В этой программе у меня не будет собеседников, и эту программу мы решили посвятить о тяжёлой для нашего народа войне. Эти песни и их истории говорят сами за себя, они не забыты и не будут забыты никогда. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ДВА БОЙЦА» Александр Ф. Скляр: «В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, и у детской кроватки тайком ты слезу утираешь. Как я люблю глубину твоих ласковых глаз, как я хочу к ним прижаться сейчас губами! Тёмная ночь разделяет, любимая, нас и тревожная, черная степь пролегла между нами. Верю в тебя дорогую подругу мою, эта вера от пули меня темной ночью хранила... Радостно мне, я спокоен в смертельном бою знаю, встретишь с любовью меня что б со мной ни случилось... Смерть не страшна с ней не раз мы встречались в степи... Вот и теперь надо мною она кружится. Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь, и поэтому знаю: со мной ничего не случится. Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь, и поэтому знаю: со мной ничего не случится». В 1943 году на экраны вышел фильм «Два бойца». Сцены, в которой герой Марка Бернеса с гитарой в землянке, окружённый товарищами, поёт «Темную ночь», стала самой запоминающейся в этой картине. А ведь по первоначальному сценарию этой сцены в фильме не должно было быть вовсе, однако, когда съёмки стали подходить к концу, режиссёр Леонид Луков пришёл к композитору Никите Богословскому со своими искренними переживаниями, что сцена в землянке без песни никак не выходит. И настолько выразительно описал, как он себе эту сцену представляет, что с Богословским произошло буквально чудо: композитор, который обычный небыстро сочинял мелодии, оттачивая каждый звук, в этот раз вдруг сел к роялю и без единой остановки сыграл всю мелодию «Тёмной ночи». Приехал поэт Владимир Агатов и сразу, практически без помарок, написал к этой музыке текст. Ночью же разбудили Бернеса, артист за 15 минут подготовил песню и уже утром была записана готовая фонограмма. ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ Александр Ф. Скляр: «Не верьте погоде, когда затяжные дожди она льёт. Не верьте пехоте, когда она бравые песни поёт. Не верьте, не верьте, когда по садам закричат соловьи: у жизни и смерти ещё не закончены счеты свои, у жизни и смерти ещё не закончены счеты свои. Нас время учило: живи по-походному, дверь отворя. Товарищ мужчина, а всё-таки заманчива доля твоя: всегда ты в походе, и только одно отрывает от сна: чего ж мы уходим, когда над землею бушует весна? Куда ж мы уходим, когда над землею бушует весна». Так совпало, что 9 мая 1945 года Булат Окуджава праздновал ещё и свой 21-ё день рождения. На фронт Окуджава попал 18-летним молодым человеком, воевал на Кавказе, был ранен во время боёв под Моздоком, а после выздоровления служил на границе с Турцией. Сам он был миномётчиком, но пехоту, которая приняла на себя основную тяжесть боёв, в своих песнях вспенивал часто, как и саму Великую Отечественную войну. Отголоском тяжёлых воспоминаний и стала «Песенка о пехоте», написанная уже в 60-х годах. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ТИШИНА» Александр Ф. Скляр: «Как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте – у незнакомого посёлка, на безымянной высоте, у незнакомого посёлка, на безымянной высоте. Дымилась, падая, ракета, как догоревшая звезда... Кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда. Тот не забудет, не забудет атаки яростные те у незнакомого поселка, на безымянной высоте, у незнакомого поселка, на безымянной высоте. Над нами "мессеры" кружили, и было видно, словно днем... Но только крепче мы дружили Под перекрестным артогнем. И как бы трудно ни бывало, Ты верен был своей мечте – у незнакомого поселка, на безымянной высоте, – у незнакомого поселка, на безымянной высоте. Мне часто снятся все ребята, друзья моих военных дней, землянка наша в три наката, сосна сгоревшая над ней. Как будто вновь я вместе с ними стою на огненной черте – у незнакомого поселка, на безымянной высоте, у незнакомого поселка, на безымянной высоте. В начале 60-х режиссёр Владимир Басов снимал фильм «Тишина» о послевоенной эпохе, о судьбах, в которые события военных лет продолжают вмешиваться и в мирное время. К работе над картиной режиссёр привлёк поэта Михаила Матусовского. Режиссёрская задача была – создать песню-воспоминание о фронтовых днях, эмоционально возвышенную, но в то же время душевную, отражающую солдатскую сплочённость. Михаил Матусовский обратился к своим армейским блокнотам, в них он, служа всю войну военным корреспондентом, записывал свои журналистские наработки. Они помогли поэту вспомнить историю реального боя: в 1943 году группа из 18 бойцов, захватив неприступную высоту в Калужской области, целую ночь удерживала её, сопротивляясь натиску двух сотен немецких солдат. Свой поэтический текст Матусовский максимально приблизил в реальным событиям той страшной ночи. Песни о Великой Отечественной войне писали и в её разгар, и после неё. В этих песнях хранится наша память, наше признание и наша благодарность тем, кто защищал нашу страну.