Поэзия: "Пепел слов" Александра Величанского, стихи-фельетоны Бахыта Кенжеева и история французского шансона
https://otr-online.ru/programmy/poryadok-slov/poeziya-pepel-slov-13316.html
Николай Александров:
Здравствуйте, это программа "Порядок слов" и Николай Александров.
Сегодня речь пойдет о поэзии.
В 1968 году в журнале "Новый мир" Александр
Величанский пытался опубликовать первые свои стихотворения. И Александр
Трифонович Твардовский говорил, что эти стихи будут непонятны современному
читателю. Величанский тогда ему ответил, что "может быть, дети
современников поймут мои стихи". Сегодня есть возможность в полной мере
ознакомиться с творчеством этого поэта, судьба которого в русской поэзии второй
половины 20 века была отнюдь не легкой. И многие читатели с творчеством
Величанского вовсе не знакомы. Два больших тома Александра Величанского
"Пепел слов", так называются оба тома, вышли в издательстве
"Прогресс-Традиция". Надо сказать, что тексты Величанского сегодня
читаются действительно по-особенному. Может быть, потому, что он во многом
целиком принадлежит своей эпохе. И в большей степени, конечно же, эти стихи
свидетельствуют о времени, о самом способе художественного мышления.
"Прощайте все оттенки и цвета,
листва зиме опустошает место,
и там, где опустела красота,
как иней проступает неизвестность.
Такой мой миг и я теперь таков,
в осенних содрогаюсь очертаньях.
Все суше, суше треск моих шагов
и все теплей и явственней дыханье".
Александр Величанский
"Пепел слов", два тома, которые для кого-то, может быть, заново
откроют этого поэта.
Александр Величанский
"Пепел слов".
Наиболее полное
издание стихотворений поэта. Творчество А. Величанского отличает разнообразие
поэтических жанров, интерес к фольклорной стихии, чуткость к историческим,
метафизическим и экзистенциальным аспектам бытия человека.
Бахыт Кенжеев также может считаться классиком русской
литературы конца 20 – начала 21 столетия. Очередной его сборник вышел в издательстве
АГИ "Довоенное. Стихи 2010-2013
годов". Здесь читатель встретит привычный мир Бахыта Кенжеева. Впрочем,
есть и стихотворения с несколько иной интонацией, по крайней мере, интонацией,
которой раньше не было или была редка, фельетонно-аллюзивные стихотворения
поэта. Это стихотворения более живописного характера, которые как будто и
написаны в несколько иной манере, но, разумеется, так или иначе связаны с классической
русской поэтической просодией.
"То юркнет ящерка, то колокол вздохнет.
Кто мог бы возразить?
Смолчали.
В мощенном дворике упорствует
осот
меж выщербленными кирпичами.
Проснись! Перед молитвою умой лицо свое и руки вымой.
Смысл жизни, знаешь, только в ней самой,
В нерасторопной, в нелюбимой".
Бахыт Кенжеев
"Довоенное. Стихи 2010-2013 годов".
В новую книгу вошли
стихотворения, написанные в недавнее время и публиковавшиеся в периодике.
Несмотря на довольно необычное название, все-таки этот
сборник стихотворений также вполне традиционен. Во всяком случае, он может
рассматриваться в русле современных поэтических поисков вообще. "Рэп &
шансон", так называется эта книга Елены Бердниковой. На самом деле, рэпа в
этой книге практически нет вовсе, а шансона совсем немного. Гораздо более
классических по своей просодии стихотворений. А если уж говорить о музыкальном
стихе, то в большей степени на автора влияет, скажем, русский романс.
Елена Бердникова
"Рэп & шансон".
Поэтическая книга
включает несколько десятков стихотворений и краткий комментарий.
Ну и если уж речь зашла о шансоне, то хочется несколько слов
сказать и об этой книге, которая вышла в издательстве "Фри Флай". Барт
ван Лоо "Шансон как необходимый компонент истории Франции", так
называется этот том. Это не просто рассказ о шансоне и его представителях,
конечно же, это еще и биографические
воспоминания. Барт ван Лоо говорит о том, как французский шансон входил в его
собственную жизнь и каким образом он формировал его биографию, это во-первых. А
во-вторых, рассказывает здесь действительно о некоторых типологических
особенностях французских культур. Именно поэтому заглядывает аж в Средневековье
и затем вновь возвращается к современности. Ну и разумеется, речь в этой книге
идет о всем известных французских поэтах-песенниках, о Жорже Брассенсе или Жаке
Брели. Но это рассказ все-таки эмоционально взволнованный, исключительно
личностный. Наверное, только так и можно рассказывать о шансоне.
Программа "Порядок слов" и Николай Александров.
Всего доброго, до свидания!
Барт ван Лоо
"Шансон как необходимый компонент истории Франции".
Рассказ о том, как
Франция стала Францией, а шансон – шансоном. Повествование о французском
шансоне не ограничивается историей, оно затрагивает и духовную составляющую
человеческой жизни.
Поэзия: "Пепел слов" Александра Величанского, стихи-фельетоны Бахыта Кенжеева и история французского шансона