«Старый клён»
https://otr-online.ru/programmy/pesnya-ostayotsya-s-chelovekom/staryy-klyon-58382.html
Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни!
В этом году исполняется 60 лет со дня премьеры фильма «Девчата». 60 лет с нами образы, немного романтические и наивные, и, конечно, любимые песни – «Хорошие девчата» и «Старый клён». Причём «Старый клён» настолько вошёл в нашу жизнь, что многие считают эту песню народной. Это только доказывает великое искусство композитора Александры Пахмутовой и поэта Михаила Матусовского.
Олеся Лесникова исполнила для нас песню из такого любимого фильма «Девчата». Ведь фильм этот, такой нежный, романтичный, и за это его, собственно говоря, и любят. Но также есть и те, кто сейчас уже говорят: «Зачем нам показывать всё это старьё? Эмоции уже все ушли, времена те ушли, и мы живём в другом мире совсем». Вот как вы считаете, Олеся, этот фильм актуален сейчас или ушёл?
Олеся Лесникова: Этот фильм, я говорю в любом случае только за себя…
Александр Ф. Скляр: Конечно.
Олеся Лесникова: Но призываю и всех остальных. Этот фильм, как и другие фильмы великого советского кинематографа, нужно смотреть в любое время всегда, везде и всем, и желательно ещё и в кино.
Александр Ф. Скляр: Я с вами согласен, да. Я тоже – большой поклонник старого советского кино, и ещё люблю его потому, что там были такие песни, которые зачастую становились, может быть, даже ещё более запоминающимися, чем само кино. То есть как-то так наши поэты-песенники относились к музыке для кинофильмов, что песня мало того, что начинала потом жить своей собственной жизнью, так она ещё к тому же и перекрывала фильм. Вот эта песня, которую вы сейчас для нас исполнили, мне кажется, как раз из этой серии.
Олеся Лесникова: Я вообще люблю всю эту теплоту, которая есть в советской эстраде, в советских песнях. Мне кажется, что как раз-таки одно из самых фантастических явлений советского кино – ещё и в правильном подборе музыки в нём, потому что ведь это же, на самом деле, очень сложно сделать, чтобы фильм абсолютно сочетался с музыкой.
Александр Ф. Скляр: А вот скажите мне, пожалуйста, вот сейчас вообще, как мне кажется, новый виток что ли интереса к старым нашим песням, в том числе из старого советского кино. Вы поддерживаете этот интерес? И вообще много ли вы их поёте в вашем репертуаре?
Олеся Лесникова: Если у меня есть выбор – петь современную музыку или петь советскую эстраду, конечно, я выберу советскую эстраду, потому что это музыка, наполненная гораздо большим смыслом, музыкальностью, стихи потрясающие. Найти такую музыку и такие песни среди эстрады современной – конца XX века и начала XXI – сложновато. Зачем придумывать велосипед, когда он уже есть? Можно взять прекрасную советскую музыку и, надеюсь, прекрасно её спеть.
Александр Ф. Скляр: На нотах песен к фильму «Девчата» стояли авторские ремарки. На песне «Хорошие девчата» было написано: «Исполнять весело, легко». А на песне «Старый клён»: «Спокойно, просто». Песню в фильме исполнили актёры Люсьен Овчинникова и Николай Погодин. Причём Погодин просил его переозвучить, он считал свои вокальные возможности скромными. Переозвучить эту песню попросили Льва Барашкова, но он отказался, и в результате мы слышим именно Николая Погодина. И время показало, что он как раз и исполнил песню спокойно, просто, и от этого песня только выиграла.
Но вы ж, наверно, знаете, что тогда, когда записывалась эта песня для фильма, Люсьен Овчинникова и Николай Погодин её пели…
Олеся Лесникова: Да.
Александр Ф. Скляр: И вот это исполнение стало каким-то настолько классическим что ли…
Олеся Лесникова: Каноничным.
Александр Ф. Скляр: Что даже, когда другие эту песню перепевают, а зачастую, конечно, её перепевали очень многие с хорошими густыми…
Олеся Лесникова: Голосами.
Александр Ф. Скляр: Да, мощными голосами, но она при этом, по-моему, начинала что-то терять. Вот какое ваше ощущение: нужно пытаться делать новые версии песен? И вообще как должны жить старые песни: из их новых версий или из того, что мы делаем, приближаясь к тому, как они звучали и были любимы миллионами слушателей?
