Исследования мозга с древности до наших дней, механизм принятия решений и сыворотка правды в хрестоматийной антиутопии

Марина Калинина: Ну и к нам в студию уже так потихонечку прошел Николай Александров. Здравствуйте. Принес несколько книг. Пять штук я вижу. Да?

Николай Александров: Да, как всегда, пять книг.

Марина Калинина: Мы уже анонсировали, что это будет о мозгах, об интеллекте и о поведении.

Николай Александров: И о поведении, да. Причем книги разножанровые на самом деле и самых разных людей. Тем более что человеческий мозг, принятие решений, нормальность/ненормальность, каким образом человек принимает решения и на что опирается – все это проблемы, которые продолжают оставаться актуальными, и здесь довольно много загадок. И мы увидим, что книжки эти написаны в самых разных жанрах. Разумеется, они все-таки носят научно-популярный характер, большинство из них, но все-таки степень научности, а не популярности, она достаточно разнообразная.

Начнем мы с книги, которая называется "Мозг против мозга". Ну, в нашей теме мозг на первом месте. Написал ее Святослав Медведев, директор Института мозга – то есть академический институт, который собственно и занимается проблемами мозга. Нужно, наверное, сказать, что автор этой книги Святослав Медведев – сын Всеволода Медведева, знаменитого нейрофизиолога, а кроме того, Натальи Петровны Бехтеревой, которая всю свою жизнь посвятила проблемам изучения мозга. Так что можно сказать, что в данном случае перед нами потомственный нейрофизиолог, человек, который занимается…

Марина Калинина: Который трогает мозг.

Николай Александров: Да, каким образом он устроен. И книга довольно любопытно сделана, потому что она состоит из двух частей. Это такая книга, которую можно читать с двух сторон: вторая часть начинается с задней обложки, а первая – с первой.

С одной стороны, это просто такой небольшой очерк истории исследования мозга с древности до наших дней. Довольно большое количество разного рода фотографий, схем, рисунков, атласов даже. Ну, поскольку речь идет об этом чрезвычайно важном органе человека и очень сложно устроенном, поэтому, разумеется, здесь без картинок и без подробного разговора собственно об устройстве, даже о структуре, так скажем, мозга довольно много говорится.

Юрий Коваленко: Автор, видимо, устал от академических черно-белых картинок.

Николай Александров: Да. Поэтому, видите, книга выдержана в таких веселых цветах, причем даже бросающихся в глаза.

Юрий Коваленко: Психоделических, я бы даже сказал.

Николай Александров: Такие почти акриловые какие-то цветы – розовый и зеленый. Это с одной стороны.

А с другой стороны, это приближение к современности и попытка рассказать о том, ну а что собственно нам о мозге известно. Поскольку мы будем говорить о книгах, которые говорят, допустим, о механизме принятия решений, о том, каким образом функционирует, например, человеческая память, на какие механизмы опирается человек, но речь идет скорее об этом душевном комплексе, о том, что мы не замечаем, как машинальные или автоматические действия превращаются в осознанные, и наоборот. Но что в человеческом мозге за что отвечает? Каким образом устроена эта сложнейшая система с миллиардами нейронов, миллиардами связей?

Сейчас, наверное, для тех, кто следит за научными открытиями и за теми новшествами, которые появляются в науке и входят, кстати говоря, в наше массовое сознание, такие понятия, как нейронные сети, они уже становятся повседневностью. Это многочисленные связи, из которых выстраивается вот такая целостная картинка. Так вот, несмотря на этот достаточно подробный очерк, популярный и более сложный, Святослав Медведев в финале своей книги приходит к выводу, что на самом деле до сих пор исследователи мозга не могут понять, каким образом работает вот этот орган.

Марина Калинина: "Я знаю, что я ничего не знаю".

Николай Александров: Совершенно верно. Он приводит такую картинку, которая на самом деле образно показывает, в каком состоянии находится наука о мозге на сегодняшний день. Ну, мы представляем себе эпоху географических открытий, открытий новых континентов, когда появляются карты. Затем – когда появляются спутники, и мы представляем уже себе вообще весь Земной шар. И у нас не только границы между государствами, не только карты морей и океанов, но есть еще и карта всей планеты.

