Виктор Набутов: Здравствуйте, товарищи. Ну что, всякие разные сложности последних дней, естественно, привели к всплеску всяких телефонных мошенничеств и разводок. Используются как старые схемы, наверняка сейчас появятся новые. Как обезопасить себя и не быть разведенными на деньги? Об этом «Прав!Да?» и только «Прав!Да?» на «Общественном телевидении России». Я Виктор Набутов. Начинаем. Голос за кадром: В России оживились мошенники. Теперь они выманивают деньги у граждан через фейковые сайты для торговли на бирже. Такой вид обмана стал встречаться в 10 раз чаще за последние полгода. Аферист представляется брокером, перечисляет жертве небольшую сумму, чтобы вызвать доверие, показав, как работает вклад, и исчезает, забрав все сбережения. Ежемесячно телефонные мошенники крадут у россиян около 5 миллиардов рублей. Как правило, аферисты – искусные манипуляторы, знатоки психологии, играющие на человеческих страхах и слабостях. Как не дать себя обмануть и защитить свои финансы? Реально ли вернуть деньги, если вы их уже лишились? Каким образом остановить мошенников? Виктор Набутов: Ну, собственно, вот основные темы нашего сегодняшнего разговора еще раз заявлены. Какие схемы работают сейчас? Появятся ли новые? Как сделать так, чтобы тебя не кинули? И соответственно, что делать, если это уже произошло? Коротенький такой блицопрос, у нас все по чесноку, ребята, – кто-нибудь сталкивался с каким-либо из популярных видов телефонного мошенничества? Ксения Падерина: Мои подписчики постоянно сталкиваются, я пишу об этом влоги как раз. Виктор Набутов: Та-а-ак. Ксения Падерина: То есть я сама не сталкивалась, потому что я знаю, я предупреждена другими людьми: когда мне звонят, я уже знаю, что сейчас будет. Виктор Набутов: Запомните это симпатичное лицо – Ксения, популярный, как правильно сказать, финансовый блогер? Ксения Падерина: Да. Виктор Набутов: Ребят, что скажете? – Конечно. Алексей Дрозд: Каждый день. Виктор Набутов: Каждый день? Алексей Дрозд: Работа такая. Виктор Набутов: Так. Никита Истомин: Ну, у нас в рамках наших практик регулярно. Только у нас еще бывает сопряжено, не просто телефонные, а телефонные плюс сайты-мошенники, т. е., скажем так, чуть более сложная фактура. Виктор Набутов: «Сайты-мошенники» – вы имеете в виду какие-то фейковые ресурсы, которые очень, как бы до зеркала похожи на натуральные? Никита Истомин: Необязательно. Есть которые как зеркало, которые зеркалят какие-то известные ресурсы, мимикрируют. Есть вообще просто с нуля созданные, т. е. сами придумывают бренд, сами придумывают историю. И соответственно, там очень часто, когда с человеком связываются, там действуют уже телефонные мошенники. Там сайт и телефон, они идут как способ ведения жертвы... Виктор Набутов: Никита, не рассказывайте подробности, это отдельная часть, мы ее чуть на попозже. Начнем по классике, с классических средств связи, с которыми сталкиваются, наверное, многие наши зрители среднего и старшего поколения, а не активные пользователи сети. Иван, Дима? Иван Соловьев: Ну, я тоже каждый день взаимодействую со своими коллегами из правоохранительных органов, имею «удовольствие» наблюдать появление все новых и новых способов из разных регионов, возбужденные уголовные дела, дела оперативных проверок, которые мне коллеги, выжимки присылают. Я смотрю – действительно, очень много новинок появляется в последнее время. Виктор Набутов: Ну вы-то сами? Вас-то разводили? Иван Соловьев: Ну, лично я да, мне действительно в свое время несколько звонков поступило: один напрямую, я немного человека помучал, он там через 15 минут сказал, что «я думал, что ты обыкновенный терпила, а ты из меня его сделал». Но остальные, это были роботы, причем достаточно оригинально они это делают: у тебя в трубке голос банковского робота, который тебя переводит потом вроде как на «работника», и все это так правдоподобно выглядело до тех пор, пока я такой южный говорок не услышал оператора, и пожелал ему тоже хорошего дня. Виктор Набутов: Ох-ох-ох. Роботы – вы представляете себе, на каких объемах работают люди, что они уже лично всех обзванивать не могут и используют как бы технологии искусственного интеллекта, по большому счету. Дима, что скажете? Дмитрий Мариничев: Да, я думаю, не надо кривить душой, звонок такой хотя бы раз в жизни поступал каждому. Я думаю, у меня даже на мой персональный телефон приходит раз в месяц гарантированно такое обращение с различными предложениями «инвестиционными», «спасения» денежных средств, и чего только ни предлагают, вот. Круг моих знакомых и близких родственников попадали точно так же под такое давление. Я считаю, что любой не застрахован, какими бы там семью пядями во лбу ни обладал, как бы ни чувствовал себя экспертом в этой области, попасть можно впросак. Лучше постоянно думать и анализировать ситуацию бесед, но это действительно бич и зло. Виктор Набутов: Ну, вы знаете, там еще серьезные психологи работают, и не все все-таки хорошо образованы... Дмитрий Мариничев: Ну, я бы не сказал, что хорошие психологи, – они хорошие скрипты имеют. То есть скрипты разрабатывают психологи, они работают по скриптам, и в принципе как обезьяну можно научить танцевать, точно так же они работают и с возражениями... Этой науке не один десяток лет уже, и, естественно, те, кто готовят эти скрипты, по которым идет обработка, уже зомбирование, кто делает т. н. FAQ, т. е. это