Виктор Набутов: Здравствуйте, товарищи! Это «ПРАВ!ДА?» на Общественном телевидении России. Ну что же, некоторые советские практики все чаще пытаются вернуть в современную российскую жизнь. Вот в Думе начинают обсуждать возврат к системе распределения после вузов: бюджетникам предлагается отработать какое-то время в тех отраслях, где наблюдается дефицит специалистов. Какие отрасли нуждаются в нововведении? Как сами люди, в том числе выпускники, относятся к этим новациям? И вообще возможна ли качественная работа советских практик плановой экономики в современной российской экономике, рыночной? Все это обсуждаем в нашей студии. Очень интересный разговор! Я – Виктор Набутов. Начинаем! СЮЖЕТ Голос за кадром: В вузы вновь предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению. С такой инициативой выступили депутаты Госдумы. Член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Алехин уверен: это не только поможет решить вопрос безработицы среди молодежи, но и наполнит рынок техническими кадрами. Андрей Алехин, член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов: «Если молодой человек не работает по специальности, он просто деквалифицируется и работает кем попало. Он ищет другую работу, хотя государство его готовило к другим должностям». Голос за кадром: После окончания учебных заведений по специальности не работает более трети выпускников России. Изменит ли ситуацию обязательное распределение? Даже в одном регионе мнения разнятся. Александр Леонтьев, первый проректор по учебной работе Казанского государственного энергетического университета: «Было бы правильным, чтобы выпускники, которые обучались за счет средств государства, распределялись на предприятия с государственным участием. С внедрением принципа распределения выпускников может решиться вопрос обеспечения кадрами удаленных регионов, которые сейчас испытывают кадровый голод». Нэлла Прусс, президент и ректор Университета управления Татарского института управления бизнесом: «Сейчас большинство предприятий – коммерческие. И сюда вчерашних выпускников никто не возьмет. Сегодня большинству выпускников вузов чаще всего приходится работать не по специальности, потому что если, к примеру, брать техническую, то в Казани для такого большого количества бюджетных студентов мест, естественно, нет». Голос за кадром: Так насколько необходимо России распределение выпускников вузов? Решит ли это проблемы, с которыми сталкивается молодежь на рынке труда? Виктор Набутов: Так, давайте знаете что, товарищи? Начнем с коротенького такого экспресс-опроса внутри нашей студии. У нас люди разных возрастов здесь. Насколько я понимаю, два представителя Государственной Думы лично знакомы с распределительной системой после вузов. Я прав, Олег Николаевич? Олег Смолин: Ну, разумеется. Я хорошо знаю ситуацию, которая была, по распределению, например, педагогических и медицинских работников. Виктор Набутов: Ну, вы сами… Распределяли вас после института? Или вы не заканчивали? Олег Смолин: Ну, меня направили в распоряжение городского отдела народного образования. Соответственно, через два месяца после того, как я закончил институт, я получил работу, даже полторы ставки, ну и заработную плату. А современный капитализм очень жестко относится к молодым ребятам. Я это наблюдал на примере моих хороших знакомых. Виктор Набутов: Андрей Анатольевич, вас тоже распределяли? Андрей Алехин: Да, конечно. Я закончил Новосибирский электротехнический институт по специальности «инженер-гидроэлектроэнергетик». Меня распределили на Загорскую гидроаккумулирующую станцию. Но в силу того, что мы с супругой вместе, я в итоге оказался в Омске, на Омском кожевенном заводе, по распределению супруги и работал главным инженером. Виктор Набутов: А если бы вы хотели в другом регионе поработать, вас бы распределили? Андрей Алехин: Нет проблем. У нас распределение было еще… В чем преимущество? В зависимости от оценок. Если в группе у тебя баллы были выше, то у тебя было право выбирать те места, которые предлагали. И у меня очень много моих товарищей работают на Саяно-Шушенской станции, неплохо работают. Ну, к сожалению, уже многие на пенсии. Виктор Набутов: Ну а может, кто-то из них хотел работать в Москве, например, а не в Абакане. Андрей Алехин: Да ради