Николай Александров: Литературная премия - это своего рода селекция

Гости

Марина Калинина: Ну что, мы вплотную приблизились к нашей постоянной рубрике "Порядок слов". В нашу студию уже заходит Николай Александров, наш литературный критик, как всегда, с книгами. И сегодня, Николай, как я понимаю, мы будем говорить о поэзии.

Николай Александров: О поэзии будем говорить. Здравствуйте.

Марина Калинина: Будем читать стихи. Здравствуйте.

Юрий Коваленко: Здравствуйте.

Николай Александров: Сегодня много довольно… И не только, кстати говоря, о поэзии, сегодня много разного рода информации.

Но все-таки начнем мы с события, которое произошло вчера в Центральном доме литераторов в Москве: было объявлено, во-первых, о закрытии одной из самых престижных литературных премий и, пожалуй, самой престижной, во всяком случае так она себя позиционировала, поэтической премии, – это премия "Поэт".

Марина Калинина: А что случилось? В честь чего вообще?

Николай Александров: Вот, собственно, с этого давайте мы и начнем.

Дело в том, что 13 лет назад по инициативе Александра Кушнера и Анатолия Борисовича Чубайса была образована, организована эта премия "Поэт", своего рода поэтическая Нобелевская премия, правда, в рамках российской словесности. Эта премия должна была награждать и награждала поэтов, которые остались уже или во всяком случае прославились своими поэтическими достижениями. То есть по существу она претендовала на то, чтобы награждать тех людей, которые действительно достойны называться поэтами, поэт с большой буквы. Первым лауреатом этой премии стал Александр Кушнев, всего, соответственно, лауреатов 13. Я их назову, я думаю, что, наверное, не все знают лауреатов премии "Поэт". Среди них поэты очень разные по своему творческому видению, по своей поэтике, по отношению к традиции. Ну так вот помимо Кушнера: Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский, Геннадий Русаков, Юлий Ким, Евгений Рейн, Евгений Евтушенко, Наум Коржавин, Олеся Николаева, Инна Лиснянская. Как видите, это все имена достаточно хорошо известные.

Курировал эту премию главный редактор журнала "Знамя" Сергей Иванович Чупринин. Вчера он, собственно, выступал с таким прощальным словом, несколько грустным, безусловно. Не то чтобы премия совсем завершилась, она поменяла свой формат. Все-таки вдруг неожиданно показалось, что вот этот нобелевский стандарт сегодня рассматривается как нечто архаичное. И кстати, отсюда возникает вопрос к нашим телезрителям. Вот я назвал лауреатов премии "Поэт", их легко найти на сайте премии "Поэт", я назвал не всех 13 лауреатов, – кого бы они наградили этой премией "Поэт", кто с их точки зрения заслуживает именно такой награды, кто может считаться поэтом с большой буквы?

Ну а сама премия "Поэт" изменила свой формат и свое существование, форму своего существования: вместо премии "Поэт" вчера было объявлено о премии "Поэзия". Как видите, сменился род, правда, не только род.

Марина Калинина: В чем смысл тогда?

Николай Александров: Вот, в чем, собственно, смысл. Если премия "Поэт" награждала за поэтические достижения, повторяю, это своего рода такой поэтический нобелевский лауреат, то премия "Поэзия" обращается уже к литературному процессу. В премии "Поэзия" существует 3 номинации, курируют ее известный журналист, критик и писатель Александр Архангельский. 3 номинации: это "Стихотворение года", это "Перевод года" и соответственно "Критика года". Иными словами, поэт, переводчик и критик награждаются. Любопытно здесь, что награждается именно стихотворение. Вот это тоже, кстати, любопытно: можно ли о…

Марина Калинина: А вы как считаете, это правильно? Или правильнее была вот та премия "Поэт", которая была?

Николай Александров: Мне все-таки кажется, что награждать нужно самое поэтический сборник, потому что…

Марина Калинина: Ведь у поэта могут быть удачные стихотворения и неудачные.

