Блокадные люди. Жесткая проза о Смоленщине. Лихорадочное странствие по Европе контратенора и бродяжки
https://otr-online.ru/programmy/poryadok-slov/blokadnie-lyudi-zhestkaya-13533.html
Николай Александров:
Здравствуйте, это программа "Порядок слов" и Николай Александров.
Сегодня мы поговорим о современной российской словесности.
Алексей Макушинский вошел в число финалистов премии
"Большая книга" и получил приз читательских симпатий. Его роман
"Пароход в Аргентину" на то время существовал лишь как журнальная
публикация. И вот теперь он вышел отдельным изданием в издательстве
"Эксмо". Это повествование,
которое рассказывает о судьбе эмигрантов, архитектора, который волею судеб
оказывается в Аргентине. И, конечно же, его судьба привлекает внимание
повествователя. Но, с другой стороны, это так же еще рассказ о гражданской войне
в Прибалтике. Здесь довольно много любопытных фактов. Плюс к тому эти исторические
события обрамлены лирической интонацией самой наррации, то есть самим стилем
повествования. Макушинский пишет намеренно сложно, длинными периодами,
пространными предложениями. Это создает и совершенно особенную атмосферу, но, с
другой стороны, замедляет чтение.
Алексей Макушинский
"Пароход в Аргентину"
Действие романа
разворачивается в конце ХХ века в Европе: главный герой путешествует во
Францию, чтобы встретиться со всемирно известным архитектором Александром
Воско.
В издательстве Ивана Лимбаха в Петербурге вышла книга Полины
Барскова "Живые картины". Книга посвящена достаточно серьезной
проблеме: как писать о прошлом, тем более о страшном прошлом, как писать о
людях прошлого. В частности, как обращаться к блокадной теме. "Блокадные
люди", сама блокада – это тема лирических очерков Полины Барсковой. И, собственно
говоря, этими очерками книга и открывается. Не случайно, на этих первых
страницах возникает фигура другого писателя - итальянца Примо Леви. Который не
мог избавиться от своей памяти и, казалось, своим долгом и подвигом своим
считал необходимостью описать трагедию холокоста. И Полина Барскова с этой же точки
зрения пишет и о времени блокады. Но, впрочем, конечно, не только военной
тематикой и проблематикой ограничивается эта книга. Поскольку в конце этой
лирической книги читатель найдет очерки, посвященные не столь отдаленной от нас
эпохи, по сути дела, современности. Однако, и здесь главная проблема - как
писать и как воскрешать прошлое сегодня.
Полина Барскова
"Живые картины"
Для свободного и одинокого
"экзистенциального" человека прощение – трудная работа. Отчасти
потому, что нередко оборачивается виной "прощателя".
Еще одна книга, выход которой мне кажется примечательным. Олег
Разумовский "Джу-джу". Так называется сборник произведений смоленского
писателя, который, я думаю, широкой читательской аудитории не знаком. Олег
Зоберн на протяжении уже теперь многих лет вел серию "Уроки
русского", сначала в издательстве "Азбука", затем в издательстве
"Новое литературное обозрение". И вот теперь "Уроки русского"
– это самостоятельный издательский проект. Напомню, что в этой серии выходили, в
частности, произведения Анатолия
Гаврилова или Николая Байтова, целого ряда замечательных писателей, которые
оказываются в стороне от литературного
мейнстрима. Это же можно сказать и об Олеге Разумовском. Он пишет жесткую
прозу, иногда шокирующе жесткую. Он как будто бы пытается показать изнанку
действительности, и вот эта энергия разрыва определяет характер его
произведений. Чтение нелегкое. Но то, что это, безусловно, самостоятельный
писательский почерк и весьма интересное писательское мировоззрение - в этом
сомневаться не приходится.
Олег Разумовский
"Джу-джу"
Эти рассказы и
повесть – не только о веселой жизни в городе Смоленске и его окрестностях, но и
почти обо всей российской провинции.
Ну и в заключение о книге, которая, напротив, может
определять современный литературный мейнстрим - Дина Рубина "Русская
канарейка. Блудный сын", заключительная часть трилогии, которая
рассказывает об удивительной судьбе контратенора, с одной стороны, а с другой
стороны, сотрудника израильских
спецслужб. Но в данном случае это еще и роман-путешествие. Хотя в целом,
конечно же, это книга не только о превратностях судьбы, но и о превратностях
любви.
Программа "Порядок слов" и Николай Александров.
Всего доброго, до свидания!
Дина Рубина
"Русская канарейка. Блудный сын"
Леон Этингер,
контратенор и бывший оперативник израильских спецслужб, которого никак не
отпустят на волю, и Айа, глухая бродяжка, не расстающаяся с фотоаппаратом,
вместе отправляются в лихорадочное странствие через всю Европу.
Блокадные люди. Жесткая проза о Смоленщине. Лихорадочное странствие по Европе контратенора и бродяжки