Николай Александров: Здравствуйте! Это программа «Фигура речи». И, как всегда, в самом начале – небольшой обзор книг. Первая книга, которую мне бы хотелось представить, – книга итальянского астрофизика, которая называется «Срок времени». А самого астрофизика зовут Карло Ровелли. Издательство «Корпус». Совершенно замечательная книга, поскольку она, с одной стороны, достаточно специальная – все-таки Карло Ровелли действительно настоящий ученый и пишет о серьезных проблемах. А с другой стороны, эта книга вполне обращена к широкой аудитории, поскольку она показывает, насколько наши обычные, обывательские представления о времени отличаются от современных научных представлений, о том, что такое время, пространство, гравитация и так далее, и так далее. Иными словами, вот эта разница между сегодняшней наукой и нашим обычным, инерционным, традиционным взглядом на мир в этой книге выражена достаточно ясно. Еще одна книга в жанре нон-фикшн, но уже совершенно иного характера. Зарина Асфари, «Быть гением» – так называется эта книжка. Посвящена она самым разным художникам. Причем выбор этот довольно субъективный, поскольку здесь есть и представители экспрессионизма, и импрессионизма, есть и классики безусловные. Но любопытен здесь подход. Я бы назвал эту книгу абсолютно субъективной – чего автор не стесняется, а всячески подчеркивает. Говоря о ван Гоге или Климте, автор в первую очередь говорит о своем собственном представлении и через это собственное представление, свое восприятие художника пытается убедить читателя в оригинальности того или иного мастера. Еще одна книга из достаточно теперь уже популярной серии издательства Republic Classic, которая называется «Лекции PRO». Выходило довольно много книжек, о некоторых мы еще будем говорить. Ну а в данном случае это небольшая книга Александра Маркова «Красота. Концепт. Катарсис. Четыре лекции по теории искусства». В этой серии выходят именно лекции, иногда, по сути дела, лишь чуть-чуть отредактированные, но очень напоминающие стенограмму или студенческий конспект – правда, подробный, разумеется. Но вот этот устный характер изложения той или иной темы постоянно чувствуется. Ну а в данном случае речь идет об искусстве как таковом, о важных определениях в рамках этого разговора. Собственно, некоторые из главных понятий, из главных категорий выражены и даны уже на обложке: красота, концепт, катарсис. Любопытно здесь, что Александр Марков обращается, во всяком случае в первых лекциях, прежде всего к античному опыту. И это напоминания о том, что такое собственно риторика или, например, что такое катарсис, или что такое жанр трагедии или комедии, причем достаточно популярные и достаточно просто выраженные. С моей точки зрения, это достоинство этой книги. Впрочем, нужно учитывать, что это не научная монография, а все-таки лекции. И еще о двух книгах мне хотелось бы сегодня поговорить уже более подробно. Это книги Игоря Николаевич Сухих. «Русская литература для всех: от Гоголя до Чехова» – это одна книга. А вторая книга того же самого автора – «Проблемы поэтики Чехова». Ну, учитывая чеховский юбилей в этом году, я думаю, что разговор об этой книге тем более уникален.