Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни! Как много песен, одиножды прозвучав по радио на телевидении или в кино, становились хитами на долгие годы и даже десятилетия. А у песни «Вологда» прямо противоположная история. Она к своему успеху шла долгие 20 лет. Сначала в 1956 году знаменитый тенор Владимир Нечаев попросил композитора Бориса Мокроусова и поэта Михаила Матусовского написать для него песню. Мокроусов и Матусовский сочинили для него «Вологду», правда начиналась она не с совсем нам известной строки: «Письма лично на почту ношу». Алексей, чем вам близка эта песня? Что вас в ней затронуло? Алексей Гоман, певец: Мне кажется, огромное чувство ностальгии, потому что в детстве, когда я её услышал, она сразу запала в душу. Во-первых, потому что мелодия красивая, во-первых, настроение такое – светлая грусть. Третье, конечно, это «Где, где, где, где, где, где», это западает моментально. На современный язык это прямо, хороший такой kick – какой-то удар очень классный. Александр Ф. Скляр: Да, есть такое. Алексей Гоман, певец: Прямо очень классная вещь. Александр Ф. Скляр: «Где-гда» – вот это всё повторение. Алексей Гоман, певец: Да, ещё: «где, где, где» – это же хаус почти. Александр Ф. Скляр: Ещё в середине прошлого века эту песню исполнил Владимир Нечаев, но в его исполнении она как раз не снискала большой популярности. А вы слышали его исполнение? Алексей Гоман, певец: «Песняры» же, да? Александр Ф. Скляр: Вот, видите. Получается, что от исполнителей очень сильно зависит дальнейшая жизнь песни. Но, по крайней мере, так бывает иногда. Сегодня мы слышим её с баяном с великолепным совершенно, мне очень понравился ваш аккомпанемент на баяне, замечательный музыкант. Алексей Гоман, певец: Да, Роберт прекрасен. Александр Ф. Скляр: А вот если её представить себе в таком более академическом виде, вы можете её представить или не получается, сразу кажется, что это будет не так? Алексей Гоман, певец: Знаете, представить её можно в любом виде на самом деле. Мне кажется, её можно по-разному спеть, но роднее всё-таки, когда это поет голос одного человека. С этим баяном в исполнении «Песняров» она настолько цельная, что её сложно очень отделить. То есть экспериментировать-то можно, но всё равно, я думаю, вы вернётесь к оригиналу. Александр Ф. Скляр: Песню «Вологда» Владимир Нечаев исполнял на своих концертах и один, и в дуэте с Бунчуковым. В 58-м году отредактировал и перезаписал её на студии звукозаписи. Но рядом с другими песнями в исполнении Нечаева считалась проходной. Вполне можно было ожидать, что рано или поздно все об этом произведении просто забудут, как и о многих песнях, так и не нашедших своих почитателей. Когда прошло 10 лет с момента рождения песни «Вологда», у неё появился шанс на вторую жизнь. Главный режиссёр Малого театра Евгений Симонов ставил спектакль «Белые облака». Один из его персонажей – слепой музыкант Яков – должен был петь под баян, причём эта песня должна была стать лейтмотивом спектакля. Симонов попросил помощи в поисках подходящей песни у Бориса Мокроусова, и композитор решил, что «Вологда» будет очень даже уместна. Зазвучав в одном из популярнейших театров страны, песня напомнила о себе и обрела новых поклонников, но ненадолго. Спектакль из репертуара быстро ушёл, и «Вологду» снова забыли. Как бы мы ни слышали различные версии этой песни, но всегда в аранжировке присутствует баян. И вот я даже не очень могу понять, а почему это так она срослась как бы у нас, в нашем представлении, что обязательно там должен быть баян? Алексей Гоман, певец: Может, потому что песня какая-то очень русская. Она русская именно по настроению, потому что мне кажется, что у любого российского человека состояние светлой грусти всегда присутствует. Это же ключевое состояние. Это когда, например, у тебя всё в жизни плохо, но ты знаешь, что всё будет нормально, всё будет хорошо, всё будет в