Николай Александров: Здравствуйте, это программа "Порядок слов" и Николай Александров. Сегодня мы поговорим о современном детективе. Понятно, что в данном случае детектив - наиболее общее обозначение жанра динамичного романа, романа-действия. Вот один из примеров. В издательстве "Библос" вышел роман Тома Вуда, который называется "Киллер". Это первый в серии романов Тома Вуда, который рассказывает о наемном убийце Викторе. Кстати говоря, права на экранизацию этого романа уже приобретены Голливудом, а Пьер Морель будет режиссером, который осуществит экранизацию романа Тома Вуда. Действительно, "Киллер" – это, пожалуй, пример кинематографического произведения, и главное, что бросается в глаза, - необыкновенная динамика действия, калейдоскоп напряженных сцен. Здесь и погоня, и перестрелки, и поединки. Кроме того, действие переносится из одного места в другое, из Парижа в Швейцарию, с Кипра в Танзанию и т.д. Может быть, поэтому книга как будто бы и написана для того, чтобы в дальнейшем воплотиться в фильм: здесь текст как будто требует экранизации. Том Вуд "Киллер" Наемный убийца преследует жертву, а группа бандитов – наемного убийцу. Разорвать этот замкнутый круг может информация, хранящаяся на некой флешке… Два шведских автора пишут под псевдонимом Эрик Аксл Сунд и создают трилогию, которая называется "Слабость Виктории Бергман". Уже вторая книга выходит на русском языке. В издательстве "Корпус" вышел роман, который называется "Голодное пламя", вторая часть. Первая, напомню, называлась "Девочка-ворона". Главная героиня - Виктория Бергман. Она оказывается жертвой детской травмы. Более того, этот травматизм накладывает на нее неизгладимый отпечаток и приводит к душевному заболеванию. Но действие напряженное не только из-за того, что авторы затрагивают серьезные психологические проблемы. Это еще и полицейский роман, детектив, поскольку совершаются преступления, насилие переходит в насилие. Собственно говоря, это и есть главная проблема или главный пафос трилогии шведских авторов. Благополучная семья рождает и благополучного человека. А тот, кто в детстве стал жертвой насилия, с большой долей вероятности становится преступником сам. Эрик Аксл Сунд "Голодное пламя" По сравнению с главным преступником из трилогии "Слабость Виктории Бергман" Ганнибал Лектер – человек приятный во всех отношениях. Еще один пример скандинавского психологического триллера. "Язык огня", автор этого произведения - норвежский писатель Гауте Хейволл.  Повествование ведется от первого лица, рассказчик говорит о своем детстве. Он родился в норвежском поселке, и в это время в поселке бушевали пожары. Не просто пожары, как потом оказалось, это были поджоги. И поджигателя, разумеется, поймали. Его судьба на протяжении долгих лет мучила автора, и он решат о ней рассказать. И говорит о том, как из тихого, послушного, причем подающего большие надежды мальчика получается маньяк-пироман. Точнее говоря, как огненная страсть входит в душу человека и подчиняет его себе. Гауте Хейволл "Язык огня" В норвежском поселке преступник по ночам сжигает дома и сараи. Спустя тридцать лет писатель приезжает в поселок своего детства,  чтобы понять, что же тогда произошло. Ну а это пример совершенно неожиданного детектива. Патрик Модиано  "Улицы Темных Лавок", так называется этот роман Нобелевского лауреата по литературе. Главный герой страдает амнезией, ничего не помнит о своем прошлом. Он работает в сыскном агентстве. И вот частный детектив, который возглавляет это сыскное агентство, уходит на пенсию, и теперь главный герой начинает вести собственное расследование. Он пытается понять свое прошлое, разгадать то, что осталось в его жизни неизвестным. На самом деле, для Патрика Модиано это достаточно традиционная тема, но все-таки здесь она дана в форме детектива, детективного повествования. Что такое человеческая память и человеческая судьба? Что такое прошлое? Как к нему вернуться и каким образом его можно восстановить? И самое главное, что из этого прошлого запоминается, а что подвергается, наоборот, беспамятству и забвению? Программа "Порядок слов" и Николай Александров. Всего доброго, до свидания! Патрик Модиано "Улица Темных Лавок" Детектив, в котором потерявший память герой ищет не преступника, а прежнего себя.