работа с вопросами и ответами, это по сути своей автоматизированная работа, к ней можно, извините за сленг, припахать любого, любого, даже не очень сведущего в психологии человека. Иван Соловьев: Но они опыта тоже набираются. Дмитрий Мариничев: Конечно. Иван Соловьев: Вот эти вот ребятки, которые звонят, они тоже... Дмитрий Мариничев: Мгновенно, мгновенно. Три-четыре месяца он будет лучше любого робота, лучше любого психолога работать. Иван Соловьев: Конечно. Виктор Набутов: То есть, Коля, поясните, скрипт, ну просто не все знают это английское слово популярное, – это некая последовательность вопросов... Ксения Падерина: По методичке. Виктор Набутов: Методичка, это методичка. Соответственно, от того, какой вы даете ответ, они выбирают древо дальше собственного поведения, пока не добьются нужного результата. Я правильно понимаю? Николай Веселихин: Да, все верно. Виктор Набутов: Значит, мы на самом деле... Такая маленькая социология, вот срез – все с этим так или иначе сталкивались. Ксения Падерина: Все. Виктор Набутов: Я за прошедшую неделю сталкивался лично дважды. Я занимаюсь тем же, чем и вы, Ваня, я издеваюсь над этими людьми, но они стали быстро, быстро тоже прочухивать это дело, понимают, что человек, в общем, опытный, и вешают трубку сами, соскакивают. Вот давайте, у нас есть цифры статистики, если можно. Вот смотрите, да, 76% наших соотечественников лично сталкиваются с телефонными мошенниками, 84% вовлекаются в разговор, это тоже очень важный психологический момент, ну и 45% после приветствия вешают трубку, это наиболее уже опытные... Иван Соловьев: Наконец-то! Ксения Падерина: Ха-ха. Иван Соловьев: Наконец-то, что 45%, слава богу! Виктор Набутов: Вот когда будет 76%... Ксения Падерина: Да-да. Виктор Набутов: И наша задача здесь, чтобы таких было 76% или больше. Иван Соловьев: 84%. Ксения Падерина: Да, или 84%. Виктор Набутов: Или 84%. У меня есть другие цифры, у меня есть цифры и 90%, разная статистика гуляет по интернету. В общем, какие самые распространенные заходы у мошенников? Вот у меня есть... Ксения Падерина: ...список, да? Виктор Набутов: ...список, который вы выкладывали у себя в социальных сетях. Вот, собственно, вы пишете о том, что развод через микрокредиты, мошенничество через Госуслуги, накопленный кешбэк... Ксения Падерина: Да, такая была история. Виктор Набутов: ...история про трудоустройство и «следствие ведут». Давайте начнем с последнего. Поясните коротко, тезисно. Ксения Падерина: Вы знаете, давайте, я бы еще добавила сюда, потому что это немножко уже устаревшее, а сейчас есть уже новое, совсем свеженькое – это как раз звонят и говорят, что «Вы же слышали, что отключают SWIFT», сейчас у всех это на слуху... Виктор Набутов: Никто не знает, что это такое. Ксения Падерина: Никто не знает, что это такое, но все слышали, что это что-то очень страшное, и вот его прямо сейчас отключат, не сегодня завтра, «Вы потеряете доступ ко всем своим деньгам», говорят пенсионерам... Виктор Набутов: Даже вплоть до карточки «Тройка». Ксения Падерина: Да. «Нужно срочно спасти эти деньги, мы сейчас вам расскажем как», т. е. идет манипуляция именно исходя из такой вот текущей повестки. Алексей Дрозд: Давайте от общего к частному. Виктор Набутов: Давайте. Алексей Дрозд: То, что Ксения перечисляла, – это частности, это сценарии. На самом деле все укладывается в более общие схемы. Если брать социальную инженерию, у нас получается следующий расклад. Есть «процент пробива», жаргонная фраза. Процент пробива – это, собственно, процент успеха, сколько людей на тот или иной сценарий, на ту или иную схему... Виктор Набутов: ...реагирует. Алексей Дрозд: Поведется, да. Виктор Набутов: До победного конца, т. е. перечислит деньги. Алексей Дрозд: Чем выше процент, тем рабочая схема. И есть три категории «говорилок»: общая, ситуационная и персональная. Чем более персональная «говорилка», тем выше процент пробива. Что такое «общая»? – это вот «гипс снимают, клиент уезжает». Что-то вообще, «Вы выиграли», «Вы миллионный посетитель», да что угодно, т. е. обычная «говорилка», на которую практически никто не реагирует. Ситуационная – это то, о чем писала Ксения, т. е. по ситуации. Берется новость, выплаты ковидные, тут же пошла волна обзвона с этой «говорилкой», с этим скриптом. Новые... Виктор Набутов: А как они, вот выплаты ковидные, как разводка осуществляется? Ксения Падерина: Там сайты делали. Там делали вот эти фейковые сайты, где вам приходит ссылка, «Оформите ковидные выплаты» по такой-то ссылке. Виктор Набутов: То есть это не звонок, тебе приходит SMS? Ксения Падерина: Ну или по соцсетям это распространялось. Алексей Дрозд: Реклама в соцсетях, через мусорных блогеров вброс и т. д. Ксения Падерина: Да-да, в мессенджерах это... Это были не обзвоны, это были какие-то сообщения. И дальше... Виктор Набутов: Так, и ты должен совершить какое-то действие, если у тебя смартфон, кликнуть на гиперактивную ссылку, перейти по адресу и дальше уже «полетел». Ксения Падерина: Да. Иван Соловьев: Это хищение персональных данных и доступ в личный кабинет, вот и все, а оттуда уже все что хочешь. Алексей Дрозд: С выплатами мимикрировали под Госуслуги, т. е. это прием как полуправда, т. е., когда есть хайповая тема, ее берут в оборот и приправляют слухами. Пример свежий – SWIFT: все что-то слышали, никто толком не знает, поэтому мы возьмем тему, которая