С небольшого обзора книг мы начинаем нашу передачу. Наука, искусство, культура сегодня в центре нашего внимания. Начнем мы с небольшой книжки, но чрезвычайно любопытной. Данил Рябчиков «Музыкальная история средневековой Европы. Девять лекций о рукописях, жанрах, именах и инструментах». Эта книга любопытна не только тем, что речь идет о средневековой музыке, которая, конечно же, звучала совсем не так, как звучит музыка современная. И представление о средневековой музыке, попытка понять адекватное звучание музыки той эпохи – это уже достаточно серьезная вещь. Но дело все в том, что Данил Рябчиков довольно подробно здесь говорит о тех проблемах, которые стоят перед современными музыкантами и исполнителями, когда они сталкиваются с аутентичной средневековой музыкой. Что такое средневековые рукописи? Какова была нотная грамота? Как она развивалась? Какие были инструменты? Все это, конечно, создает определенный объем восприятия эпохи и, разумеется, восприятия средневековой музыкальной культуры. Еще одна книга, которая теперь уже отсылает нас к изобразительным искусствам, но в совершенно особенном аспекте – Эрнст Гомбрих «Тени в западном искусстве». Эрнст Гомбрих – известный искусствовед, который довольно долго занимался живописью. Но эта книга-альбом совершенно особенная. Поскольку речь идет не просто о картине, а речь идет о тенях. О том, каким образом тени использовались в самых разных живописных школах и что такое тень по существу. Поскольку с одной стороны тень – это подчеркивается материальности предмета, а, с другой стороны, сама тень абсолютно нематериальна и как будто уводит нас в другие миры. И Эрнст Гомбрих на живописных примерах показывает, насколько важна тень в изобразительном искусстве. И все это, конечно, для обыкновенного читателя, человека, который ходит по выставкам и музеям, чрезвычайно важно. Поскольку совершенно иначе начинает восприниматься картина. Человек начинает видеть то, что не видел раньше. Открываются некоторые секреты изобразительного мастерства, живописного мастерства. И, конечно, это просто расширяет наши представления. Условно говоря, расширяет поле нашего зрения. Мы начинаем по-другому живопись воспринимать. И еще одна книга, которая уводит нас уже в мир науки – «Все формулы мира. Как математика объясняет законы природы» (Сергей Попов). Сергей Попов – астрофизик. И поэтому в этой книге довольно много не только математики, поскольку здесь существуют приложения с конкретными примерами, но еще и просто астрофизики, тех явлений, которые до сих пор остаются для нас загадочными. Если же говорить об этой книге, то, наверное, можно было бы сказать так. В первую очередь, конечно, она говорит о том, каким образом математика создавала современную науку. Как этот инструмент совершенствовался, а вместе с совершенствованием этого инструмента, метода познания мира совершенствовалось и наше знание, наше представление о мире и о Вселенной. Книга читается достаточно легко, но в приложениях компетентный читатель найдет формулы. И самое главное, что автор тратит довольно много времени и сил, для того чтобы успокоить читателя. Формулы – это особенный язык. И в этом смысле, конечно, «Все формулы мира» - это книжка еще и об особенном языке математики.