Здравствуйте, это программа "Порядок слов" и Николай Александров. Книги по искусству сегодня в центре нашего внимания. Понимание искусства, а тем более современного искусства – одна из насущных проблем. Более того, иногда при чтении одних и тех же текстов читатель сталкивается с терминами, которые нужно уяснить, прояснить для себя. Собственно, эту цель и преследует справочник Сэма Филлипса, который называется "…измы. Как понимать современное искусство" Все основные течения искусства 20-21 веков сюда вошли, здесь отражены. А статьи, с одной стороны, достаточно объемны с точки зрения содержания, а с другой стороны, они весьма лаконичны, занимают не много страниц. Устройство у них весьма одинаково: сначала идет характеристика того или иного направления, например, "конструктивизм" или "абстракционизм", даются основные работы, которые прежде всего ассоциируются с тем или иным стилем, и, разумеется, называются имена тех художников, авторов, которых относят к тому или иному направлению в искусстве. Сэм Филлипс "…измы. Как понимать современное искусство". Путеводитель по современному искусству призван объяснить все его ключевые "измы": группы, стили и школы, определяющие то, что считается искусством с конца 19 века по наши дни. Еще одна книга о фотографии. Розалинд Краусс – "Фотографическое: опыт теории расхождений". Почему, собственно, "расхождений" - поскольку автор этого исследования уверена в том, что о фотографии нужно говорить как об особенном искусстве. И для того, чтобы понять феномен фотографии, нужно не смешивать фотографию с другими визуальными искусствами, то есть рассматривать фотографию отдельно от кинематографа и живописи. Но, тем не менее, книга, с моей точки зрения, весьма познавательная. Розалинд Краусс "Фотографическое: опыт теории расхождений". В авторский сборник ведущего американского историка и теоретика искусства вошли тексты, так или иначе связанные с фотографией. Эта небольшая книга совершенно замечательна. Сергей Эйзенштейн – "Дисней", так она называется. Сергей Эйзенштейн в 30-40-х годах задумал масштабную работу о кинематографе, и одна часть этой книги должна была быть посвящена Диснею, точнее говоря, феномену мультфильма. А прежде всего с мультипликацией и связывается имя знаменитого американского режиссера и продюсера. По мнению Эйзенштейна, залог популярности Диснея как раз в том и состоит, что он затрагивал какие-то глубинные струны в человеческой душе. Поэтому в этой небольшой книжке есть страницы, посвященные мифологическим образам в мультфильмах Диснея. Кстати, не только у него. Скажем, отрывок, который посвящен огню, читается иногда как антология, посвященная огню, поскольку Эйзенштейн выписывает самые разные цитаты из произведений российских, русских писателей в том числе, которые посвящены огню. Сергей Эйзенштейн "Дисней". Незавершенная статья Сергея Эйзенштейна, посвященная знаменитому американскому мультипликатору, с которым автор был знаком лично. Попытка понять феномен Диснея и разгадать тайну "аттракционности" его искусства. И в заключение еще об одной книге, правда, несколько иного рода, поскольку это не трактат об искусстве и не художественный альбом, а роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова с иллюстрациями Геннадия Калиновского. Они достаточно оригинальны, Калиновский выступает как зрелый и оригинальный мастер. Он, конечно, не просто иллюстрирует Булгакова, не стремится передать исторические реалии или мифологическую основу романа Булгакова. Он создает свой мир на основе романа Булгакова. Это может привлекать, а может и отторгать читателя, но так или иначе оригинальность работы художника сразу же становится очевидной. Программа "Порядок слов" и Николай Александров. Всего доброго, до свидания! Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита". В 1985 году Геннадий Калиновский создал серию иллюстраций к "Мастеру и Маргарите". Однако иллюстрации были опубликованы только через 15 лет, в 2001 году.