всех интересует, приправим своим каким-нибудь соусом, как можно вывести деньги, как можно спасти и т. д., и люди в это поверят. Ксения Падерина: «Спасти» – это всегда такие вот слова... Виктор Набутов: Объясните, как сейчас подается, как подается SWIFT, как будет выглядеть этот вид развода? В чем там идея? «Мы знаем, что у вас счет в Сбербанке», понятно, что, как правило, упоминается какой-нибудь большой банк, где наверняка у клиента есть... Ксения Падерина: Смотрите, примерно говорят так: «Мы знаем, что у вас счет в Сбербанке. Сбербанк под санкциями...» – это уже люди слышали, какие санкции, никто толком... Виктор Набутов: «Вы не сможете снять деньги». Ксения Падерина: Да, «Вы потеряете все свои деньги на вкладе, потому что отключают SWIFT, – хотя в этом никакой нет логики, но как бы люди в это верят. – Вам нужно спасти деньги, перевести их на безопасный вклад». И дальше люди... «Безопасный», «срочно» – это все ключевые слова. Виктор Набутов: Это какие-то важные такие, к вопросу о психологии, маркерные слова, которые должны отложиться на подкорке. Ксения Падерина: Конечно, ключевые такие слова: «спасти», «мы вам помогаем», «срочно» и т. д., и т. д. И человек, ему кажется, что действительно звонят из банка, хотят помочь, он просто сам переводит деньги мошенникам. Алексей Дрозд: Вот только любопытный момент – «Сбер» не под санкциями. Виктор Набутов: То есть? Ксения Падерина: Но просто мы рассказываем... Алексей Дрозд: Это полуправда, вот он, пример. Ксения Падерина: Да-да. Николай Веселихин: Человека просто ставят в стрессовую ситуацию с ограниченным количеством времени на принятие решения, и он просто вынужден действовать, так он думает. Иван Соловьев: И можно я еще два слова? Виктор Набутов: Конечно, Ваня. Иван Соловьев: Вот верну вас в регионы, то, где больше всего это происходит. Здесь SWIFT, да, может быть, в Москве пенсионеров, там где-то в Орловской области позвони, там вообще не поймут, на каком языке разговаривают, SWIFT, еще что-то... Там, вы знаете, все по старинке: воруют базы пенсионеров... Виктор Набутов: Телефоны? А. Иван Соловьев: ...у которых есть внуки, дети, у которых есть автотранспорт, и это просто звонки: «Бабушка, я сбил человека, я задел машину, я задел госавтоинспектора, нужно 600, 700, 800 тысяч рублей, для того чтобы закрыть эту тему». Виктор Набутов: Надо быстренько «коррумпировать» инспектора. Иван Соловьев: Это повальное мошенничество в регионах, которое сегодня происходит. Ксения Падерина: Ну это такая старая очень схема, кажется, уже. Иван Соловьев: Какое бы оно ни было старое, я читаю соцсети, я читаю возбужденные уголовные дела, я вижу, сколько мошенников... Причем схема разработана таким образом, что организаторы не хотят подставляться, они за деньгами не ездят сами к пенсионерам: они нанимают таксистов, они нанимают курьеров, бабушки там в эти свои последние простыночки, наволочки заворачивают эти деньги, передают, чтобы ничего не случилось. Виктор Набутов: Но ты же слышишь, что тебе не твой внук звонит! Ксения Падерина: Это ночью очень часто, очень часто звонки ночью. Иван Соловьев: Спросонья, похожий голос, достаточно быстро все происходит, достаточно быстро приезжает курьер, т. е. им нужно также свою схему реализовывать, вести клиента до тех пор, пока бабушка все свои накопления похоронные не вынет и не отдаст этим негодяям. Виктор Набутов: А все из-за чего? Из-за того, что коррупция – это одобряемое поведение в обществе и мы привыкли так решать дела, это же играется на этом, правильно? Ксения Падерина: Ну да... Иван Соловьев: Да, загладить ситуацию, отдать деньги потерпевшему и все, и внук, внучка, сын будет на свободе и т. д. Единственный понятный способ – возьмите сразу, перезвоните своей внучке. Виктор Набутов: Перезвоните, да. Иван Соловьев: Спросите: «У тебя нормально все? Как дела?» Самое главное это сделать, не поддаваться панике, вот и все. Виктор Набутов: Буквально 2 дня назад имел довольно-таки долгий разговор с одним из высокопоставленных сотрудников «Сбера», кстати говоря, и вот что он мне рассказал. Мы знаем, что очень часто кол-центры мошенников находились в пенитенциарных заведениях, т. е. на зонах наших, короче говоря. Никита Истомин: Это уже не модно. Виктор Набутов: Да. И вот она мне как раз рассказала, что усилиями нескольких крупных банков наших системообразующих, «ВЭБ», «ВТБ», «Сбер», надавили на руководство и эту лавочку ну практически прикрыли. Вот что интересно, без политического отношения: выяснилось, что последние год-два основные центры находятся на Украине. Правильно, вы подтверждаете эти слова? Никита Истомин: Да. У нас просто есть случаи в нашей практике, немножко другой тип мошенничества, в плане, вот как было сказано, «говорилок», т. е. немножко другие ситуации, немножко, чуть сложнее. Но большинство кол-центров находится в СНГ. На самом деле даже не 2 года, этот тренд начался лет, наверное, 5 назад... Ксения Падерина: Да. Никита Истомин: Потому что на самом деле с пенитенциарными учреждениями работать начали намного раньше, вот, просто это в последние 2 года, сейчас работа, скажем так, пошла усиленнее, в органах, в т. ч. ФСИН, были уголовные дела в отношении сотрудников, потому что там очень часто замешано через местную администрацию... Виктор Набутов: Конечно. Иван Соловьев: Нет, там не в работе дело. Виктор Набутов: Там телефонов не должно быть. Ксения Падерина: