизнь занимаетесь авторской песней. Мы знаем многие очень для нас важные имена в авторской песне. Это Окуджава, Городницкий, Галич и многие другие. Скажите, пожалуйста, чем, на ваш взгляд, от них отличается Юрий Визбор? В чём он уникален? Галина Хомчик: Для меня, например, Визбор – это прежде всего совершенно уникальный романтик. Иногда кажется, что это романтика очень лёгкая, такая воздушная, как пух снежный, сдутый с еловой ветки. А потом ты прислушиваешься и понимаешь, что за этой лёгкой романтикой очень много стоит абсолютно такой человеческой мудрости. Константин Тарасов: И Визбор воплощал собой такую традицию. Почему, например, скалолазание, горные лыжи и прочее стали таким символом бардовской песни? Потому что люди, уходящие в трудный поход, становятся одинаковыми. Большие начальники, кто бы ты ни был, но в горах ты мой товарищ, который должен поставить руку, должен привести дров, должен уметь на ветру разбить бивак. И Визбор, конечно, понимал, что только в труднодоступных видах спорта или походах все одинаковы, и Визбор был воплощением вот этого стиля жизни. Галина Хомчик: Но он мог это выразить. Константин Тарасов: Да, в песне. Галина Хомчик: Всё, что чувствовали вот эти все одинаковые, Визбор мог выразить в поэзии, в песне. Константин Тарасов: В хорошей песне. Галина Хомчик: Да, в той которая становилась для каждого из этих одинаковых своей. Александр Ф. Скляр: В 60-е годы авторская песня, объединяющая романтиков, туристов, поэтов, музыкантов, стала одним из самых популярных направлений в культурной жизни Советского Союза. В 68-м году они начали собираться в Куйбышевской области на поляне у костров с гитарами. Поначалу просто пели песни, которые любил Валерий Грушин. Он был известен своим участием в самодеятельности Куйбышевского авиационного института. Страстный участник турпоходов, в который отправлялся неизменно с гитарой и всегда возвращался с новой песней. Из своего последнего похода он не вернулся. 22-летний Валерий Грушин погиб, спасая тонущих детей. Его именем и был назван фестиваль, который впоследствии стал для бардов главным. Юрий Визбор даже написал в дневнике: «Если сердце я оставил в Фанских горах, то душа моя осталась на поляне Грушинского фестиваля». В начале 70-х годов Юрий Иосифович задумал написать оду этому знаменательному событию и начал слагать строки прямо в палатке. Но, несмотря на самую подходящую атмосферу, что-то не складывалось. Юрия Визбора уже очень давно нет с нами. А вы лично сами когда-либо с ним встречались? Какой он был человек? Галина Хомчик: Не встречалась никогда. Но у меня ощущение, что я с этим человеком знакома очень близко, потому что во всех вечерах памяти Визбора я принимала участие и какое-то время даже и в подготовке их участвовала вместе с Ниной Визбор, потом с Татьяной Визбор. И было такое ощущение, что вот этот человек всё время рядом с нами находится. Когда веришь его фотографии, когда видишь его в кино, кажется, что вот он. Ему хочется сказать: «О, привет! Мы же с тобой знакомы». Александр Ф. Скляр: Точно. Галина Хомчик: Совершенно удивительное свойство. Александр Ф. Скляр: Визбор говорил, что оставил на Грушинском фестивале свою душу. А вот как вы впервые попали на Грушинский фестиваль? И вообще, что это такое – Грушинский фестиваль – для вас? Константин Тарасов: Меня кто-то взял из великих, то ли Галя Хомчик, то ли Олег Митяев. Галина Хомчик: Митяев тебя взял, потому что Галя Хомчик невеликая, а Митяев великий. Костя-то был уже почётным гостем, а я попала как конкурсант честный. И в 87-м году стала лауреатом и с 1987 года без единого пропуска езжу на Грушинский фестиваль. И всегда Грушинский фестиваль – это прежде всего Визбор. Это ассоциация с «Милой моей». Это песня-фестиваль, можно сказать, потому что говоришь «Милая моя», сразу ассоциативно – Грушинский фестиваль. Александр Ф. Скляр: В 73-м году уже в Москве Юрий Визбор закончил начатое год назад сочинение песни и сразу написал в дневнике: «Наконец-то я написал песню, которую был обязан написать давным-давно, – “Лесное солнышко”. Я посвятил её моей дорогой Поляне. Кажется, песня у меня получилась, буду рад, если её примет Поляна». Ожидания Юрия Визбора более чем оправдались. Песню приняла не только Поляна Грушинского фестиваля, её запела вся страна. В 2023 году этой песне исполнилось полвека. Вот Нина Филимоновна, жена и потом вдова Юрия Визбора, а сейчас Татьяна Визбор, они многое делали и делают для того, чтобы сохранить память о Юрии Иосифовиче. Вам кажется, им удаётся им это? Константин Тарасов: Прежде всего это великое дело, которое началось с именем Визбора по инициативе его вдовы Нины Филимоновны. Началось в 94-м году, в год его 60-летия. Было два концерта – в зале «Россия» и в Кремле, которые показывали по телевидению, и началась мода на большие концерты авторской песни, благодаря имени Визбора. Александр Ф. Скляр: Песня «Милая моя», если вдуматься в её текст, она посвящена, как вам кажется, месту – Поляне – или она посвящена всё-таки конкретному человеку? Галина Хомчик: Это про высокие, добрые человеческие чувства, которые, на самом деле, вот тем самым туристам-романтикам очень даже свойственны, где бы они не находились: в горах, в морях, в лесах, всё это у них есть. И каждый из них может спеть: «Милая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретимся с тобой?». Так хорошо становится от этого. Александр Ф. Скляр: В сентябре 1984 года на родине Грушинского фестиваля, в Куйбышеве, проходил концерт бардовской песни. На сцену вышел конферансье и объявил: «Мы только что узнали, что в Москве, 17 сентября скончался Юрий Иосифович Визбор». Очевидцы вспоминают, что в этот момент весь зал, как по какой-то невидимой команде, встал и запел «Милая моя». Многие плакали, словно потеряв близкого человека. Юрий Визбор прожил всего 50 лет, но прожил их так, чтобы не потерять ни единой минуты. Юрия Визбора уже много лет нет с нами, а песни его есть, их поёт вся страна, их поёт и ставшая певицей внучка барда Варвара Визбор. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео (pesnya@otr-online.ru). Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!