Так вот, Святослав Медведев пишет, что наука о мозге находится в том состоянии, когда люди высадились на неизвестную землю и вроде бы продвинулись по территории, но что это за земля, какими морями и океанами она окружена, где границы той суши, которая исследуется, как она устроена – пока еще ничего не известно.

Юрий Коваленко: То есть даже сын таких мировых известных ученых не может дать определение многим понятиям и понимает, что он, в общем-то, еще ребенок в этой науке?

Николай Александров: Да, совершенно верно. Просто нельзя сказать, что вот точно, например, такой-то участок мозга, кора головного мозга, например, отвечает именно за такие-то действия, такие-то механизмы. При том, что некоторые механизмы, вроде бы некоторые участки исследованы довольно подробно, но тем не менее это только начало исследования вот этого совершенно удивительного человеческого органа.

"Думай медленно… решай быстро" – это книга Даниэля Канемана, лауреата Нобелевской премии. Понятно, что своим названием она уже нас отсылает к поведению, принятию решений, мышлению и так далее, и так далее.

Кстати говоря, многие вещи, о которых пишет Канеман, разумеется, затронуты и в книге Святослава Медведева, но несколько с другой точки зрения – не с точки зрения строения, физиологии, нейронных связей или каких-то участков мозга, как они сигнализируют о том или ином поведении человека, а с точки зрения психологии, когда человек начинает размышлять, каким образом он принимает то или иное решение, и на самом деле вдруг убеждается в том, что за принятие решений отвечают совершенно разные просто механизмы. Собственно говоря, главный тезис этой книги выражен достаточно ясно в названии.

Для того, чтобы было понятно, о чем идет речь… Дело все в том, что Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию в области экономики. Он занимался статистикой и прогнозами, и его интересовала так называемая эвристическая наука, эвристика, когнитивная психология, то есть: каким образом человек принимает решения, заглядывая в будущее, строя проекты, каким образом он оперирует самыми разными данными, которые у него существуют, насколько на него влияет та или иная статистика, как она на него влияет и так далее.

главные герои вот этой книги – две системы, которые он обозначает Система 1 и Система 2. В принципе, это довольно просто и понятно. Система 1 в человеческом интеллекте (не будем говорить в данном случае "мозг") отвечает за те действия, которые человек обнаруживает сразу и совершает сразу. Когда мы, допустим, спрашиваем у человека: "Столица Франции?" – ответ у него уже есть заранее, он практически автоматически: "Париж".

Марина Калинина: Ну, не у всех.

Николай Александров: "Дважды два?" Или, например, вождение машины. Вот за все это отвечают механизмы Системы 1, которые сразу принимают решение, когда не анализируется материал, а ответ известен уже заранее. Интуиция или опыт, сумма сведений, которые уже есть в человеке, – все это позволяет сразу же ответить на тот или иной вопрос.

А вот Система 2 отвечает за более сложные действия. Допустим, умножить 17 на 24. Это не дважды два, сразу ответа человек не даст. Он сразу будет вспоминать правила, алгоритмы, которые могут быть самыми разными. И понятно, что это совершенно другого рода мышление. Это медленное собирание данных, вспоминание каких-то навыков и сведений, которые были давно у человека.

И заглавие этой книги обозначает главную проблему. Да, скрупулезное собирание данных, сведений, размышления – это тот подготовительный этап или период, который предшествует принятию решения. И очень часто интуитивное принятие решения на основе внимательного изучения и приводит к наиболее эффективному результату.

В принципе, в общем, о тех же проблемах, но немножко с другой точки зрения пишет Чарльз Дахигг, это лауреат Пулитцеровской премии. "Восемь правил эффективности: умнее, быстрее, лучше". Это на самом деле не восемь правил, а восемь историй, потому что они совершенно разные. Это не какой-то единый алгоритм, который можно разбить на восемь пунктов, а это скорее истории из разных ситуаций. Ну, например, как сосредотачиваться. Что такое ментальная модель, которая на самом деле влияет на поведение человека, а ее можно развивать.