А там сидят люди... Иван Соловьев: В 2021 году весной был принят закон, который позволяет блокировать услуги сотовой связи на территориях учреждений ФСИН по представлению органа исполнения наказаний. Поэтому под это подложена нормальная законодательная основа: как только пишется представление, блокируется предоставление услуг сотовой связи, они просто элементарно позвонить со своей зоны не могут. Никита Истомин: Ну это понятно все. Иван Соловьев: В любой колонии, я вам расскажу просто историю: оперчасть, которая работает и у которой стекается информация, если на территории колонии есть основания полагать, что происходят мошеннические действия, у кого-то есть телефоны, администрация не всегда может напрямую это дело все, как говорится, оперативно-розыскными мероприятиями все это пресечь... Виктор Набутов: Проблема, в общем-то, с зонами снята с повестки дня. Иван Соловьев: Снята абсолютно. Виктор Набутов: А вот со странами СНГ нет, потому что до них наше законодательство, даже при всем большом желании, не дотягивается, насколько я понимаю? Ксения Падерина: Кстати, я не знаю, вы заметили, кому звонят, что в последнее время, говорят, что в последнее время как раз меньше стало звонков. Виктор Набутов: Буквально последнюю неделю. Но я уверен, что это все вернется через несколько дней. А пока я хотел бы вернуться все-таки к старым схемам, мы начали, некоторые из них перечислили – какие еще у нас не проскочили? Ксения Падерина: Вот вы говорили, вас перебили, мысль про то, что есть уровень 1, уровень 2 и уровень 3, когда уже персонализированное получается. Алексей Дрозд: Персональный, да, когда поработали с человеком, когда есть «обогащение» данных. То есть случилась утечка, что-то утекло новое о человеке, выгоднее... То есть есть люди, которые напрямую не звонят, они просто коллекционируют информацию, умеют ее парсить, умеют ее сопоставлять, вот. И получается так, что профиль человека полный стоит гораздо дороже, чем какая-то его учетка. Виктор Набутов: Что включает в себя полный профиль человека? Ксения Падерина: Где работает, какая машина у него... Алексей Дрозд: Телефон, ФИО, машина. Чем больше информации, тем лучше. Виктор Набутов: То есть вообще все? Ксения Падерина: Да, конечно. Виктор Набутов: ИНН, СНИЛС, ну все? Алексей Дрозд: Это помогает пробивать барьер доверия. Ксения Падерина: Ага. Алексей Дрозд: Еще самая новая схема относительно... Ксения Падерина: О, интересно, так. Алексей Дрозд: ...когда позиция активного гражданина выходит боком. То есть, когда началась катавасия сейчас в геополитике, появились сборы с интересной мотивацией, и активные граждане сами себя закапывают. А именно, значит, запускается в соцсетях реклама «Мы собираем...», неважно кому, «Мы собираем, перечисляй деньги». Но каждый репост этой новости автоматом добавляет рубль, доллар, евро, выберите любую валюту, любую сумму. Виктор Набутов: Ага. Алексей Дрозд: То есть в чем смысл? Если ты жадный, но более-менее ответственный, ты хотя бы репостни, т. е. бесплатная реклама мошенников идет. Виктор Набутов: Ага. Я хотел бы вернуться к тому, о чем рассказывал Иван, о том, что он, так сказать, иногда сам любит поиграть с мошенниками по телефону, вовлекается в разговор. Как вы обычно делаете? Выясняете подробности, что вы там, подстегиваете? Иван Соловьев: Ну, вы знаете, нет, это у меня просто, с одной стороны, такой как бы оперативный интерес, а с другой стороны, просто праведный гнев, потому что я хочу в итоге вывести этого человека на эмоцию, и мне, как правило, это удается сделать. Виктор Набутов: То есть вам не жалко потратить 20–30 минут своего времени? Иван Соловьев: Нет-нет, не 20, как правило, это в 10–15 минут укладывается. Виктор Набутов: Когда они понимают, что вы их раскусили и это как бы элемент игры? Иван Соловьев: Ну, они это понимают, наверное... Ксения Падерина: А зачем вы это делаете? Иван Соловьев: ...в итоге тех вопросов, которые уже я начинаю задавать им, ну они говорят... После этого, как правило, либо сожаление о потраченном времени... Виктор Набутов: ...либо матерком. Иван Соловьев: Ну да, или мат. Ну, девушка одна очень милая, Яна, она жаловалась, говорит: «Ну что же, у меня еще 150 человек в списке, что ж вы, молодой человек, так меня нещадно эксплуатировали?» Виктор Набутов: «Я ж на работе, в конце концов». Иван Соловьев: Да: «Мне же еще звонить, а я тут с вами разговариваю так долго...» Виктор Набутов: Представляете себе, еще претензии предъявляют. А давайте, кстати, посмотрим, у нас есть... Ну, просто не все с этим сталкивались, у нас есть коротенькое видео, тикток небольшой о том, как вот происходит такая телефонная борьба. ВИДЕО – У вас есть трехзначный код, это код..., я надеюсь, вы знаете, что его никому называть нельзя. – Ага, ага. – Так, смотрите, я вас сейчас переведу на одноканальный зашифрованный канал, ну на робота, который распознает одногласные слова. – Ага. – То есть вы ему четко и внятно скажете, после того как он вам скажет, после звукового сигнала вы ему скажете четко и внятно «Отмена операции» и дальше три цифры по одной цифре, которые находятся на обратной стороне. – Ага. – «Отмена операции», 3-4-6, только вместо «3-4-6» ваши цифры. – Ага, ага. – Робот распознает, и вы спасете данные. Главное, чтобы я это не слышал. – Ага. – Я сейчас вас буду переводить на канал... – Ха-ха. – Секундочку, я заполняю страховой