Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! «Дом, в котором я живу» – один из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне. Фильм, в котором нет сцен боёв, зато есть глубокие характеры, есть дружба, любовь, Москва. Фильм очень искренний, в который были вложены личные чувства всех, кто его создавал. Всех, для кого, так же, как и для героев картины, война была частью жизни. Режиссёр Яков Сегель воевал с 1941 года и до самой Победы. Оператор Вячеслав Шомский был тяжело ранен на фронте. Режиссёр Лев Кулиджанов, не попавший на передовую из-за туберкулёза, видел, как война калечит судьбы в тылу. Но фильм получился о достоинстве, о том, как, пережив трагедию, идти дальше. А песня «Тишина за Рогожской заставою» в своих строках воплотила всё настроение этой картины. Владимир, фильм «Дом, в котором я живу» – один из знаковых фильмов о Великой Отечественной войне. Что вас в этом фильме трогает? Владимир Автомонов, певец: Фильм, на самом деле, гениальный. Он, мне кажется, настолько раскрывает глубоко, ярко жизнь нашей бабушек и дедушек. Лично моих бабушек и дедушек. Потому что моя бабушка, Любовь Захаровна Скороходова, у неё день рождения 21 июня, и 22-го началась война. Они праздновали выпускной, они гуляли своим классом, и здесь полетели самолёты. То есть на самом деле жизнь просто. Александр Ф. Скляр: Лев Кулиджанов и Яков Сегель вместе учились во ВГИКе на курсе Сергея Герасимова. После института вместе сняли фильм об освоении целины «Это начиналось так». Фильм, который ничем выдающимся не отмечен, но он позволил сложиться режиссёрскому тандему. В 1956 году на Всесоюзном конкурсе на лучший киносценарий победило произведение Иосифа Ольшанского и Нины Рудневой «Дом, в котором я живу». Сигель и Кулиджанов, прочитав его, с энтузиазмом взялись за экранизацию. Уже после начала съёмок режиссёры обратились к поэту Алексею Фатьянову, чтобы он написал стихи к будущей заглавной песне фильма. Посмотрев отснятый материал, поэт сразу же сказал, что это должна быть песня о московском доме и улице, где жили юные герои картины, их любви, которой не страшны ни годы, ни расстояния. Написал поэтический текст, начинающийся со слов «Тишина за Рогожской заставой». Хотя Рогожская застава никак в фильме не упоминается. Некоторые предполагают, что с этой точкой на карте Москвы у поэта связано что-то глубоко личное. Семья Фатьянова, разорившаяся после НЭПа переехала из Вязников в Москву, а, точнее, тогда ещё в подмосковный посёлок Лосиноостровский, когда Алексею было 10 лет. Потом Фатьяновы перебрались на Новую Басманную улицу, и взросление поэта проходило в атмосфере довоенной Москвы, которую он и передал в своих стихах. Владимир, один музыковед написал, что Фатьянов всегда в своей лирике использовал самые простые слова. Но как только начинаешь петь его песни, то невольно комок подкатывает к горлу. Вот что вы чувствуете, когда поёте «Тишина за Рогожской заставою»? Владимир Автомонов, певец: Я стараюсь всё-таки увидеть прежде всего вариант светлый – лирики, любовной лирики, романса. Хотя я считаю, что вся у нас лирика советская – это всё-таки такой песня-романс. если не брать какую-то патриотику, такой более пафосный жанр. Поэтому я всё-таки пою её как любимой, своей ненаглядной. Но, конечно, если рассматривать в канве фильма, то, конечно, это такой вот человеческий излом, надрыв, потому что знаешь, что после этого шага уже у людей всё повернулось по-другому. Александр Ф. Скляр: И если так вот обобщить: в чём же тогда был главный секрет Фатьянова как лирика? Владимир Автомонов, певец: В простоте, понятной, мне кажется, каждому человеку. Слова простые, глубокие, искренние. Знаете, сейчас немножко, мне кажется, страдают в этом плане современные, так сказать, песни, песенники, композиторы, скорее даже авторы стихов, слов. Слова хорошие, но их очень много порой бывает. Знаете, какое-то бывает очень сжатое. Александр Ф. Скляр: Перебор. Владимир Автомонов, певец: Перебор, да. А здесь как-то всё на своих местах. Александр Ф. Скляр: Алексей Фатьянов песню чувствовал настолько тонко, что зачастую не просто писал поэтический текст, а сразу напевал его. Вот и в случае с песней «Тишина за Рогожской заставою» он пришёл к композитору фильма Юрию Бирюкову уже с напевом. От его ритмической и интонационной основы Юрий Сергеевич оттолкнулся и написал ту самую музыку, которую мы слышим в фильме «Дом, в котором я живу». Юрий Бирюков был опытным композитором, сочинившим немало музыки к спектаклям, фильмам, были в его творческом багаже оперы, балеты, романсы на тексты Лермонтова, но именно песня «Тишина за Рогожской заставою» принесла ему успех. Классическое исполнение этой песни – это, конечно, Рыбников. Владимир Автомонов, певец: Да. Александр Ф. Скляр: Но многие, очень многие пели эту песню: от Людмилы Гурченко до современных – Стаса Пьехи, Юлии Савичевой. А скажите, пожалуйста, какое исполнение из всех, которые вы слышали, вам ближе всего? Владимир Автомонов, певец: Не могу выделить, так скажем. Могу найти плюс, наверное, даже сказал бы, что во всех почти исполнениях, потому что интересно всегда послушать коллег, и какие-то находишь нюансы неожиданные. Вы сами, Александр, знаете, что когда поёшь, иногда даже в процессе исполнения вдруг у тебя что-то, ты по-другому начинаешь какие-то слова слышать, какие-то акценты. Но, конечно, на мой взгляд, этот выбор исполнения Николая Рыбникова режиссёрами, это было, конечно, гениальное попадание. Она, конечно, делает и фильм таким проникновенным, глубоким и очень простым, который доходит до любого сердца, мне кажется. Александр Ф. Скляр: Когда встал вопрос о том, кто должен исполнить в фильме песню «Тишина за Рогожской заставой», Кулиджанов и Сегель пришли к неожиданному решению. После выхода всего за год до этого фильма «Весна на Заречной улице» режиссеры всё ещё находились под сильным впечатлением от того, как Николай Рыбников спел в нём «Когда весна придёт, не знаю» на стихи всё того же Фатьянова. И несмотря на то, что к фильму «Дом, в котором я живу» Рыбников никакого отношения не имел, режиссёры уговорили его озвучить песню за кадром. В 1957 году картина вышла на экран и стала лидером советского кинопроката. Зрители полюбили фильм, полюбили и песню из него. В свой репертуар её взяли многие исполнители, в том числе и ваш покорный слуга: «Как люблю твои светлые волосы, как любуюсь улыбкой твоей, ты сама догадайся по голосу шестиструнной гитары моей». Хочу сказать спасибо всем, кто присылает письма на нашу почту. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даете им второе дыхание, присылайте ваши видео (pesnya@otr-online.ru). Возможно, вы будете следующими в нашей студии, и вас услышат. Всего доброго!