Николай Александров: Да, совершенно верно, и просто стихотворение очень трудно судить, потому что тогда, когда оно помещено все-таки в какой-то контекст, если это не хрестоматийные строчки, всем известные, которые уже автоматически вызывают в памяти, в сознании представление о поэте, о целом поэтическом мире, то все-таки легче и логичнее рассматривать сборник стихотворений. Я напомню, что, например, А. Блок, когда издавал свои стихотворения, рассматривал книги своих стихов, 3 тома своих стихотворений как своего рода роман в стихах: он включил в этот трехтомник не только свои безусловные шедевры, уже признанные современниками, но и стихи, которые могли бы показаться неудачными, юношеские, слабые стихотворения. Но для него было важно развитие лирического героя, и поэтическое слово в контексте этого поэтического пласта, целой истории, конечно же, воспринимается несколько иначе. По одному стихотворению очень трудно судить о поэте, таким образом награждается действительно поэзия в каком-то смысле безличная, некий текст, стихотворение, которое выделяется среди огромного пласта других поэтических произведений, которые сегодня публикуются в Интернете. Я напомню, что сайты существуют, "Поэзия.ру".

Марина Калинина: Ну а потом стихов же больше, чем поэтов, посмотрите, какая колоссальная работа.

Николай Александров: Да, совершенно верно. Но здесь, кстати говоря, есть некоторые оговорки. Дело в том, что Александр Архангельский сказал, что все-таки будут приниматься к рассмотрению, потому что жюри премии, экспертный совет будет выбирать из лонг-листа, это очень важно, в районе 15 кандидатур будет в лонг-листе. Скажу сразу, что премия начнет свою уже настоящую работу в 2019 году в день смерти А.С. Пушкина, 10 февраля собственно стартует премия "Поэзия", хотя сайт, канал на YouTube, вот эти новые форматы уже будут существовать сейчас. Но принимается к рассмотрению не весь этот огромный пласт лирики и поэтических произведений и поделок, которыми заполнен Интернет; вы можете набрать в Яндексе, допустим, "стихи о любви", и на вас вывалится какое-то невероятное количество поэтических текстов, разбирать их, в общем, я думаю, занятие абсолютно проигрышное, человек обречен на поражение. Так вот все-таки будут рассматриваться публикации журнальные и, разумеется, издательства, которые еще все-таки пока издают поэзию современных поэтов. Сборников выходит не так много, но тем не менее они продолжают выходить.

Таким образом, меньше поэтических премий не стало, но формат премии "Поэт" изменился. Ну и, кстати говоря, наверное, нужно напомнить: ведь премия – это как всегда своего рода селекция, с премиями можно соглашаться или не соглашаться, но для человека, который, допустим, стремиться ознакомиться с современной актуальной поэзией сегодняшнего дня, так же как и литературой вообще, для него премия по крайней мере может служить своего рода значком, флажком, что на это нужно обратить внимание. И поэтому сегодня я хотел представить…

Марина Калинина: Давайте сборник.

Николай Александров: …несколько антологий. Вот смотрите…

Юрий Коваленко: Это бестселлеры, сразу давайте оговоримся?

Николай Александров: Бестселлеры? По крайней мере это… Среди поэтов… Вот, кстати, интересный вопрос, есть ли поэтические произведения, которые стали бестселлерами. Некоторые я могу назвать относительно недавние, например, филатовская поэма про стрельца, помните, наверное.

Юрий Коваленко: Конечно.

Николай Александров: Она действительно стала безусловным бестселлером. Но, наверное, стоит подумать, я думаю, не каждый вот так вот навскидку назовет поэтическое произведение последнего времени… Нет, "Двадцать сонетов к Саше Запоевой" Тимура Кибирова, для меня это тоже был такой абсолютный бестселлер, хотя и в несколько ограниченной читающей аудитории.

Юрий Коваленко: Филатов уже не в одиночестве, хорошо.

Николай Александров: Да. Так вот первая книга, которая вышла в издательстве ОГИ: "Современная русская поэзия в зеркале литературных премий". Потому что литературных премий и поэтических премий, то есть тех премий, которые специально посвящены поэзии, и тех премий, в которых существует номинация, награждающая поэтическое произведение, награждающая поэтов, довольно много, 45 авторов здесь представлено. Они, кстати, представлены здесь не одним стихотворением, а все-таки здесь, в этой книге подборка самых разных поэтов. И помимо премии "Поэт", лауреаты премии "Поэт", разумеется, в этот сборник вошли, здесь же представлены и лауреаты других поэтических премий, некоторых из них я, например, не знал.

