Николай Александров: Здравствуйте, это программа "Порядок слов" и Николай Александров. Сегодня речь пойдет о поэзии. В 1968 году в журнале "Новый мир" Александр Величанский пытался опубликовать первые свои стихотворения. И Александр Трифонович Твардовский говорил, что эти стихи будут непонятны современному читателю. Величанский тогда ему ответил, что "может быть, дети современников поймут мои стихи". Сегодня есть возможность в полной мере ознакомиться с творчеством этого поэта, судьба которого в русской поэзии второй половины 20 века была отнюдь не легкой. И многие читатели с творчеством Величанского вовсе не знакомы. Два больших тома Александра Величанского "Пепел слов", так называются оба тома, вышли в издательстве "Прогресс-Традиция". Надо сказать, что тексты Величанского сегодня читаются действительно по-особенному. Может быть, потому, что он во многом целиком принадлежит своей эпохе. И в большей степени, конечно же, эти стихи свидетельствуют о времени, о самом способе художественного мышления. "Прощайте все оттенки и цвета, листва зиме опустошает место, и там, где опустела красота, как иней проступает неизвестность. Такой мой миг и я теперь таков, в осенних содрогаюсь очертаньях. Все суше, суше треск моих шагов и все теплей и явственней дыханье". Александр Величанский "Пепел слов", два тома, которые для кого-то, может быть, заново откроют этого поэта. Александр Величанский "Пепел слов". Наиболее полное издание стихотворений поэта. Творчество А. Величанского отличает разнообразие поэтических жанров, интерес к фольклорной стихии, чуткость к историческим, метафизическим и экзистенциальным аспектам бытия человека. Бахыт Кенжеев также может считаться классиком русской литературы конца 20 – начала 21 столетия. Очередной его сборник вышел в издательстве АГИ  "Довоенное. Стихи 2010-2013 годов". Здесь читатель встретит привычный мир Бахыта Кенжеева. Впрочем, есть и стихотворения с несколько иной интонацией, по крайней мере, интонацией, которой раньше не было или была редка, фельетонно-аллюзивные стихотворения поэта. Это стихотворения более живописного характера, которые как будто и написаны в несколько иной манере, но, разумеется, так или иначе связаны с классической русской поэтической просодией. "То юркнет ящерка, то колокол вздохнет. Кто мог бы возразить?  Смолчали.   В мощенном  дворике упорствует осот меж выщербленными кирпичами. Проснись! Перед молитвою умой лицо свое и руки вымой. Смысл жизни, знаешь, только в ней самой, В нерасторопной, в нелюбимой". Бахыт Кенжеев "Довоенное. Стихи 2010-2013 годов". В новую книгу вошли стихотворения, написанные в недавнее время и публиковавшиеся в периодике. Несмотря на довольно необычное название, все-таки этот сборник стихотворений также вполне традиционен. Во всяком случае, он может рассматриваться в русле современных поэтических поисков вообще. "Рэп & шансон", так называется эта книга Елены Бердниковой. На самом деле, рэпа в этой книге практически нет вовсе, а шансона совсем немного. Гораздо более классических по своей просодии стихотворений. А если уж говорить о музыкальном стихе, то в большей степени на автора влияет, скажем, русский романс. Елена Бердникова "Рэп & шансон". Поэтическая книга включает несколько десятков стихотворений и краткий комментарий. Ну и если уж речь зашла о шансоне, то хочется несколько слов сказать и об этой книге, которая вышла в издательстве "Фри Флай". Барт ван Лоо "Шансон как необходимый компонент истории Франции", так называется этот том. Это не просто рассказ о шансоне и его представителях, конечно же,  это еще и биографические воспоминания. Барт ван Лоо говорит о том, как французский шансон входил в его собственную жизнь и каким образом он формировал его биографию, это во-первых. А во-вторых, рассказывает здесь действительно о некоторых типологических особенностях французских культур. Именно поэтому заглядывает аж в Средневековье и затем вновь возвращается к современности. Ну и разумеется, речь в этой книге идет о всем известных французских поэтах-песенниках, о Жорже Брассенсе или Жаке Брели. Но это рассказ все-таки эмоционально взволнованный, исключительно личностный. Наверное, только так и можно рассказывать о шансоне. Программа "Порядок слов" и Николай Александров. Всего доброго, до свидания! Барт ван Лоо "Шансон как необходимый компонент истории Франции". Рассказ о том, как Франция стала Францией, а шансон – шансоном. Повествование о французском шансоне не ограничивается историей, оно затрагивает и духовную составляющую человеческой жизни.