Николай Александров: Здравствуйте. Это программа «Фигура речи». И как всегда небольшой обзор книг вначале. И сегодня он с явным уклоном в беллетристику – отечественную художественную словесность. Первая книга Евгения Водолазкина, его роман «Брисбен», о котором я говорю с некоторым опозданием, потому что за это время у Евгения Водолазкина вышел уже сборник рассказов, который называется «Иди бестрепетно». Но, с другой стороны, об этом романе нельзя не сказать, поскольку Евгений Водолазкин – один из самых популярных авторов. Его и «Лавр», и «Авиатор» хорошо известны читателям. Впрочем, достаточно хорошо известен уже и этот роман. Брисбен – это город в Австралии. А вообще это роман о судьбе музыканта, гитариста Глеба Яновского, человека очень успешного. Но, к сожалению, у него начинает развиваться болезнь Паркинсона. И поэтому его гитарный дар, дар музыканта постепенно затихает. Книга состоит из двух таких пластов повествования. Потому что, с одной стороны, это рассказ о сегодняшнем времени или о нашем, актуальном, времени, когда главный герой находится на вершине славы. А, с другой стороны, это еще и ретроспективный рассказ о детстве Глеба Яновского, о его пребывании в Киеве, затем в Петербурге, его учеба на филологическом факультете Петербургского университета и так далее. Роман как будто распадается на несколько эпизодов. Притом, что единая тема обозначена уже в самом начале. И я тоже о ней сказал. Это развивающаяся у Глеба Яновского болезнь. Но, с другой стороны, это книга, которая как будто бы сразу говорит обо всем – и о времени самом разном (1980-е, 1990-е годы, наша современность). Это книга, которая говорит об успехе. С другой стороны, эту книгу можно прочесть и как роман о старости и о смерти. Еще один популярный российский автор – Андрей Рубанов. Сборник его рассказов «Жестко и угрюмо», который вышел относительно недавно, несмотря на обозначенное заглавие этой книги, а, собственно, так называется и один рассказ в этом сборнике, я бы не сказал, что это жесткая и угрюмая проза. Сам автор признается, что он не умеет выдумывать. И у многих рассказов есть если не собственно документальное начало, то во всяком случае нечто, что укореняется в действительной жизни. Есть рассказы и вполне сентиментальные. И даже иногда у главного героя появляется одинокая черная слеза, если иметь в виду рассказ. Но эта укорененность собственно в действительности, в реалиях, которые иногда действительно бывают довольно страшные и неприглядные, она чувствуется и в этих коротеньких рассказах. Роман Михайлов, сборник сказок. Эта книжка вышла в издательстве «Индивидуум». Это рассказ «Ягоды». Роман Михайлов известен еще и как сценарист, и как автор пьес. Эти сказки довольно любопытные. Во-первых, сразу нужно сказать, что это сказки для взрослых. Это первое. Автор говорит, что это магические сказки. Хотя их можно рассматривать в такой традиции даже готической литературы. Но что, с моей точки зрения, здесь любопытно? Тот абсурд или та мистическая составляющая, которая иногда здесь присутствует, связана, опять-таки, с повседневной жизнью. И оказывается, что выход за рамки этой страшной повседневности, каким бы он неожиданным и тоже страшноватым ни казался, оказывается, преодолевает те страхи, которые окружают главных героев. Большинство героев в этих текстах Романа Михайлова живут не просто обыденной повседневной жизнью, но это, как правило, еще и жизнь социальных низов, можно было бы сказать так, или жизнь людей неблагополучных. И некоторые сказки, в частности та, которая дала название всему сборнику, «Ягоды» - это действительно повествование о преодолении повседневного кошмара, пускай даже для этого требуются совершенно неожиданные усилия от героев. И еще две книги лежат у меня на столике. Это книги Анны Старобинец, «Убежище тридевятых» и сборник «Икарова железа».