бога! Отработали три года – и работают в Москве, в министерстве. Ради бога! Показал себя и… Виктор Набутов: Ну, мы сейчас «мясо» инициативы разберем, обсудим, сколько предлагается, сколько лет надо отработать за бесплатное бюджетное место, условно говоря. Елена Владимировна, вы-то помоложе. Елена Никифорова:Я-то помоложе, да. Я под распределение не попала, абсолютно точно, тем не менее заканчивала педагогический вуз. И первое образование у меня педагогическое. Виктор Набутов: Вы работали по специальности? Елена Никифорова: Тем не менее, я работала по специальности. Да, я работала по специальности. Виктор Набутов: Редкий случай в нынешней ситуации! Елена Никифорова: Я хотела работать по специальности. Я вам хочу сказать, что в этом кроется очень большой вопрос: кто хочет работать по специальности? И это мы слышим. Виктор Набутов: Мы сегодня это обязательно обсудим. А пока… Елена Никифорова: Но я, кстати, нашла работу самостоятельно, проблем с этим у меня не возникло. И у меня были предложения и от коммерческого сектора, и от государственного. Виктор Набутов: Ну а теперь… Олег Смолин: В образовании кадровый кризис – еще бы не найти работу. Виктор Набутов: Это правда. Андрей Васильевич. Андрей Павлов: Ну, я не распределялся, меня в армию отправили. А потом уже был бизнес, бизнес-обучение. Ну, я могу сказать, что советские практики были и хорошие, но была другая структура экономики. При сегодняшней структуре экономики сделать то, что предлагают, достаточно сложно. Возможно это сделать в здравоохранении, в образовании, а вот в промышленных секторах это практически невозможно сделать. Алексей Зубец: Ну, я работал по специальности после окончания вуза. Я уже не помню, как я попал на свое первое место работы, но… Виктор Набутов: Ну, по специальности, да? Алексей Зубец: Да, по специальности, и довольно долго. Потом я перешел в коммерческий бизнес и там тоже работал по специальности – как специалист по надежности электростанций. Что касается истории про распределение. Ну, наверное, в большой степени, вот то, что этот вопрос поднят сегодня – это от непонимания и от незнания существующих практик в образовании. Потому что такая история, как спецзаказ, то есть целевая подготовка специалистов, когда то или иное предприятие заказывает вузу подготовку определенной партии людей, а потом они идут на эту работу, вот это у нас существует и работает в полный рост. Почему бы государству не воспользоваться этим механизмом, когда выделяются деньги предприятиям государственным, а они, в свою очередь, оплачивают вузам подготовку той или иной партии, группы специалистов? Я не понимаю, зачем нужно распределение, когда уже сейчас есть механизмы, которые его заменяют и работают очень хорошо. Виктор Набутов: Вот-вот-вот! Мы сейчас об этом поговорим. Это называется целевым обучением? Алексей Зубец: Целевая подготовка. Виктор Набутов: Так точно. Олег Смолин: Именно целевое обучение. Целевая подготовка – это нечто другое. Виктор Набутов: Целевое обучение? Олег Смолин: Да. Согласно закону, целевое обучение. Виктор Набутов: Юрий Евгеньевич, прошу. Юрий Варламов: Я по окончании вуза работал по специальности как юрист. Виктор Набутов: Но без распределения? Юрий Варламов: Да, без распределения. И работал в системе образования тоже без распределения. В целом по моим коллегам (одногруппникам) я могу сказать, что у них не было никаких проблем с поиском работы. Что касается системы распределения, то я считаю, что цели, которые она перед собой ставит, правильные, а вот средства, к сожалению, мне кажется, не очень рабочие. Виктор Набутов: Хорошо. В общем, как я и думал, у нас примерно фифти-фифти распределились, так сказать, голоса – просто по возрасту. Кто учился в советские времена, естественно, не мог не работать не распределению. А те, кто помоложе, соответственно, выбирали уже карьеру самостоятельно. Но редкий случай, что здесь все трое представителей более молодого поколения, в общем, они продолжали заниматься тем, чему учились в вузе. Это не очень свойственная для современного постобразовательного рынка ситуация. Извините меня, вот я посмотрел самые свежие цифры. Росстат, по данным на 2021 год: в целом на данный момент 60% работников в нашей стране работают не по той специальности, которые они получали в вузе. И 