Николай Александров: Здравствуйте. Это программа «Фигура речи», и как всегда в начале небольшой обзор книг. Начну я с книги, которая произвела на меня сильнейшее впечатление хотя бы потому, что это, с моей точки зрения, образцовая биография. Это книга, которая посвящена Александру фон Гумбольдту, называется она «Открытие природы», а написала ее замечательная журналистка Андреа Вульф. Книга, которая, во-первых, посвящена совершенно удивительному человеку, который был свидетелем Великой французской революции 1789 года, свидетелем революции 1848 года, который встречался с Наполеоном и американским президентом Джефферсоном, был камергером прусского короля Фридриха Вильгельма, он разговаривал и встречался с Николаем I. Человек, который оказал влияние на совершенно невообразимое количество не только, кстати говоря, ученых, он был собеседником Гете и Шиллера, оказав на Гете совершенно необыкновенное воздействие. Он вдохновил Симона Боливара, который перевернул мир Южной Америки, стал вдохновителем южноамериканских революций. Он совершил совершенно фантастическое путешествие в Анды, и он же, кстати говоря, совершил путешествие по России, он побывал в Сибири, на Алтае, затем через Астрахань и Волгу вернулся в Петербург. Александр фон Гумбольдт – один из тех, кому принадлежит совершенно иное видение. Он смотрел на природу как единое целое, и понимание природы, а не только классификация разных видов, – это идея, которая идет от Гумбольдта. Он оказал влияние на Дарвина, а его книги воздействовали на самых разных литераторов, на Озерную английскую школу, например. Он вдохновил знаменитого американского философа и отшельника Дэвида Генри Торо. Чарльз Дарвин, разумеется, также находился под воздействием Гумбольдта. Гумбольдт стал одним из первых ученых, кто объединил ученый мир: он устроил едва ли не первый научный ученый конгресс в Берлине, когда съехалось около 200 разных ученых, причем не на конференцию, а для того, чтобы общаться друг с другом. Последние свои книги, свой знаменитый «Космос» Александр фон Гумбольдт создавал, по сути дела будучи инициатором целого коллектива авторов: те области, которые были ему совершенно неизвестны или известны не вполне, он передавал ответственность за них самым разным ученым со всего земного шара. И эта книга читается практически как роман, она совершенно удивительно написана, не говоря уже о том, что автор действительно провел невероятную работу, сидел в архивах, разбирал не только книги, но и переписку Александра фон Гумбольдта. Ну а самое главное, если бы я, например, сегодня рассказывал о романтизме, Александр фон Гумбольдт был бы, пожалуй, едва ли не центральной фигурой, поскольку его природные описания стали каноническими для многих и многих авторов, не только ученых, но и литераторов. Еще одна книга, связанная с человеком, который оказал не меньшее воздействие на мир, правда, уже XX века – это книга Дмитрия Хаустова «Невинные инквизиторы. Джордж Оруэлл и политическая антропология». Художественный мир Джорджа Оруэлла и прежде всего его знаменитый роман «1984» рассматривается как мир с точки зрения воздействия социального, точнее говоря, как некая социальная действительность. И вот параллели между современной Джорджу Оруэллу социальной действительностью, тем, как она представлена в романе, откуда, собственно, вырастает этот мир оруэлловской антиутопии, это является главным предметом исследования. И еще одна книга, посвященная знаменитому английскому романисту, Джордж Оруэлл «Дневники». Это корпус дневников, который, конечно же, производит удивительное впечатление. Может быть, не все дневники, это дневники, начиная с 1933 года и до последних, уже предсмертных дневников Оруэлла. Записи дневниковые здесь самые разные. Иногда это просто некоторые бытовые заметки и фиксация того, что произошло с самим Оруэллом в течение дня, какие актуальные события привлекли его внимание. Ну а некоторые его записи, как, например, обрисовка лондонских трущоб, производит вполне художественное впечатление. В любом случае, конечно же, этот корпус дневников для тех, кто интересуется Оруэллом, невероятно любопытное чтение. Дневники Оруэлла, к сожалению, не слишком хорошо прокомментированы. Это понятно, они впервые появляются на русском языке, объем текста достаточно большой, поэтому комментарии и примечания весьма лаконичные. Чего не скажешь об этой книге, которая сегодня будет в центре нашего внимания: Роман Лейбов, Олег Лекманов и Елена Ступакова «Господь! Прости Советскому Союзу!» – «Сквозь прощальные слезы», знаменитая поэма Тимура Кибирова. Но любопытна здесь, конечно, не сама поэма, она занимает ничтожную часть объема этой книги, а подробнейшие комментарии к поэме Тимура Кибирова.