полис... Конечно, ситуация такая нестандартная получилась, Наталья. – Ужас, это ужас какой-то, это кошмар. Это мой муж, скотина, алкаш, я точно знаю, что это он. – Так, хорошо. Смотрите, Наталья, я уже заполнил документы, я сейчас вас буду переводить на робота, который распознает одногласные слова. Поняли инструкцию? – Да-да. – Все, перевожу, говорите, после звука вы говорите «Отмена операции» и цифры с обратной стороны вашей карты. – Ага. – Будьте внимательны, Наталья, я вас перевожу. – «После звукового сигнала членораздельно продиктуйте данные». – Вас, уродов, посадят в тюрьму за мошенничество с банковскими картами. – Все, все, хорошо, Наталья, до свидания. – До свидания, ха-ха! Виктор Набутов: Вот это доброжелательно разошлись, уважительно. Короче говоря, можно я от себя скажу? Никогда никому по телефону не называйте цифры со своей кредитной или банковской карточки, правильно? Особенно коды CVC, вообще никакие цифры, я прав? Николай Веселихин: Ни цифры с пластиковых карт, ни коды подтверждения, которые приходят по SMS либо по электронной почте, никакие данные мошенникам передавать нельзя, это нужно запомнить. Иван Соловьев: Да никому их не надо передавать, мошенникам тем более. Виктор Набутов: Просто вот запомните, это вот как «Отче наш» – ни-ко-гда. Если у вас есть сомнения, вы думаете, что это всерьез, действительно какие-то проблемы со счетами, насколько я понимаю, скажите: «Спасибо вам, служба безопасности такого-то банка», – повесьте трубку и перезвоните сами в этот банк, для того чтобы навести те или иные справки. Да? Ксения Падерина: Да, так и есть. Виктор Набутов: Это минимальные гигиенические такие самые простые способы. Ксения Падерина: Но на самом деле служба безопасности почти не... Иван Соловьев: То же самое касается и сотрудников правоохранительных органов, то, что набирают людям, говорят: «Давайте примите участие в нашем следствии, в оперативно-розыскном мероприятии, мы сейчас поймаем, вы идите... Вы же честный человек? Честный – помогите следствию!» Но сразу предупреждаю: следственные органы, полиция, если какая-то нужда... Виктор Набутов: Они не звонят, они приезжают. Иван Соловьев: Если какая-то нужда будет в вашей помощи, вас пригласят к себе, с вами поговорит сотрудник, и уже там вы все вопросы решите в месте локации правоохранительного органа, но никак не по телефону. И еще один момент в завершение способов. Я могу сказать то, что активизировался в последние 2–3 месяца анализ, мошенники анализируют объявления, которые дают люди, и уже с теми людьми, которые, например, продают квартиру, продают какие-то крупные объекты, начинают взаимодействовать. Если хотят купить, то это, как правило, предоплата, это внесение залога и т. д. То есть нужно понимать, что, если вы выставляете себя в какие-то доски объявлений, свои товары, свои работы или что-то хотите купить, вы также являетесь объектом для мошенников, потому что вы открыты, вам что-то надо и им что-то надо от вас. Виктор Набутов: Вернемся на секундочку, вот проскочило мошенничество с использованием как бы псевдоследственных органов. Я сам получал несколько таких звонков... Алексей Дрозд: Я коллекционирую дикие истории специально... Виктор Набутов: Давайте красивую такую, самую такую, просто жемчужину вашей коллекции. Алексей Дрозд: Жемчужина? Мужик сначала слил свои сбережения, порядка 450 тысяч, по телефону, вот которые у него были. Продолжил верить, что все плохо, что надо кредит перебить кредитом, классическая история, когда звонят, говорят: «На вас сейчас берут кредит. Чтобы не взяли, надо самому взять кредит». Ксения Падерина: Ого. Иван Соловьев: «Зеркальный» это у них называется, «зеркальный кредит». Виктор Набутов: Ох. Алексей Дрозд: «Тогда тем не одобрят». Но суть не в этом. Мякота в чем? Мужик взял кредиты еще порядка 2 миллионов рублей и выполнил инструкции, они в инструкции сказали «пойди в лесополосу закопай под березой». Ксения Падерина: О боже мой... Алексей Дрозд: Вот из песни слов не выкинешь. Иван Соловьев: А такси оплатили ему? Еще такси оплачивают, бывает. Алексей Дрозд: Тем не менее насчет правоохранительных органов обычно двухходовка... Виктор Набутов: Да, потому что там же ситуация, которая... Насколько я понимаю, вам звонят и говорят, что «мы расследуем дело в отношении вашего...», «я полковник такой-то»... Иван Соловьев: Сотрудников банка нечистоплотных. Виктор Набутов: Сотрудников банка. «Вас хотели развести, мы...», майор такой-то, безопасность, «если хотите, проверьте», люди идут в интернет, проверяют, действительно, есть такой сотрудник с такими именем и фамилией в таком-то ОВД условно... Алексей Дрозд: И с этого номера. Иван Соловьев: Слушайте, они присылают копию удостоверений. Я вам больше того скажу, уважаемые товарищи, что если вам присылают сертификаты сотрудников безопасности, удостоверения сотрудников Следственного комитета, полиции, если вам присылают копии возбужденных уголовных дел или оперативных материалов, не верьте! Никто вам такие документы никогда в ваш WhatsApp не пришлет, это мошенники. Ксения Падерина: Photoshop всех подводит. Алексей Дрозд: Я встречал трехходовку. То есть в основном двухходовка классическая описывается, т. е. когда звонит человек, говорит, что он из органов, «вот помогайте, будем вместе ловить коррумпированного сотрудника банка». Один раз за свою практику встречал трехходовку: звонил «следак», говорил, что «я из Следственного комитета, вот вам тут звонил опер, он в сговоре с банковским человеком, они вас грабят, а я вас спасу», и вот трехходовка была. То есть сначала звонил банковский человек просто, просто сказать, уточнить, это вы не вы, ну и ладно, до свидания; потом опер звонил, а после этого «следак». Виктор Набутов: Понятно, а потом уже... Повышение статуса. Ксения Падерина: Я могу тоже рассказать такую долгую, она, по-моему, как раз была в вашем списке, тоже история про долгую обработку клиента. Там была история такая: человеку предложили устроиться на работу, причем все это выглядело довольно достоверно, по-моему, через один из сайтов, либо HeadHunter, либо... В общем, какой-то из популярных сайтов. Нашли резюме, предложили работу хорошую. И дальше его обрабатывали в районе недели, т. е. не торопясь. Ему устроили собеседование по Zoom, т. е. человек с ним один, типа отдел кадров, потом его непосредственно будущий начальник, т. е. это все очень долго длилось. Ему рассказывали про его все-все будущие должностные обязанности, все подробности. И под конец ему сказали: «Все хорошо, вот мы вас поздравляем, мы вас берем, зарплата будет такая-то, то-то и то-то, а теперь пришлите свои данные для трудоустройства». И он высылает паспорт, пятое-десятое, и сказали: «И еще номер счета, номер банковской карты для перечисления зарплаты». И вот в этом моменте он, соответственно, все потерял. Николай Веселихин: Коллеги, вот еще хотелось бы обратить внимание на такой способ мошенничества. Мы в основном говорим о социальной инженерии, но существуют способы, которые мошенники реализуют, не взаимодействуя с жертвами, а всего лишь завладев их персональными данными. То есть к нам в центр подавляющее большинство обращений о мошенничестве поступает по фактам оформления кредитов в микрофинансовых организациях. То есть мошенники взламывают личные кабинеты на портале Госуслуг, мошенники завладевают каким-либо образом... – Все правильно. Николай Веселихин: ...сканом паспорта, с помощью графических редакторов они... Ксения Падерина: А можно я добавлю? Знаете, как они завладевают? Например, вы приезжаете, извините, в отель куда-то, и вам всегда при заселении сканируют паспорт. Вы берете машину напрокат, когда приезжаете куда-то, всегда тоже сканируют паспорт. Эти все данные в таком количестве находятся... Виктор Набутов: И невозможно их где-то не оставить. Иван Соловьев: Они у вас в качестве фотографии могут в памяти телефона просто храниться, ваш паспорт, вот и все, и оттуда он уехал. Ксения Падерина: Мне рассказывал знакомый, у него знаете, как украли? На него оформили микрокредит – знаете, откуда был слив? Он брал машину на каршеринге. Он говорит: «Я точно знаю, потому что это был единственный момент, где я вот так вот фотографировал паспорт». Виктор Набутов: То есть это сотрудники шеринга тоже в сговоре? Ксения Падерина: Каршеринга слили, да. Алексей Дрозд: Необязательно. Ксения Падерина: Ну они слили, как-то их... Иван Соловьев: Ну кто-то, кто базы сливает. Ведь мошенникам нужны базы, они без баз фактически полуслепые, а с базами они уже вооружены, они могут что-то делать. Никита Истомин: Там рядовые сотрудники, там сисадмины просто... Николай Веселихин: Коллеги, просто-напросто забейте в поиске «фотография с паспортом», вам выйдет куча фотографий, селфи с паспортом. Иван Соловьев: Вот я с вами очень согласен насчет того, что это микрокредиты, которые оформляются через Госуслуги, абсолютно верно. Ксения Падерина: А скажите, вот как с этим бороться, когда человек... ? Вот он узнал, что на нем висит микрокредит, дальше... ? Николай Веселихин: Когда человек об этом узнает, самое первое действие – это обращение в правоохранительные органы. То есть чем раньше человек обратится, тем более действенные меры по горячим следам смогут принять сотрудники правоохранительных органов. Второй момент: нужно обратиться в Банк России с жалобой... Ксения Падерина: В Центральный банк. Николай Веселихин: В Центральный банк с жалобой на действия соответствующих микрофинансовых органов. Также обратиться в сами эти микрофинансовые организации. Виктор Набутов: Ой... Николай Веселихин: То есть в практике центра... Иван Соловьев: Претензия в микрофинансовую организацию. Виктор Набутов: Секунду – что, есть шанс доказать, что это не вы брали? Ксения Падерина: Да, моей подруге... Виктор Набутов: Каков процент? Иван Соловьев: Когда есть корешок о принятии заявления о происшествии в полиции или постановление о возбуждении уголовного дела, а лучше, если постановление о признании потерпевшим, гораздо легче идет дело. В претензионном порядке микрофинансовая организация, если они не удовлетворяют запрос гражданина, то судебный порядок, суд, как правило, на стороне человека. Виктор Набутов: Ну то есть моментально в любом случае, мы переходим к очень важному вопросу, что делать, – моментально обратиться самостоятельно в правоохранительные органы, хотя бы проценты перестанут капать, правильно, насколько я понимаю? – Да. Ксения Падерина: А у вас есть какая-то статистика, сколько вот... ? Николай Веселихин: Ну, я вот могу интересный случай рассказать. Обратился гражданин, на него было оформлено 17 микрокредитов, т. е. только по итогам претензионной работы в первый месяц было отменено 6. То есть микрофинансовые организации проводят свои внутренние расследования, они видят то, что на