То есть, иными словами, если летчик перед полетом продумывает самые разные ситуации, которые могут возникнуть при какой-то чрезвычайной обстановке, в чрезвычайной обстановке, то ему легче принять решение просто потому, что эти алгоритмы у него уже есть в голове. И неожиданная подсказка может спасти положение. Как, например, в истории, которую рассказывает в этой книге Чарльз Дахигг, когда главный пилот уже большого Boeing, который он сажал с поврежденным крылом… Впрочем, это был, по-моему, Airbus, а не Boeing. Ну, неважно. В общем, большой пассажирский самолет. Сажал самолет в чрезвычайной ситуации, вспоминая свой опыт вождения Cessna, то есть самолета совершенно другого. Но то, что эта ментальная модель у него существовала, позволило ему выйти из этой ситуации.

Или, например, целеполагание. Для того чтобы проект был успешен, важно понимать, какова его цель. Следовательно, один из главных вопросов – "зачем?". "Зачем я это делаю, этим делом занимаюсь?" Если на этот вопрос существуют более или менее понятные, четкие, адекватные ответы, то тогда, в общем, в принципе, это залог какого-то успеха.

Юрий Коваленко: Я прошу прощения. А Чарльз Дахигг всего восемь правил эффективности нашел или он восемь сумел описать в этой книге?

Николай Александров: Я думаю, что это все-таки не восемь правил четких, а это восемь некоторых моделей: мотивирование, способ решение проблемы, способ сосредотачиваться…. Или, например, что такое работа в команде, что такое команда, что это за организм, каким образом человек, работая в команде, может себя проявить, и почему это эффективно. То есть это восемь разных историй, которые так или иначе связаны с принятием решения и эффективным поведением при той задаче, которая так или иначе ставится. Истории это, в общем, самые разные.

Совершенно другого рода книжка, которая связана в большей степени уже не просто с интеллектом, поскольку мы уже говорили о поведенческих моделях, а больше связана с психологией, на которую, разумеется, тоже наша рефлексия довольно сильно влияет, – "Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо".

Марина Калинина: Мне название нравится очень.

Николай Александров: Марк Мэнсон. И вроде бы название такое кричащее. И кажется, что речь идет об успешности тех людей, которые спокойно и равнодушно относятся к тем проблемам, которые их окружают; и в том случае, когда нужно что-то делать, они вроде бы ничего не делают – и тем не менее добиваются успеха. Буддийская модель. Такая замечательная панда у нас сидит.

На самом-то деле Марк Мэнсон пишет немного о другом, а точнее говоря – вообще о другом. Я говорил об этих книгах. Их довольно легко найти, потому что современная культура и современная психология, которая обращается к массовому читателю, она очень любит говорить об успехе, эффективности, о том, каким образом человеку стать лучше, совершеннее, большего добиться. Вот это главные категории эпохи потребления, эпохи прогресса, когда нужно действительно быстрее, качественнее. У Мэнсона собственно поэтому одно из главных правил (я думаю, что вы и сами сталкивались с этим), как победить в себе неуверенность – нужно постоянно себе говорить: "Я уверен. Я всего добьюсь".

Марина Калинина: "Я самая обаятельная и привлекательная".

Николай Александров: Да-да-да, совершенно верно. Нужно постоянно себя в этом убеждать: "На самом деле я успешный человек". Вот такой аутогипноз.

Мэнсон говорит, что ведь странная вещь – богатому человеку не нужно себя убеждать в том, что он добьется богатства. Человек, который чувствует в себе, безусловно чувствует в себе какие-то силы, не будет себя в чем-то убеждать. Хотя на самом деле никто не избавлен от сомнений. Мэнсон, скорее, говорит о другом механизме, не менее важном поведенческом механизме: те сомнения, которые возникают, боль, страдания, которые человек переживает из-за того, что у него что-то не получается, на самом деле и есть необходимые инструменты для того, чтобы продвигаться дальше. Не зацикливаться на том, что "я неудачник, у меня ничего не получается, и поэтому я ничего делать не буду, и поэтому я постоянно сравниваю себя с успешными людьми", а наоборот – попытаться принять эту ситуацию и понять, что можно сделать. Поэтому боль, страдания, сомнения – это лишь те испытания, которые человеку даны для того, чтобы двигаться дальше.

Поэтому, как видите, по пафосу своему и вообще по такому целеполаганию книга у Мэнсона совершенно другая. Он не говорит: "Да вообще ничего делать не надо!" Нет, нужно отнестись к тем неудачам, которые существуют в жизни каждого человека, как к некоторым данностям, и понять, что можно делать дальше.