Мне была известна, разумеется, премия Андрея Белого, первая независимая российская литературная премия, которая вручается не только поэтам и даже не только писателям, а иногда критикам и публицистам; она, правда, тоже изменила свой формат. Премия И. Бунина, где есть номинация поэтическая, премия М. Горького, где есть поэтическая номинация, совместные итальянско-российские премии, которые рассматривают поэтов еще и в качестве такого международного автора, которые выступают не только перед отечественной аудиторией. Иными словами, довольно много поэтических премий или премий вообще; некоторые из них, к сожалению, уже прекратили свое существование, как, например, премия Аполлона Григорьева, которая просуществовала совсем недолго, всего лишь 5 лет, но успела наградить одного из замечательных современных поэтов Ивана Жданова, он стал лауреатом этой премии, один из моих любимых современных поэтов, который, к сожалению, в последнее время ничего практически нового не публикует. Стихотворения Ивана Жданова вошли в хрестоматию современной российской поэзии.

Иными словами, 45 поэтов этой антологии знакомят читателя, во-первых, с премиями, которые награждают поэтическое творчество, а во-вторых, дают возможность посмотреть на тех авторов, которые так или иначе уже признаны, признаны в первую очередь, конечно, экспертным сообществом. Премия "Дебют" награждала также не только авторов малой прозы и крупной прозаической формы, романа, но в премии "Дебют", которая прекратила сейчас свое существование, была номинация "Поэзия". Вместо "Дебюта" совсем недавно появилась премия "Лицей". И вот первый выпуск лауреатов премии "Лицей" 2017 года, помимо прозаиков здесь же, в этой же книге помещены и поэты, только-только вступившие на литературное поприще и впервые как бы заявившие о себе, три лауреата в этом сборнике "Лицей" представлены.

Но существуют и альтернативные точки зрения. Очень часто присуждение премии вызывает недоумение у экспертов. Кстати говоря, премия "Поэт" не обошлась без скандалов.

Юрий Коваленко: Ну это очень сложно, судить красоту слова одного, сравнивать с красотой другого.

Николай Александров: Да. А потом ведь вы понимаете, если речь идет о том, кого считать поэтом, а кого не считать, кто заслуживает этого великого звания, а кто нет…

Юрий Коваленко: …попахивает субъективизмом.

Николай Александров: …то здесь действительно иногда разгораются довольно серьезные дискуссии, а иногда и просто скандалы. Например, присуждение премии "Поэт" Юлию Киму в 2016 году (последним лауреатом премии "Поэт" стал в прошлом году Максим Амелин, замечательный переводчик, издатель и поэт, которого я действительно очень люблю). Юлий Ким для меня классик, но, понимаете, это как присуждение Нобелевской премии Бобу Дилану – вот что с этим делать? Как к этому относиться? Считать ли человека заслуживающим этой премии? С моей точки зрения, вне всякого сомнения Юлий Ким абсолютный классик, и неважно, что многие или большинство из его произведений, наверное, знают в первую очередь в качестве песен. Сама подача поэтического творчества, поэтического продукта (я прошу прощения, конечно, за такую терминологию), мне думается, имеет второстепенное значение, а качество самих текстов и значение текстов в первую очередь.

Так вот все-таки существуют люди, которые пытаются выразить свою, альтернативную точку зрения. И вот вышла в издательства "Бомбора" такая значимая книга, проект Андрея Орловского, называется она "Живые поэты". Это целое движение: это поэты, которые очень часто даже не публикуются в толстых литературных журналах и в поэтических журналах, творчество которых представлено в Интернете, на сайтах, а иногда это просто клубное поэтическое творчество. В этот том вошли не только люди совершенно безызвестные, которые стали открытием для меня, имена которых мне ничего не говорили, но есть и авторы с уже достаточно серьезной репутацией, как, например, Ольга Седакова, которая известна и как филолог, и как автор действительно выдающихся с моей точки зрения стихотворений.

Юрий Коваленко: Но фамилии здесь очень известные на обложке.

Николай Александров: Да-да, есть самые разные, и Глеб Самойлов, Борис Гребенщиков, разумеется, сразу бросается в глаза. Но вот здесь лирики представлены одним своим поэтическим текстом. Это своего рода альбом-презентация, наверное, можно так сказать.

Юрий Коваленко: Для затравки.

Николай Александров: То есть здесь стихотворение и имя автора выступают как некоторый знак: если это стихотворение заинтересует читателя, он тогда, наверное, обратится и к другим текстам того или иного автора. Итак, как видите, это тоже антология, но мне кажется, что многие из тех авторов, которые здесь опубликованы, претендуют как раз на новый формат премии "Поэт", то есть на премию "Поэзия".

Марина Калинина: Николай, давайте я вас немножко прерву, потому что нам дозвонился Борис из Владимирской области, он написал свое стихотворение, я так понимаю, посвятил его нашему телеканалу. Я думаю, что он сам об этом расскажет. Борис, здравствуйте, вы в эфире, мы вас слушаем. Борис? Борис, говорите, пожалуйста.

