Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! В 1966 году на киностудии «Азербайджанфильм» снималась шпионская приключенческая картина «Следствие продолжается». Наверно, сейчас этот фильм вспомнят немногие, но те съёмки всё же были знаменательным событием. В первую очередь потому, что именно здесь дебютировал в кино как композитор 20-летний Полад Бюльбюль-оглы. В фильме прозвучали песни на его музыку «Глаза», «Искры любви», «Вечерний Баку». Должна была прозвучать ещё одна – та самая песня «Позвони». Она была записана, но в финальный монтаж не вошла. Интересно, что именно отвергнутую песню ждала самая яркая судьба, ведь Полад Бюльбюль-оглы сам исполнил «Позвони» в программе «С добрым утром!». Буквально на следующий день под неё затвистовала вся молодёжь страны. А юный студент Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова Полад Бюльбюль-оглы в одночасье стал известен на весь Советский Союз. Александр, сейчас уже мало кто помнит тот фильм, к которому написана песня «Позвони». Это фильм «Следствие продолжается». А как вы впервые столкнулись с этой песней? Александр Еловских: Вы знаете, я вообще очень люблю песни тех лет, в них есть какая-то доброта, чистота, эти песни со смыслом. У меня очень много песен из репертуара Александры Пахмутовой, Крылатова, Александра Сергеевича Зацепина, с которым мы до сих пор общаемся, дай Бог ему здоровья. А с Поладом Бюльбюль-оглы мы пели в одном концерте на «Славянском базаре» в Витебске. И там я увидел этого прекрасного певца. Это было настолько яркое впечатление, потому что это было очень позитивно. И всё неслучайно. Может быть, поэтому я пою эту песню здесь. Александр Ф. Скляр: Полад рос в музыкальной семье. Сын оперного певца Муртузы Мамедова, известного под псевдонимом Бюль-Бюль, что переводится как «соловей». Полад не раз признавался, что с детства музыка была единственным занятием, с которым он хотел связать свою жизнь. Ещё подростком он выходил на большую сцену в качестве аккомпаниатора отца. А к 17 годам уже сочинил первые песни, которые были записаны в том числе в исполнении Муслима Магомаева. Неудивительно, что слава к Поладу пришла рано. В эпоху оттепели он был невероятно современен с шейком, твистом и рок-н-роллом и при этом очень самобытен, добавляя во все эти модные веяния национальные мотивы. Такой была и песня «Позвони». Эта смесь породила целое направление в эстрадной песне, которому впоследствии подражали многие исполнители из союзных республик. «Позвони» – это твист плюс ещё азербайджанский национальный мелодизм, и Полад Бюльбюль-оглы был, наверно, одним из первых, кто начал этнические мелодии включать в песни. Тем самым можно сказать, что Полад Бюльбюль-оглы предопределил модные тенденции в эстрадной музыке уже последующих лет? Александр Еловских: Я согласен. В принципе до Полада Бюльбюль-оглы так ещё никто не делал, поэтому он, да, открыватель, можно так сказать, как культовая группа «Битлз», которая использовала также индийские национальные мотивы. Сейчас это распространено у певиц Шакиры, Дженифер Лопез, та же «Энигма». Александр Ф. Скляр: Стихи к песне «Позвони» были написаны поэтом – потрясающей судьбы человеком Онегиным Гаджикасимовым. Этого уроженца Баку его мама назвала Онегиным в честь любимого пушкинского героя. При такой любви к литературе в семье Онегину была прямая дорога в Литературный институт имени Горького в Москве. Там он начал переводить зарубежные песни и писать собственные. Его перу принадлежит «Восточная песня», которая в 60-м году сделала знаменитым Валерия Ободзинского. Песни на его стихи исполняли и Аида Ведищева, и Валентина Толкунова, и практически все вокально-инструментальные ансамбли. Он с радостью писал и для своего земляка Полада Бюльбюль-оглы. А потом, в 80-е годы, вдруг всё изменилось: Гаджикасимов перестал писать, принял христианство, пришёл паломником в Оптину Пустынь и до конца своих дней оставался монахом. Слава больше не интересовала поэта, но песни на его стихи продолжали и продолжают жить своей счастливой мирской жизнью. Песня «Позвони» отражает эпоху оттепели, и видео, которое в 60-е годы было снято, в стиле этой эпохи. Но мода ведь циклична. А, как вы думаете, сейчас для вашего поколения это смотрится актуально, или это уже всё-таки ретро? Александр Еловских: Вы знаете, у меня такого: актуально или как-то по-другому. Главное, чтобы это откликалось. Вот если это откликается у меня, значит это актуально и стильно, и современно. Александр Ф. Скляр: Стихи в этой песне незатейливые, но в то же время практически каждый из нас когда-либо ожидал звонка, стоя около телефона. Может быть, в этом секрет того, что эта песня дожила до наших дней, как вы думаете? Александр Еловских: Может быть. И я уверен, что каждый из нас это переживает и каждое поколение через это проходит. И эта песня действительно, всем близка и думаю, что и вам она тоже близка. Александр Ф. Скляр: О, да! У поэта Гаджикасимова невероятная судьба. Мало кто из таких совершенно романтических и, я бы сказал, творчески насыщенных профессий переходит потом в служение в монастыре. И эти люди несут в себе этот глубокий путь. Как вам кажется, есть ли, несмотря на простоту этих строчек, какая-то в них глубина? Александр Еловских: Конечно, эта песня вообще в принципе о неразделённой любви. Поэтому песня кажется весёлой, а, на самом деле, там такая боль. Конечно, прекрасные стихи будут всегда актуальны. Александр Ф. Скляр: А песня «Позвони» входит в ваш репертуар, или вы её специально подготовили для нашей программы? Александр Еловских: Конечно, специально подготовил, потому что однажды я увидел Полада Бюльбюль-оглы на одном из концертов, в котором мы вместе участвовали. И я решил, что, наверно, это всё неслучайно и нужно исполнить эту песню в вашей передаче. Александр Ф. Скляр: А что-нибудь ещё творчества Полада Бюльбюль-оглы вы исполняете? Александр Еловских: Мне интересно познакомиться с его творчеством, обязательно я познакомлюсь и что-нибудь исполню. Александр Ф. Скляр: А судьба Полада Бюльбюль-оглы всем нам известна. Популярность, начавшаяся в 60-е годы с песни «Позвони» всю жизнь только набирала силу. В 81-м году о нём заговорили не только как о композиторе и исполнителе, но и как о талантливом актёре, после того как он сыграл главную роль в фильме Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой!». Вскоре началась и его политичная карьера. В 88-м году Полад Бюльбюль-оглы стал министром культуры Азербайджанской ССР. В 2006 году он переехал в Москву и занял пост чрезвычайного и полномочного посла Азербайджанской Республики в Российской Федерации. Но музыка из его жизни не ушла. В кабинете Полада Бюльбюль-оглы стоит рояль. Он записал альбом азербайджанских народных песен, продолжил сочинять музыку для кино. И на этом музыкальная история сына Соловья не заканчивается. Хочу сказать спасибо всем, кто присылает письма на нашу почту, всем, кто рассказывает о том, какие песни хочет услышать, всем, кто делится своим творчеством. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!