40% – не из них, а в целом – 40%, то есть чисто 40% вообще никогда не занимались тем, чему учились, сразу уходили на другую работу и не возвращались к той профессии, которую получили. А в настоящий момент 60%... То есть 20% когда-то немножко поработали и потом сменили профессию. Вот такая ситуация. Олег Смолин: Я подвергаю эти цифры сомнению. Виктор Набутов: Ну, это Росстат. Я не знаю, кому больше верить – Росстату или Думе. Олег Смолин: Еще раз, я подвергаю эти цифры сомнению, и по одной простой причине: они неправильно понимают, что такое работа по специальности. Виктор Набутов: Так? Олег Смолин: Ну, например, специальности «депутат Государственной Думы» никто никого никогда не учил. Как и «депутат законодательного собрания». Поэтому я, например, считаю, что если выпускник педагогического вуза работает в системе «человек – человек» и применяет свои знания… Виктор Набутов: Ну, у нас 450 депутатов всего. Олег Смолин: …то это де-факто работа по специальности. А они считают чисто формально. Виктор Набутов: Хорошо. Тем не менее, такая проблема есть в стране, согласитесь. Можно спорить вокруг цифр, но проблем существует? Олег Смолин: Конечно. Андрей Павлов: Ну, я могу привести пример, очень такой яркий и явный. У нас в России 3 миллиона 600 тысяч индивидуальных предпринимателей, так ведь? Виктор Набутов: Да. Андрей Павлов: А они по специальности работают или нет? Каждый предприниматель был юристом, и он, ведя бизнес, свои навыки юридические использует. Кто-то учился, не знаю, бухгалтерии, и он также использует. Поэтому по факту знания, полученные в вузе, я думаю, намного больше людей используют. Виктор Набутов: А предприниматель – это вообще не профессия, как и депутат Государственной Думы, а это призвание, мне так кажется. Служить народу. Не правда ли? Елена Никифорова: Можно я скажу? Андрей Алехин: Нет, сейчас мы живем… Ну понятно, вы про рыночную экономику сказали. Есть проблема. Но сейчас наша страна находится, скажем, в другом положении. И на сегодня нам – хотим мы или не хотим – надо встраиваться в мобилизационную экономику, в плановую экономику. Хотим мы или не хотим, но мы от плановой экономики, в том числе распределения, мы не уйдем. Хотя целевое обучение, вы правы, и Олег Николаевич это подтвердит… Кстати, вчера на заседании Государственной Думы этот вопрос поднимался, и поднимался вопрос распределения. Но распределение – это целая проблема изменения законодательства. Правильно, Олег Николаевич. Олег Смолин: Дело в том, что, с моей точки зрения, закон о целевом обучении при нормальных ресурсах позволил бы решить те проблемы, которые в советское время решались распределением. Я просто хочу напомнить, что советская система распределения состояла не только из кнута, но и из пряника. Учитель, который ехал на село, а)он получал служебное жилье либо он получал компенсацию за наем жилья… Андрей Алехин: Да практически все получали жилье. Олег Смолин:Если можно, я закончу: б) он получал, соответственно, надбавку к заработной плате; в) он получал «подъемные»; и г) он получал, соответственно, бесплатные коммунальные услуги. Понимаете? Одним кнутом действовать невозможно и неправильно. Поэтому без выделения… если мы, например, сейчас введем систему распределения при том же статусе учителя, который мы сейчас имеем, кадровый кризис, то мы получим такую ситуацию: ребята перестанут идти в педагогические вузы по понятным причинам. Поэтому, если и вводить некий аналог, то целевой обучение. Пожалуйста, работаем и кнутом, и пряником. Виктор Набутов: Смотрите. Вы понимаете, у нас два депутата от Государственной Думы и две, в общем-то, конкурирующих… Андрей Алехин: Почему? Нет. Виктор Набутов: Хорошо. Даже не знаю, как сказать. Ну, все-таки несколько разные подходы. «Мясо» вашей инициативы? Что вы предлагаете? Сколько должен будущий студент отрабатывать, если он учился на бюджете за государственный счет? Андрей Алехин: Ну, велосипед изобретать не надо. Три года. Три года. Это отработано в советское время. Три года ты должен отработать по специальности. Виктор Набутов: В том же регионе или куда распределят? Андрей Алехин: Необязательно, необязательно, совершенно необязательно. Ну, я говорю, нас распределяли по всему Союзу, по всему Союзу. То есть наша группа энергетиков – мы