Александр Ф. Скляр:Это наши любимые песни! Имя композитора и исполнителя песни «Яблони в цвету» Евгения Мартынова, возможно, сегодняшним молодым уже мало знакомо. А ведь в 70-80-е годы он был невероятно популярен и востребован, его концерты проходили при неизменных аншлагах, к тому же песни на его музыку исполнял не только он, но и другие очень популярные певцы: Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, София Ротару, Эдуард Хиль и так далее. Гонорары Мартынова были в то время заоблачные – до 20 тысяч рублей при средней зарплате в 120. Так почему же сегодня Евгения Мартынова так мало помнят, хотя песни его не забыты? Сергей, вы – представитель молодого поколения, да ещё к тому же и академист, и вдруг исполняете песню Евгения Мартынова. То есть я могу из этого заключить, что вы вообще любите песню с историей, скажем так. Сергей Кочемазов: Я хочу сказать, что так получилось, что жизнь распорядилась, что именно Евгений Мартынов сыграл в моей творческой судьбе очень важную роль. Помимо того, что я исполняю очень много его песен, я боюсь соврать или ошибиться, но больше 40 точно… Александр Ф. Скляр: Ух-ты! Сергей Кочемазов: Жизнь свела меня с его родным братом… Александр Ф. Скляр: Так… Сергей Кочемазов: С композитором, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Юрием Григорьевичем Мартыновым. Также он является и президентом региональной общественной организации «Клуб Евгения Мартынова», которую мы создали в 2012 году. И слава богу, что и мы все, и клуб Евгения Мартынова работает во благо просвещения и ради того, чтобы такие песни звучали всегда. Александр Ф. Скляр: А вообще, как вам кажется, в вашем поколении знают этого автора, этого композитора или уже его имя подзабыто? Сергей Кочемазов: Я вам скажу даже больше, что его знают даже совсем малые дети. Это мои племянницы, которые обожают песни Мартынова, которые знают все его, скажем так, главные песни. И «Лебединую верность», «Яблони в цвету», «Белая сирень», «Отчий дом – это одни из любимых, если можно так выразится, старые-добрые песни. Александр Ф. Скляр: Евгений Мартынов рос в городе Артёмовске, там же научился играть на аккордеоне и окончил музыкальное училище по классу кларнета. Затем с отличием окончил Донецкую консерваторию. Параллельно с учёбой сочинял песни. В 72-м году ему выпал случай показать некоторые из них популярной певице Майе Кристалинской. Она оценила и взяла в свой репертуар песню «Березка» на стихи Сергея Есенина. По её же рекомендации Мартынов устроился в Росконцерт в качестве солиста-вокалиста в сборной эстрадной программе. И уже через год он стал лауреатом Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни. А скажите, вообще, на ваш взгляд, композиторы, которые исполняют сами свои песни – это ведь не очень частое явление, обычно это всё-таки авторы-исполнители, а композиторы сочиняют песню, её исполняет кто-то другой. Вот, как вы думаете, в случае с Евгением Мартыновым – это было ему на пользу, что он сам часто исполнял свои песни? Сергей Кочемазов: Я думаю, что в эпоху Евгения Мартынова – это был некий шок для нашей эстрады, потому что появляется, во-первых, такой красивый, приятный молодой человек и ещё так потрясающе поющий. Вот один такой факт до середины 80-х годов. В частности, на Всесоюзном фестивале «Песня года» нельзя было авторам исполнять свои песни, свои произведения, потому и в 75-м году как раз «Яблони в цвету», к примеру, исполнила София Михайловна Ротару. А с середины 80-х годов только разрешили авторам-исполнителям, и мы как раз увидели потом и других авторов-исполнителей. Но, конечно, Евгений Мартынов – я уверен, что это было неожиданно. Александр Ф. Скляр: По поводу рождения песни «Яблони в цвету» существует две версии. Одну сам Евгений Мартынов озвучивал на радио, о другой рассказывал поэт-песенник Илья Резник. Он вспоминал, что однажды перед поездкой в Югославию к нему приехал Мартынов с кассетой, показал музыку и попросил написать стихи. На вопрос поэта «О чём?» композитор ответил: «О любви». С этим и уехал Илья Резник в югославский город Пула. И там, прогуливаясь по скалистому берегу Адриатического моря, поэт поему-то вспомнил, как цветут яблони, которых там и в помине не было. Вслед за образом пришли и стихи. Вернувшись, Резник показал их Евгению Мартынову. Композитор остался доволен. Правда сам Мартынов говорил о том, что это он увидел на берегу родного Дона прекрасные яблони в цвету и попросил Резника написать об этом зрелище поэтический текст. Так или иначе, песня была готова и её ждал успех. Понятно, что пик популярности Мартынова пришёлся на 70-е и 80-е годы, но часть его песен точно в сознании и в памяти слушателей осталась до настоящего времени. А, как вы думаете, в чём главная причина популярности этих песен, которые дожили до наших дней? Сергей Кочемазов: Вы знаете, по произведениям того или иного художника, композитора отчасти можно разглядеть его душу. И в песнях Евгения Мартынова прежде всего присутствует его такая светлая, необычайно добрая душа. И сам он неоднократно в своих интервью говорил, что он всегда хотел сочинить именно такие мелодии, такие песни, которые исполняли бы простые люди, сидя за столом со своими близкими в хорошем настроении и просто их пели от души. Вот у него это получилось, на мой взгляд, на 100%. Александр Ф. Скляр: Песню «Яблони в цвету» первым исполнил сам Евгений Мартынов, с ней же выступил на престижном тогда чехословацком фестивале «Братиславская лира» и стал первым его победителем из Советского Союза. Позже песню «Яблони в цвету» исполняли многие: София Ротару, Сергей Захаров. В 80-е годы на смену лиричным песням пришла другая музыка. Группы с начисляемым количеством составов, поющие под одну и ту же фонограмму, начали вытеснять советскую эстраду. Не лучшие времена это были и для Евгения Мартынова, на фоне новых веяний его популярность начала угасать. Со стрессами боролся алкоголем. 3 сентября 1990 года Евгений Мартынов умер от сердечной недостаточности. Вдова и сын уехали в Испанию. А песни начали забываться. Но «Яблони в цвету» стоят того, чтобы о них помнили. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео. Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!