порядке. А когда тебе хорошо, ты помнишь о том, что в какой-то момент тебе точно станет плохо, и ты вот на этой середине находишься. И вот в этой песне тоже есть. Там же мечта, по сути, мечта о женщине, о любимой, которая, может, не отвечает на письма и, может, она вообще уже с другим человеком. Но вот эта цель, что ты идёшь к ней, ты к ней приедешь, увидишь этот дом, встретишь её, и, возможно, у вас всё получится. Александр Ф. Скляр: Да, вы знаете, вы правы. Здесь слова у песни-то, в общем, совсем незатейливый. То ли как бы о любви на расстоянии, то ли о каком-то безответном чувстве. Но вот когда вы эту песню исполняете, может быть, у вас есть какие-то личные ассоциации? О чём вы думали, когда пели эту песню? Алексей Гоман, певец: Я вспоминаю сразу о каком-то своём доме из детства, куда бы я хотел вернуться, но уже не вернусь, потому что и дома нет уже и детство в принципе прошло. Александр Ф. Скляр: Да. Алексей Гоман, певец: Для меня эта песня о какой-то мечте, о очень хорошем тёплом чувстве и даже, возможно, о любви безответной, но очень хорошей. Вы знаете, когда вас не любят, но ты настолько любишь человека, что ты не можешь им желать зла и желаешь ему только счастья. Александр Ф. Скляр: Прошло ещё 10 лет после выхода спектакля «Белые облака». Во всю шла подготовка к знаменательному событию – юбилейному концерту поэта Михаила Матусовского в Колонном зале Дома союзов. Для участия были приглашены лучшие исполнители. И среди них, конечно, популярный в то время белорусский ВИА «Песняры». Только вот ничего на стихи Матусовского в их репертуаре не было. Редакторы предложили ансамблю несколько песен на выбор. Музыкант «Песняров» Владимир Николаев уговорил остальных взять «Вологду» не потому, что она лучшая, а потому, что он в этом городе родился. Коллектив пошёл ему навстречу, правда, без особого энтузиазма. Но Владимир Николаев так увлёкся аранжировкой нового материала, что сумел заинтересовать «Вологдой» остальных участников ансамбля. 28 марта 1976 года творческий вечер поэта Михаила Матусовского транслировался по радио в прямом эфире и записывался для Центрального телевидения. В таких концертах всё выверено до минуты, и, конечно, никаких выступлений на бис. Но тут пришлось сделать исключение. «Вологда» в исполнении «Песняров» вызвала такой шквал оваций и требований повторения, что устроителям мероприятия пришлось позволить ансамблю исполнить ей дважды. Эту песню сделал популярной вокально-инструментальный ансамбль «Песняры». Сейчас уже, конечно, времена вокально-инструментальных ансамблей далеко в прошлом. Как вот сейчас вы воспринимаете эту песню в исполнении «Песняров»: вам она кажется ностальгией или она соответствует по духу именно тому составу инструментов и тому исполнению? Алексей Гоман, певец: Всё, что касается «Песняров», знаете, их сейчас слушаешь и такое ощущение, что кого точно не надо переделывать, так это «Песняров». Они звучат просто великолепно и в любые года почему-то звучат современно, для меня, по крайней мере. Все их партии голосовые, как они аранжировки эти организуют. Это потрясающая группа. Куда точно вешаться нельзя – это к «Песнярам». Александр Ф. Скляр: Песню «Вологда» слушатели полюбили спустя 20 лет с момента её первого исполнения, но она была в полной мере вознаграждена за эти годы ожидания своего звёздного часа. Став лауреатом главного песенного фестиваля страны «Песни года» она ещё несколько лет занимала первую строчку советских хит-парадов. Сегодня эту песню называют неофициальным гимном Вологды. Под её звуки по разным направлениям нашей страны из этого города уходят поезда, и порою пассажиры в вагонах ещё полпути её напевают, потому что не попасть под её очарование невозможно. Хочу сказать спасибо всем, кто присылает письма на нашу почту. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео (pesnya@otr-online.ru). Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!