Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! В 1946 году режиссёр Леонид Луков взялся за съёмки второй серии фильма «Большая жизнь». Первая серия картины о шахтёрах Донбасса вышла ещё до войны и имела большой успех, став лидером проката 1940 года и принеся режиссёру Сталинскую премию. А вот вторую серию постигла совсем иная участь. Начиналось всё очень хорошо. В главных ролях: Борис Андреев, Пётр Олейников, Марк Бернес. Композитор, как и в первой части, Никита Богословский – широко известный и всеми почитаемый за песни «Тёмная ночь», «Любимый город», «Спят курганы тёмные» и многие другие. А вот среди поэтов, работающими над песнями к фильму, в отличие от первой части, появилось ещё одно имя – Алексей Фатьянов. Михаил, песня была изначально написана для фильма «Большая жизнь». Вообще этот фильм такой производственной тематики. Вот интересно ли вам такие фильмы, вашему поколению? И этот конкретный фильм вы смотрели или просто песню вы знаете, и вам захотелось её исполнить? Михаил Озеров: Конечно, я смотрел. Я вообще даже своих студентов заставляю максимально досконально знакомиться с произведениями, к которым они прикасаются. Я вообще с большим уважением отношусь к отечественному кинематографу. Если отбросить агитационную пропаганд советскую, то остаётся просто высочайшее искусство, высочайшая культура, какие мастера! Абсолютно не бывает случайных каких-то персонажей в этих фильмах, в том числе это касается и композиторов, естественно. Ведь фильмы, даже если они забываются, песни из них всё равно остаются в народе. Вообще просто приятно понаблюдать за тем, как развивался наш кинематограф, из чего выросли такие мастодонты, как Тарковский и Рязанов. Александр Ф. Скляр: Литературоведы писали о том, что с песни «Три года ты мне снилась» начался новый послевоенный Фатьянов. Во время войны он написал «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат», а теперь 27-летний поэт говорил о любви. И три года для фронтовика Фатьянова имели особый смысл. Это были три года, в которых каждый день мог стать последним. Песня получилась пронзительная, авторы показали её Марку Бернесу, которому предстояло спеть её в фильме. Эффект был неожиданным: Марку Наумовичу решительно не понравилась, и он тут же категорично отказался её петь. Режиссёру Леониду Лукову пришлось проявить твёрдость. Нехотя Бернес ушёл из студии, прихватив с собой ноты и стихи. Как вспоминал потом Никита Богословский: «Утром Бернес явился на студию тихий и ласковый поскольку за ночь он впелся в музыку, сжился со словами. Песня уже не казалась ему чужой, она ему уже нравилась, он легко её напевал». Запись прошла успешно, а Бернес настолько полюбил песню, которую изначально отверг, что пел её всю жизнь. А в 1969 году незадолго до смерти Марк Наумович сам выбрал песни, которые должны были звучать на церемонии прощания с ним, и «Три года ты мне снилась» стала одной из четырёх избранных. Первоначально эту песню Марк Бернес не полюбил, а вот скажите: как вы думаете, чем она могла не понравиться Бернесу? Михаил Озеров: Я думаю, что он схитрил. Будем честны, Марк Бернес – это артист высочайшего уровня, но ведь он не был профессиональным музыкантом. И я думаю, что, столкнувшись с этой сложной альтерацией, которую задумал Никита Богословский, он просто испугался, что он не во все нотки сможет попасть, и поэтому схитрил и сказал, что ему вещь не понравилась. А не нравиться там нечему абсолютно. И когда он всё-таки под давлением композитора исполнил её, он уже с ней больше не разлучался. Александр Ф. Скляр: Вы, как мне кажется, точно уловили, по крайней мере, я так же подумал, потому что песня непростая, и когда Марка Наумович понял, что она у него получилась, он тут же сказал: «Ну да-да-да, теперь это моя любимая песня». Михаил Озеров: Конечно. Александр Ф. Скляр: 9 сентября 1946 года вышло постановление партийных органов о кинофильме «Большая жизнь». Картина была разгромлена. В целом обвинение звучало так: «Фильм порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении». Отдельно критиковались песни. В частости, говорилось: «Для связи отдельных эпизодов в фильме служат многократные выпивки, пошлые романсы, а введённые в фильм песни проникнуты кабацкой меланхолией и чужды советским людям». Откуда такие нападки? Очевидцы утверждали, что во время просмотра Сталин вышел из зала как раз на песне без объяснений. Функционеры тут же восприняло это как сигнал. Фильм, естественно, к показу запретили. Бернес и Фатьянов были в приятельских отношениях, и Марк Наумович потом полушутя говорил поэту: «Ты что написал такие слова? Ты что в мои уста вложил кабацкую меланхолию? Ты что наделал, брат?». Но это была грустная шутка. А эту песню, кроме Бернеса, исполняли ещё и другие исполнители. Скажите, в чьём исполнении вам она больше всего по душе? Михаил Озеров: Я думаю, что всё-таки Бернес, потому что, безусловно, и Магомаев, и Хворостовский очень по-своему всё это сделали, очень достойно, но так проникновенно, мне кажется, получилось именно у Марка Бернеса всё-таки, как-то он умел найти эту нотку искренности в самом себе и вызвать ответную реакцию, ответные резонанс в слушателе. Не знаю, как ему удавалось, большая загадка, но чем-то он брал всё-таки. Александр Ф. Скляр: Через 12 лет после запрета, в 1958 году, многострадальная вторая серия фильма «Большая жизнь» всё же вышла на экраны, но славы она не сыскала. Ещё через 5 лет режиссёр перемонтировал фильм. После этого от песен в исполнении Бернеса осталось по одном куплету. И напрасно, ведь фильм практически забыт, а песня «Три года ты мне снилась» обрела долгую и славную жизнь. Её исполняли с эстрады и Муслим Магомаев, и Дмитрий Хворостовский, и Иосиф Кобзон, и Людмила Гурченко. Хочу сказать спасибо всем, кто присылает письма на нашу почту, всем, кто рассказывает о том, какие песни хочет услышать, всем, кто делится своим творчеством. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!