паспорте совсем не тот гражданин, т. е. они понимают, что это мошеннические действия, и они аннулируют эти микрокредиты. То есть те организации микрофинансовые, которые не хотят это делать, не хотят сотрудничать... Иван Соловьев: Правильно. Нужно доказать, что волеизъявление владельца этого документа, самого человека, потерпевшего, не было на получение денег. Николай Веселихин: Да, да. Иван Соловьев: Вот и все. Виктор Набутов: Слушайте, мы раскопали еще одну интересную схему, может быть, не самую массовую по сравнению с теми, что мы обсуждали, я думаю, что Дима сможет ее прокомментировать. Давайте видео посмотрим – это псевдоброкерские конторы, сейчас очень популярны. Ксения Падерина: Ой, тоже наши... Никита Истомин: И у нас такие... ВИДЕО Александр, эксперт платформы для борьбы с мошенничеством «Мошеловка»: Поговорим о псевдоброкерах или, на сленге трейдеров, «кухнях». Этот тип мошенников широко распространился вместе с ростом популярности инвестиций. Случай из «Мошеловки»: пытаясь скачать книгу об основах инвестирования, Лилия передала мошенникам свои данные. Аферисты бесконечными звонками смогли убедить предпринимателя с 36-летним стажем отдать им более 5 тысяч долларов. Затем под их воздействием Лилия получила одобрение кредита в банке на сумму 25 тысяч долларов, почти 2 миллиона рублей. Женщина смогла опомниться, кредит она брать не стала, но получить назад уже вложенные деньги ей удастся вряд ли. Принимайте финансовые решения, только когда вы спокойны и уверены в себе. Возьмите паузу, легальные компании отнесутся к этому с пониманием. И обязательно проверьте брокера в черном списке Центробанка. Берите сведения только из проверенных источников. Виктор Набутов: Дима, вы представляете себе, разводят опытных людей, не бабушек, пенсионерок, а людей, работающих с финансами. Дмитрий Мариничев: Опытных разводить легче. Мы просто, у нас такая передача сейчас больше похожа на травлю анекдотов, веселые истории такие из жизни. Я считаю, что мы никогда не сможем рассказать о всех возможных вариантах вымогательства денег или, соответственно, хищения денег, как бы мы это ни старались делать, и научить этому невозможно, всегда будет новый подход, новая философия, новая идеология. И связано это, конечно же, либо с доверием, либо не с доверием, либо со страхом, вот социальной технологической инженерией, ее так можно назвать. Если вернуться, например, к тому, что звонки с территории Украины поступали, я вам расскажу более веселую историю: когда, соответственно, было разделение труда, то в Индию переехало огромное количество кол-центров американских компаний. Люди в Америке начали жаловаться за плохой английский, они не всегда понимали, о чем там говорят, и кол-центры начали резать, т. е. обратно возвращать или роботизировать уже, соответственно, в Америке... Виктор Набутов: Все уже, по-моему, на алгоритмах искусственного интеллекта. Дмитрий Мариничев: Сейчас да, но тогда было не так. Высвободилась целая армия индусов, которые хорошо были подготовлены, могли постоянно звонить на телефоне, и они начали звонить американцам. Американцы – люди доверчивые, и лучше всего они либо инвестируют, как в сюжете, либо платят в благотворительные фонды. И началась тотальная просто выемка денег из американского населения, которое жертвовало в т. ч. и на больных детей, и на какие-то другие нужды, и делало это с удовольствием, и даже не сразу они опомнились, что это вымогательство, шантаж и обман. В отличие как бы от нашей ситуации, которая точно такая же, но здесь вот у нас она более конкретна. И этим также занимались правоохранительные органы. Естественно, наверное, самый правильный совет и единственно возможный – при любых проблематиках, с которыми сталкивается человек, обязательно обращаться в правоохранительные органы. Только когда формируется этот тренд, который, как правильно вы заметили, отражает проблематику внутри общества... Вот представить себе, чтобы к американской бабушке приехали и сказали «Собери 2 тысячи долларов, отдай за то, что у тебя сын попал в аварию» – это невозможная ситуация. Виктор Набутов: Они не знают, что такое коррупция. Дмитрий Мариничев: Ну, с этим они не сталкивались, они даже это представить себе не смогут. Но приехать к американской бабушке и сказать «Вот там надо то-то, благотворительный фонд такой-то, мы делаем доброе дело, собери 2 тысячи долларов» – она соберет и переведет их в благотворительный фонд. Виктор Набутов: То есть в любом случае... Иван Соловьев: И еще пять старушек других... Дмитрий Мариничев: И еще пять старушек приведет, да. Если говорить... Если государство не будет этот нарыв общественный видеть, а оно его видит только тогда, когда возникает обратная связь от народа: это заявления в полицию, это, соответственно, заявления в Центробанк и т. д., тогда начинаются... Блоги... Виктор Набутов: А сколько... Ксения Падерина: Я просто смотрю, извините, на своих подписчиков, обычных людей, и всегда они приходят и говорят: «Ксения, вот я уже, муж отдал деньги», и ты говоришь: «Ну, в полицию». Они говорят: «Но полиция же мне не поможет, полиция деньги не вернет», – и все, и сразу типа «А зачем я пойду туда?» Никита Истомин: Цифр нет, но я могу свои сказать... Виктор Набутов: Хоть какие-то цифры по количеству заявлений, по количеству случаев, по раскрываемости, по возврату денег. Никита Истомин: У меня есть практика. Что