Зритель: Здравствуйте, уважаемые! Город Александров, Владимирская область, улица Маяковского, 48, корпус 2, комната 17 А, коммуналка. В честь вашего шефа, когда ему исполнилось 80 лет, я написал большое стихотворение. Улыбайтесь. И я вас там вспомнил, всех ведущих. А теперь ближе к делу.

Марина Калинина: Так.

Николай Александров: Так. Мне кажется, что стихотворение началось с первых слов.

Зритель: Гарантирую медали, Просвета в… ОТР, Уже 5 лет ласкает правду, Зовут верха к принятью мер, Считая жизнь народа главным, И глас народа каждый день Экран в Россию его пускает, Снимает темы… И веру в правду предрекает.

Николай Александров: Замечательно. Я думаю, что это отличный текст. Но нас автор предупредил, что это длинное произведение, ведь да?

Юрий Коваленко: Это поэма.

Николай Александров: И это глас коммунальной квартиры.

Марина Калинина: Ну а что, человек молодец, читает…

Николай Александров: Да-да.

Марина Калинина: Спасибо вам большое, Борис. Приятно.

Николай Александров: Спасибо огромное. Поэзия, разумеется, существует как некая субстанция, и очень часто для нее абсолютно неважно, в ком или через кого она о себе заявляет. И мне бы хотелось сказать, что пускай не все авторы награждаются премиями, печатаются в журналах, возбуждают интерес у аудитории и становятся популярными, поэзия открыта для каждого человека и само писание стихов помимо всего прочего еще и удивительное упражнение, это возможность такого самовыражения.

Юрий Коваленко: Прозаический вопрос в этой теме: все же поэт сегодня может сам себя прокормить, или это хобби?

Николай Александров: Нет, конечно, безусловно нет. Я не могу назвать ни одного, практически ни одного, да вообще ни одного автора, который живет за счет своего поэтического творчества несмотря на то, что очень многие в литературу приходят из поэзии и не только у нас, а на Западе. Многие авторы в Скандинавии, Великобритании, во Франции еще и авторы поэтических текстов, потому что поэзия на сегодняшний день является как раз той областью напряженной работы с языком: все самые любопытные открытия, связанные с языком – а литература есть словесность, это в первую очередь слово, язык. И действительно вспоминаю Иосифа Александровича Бродского, это и есть средоточие языка, благодаря этому язык живет, функционирует. Так вот в современной и в частности в современной поэзии наиболее любопытные происходят процессы, которые затем уже иногда переходят в прозу. Один из примеров, последний, я уже неоднократно приводил, – Мария Степанова, один из, кстати говоря, с моей точки зрения кандидатов на звание поэта с большой буквы, автор поэтических сборников, совсем недавно она опубликовала книгу "Памяти памяти", которая уже стала действительно бестселлером, и следствие работы со словом видно и в этой книге.

Я хотел еще несколько слов буквально сказать, во-первых, об этой замечательной книжке, которая обращает нас к высокой поэзии, которая говорит о том, что поэзия… Есть не просто живые поэты, а есть поэты, живущие вечно. Это гениальный армянский поэт, святой равноапостольный Григор Нарекаци. Написал он "Книгу скорбных песнопений" в 1002 году. Иногда эту книгу называют пятым Евангелием, обращаясь к армянской культуре. Посмотрите, как замечательно, в каком полиграфическом исполнении вышла эта книга художника Андрея Бондаренко, просто с моей точки зрения такой полиграфический шедевр. "Книга скорбных песнопений" вышла в переводе Наума Гребнева. Здесь не вся книга представлена, но это как раз тот самый перевод рифмованный, который обращает нас к поэтической традиции.

И последнее, о чем мне все-таки хочется сказать. 26 мая исполняется 80 лет Людмиле Петрушевской. Она была гостем программы "Фигура речи". К этому юбилею открылось несколько выставок: в Центре Гиляровского открылась выставка "Это просто петрушающе", в Музее современного искусства открылась выставка (куратор Анна Наринская) "Петрушествие". Будет премьера 25-го и 26-го в Центре Мейерхольда (спектакль "Черное пальто"), и "Бродячие песни", кабаре Людмилы Петрушевской в Театре наций 26-го. С юбилеем, Людмила Стефановна.

Марина Калинина: Спасибо. Николай Александров.

Юрий Коваленко: Спасибо.

Для человека, который стремится разобраться в современной русской поэзии