Олеся Лесникова: Важно просто не навредить. Понятное дело, что, как и в любом искусстве, нет слова «так надо», а так не надо.
Александр Ф. Скляр: Нет.
Олеся Лесникова: Это история про то, как кому нравится и кто как это видит, кто это как понимает. И ведь сколько людей, столько и мнений. Главное, чтобы это не опошлить. Это, наверно, важнее, потому что эти песни настолько непорочны и чисты, что сложно, конечно, это сделать, но я слышала версии, где это удавалось людям.
Александр Ф. Скляр: Песня «Старый клён» была написана Александрой Пахмутовой специально для фильма «Девчата». Когда Михаил Матусовский принёс свои стихи, они понравились Пахмутовой: «Хорошие стихи». Но когда Александра Николаевна начала перекладывать их на музыку, то возникла идея троекратного повторения одной строчки. Стихи пришлось сократить. К этому моменту прошло всего 10 лет, как Александра Николаевна закончила консерваторию, но она уже зарекомендовала себя очень талантливым композитором-песенником. Ей удавалось сделать душевными даже самые идеологически насыщенные произведения. Помните: «И снег, и ветер, и звёзд ночной полёт, меня моё сердце в тревожную даль зовёт», – «Песня о тревожной молодости». Эта песня, кстати сказать, перешагнула границы СССР и была любима и исполняема и в Японии, и даже группой «Rammstein», но это уже другая история.
Ведь вот эти песни, в том числе и песня «Старый клён», они вполне сопоставимы с западными шлягерами музыкальными, но наша песня почему-то на Запад вот так не ушла. В чём, вы думаете, причина? Почему Запад не поёт вот так наши потрясающие песни, как нам казалось бы, он должен был бы петь?
Олеся Лесникова: А русские поют свои песни сейчас?
Александр Ф. Скляр: Русские, конечно, поют. За застольем я помню просто с детства…
Олеся Лесникова: За застольем, но мы же говорим о…
Александр Ф. Скляр: «Старый клён», «Старый клён» точно всегда пели.
Олеся Лесникова: И у меня на застолье родители это пели, и я на своих застольях уже сейчас, приглашая гостей пою эти песни. Я, наверно, задавая этот вопрос «Поют ли эти песни русские?», я имею, наверно, в виду другой фактор – популяризации музыки. Понимаете? Ведь мы же знаем западную почему? Потому что её очень много поют.
Александр Ф. Скляр: Да.
Олеся Лесникова: Потому что её популяризируют, потому что о неё говорят. Поют ли у нас? На очень многих даже вокальных конкурсах эстрадных я слышу чуть больше западной музыки из уст моих коллег.
Александр Ф. Скляр: А вы считаете, что нужно больше русскую нашу песню петь?
Олеся Лесникова: Вы знаете, это, как когда ты приезжаешь прослушиваться в оперный театр европейский, и русскую музыку классическую очень сложно петь, это самая сложная для исполнения музыка. И вот когда ты приезжаешь и говоришь: «Я могу спеть Моцарта, я могу спеть Беллини, я могу спеть Пуччини…». И тебе говорят: «А Чайковского?». И когда ты, нося русскую фамилию, говоришь: «Это я пока не могу, это для меня сложно». И тебе на это ответят: «Зачем ты там нужен? Ты же – русский». Понимаете? Это вот про это история. Кто, если не мы, будет её петь?
Александр Ф. Скляр: Когда чиновники от кино принимали фильм «Девчата» они сочли его «чересчур бытовым и мелковатым для советского кино», поэтому фильму была присуждена третья прокатная категория, а отсюда и не очень большой тираж. Но они ошиблись, люди буквально штурмовали кинотеатры. Вскоре фильм завоевал призы на фестивалях и в Аргентине, и в Шотландии, и в Каннах. А зарубежные издания даже окрестили Надежду Румянцеву «Чаплиным в юбке». Фильм живёт с нами и по сей день, и песни из этого фильма ещё долго будут оставаться любимыми. А на этом мы заканчиваем нашу программу. Если у вас есть любимые песни, присылайте нам их на видео, и вполне вероятно, что вы станете следующим гостем нашей программы. До встречи!