касается инвестиций, вот криптоинвестиций, у нас конкретные есть клиенты pro bono, там вообще трех-четырехходовки с международным элементом, людей прямо вообще очень красиво разводят. Доходим до полиции: как только полиция понимает, что это связано с интернетом, а еще, скорее всего, с зарубежьем, они говорят, что ой... Виктор Набутов: Все, висяк. Никита Истомин: Они не хотят брать заявление. Мы сейчас с одним клиентом бодаемся, значит, в одном из субъектов Российской Федерации, не буду называть каком, бодаемся, там через прокуратуру прямо стимулируем полицию, полиция не хочет. Алексей Дрозд: Их тяжело найти на самом-то деле, хотя лежат в свободном доступе. В частности, есть Банк России, он публикует отчеты, не сказать чтобы часто, но есть. Так вот, там были конкретные цифры, штука называется «операции без согласия», и вот есть конкретная цифра, процент возврата денег, которые были в результате совершения операции без согласия, – порядка 7% дает Центробанк. То есть в 7% случаев, наверное, вернут, ну или получится. Причем он же и называет причины. Ксения Падерина: Так. Алексей Дрозд: Причины на самом деле не уникальные, не российские, они характерные, я специально посмотрел цифры по Эстонии – в Эстонии точно так же, малый процент возврата. Почему? Потому что во всех договорах банковских прописано, что клиент сам себе злобный Буратино, если передаст коды, если продиктует цифры и т. д. Виктор Набутов: Сам виноват. Ксения Падерина: Так и есть. Алексей Дрозд: А многое из мошенничества в этой плоскости лежит. И в Эстонии тоже не возвращают, и у нас не возвращают, потому что тыкают моськой в договор. Виктор Набутов: Ребят, у нас очень мало времени, извините, очень мало времени, тема достаточно бесконечная, Дима правильно заметил, что будут появляться новые схемы. Можно прикинуть, что вот новенького? Может быть, вы уже нащупали, видите, ну чтобы на упреждение сработать? Алексей Дрозд: День сегодняшний – конвертация в валюту и вывод под любым соусом активов, т. е. избавление от рублей. Виктор Набутов: От рублей, да. Алексей Дрозд: Как угодно. Ксения Падерина: Я думаю, что все вокруг санкций будет, так же SWIFT, вот это вот, самое то, что по повестке сейчас самое наболевшее, на это больное будут давить мошенники. Никита Истомин: Я согласен с вышесказанным – будут давить на наболевшее. Ну, вариации – вывод активов, наоборот, вывод в Россию, вывод из России, может быть, кого-то это заинтересует. Виктор Набутов: Но это все-таки не на самые широкие, конечно, массы рассчитано... Никита Истомин: Ну да. Иван Соловьев: Мошенники всегда будут подстраиваться под текущую экономическую, политическую, геополитическую обстановку и выдумывать, всегда придумывать: новость – способ, новость – способ, новость – способ. Виктор Набутов: Что, кстати говоря, в случае поимки грозит мошенникам? Как их наказывают? Ксения Падерина: Их вообще ловят? Виктор Набутов: И вообще, да. Иван Соловьев: По двум статьям дела возбуждаются: 158-я, это «Кража», если это было тайное хищение, и 159-я – это «Мошенничество», если это с помощью обмана, злоупотребления доверием. Виктор Набутов: А организация преступного сообщества, особенно если оно в другой стране сидит? Иван Соловьев: Вы знаете, это уже вторичная история. Первичная – это тот состав, по которому человек обращается, возбуждается уголовное дело. Конечно, если органы правопорядка выявят преступную группу, то впоследствии обвинение будет утяжелено и 210-й «Организация преступного сообщества». Виктор Набутов: Окей. Значит, правильно ли я понимаю, что в целом добраться даже до промежуточных звеньев, я уж не говорю про организаторов, чрезвычайно сложно? Дмитрий Мариничев: Проблематика такова, что все, что используют злоумышленники, – это опять же использование технологической среды, технологий, а технологии все просчитываются. Если взять современных операторов связи, то они достаточно четко отслеживают уже спам-звонки и могут понимать, откуда идет звонок, могут вычислять и предоставлять это опять же оперативным службам для пресечения этой противоправной деятельности. Кстати, о том, нужно или не нужно разговаривать с мошенниками вот в таком веселом ключе: мое понимание, что, если вы понимаете, осознаете и можете себе это позволить, разговаривайте, потому что вы действительно крадете его время. Может быть, вы жертвуете своим, но нужно понимать, что эти 15 минут, которые вы потратили на мошенников, вполне возможно, спасли кому-то его жизнь практически. Ксения Падерина: Какую-то бабушку. Дмитрий Мариничев: И банки делают то же самое: они технологически принимают звонки, вешают их не на Hold, а начинают роботом разговаривать с мошенником, для того чтобы просто сократить это время. И дальше технологии, конечно же, нам в помощь, для того чтобы изменить эту ситуацию, изменить концепцию. Но для этого нужна обратная связь от людей. Виктор Набутов: Мы обязательно вернемся к этой теме, потому что будут появляться новые схемы, просто возникнет такая необходимость. Вообще, время сейчас тяжелое, трудное, мутное, как некоторые говорят, соответственно, помните самое главное правило: доверяй, но проверяй, а в такие времена причем проверяйте несколько раз. Будут новые схемы отъема у вас денег, и о них вы обязательно узнаете из «Прав!Ды?» на «Общественном телевидении России». Будьте внимательны и осторожны. Меня зовут Виктор Набутов. До встречи.