Ну и наконец – последняя книга. Она уже совершенно другого жанра, она совершенно удивительная. Это книга шведской писательницы Карин Бойе, называется она "Каллокаин". Это не нон-фикшн, это художественная литература. В 60-х годах в "Библиотеке фантастической литературы" этот роман-антиутопия был впервые выпущен, издан. С того времени прошло, в общем, уже довольно много лет, больше полувека, и поэтому, наверное, не все помнят, кто такая Карин Бойе. Карин Бойе – один из самых известных шведских писателей и поэтов начала XX века. Она умерла в 41-м году. И роман ее написан в 40-м году. Она действительно повлияла на шведскую поэзию и шведскую литературу очень сильно.

Ну а читатель, который возьмет в руки эту книгу, если он не прочел ее в 60-е годы, когда она впервые была издана, он сразу же увидит и проведет параллели с "1984" Оруэлла, или с "Мы" Замятина, или с Хаксли, то есть с такой хрестоматией антиутопической, которая, в общем, достаточно хорошо известна. И надо сказать, что книга эта выстроена по тем же самым моделям, по тому, как рисуется такая классическая антиутопия.

Карин Бойе побывала и в сталинском Советском Союзе, и в гитлеровской Германии. И конечно же, книга эта написана во многом под впечатлениями от знакомства и с тем, и с другим режимом. Кстати говоря, она не просто погибла – она приняла снотворное после оккупации Дании. На нее так сильно повлияло это событие! Она поняла, что эта катастрофа неизбежна, и покончила жизнь самоубийством, по существу.

Тот мир, который рисуется, достаточно хорошо знаком: государство, которое ни более ни менее как Мировая Империя (так в книжке обозначается это государство), где никакого уже потребления не существует, а существуют разные формы для повседневной жизни, для службы и, разумеется, для военной жизни. Мировая Империя постоянно готовится к войне и постоянно находится в состоянии войны, и поэтому все подданные этой империи так или иначе оказываются еще и солдатами. Обращение в этом романе людей друг к другу – это "соратник". Поэтому они постоянно все воюют и постоянно все начеку.

Разумеется, Мировая Империя не просто так с кем-то воюет, а она окружена врагами, вне всяких сомнений. И более того – те страны, которые окружают эту Мировую Империю, они не просто враги, а они в общем и не вполне люди, они принадлежат даже к какой-то совершенно другой биологической сущности.

Юрий Коваленко: Это очень сильно напоминает сценарий мультфильмов Миядзаки, где Япония всегда окружена какой-то угрозой, которую никогда не показывают, но все ее очень сильно боятся.

Николай Александров: Конечно. Кроме того, мы же знаем, что любой тоталитарный режим вот этот миф об осажденной крепости эксплуатирует постоянно. Понятно, что все граждане… Главная задача подданного – это не его личные интересы, пристрастия и так далее. Они в первую очередь жертвуют своей жизнью ради Империи. И именно в этой жертвенности смысл жизни. Понятно, что существуют, разумеется, детские сады, школы, что детей берут у родителей в раннем возрасте, потом родители с ними не встречаются. И вообще этот город находится больше под землей. Существуют департаменты: департамент пропаганды, департамент полиции, департамент добровольных жертв, потому что люди добровольно жертвуют собой ради чудовищных экспериментов, которые ставятся, разумеется, в военных целях; они – просто такой материал для экспериментов.

Ну а почему я это привязал к мозгам, интеллекту, поведению и прочее-прочее? Каллокаин – это новое средство, которое изобретает главный герой, сыворотка правды, по существу. Человек, которому вкладывают эту сыворотку, говорит о самых сокровенных своих мыслях. Он говорит исключительно правду, ничего не скрывая. И изобретение этой сыворотки приводит… Один из главных конфликтов… там их много, но один из главных конфликтов состоит в том, что правители ухватываются за это удивительное средство, которое позволяет не просто увидеть врага народа или врага Империи, но говорит о преступных помыслах, которые еще не воплотились в действие. А благодаря этой сыворотке мы практически каждого гражданина можем…

Марина Калинина: Спасибо большое. Это был Николай Александров, как всегда, с интересными книгами и с интересными идеями и рассказами. Спасибо.

Юрий Коваленко: Спасибо.

Пять книг о мозге, интеллекте и поведении