Александр Ф. Скляр Это наши любимые песни! Сейчас немногие об этом знают, но легендарная песня «Течёт Волга» была написана не как самостоятельное произведение, а как песня к одноимённому фильму, и фильму непростому, а чуду техники середины прошлого века – панорамному кино с изогнутым экраном и большим углом обзора. Фильм «Течёт Волга» был третьим панорамным фильмом в истории советского кинематографа и… последним. Технология оказалась слишком дорогой и сложной, да и по телевизору такое кино показать было невозможно, так что, кроме немногочисленных зрителей кинотеатра «Мир», в фильме песню «Течёт Волга», исполненную Владимиром Трошиным, никто больше не услышал. Но насовсем такая песня исчезнуть, конечно, не могла. Судя по вашему исполнению, вы вообще неравнодушно и поёте народные песни. Вот эту песню многие воспринимают как народную, хотя она авторская. Что для вас самое главное в этой песне? Мария Легусова: Наверное, всё-таки душа. Русская душа в этой песне раскрыта просто грандиозно. И вы абсолютно правы, я народные песни исполняю с раннего детства, всю жизнь этим занимаюсь. И, конечно же, самая известная исполнительница этой песни, хотя не первая, была, конечно, Людмила Георгиевна Зыкина. И как исполнительница народных песен, конечно, я всегда на ней училась, учусь и буду учиться. Александр Ф. Скляр: Фильм «Течёт Волга» снимался в 1962 году. Режиссёр Яков Сегель музыку к картине попросил написать выдающегося мелодиста Марка Фрадкина, а композитор предложил поэту Льву Ошанину написать стихи. Предложил неслучайно: Лев Ошанин родился на Волге и не скрывал, что лелеет мечту написать стихотворение или поэму, посвящённую великой русской реке. Работа над песней проходила в идеальных для этого условиях: Фрадкин и Ошанин вместе со съёмочной группой сели на борт парохода «Оргунь» и, плывя по Волге, сочиняли о ней песню. Но всё было не так уж идиллически. Музыку Марк Григорьевич создал довольно быстро, появились и стихи, в них рефрен звучал так: «Издалека долго течёт река Волга, конца и края нет, течёт река Волга и красит небо в синий цвет». А уж потом: «Среди хлебов спелых, среди снегов белых». Ошанину это нравилось очень, а Фрадкину не нравилось решительно. После долгих безрезультатных споров композитор совершил мудрый тактический шаг – он сократил музыку, и строчка «красит небо в синий цвет» просто в неё не поместилась. Я считаю, что эта песня – абсолютный песенный шедевр. Как вы думаете, она действительно имеет вот такую народную основу, которую автору Льву Ошанину просто удалось схватить и каким-то чудом её передать? Мария Легусова: Я даже внимательно ознакомилась с тем, что писал Лев Ошанин. И он, действительно, писал, что очень боялся затронуть тему Волги, ведь очень много известных песен, как «Вниз по Волге реке», «Волга-матушка», но всё-таки он пришёл к этой теме. И в этой песне, конечно, удалось раскрыть не только русскую природу, русскую культуру, а также русскую душу, русскую жизнь, как ты начинаешь и заканчиваешь жизнь, а Волга течёт дальше. Александр Ф. Скляр: Авторы очень хотели, чтобы в фильме песню исполнил Марк Бернес, но Бернесу она поначалу не понравилась. Записал её в результате Владимир Трошин. Тем не менее ещё до выхода на экран фильма «Течёт Волга» песню презентовали на радио. Режиссёр Яков Сегель не предоставил запись Трошина, и тогда для радиоэфира её исполнил Бернес. Почему Марк Наумович изменил своё отношение к этой песне, доподлинно неизвестно, но она, в конце концов, полюбилась ему настолько, что в 1963 году именно с ней он выступил в «Голубом огоньке». А у вас есть в России какое-то любимое место, о котором или уже сочинена песня, или вы бы хотели его прославить в песне? Мария Легусова: Интересный вопрос. Вы знаете, мне кажется, Россия настолько безгранична, есть такие красивые места. Конечно, я не везде была, но на Волге я была, и, действительно, захватывает. Многие композиторы пишут о России, и мне бы хотелось, чтобы эта тенденция продолжалась и сейчас – писать песни о нашей Родине. Александр Ф. Скляр: Людмила Зыкина спела песни «Течёт Волга» неожиданно для всех в 1963 году. Эффект, который произвело её исполнение, никто лучше поэта Ошанина, наверно, описать так и не смог. Он записал: «Она пела эту песню так, как будто её поёт сама Волга, сама Россия, подняла в ней пласты глубины и правды. И после Зыкиной не было, по-моему, ни одной певицы, которая могла сравниться с ней в исполнении “Волги”». Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!