Фотоискусство. Сергей Эйзенштейн об Уолте Диснее. Как понимать современное искусство
https://otr-online.ru/programmy/poryadok-slov/iskusstvo-fotografii-sergei-12939.html
Здравствуйте,
это программа "Порядок слов" и Николай Александров. Книги по
искусству сегодня в центре нашего внимания. Понимание искусства, а тем более
современного искусства – одна из насущных проблем. Более того, иногда при
чтении одних и тех же текстов читатель сталкивается с терминами, которые нужно
уяснить, прояснить для себя. Собственно, эту цель и преследует справочник Сэма
Филлипса, который называется "…измы. Как понимать современное искусство"
Все основные течения искусства 20-21 веков сюда вошли, здесь отражены. А
статьи, с одной стороны, достаточно объемны с точки зрения содержания, а с
другой стороны, они весьма лаконичны, занимают не много страниц. Устройство у
них весьма одинаково: сначала идет характеристика того или иного направления,
например, "конструктивизм" или "абстракционизм", даются
основные работы, которые прежде всего ассоциируются с тем или иным стилем, и,
разумеется, называются имена тех художников, авторов, которых относят к тому
или иному направлению в искусстве.
Сэм Филлипс "…измы. Как понимать
современное искусство". Путеводитель по современному искусству призван
объяснить все его ключевые "измы": группы, стили и школы,
определяющие то, что считается искусством с конца 19 века по наши дни.
Еще одна
книга о фотографии. Розалинд Краусс – "Фотографическое: опыт теории
расхождений". Почему, собственно, "расхождений" - поскольку
автор этого исследования уверена в том, что о фотографии нужно говорить как об
особенном искусстве. И для того, чтобы понять феномен фотографии, нужно не смешивать
фотографию с другими визуальными искусствами, то есть рассматривать фотографию
отдельно от кинематографа и живописи. Но, тем не менее, книга, с моей точки
зрения, весьма познавательная.
Розалинд Краусс "Фотографическое: опыт
теории расхождений". В авторский сборник ведущего американского историка и
теоретика искусства вошли тексты, так или иначе связанные с фотографией.
Эта небольшая
книга совершенно замечательна. Сергей Эйзенштейн – "Дисней", так она
называется. Сергей Эйзенштейн в 30-40-х годах задумал масштабную работу о
кинематографе, и одна часть этой книги должна была быть посвящена Диснею,
точнее говоря, феномену мультфильма. А прежде всего с мультипликацией и
связывается имя знаменитого американского режиссера и продюсера. По мнению Эйзенштейна,
залог популярности Диснея как раз в том и состоит, что он затрагивал какие-то
глубинные струны в человеческой душе. Поэтому в этой небольшой книжке есть
страницы, посвященные мифологическим образам в мультфильмах Диснея. Кстати, не
только у него. Скажем, отрывок, который посвящен огню, читается иногда как
антология, посвященная огню, поскольку Эйзенштейн выписывает самые разные
цитаты из произведений российских, русских писателей в том числе, которые
посвящены огню.
Сергей Эйзенштейн "Дисней". Незавершенная
статья Сергея Эйзенштейна, посвященная знаменитому американскому
мультипликатору, с которым автор был знаком лично. Попытка понять феномен
Диснея и разгадать тайну "аттракционности" его искусства.
И в
заключение еще об одной книге, правда, несколько иного рода, поскольку это не
трактат об искусстве и не художественный альбом, а роман "Мастер и
Маргарита" Михаила Булгакова с иллюстрациями Геннадия Калиновского. Они
достаточно оригинальны, Калиновский выступает как зрелый и оригинальный мастер.
Он, конечно, не просто иллюстрирует Булгакова, не стремится передать
исторические реалии или мифологическую основу романа Булгакова. Он создает свой
мир на основе романа Булгакова. Это может привлекать, а может и отторгать
читателя, но так или иначе оригинальность работы художника сразу же становится
очевидной.
Программа
"Порядок слов" и Николай Александров. Всего доброго, до свидания!
Михаил Булгаков "Мастер и
Маргарита". В 1985 году Геннадий Калиновский создал серию иллюстраций к
"Мастеру и Маргарите". Однако иллюстрации были опубликованы только через
15 лет, в 2001 году.
Фотоискусство. Сергей Эйзенштейн об Уолте Диснее. Как понимать современное искусство