«Вальс о вальсе»
https://otr-online.ru/programmy/pesnya-ostayotsya-s-chelovekom/vals-o-valse-69018.html
Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни!
В 1923 году, ровно сто лет назад, в Могилёве в еврейской семье родился мальчик, которому суждено было стать одним из лучших композиторов XX века. Назвали ребёнка Эдуард, фамилия Колмановский. За семь десятилетий своей жизни он создал музыку к поистине бессмертным песням: «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша» и, конечно, «Вальс о вальсе». Композитор с консерваторским образованием, он писал и симфоническую музыку, и музыку для кино и театра. Вот и «Вальс о вальсе» поначалу не был песней. Он создавался для спектакля «Романьола», который в 1963 году режиссёр Борис Ровенских ставил на сцене Московского театра имени Пушкина. Но «Вальсу» была уготована другая, куда более яркая судьба.
Кирилл, этот год стал юбилейным для многих композиторов: Блантер, Колмановский. Вообще XX век был, конечно, очень богат на композиторов, сочинивших мелодии к потрясающим песням, несмотря на то, что время было жёсткое. Как вам кажется, почему так произошло: благодаря тому, что время было непростое и столько было всяких событий в нашей стране или вопреки?
Кирилл Панфилов, певец: Интересный вопрос. У меня любимое изречение, принадлежит оно Платону, что тяжёлые времена порождают сильных людей, сильные люди порождают хорошие времена, хорошие время – слабых людей, слабые порождают плохие времена.
Александр Ф. Скляр: Да, такая причинно следственная связь.
Кирилл Панфилов, певец: Да, всё как-то циклично, поэтому, наверное, и благодаря этому времени, что оно было тяжёлое и, конечно же, вопреки, так и рождались эти шедевры.
Александр Ф. Скляр: Можно было бы, с вашей точки зрения, как-то охарактеризовать творческий почерк Колмановского? Вот что он за композитор?
Кирилл Панфилов, певец: Как я себе представляю, условно, всегда у меня делятся композиторы на два, скажем так, лагеря. Если обращаться к классике, то самые известные примеры – это Вагнер и Верди. Вагнер был больше как теоретик, симфонист, а Верди был мелодист. После премьеры «Риголетто» условно на следующий день вся Италия напевала «Песенку герцога». И вот Колмановский, по моему мнению, конечно, мелодист, потому что эти мелодии запоминаются, их хочется повторять, они в голове прокручиваются после прослушивания этих песен.
Александр Ф. Скляр: Борис Ровенских был выдающимся театральным режиссёром, учеником и последователем Мейерхольда. И так же, как Мейерхольд, утверждал, что музыка в драматическом спектакле имеет первостепенное значение. Композиторам работать с Ровенских было нелегко – слишком высокие требования. Колмановский к моменту встречи с Борисом Ивановичем был уже опытным театральным композитором, но и ему немало пришлось помучиться. На основные мелодии к спектаклю «Романьола» были написаны стихи на итальянском языке. Зрители не сомневались, что в спектакле звучат отточенные веками итальянские народные мелодии, а не сочинения их современника Колмановского. И только с одной композицией проблем не было никаких. Она должна была просто звучать фоном для сцены праздника, поэтому Ровенских попросил сочинить какой угодно вальс, чтобы кто-нибудь сыграл его на аккордеоне. Тогда с лёгкостью и вдохновением Колмановский сочинил ту самую мелодию, которая единственная надолго пережила сам спектакль.
Первые же слова – «Вальс устарел» – дают сразу как бы всю интонацию этой песни. А вот для вас как исполнителя вальс устарел или нет?
Кирилл Панфилов, певец: Я думаю, что опять-таки всё циклично, всё возвращается: что-то было модно и устарело, потом то, что сейчас модно, устареет, а то, что устарело, станет модным. Поэтому, мне кажется, нет. Наоборот, сейчас огромный спрос на классическую музыку, на классическое искусство театральное и мне кажется, что и вальс ближайшим обозримом будущем тоже может быть в какой-то новой форме обретёт популярность.
Александр Ф. Скляр: Вальса в спектакле Романьола слов не было, но на премьеру пришёл друг и соавтор Колмановского поэт Евгений Евтушенко. Ему удалось расслышать и почувствовать очарование той самой второстепенной для спектакля мелодии. Через некоторое время поэт принёс композитору стихи, и они решили, что это непременно должна быть песня, а у песни должен быть исполнитель. Тогда Колмановский и Евтушенко думали о многих, но не о Клавдии Шульженко. Как позже признавался композитор, он просто не представлял себе Клавдию Ивановну в этой песне, и, как показало время, напрасно. Но первой «Вальс о вальсе» на радио исполнила популярная в те годы Майя Кристалинская. В исполнении Кристалинской «Вальс» услышала Клавдия Шульженко. Она сама обратилась к Эдуарду Колмановскому с просьбой разрешить ей включить эту песню в её программу, но Колмановский почему-то по-прежнему Шульженко в этой песне не видел и всячески уходил от разговора. Но Клавдия Ивановна была настойчива. Композитор сдался, а Шульженко сделала эту песню невероятно популярной.
Кристалинская и Шульженко – знаменитые исполнительницы этой песни. А какое исполнение вам больше нравится, вы на чьей стороне?
Кирилл Панфилов, певец: Тут трудно сказать, на чьей стороне. Вообще тоже читал историю, воспоминания самого Колмановского, как на радио раньше записывали песни. Записывалось оркестровое сопровождение, и потом на эту плёнку уже поверх записывали голоса, и поэтому на одну и ту же аранжировку, скажем так, на одну и ту же запись могли записываться многие исполнители. И вот Кристалинская записывала свою версию этой песни, ещё несколько певцов, и вот какой-то из певцов нарочно после своей записи испортил плёнку записи оркестра, чтобы после него…
Александр Ф. Скляр: Понятно, чтобы уже больше никто.
Кирилл Панфилов, певец: Да, а собирать оркестр заново, это, конечно, очень навесно сложно.
Александр Ф. Скляр: Без сомнения.
Кирилл Панфилов, певец: А Шульженко всегда записывалась вместе с оркестром, то есть в момент исполнения.
Александр Ф. Скляр: И там уже не вычленить было.
Кирилл Панфилов, певец: Да, и поэтому вот это мне почему-то очень так интересно, потому что артисты такие люди сложные и бывают, что любят друг друга.
Александр Ф. Скляр: Я считаю, что у Клавдии Ивановны был хороший подход.
Почему Клавдия Шульженко так боролась за то, чтобы исполнять «Вальс о вальсе», стало понятно позже. Она объяснила это сама: «Многое мне хорошо знакомо: и “Военный вальс” в запылённых шинелях, и разговор о том, что “Вальс” устарел и так далее. Когда за каждой строчкой для тебя встают жизненные картины, когда каждый образ наполняется смыслом, вызывает ассоциации, песня обретает плоть, начинает жить и живёт долго». Шульженко сделала «Вальс о вальсе» настолько знаменитым, что из спектакля его пришлось убрать к неудовольствию режиссёра Ровенских. И когда Эдуарду Колмановскому об этом напоминали, он повторял: «Да, но получился “Вальс о вальсе”. Что же, мне не надо было создавать такую песню?». И с этим не поспоришь.
Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео (pesnya@otr-online.ru) . Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!