Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! Однажды выдающийся композитор XX века Матвей Блантер сказал: «Я не страдаю манией величия, отдаю себе отчёт в том, что работаю всего лишь в области популярной музыки. Так уж повелось с давних времён, что песенки и даже песни, как бы широко известны они ни становились, уходят из жизни, не в пример классической, большой, как я её называю, музыке». 10 февраля этого года исполнилось 120 лет со дня рождения Матвея Исааковича. Если бы он мог знать, насколько ошибался в оценке долговечности своих произведений. Его легендарная, ещё довоенная песня «Катюша» стала не просто классикой, но и до сих пор является одним из самых значимых символов нашей непростой истории. И, конечно, дорога нам нежная песня о встрече юноши и девушке «В городском саду», песня, которой уже 76 лет и которая самому Блантеру, по его собственному признанию, была особенно мила всю его жизнь. Дмитрий, этот год юбилейный для выдающегося композитора Матвея Блантера. Вы уже не первый раз исполняете песню на его мелодию, все мы помним «Песенку военных корреспондентов», так замечательно вами исполненную. Значит ли это, что Матвей Блантер – какой-то особенный композитор в вашей творческой жизни? Дмитрий Волков: Естественно, потому что очень много известных песен, написанных им, включая вообще всемирно известную «Катюшу», которую поют все, везде и всегда. И хотелось бы принести дань уважения его творчеству, а тем более сейчас юбилейный год – 120 лет со дня рождения Блантера. Александр Ф. Скляр: Кстати, сам Матвей Исаакович, видимо, по своей природной скромности считал, что песни живут недолгую жизнь, в отличие, скажем, от классических произведений, любовь к которым исчисляется веками. Но мы уже понимаем сейчас, что в некотором смысле он ошибся… Дмитрий Волков: Конечно. Александр Ф. Скляр: Потому что вот уже как десятилетия его песни любимы нашим народом. Как вы думаете, долго ещё будут песни Матвея Блантера популярны у нас? Дмитрий Волков: Возможно, не все, некоторые песни и сейчас очень редко исполняются. Но я думаю, что «Песня военных корреспондентов», «Катюша», «В лесу прифронтовом» опять же – это будет исполняться, мне кажется, лет 100 точно, лет 100 ещё точно, может, и дольше. Александр Ф. Скляр: Матвей Исаакович был убеждён и не раз об этом говорил, что все свои песенные успехи об обязан разделить с поэтами, с которыми вместе работал. Пожалуй, больше всего песен сочинено Блантером на стихи Михаила Исаковского, в том числе и легендарная «Катюша». Но Матвей Исаакович также гордился своим сотрудничеством и с Михаилом Светловым, с которым познакомил композитора Владимир Маяковский. Близки Блантеру были стихи Константина Симонова, благодаря чему появилась песня «Жди меня». Блантер высоко ценил поэзию Булата Окуджавы и даже написал на неё целый цикл песен. Но их отношения не сложились, так бывает. А стихи песни «В городском саду» были написаны Алексеем Фатьяновым. Это была их первая совместная работа, и молодой поэт тогда поразил мэтра своим упорством в поисках нужного, единственного слова. В радостной творческой обстановке песня была написана буквально за полдня. По-моему, то, что заложено в этой песне, в ней же есть какая-то недосказанность, потому что мы не очень понимаем: вот проходят годы, и снова этот лирический герой возвращается в этот же сад. Дмитрий Волков: В сад, да. Александр Ф. Скляр: И вот сидит ли эта девушка на скамейке, или она уже осталась у него в мечтах, и он понимает, что лучше ему не удалось встретить на протяжении всей его жизни? Вот как вы сами понимаете эту песню? Дмитрий Волков: Как мне кажется, всё-таки прошло время, и они встретились уже через много-много лет в этом саду, где играет оркестр. Мне так это видится. Александр Ф. Скляр: А я вот вижу по-другому. Интересно, да. Вот что значит хорошие стихи. Действительно, Алексей Фатьянов известен именно как автор пронзительных и в то же время вроде бы простых образов, но эти образы, скажем, «Весна на Заречной улице», его стихи… Вообще вам близка песенная поэзия Алексея Фатьянова? Дмитрий Волков: Конечно. Во-первых, я родом сам из Владимира. Он, насколько я помню, родом из Владимирской области, где до сих пор проходит Фатьяновский фестиваль, я даже там один раз принимал участие. У него же очень много военной тематики в песнях, и это, конечно, близко мне, поскольку я работаю с этими песнями очень часто. Александр Ф. Скляр: Сейчас уж немногие знают о том, что была и альтернативная версия этой песни: та же музыка Блантера, но стихи были написаны Евгением Долматовским, и известна эта песня была под названием «Встреча», или «Ты – жизнь моя!». Пластинка с этой песней в исполнении Леонида Кострицы вышла в 47-м году. А от исполнителя зависит то, как песня остаётся с народом на долгое время? Дмитрий Волков: Мне кажется, что есть какие-то исполнители, конечно, о которых все помнят, что это первый исполнитель песни. Такие как Леонид Утёсов, который исполнил как первый исполнитель море песен, и с его помощью они стали популярны. А есть песни, где исполнитель необязательно очень известный какой-то. Вот, например, насколько я знаю, одним из первых исполнителей песни «В городском саду играет» был Виноградов, который был с 43-го, по-моему, года просто солистом Ансамбля песни и пляски Советской армии. Александр Ф. Скляр: Так же, как и вы. Дмитрий Волков: Да, мы с ним коллеги, как оказалось. Александр Ф. Скляр: Вы с ним коллеги, да. Матвей Блантер говорил о том, что считает певцов третьими авторами песен. Подчёркивал свою им благодарность за то, что доносят его произведения до слушателей, и при этом дипломатично замечал, что особые свои симпатии ему выделить трудно. И всё же выделял Георгия Виноградова, с которым когда-то работал в джаз-оркестре и который впоследствии стал солистом Краснознамённого ансамбля Александрова. Хочу сказать спасибо всем, кто присылает письма на нашу почту, всем, кто рассказывает о том, какие песни хочет услышать, всем, кто делится своим творчеством. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!