разъехались буквально по всему Союзу, начиная от Украины и завершая Чукоткой. Виктор Набутов: То есть вы хотите теплого студента из Москвы отправить в пригород Сыктывкара, да? Андрей Алехин: Ну, опять же… Виктор Набутов: Ну, так не получится. Андрей Алехин: Нет, это разные специальности, разные специальности. Виктор Набутов: Нет, специальность будет одна. Андрей Алехин: А целевое обучение – это была привязка к конкретному предприятию. Я просто конкретный пример приведу. У нас в Омске есть производственное объединение «Полет». В свое время все спутники запускались нашими ракетами, произведенными в Омске, на нашем заводе. Работало 30 тысяч. Сейчас работают всего 2 тысячи в силу известных обстоятельств. Но пошел проект «Ангара». Вот с директором встречались, и на сегодня там большая реконструкция, до 7 тысяч ожидается набор рабочих мест. Где их брать? Где их брать? Наш политех, да, готовит специалистов для аэрокосмической отрасли, но пока недостаточно. И там еще главная проблема… Виктор Набутов: То есть вы предлагаете… Но это же еще вопрос заработных плат в вашей индустрии. А они очень низкие. Андрей Алехин: Нет, заработная плата достойная. Виктор Набутов: Это принудительный труд. Это принудительный труд. Ну, так некоторые скажут. Елена Никифорова: И это приведет к тому, что люди будут просто либо обманом… Виктор Набутов: Саботировать? Елена Никифорова: …либо любым другим способом уходить от этой практики. Андрей Алехин: Олег Николаевич сказал: общежитие, жилье и так далее, все вытекающие. Виктор Набутов: Секунду, секунду! Елена Никифорова: Вот в данном случае нужно обязательно… Жилье-то жилье, но самое главное: чтобы человеку это было нужно, ему нравилось работать. Иначе это смысла не имеет. Андрей Павлов: А давайте сверху посмотрим на эту проблему. А есть ли вообще в России проблема безработицы среди молодежи по факту? Олег Смолин: Конечно, есть. Елена Никифорова: А я не соглашусь. Нет ее. Андрей Павлов: А я вам могу сказать, что по факту ее нет. Елена Никифорова: Нет ее. Андрей Павлов: Потому что молодежь, которая сейчас выходит на рынок труда… А это у нас провал демографический. Это 1,2–1,3 миллиона в год. Дикий дефицит кадров в Российской Федерации! На три вакансии один соискатель. Я работаю в 50 регионах Российской Федерации – и в ритейле, и в производстве. В производстве вообще тотальный дефицит кадров, потому что молодежь зомбирована вот этим «ящиком», и она не готова сидеть на тех рабочих местах, где нельзя в телефон посмотреть. Она не хочет идти ни к швейной машинке, ни к станку, никуда. Виктор Набутов: Ну а станки и швейные машинки автоматизируются сейчас. Елена Никифорова: Вот именно, вот именно. Виктор Набутов: Сейчас куча новых профессий, между прочим, рынок меняется. Елена Никифорова: Автоматизируется. И рынок труда действительно уже другой. Виктор Набутов:И чтобы «Ангару» делать, уже не надо 30 тысяч человек. Елена Никифорова: Рынок труда уже совсем другой. Андрей Алехин: Нет, там проблема другая. Там очень остро стоит проблема даже квалифицированных рабочих: токарей, слесарей, фрезеровщиков, электриков и так далее. Виктор Набутов: Да, это правда. Алексей Зубец: Зарплаты надо повышать – и к вам поедут. Виктор Набутов: Елена Владимировна… Секунду, секунду! Елена Никифорова: Смотрите. Здесь вопрос даже не только в зарплате. Вопрос в том, что, действительно, рынок труда сейчас для молодого специалиста настолько открыт! И ребята могут выбирать. И поколение такое, которое… Андрей Павлов: На самокат нужна зарплата 80 тысяч в Москве. Елена Никифорова: И на самокат, и на все остальное. Айтишные профессии очень быстро осваиваются, все автоматизируется. И ребята идут именно туда. Виктор Набутов: Между прочим, для них рынок еще глобальный, они могут работать не в России, айтишники. Елена Никифорова: Конечно. Кроме того, кроме того, сейчас нужно не просто какое-то одно образование, а нужно обязательно иметь несколько образований. У нас 40 миллионов соискателей, которые каждый день размещают резюме. И я с каждым из них могу пообщаться чисто теоретически. Порядка того, порядка 20 тысяч писем различных мы получаем каждый день от соискателей, они задают нам вопросы. Работаем с молодежью. И молодежь говорит о том, что высшее образование может быть и не всегда даже нужно. Виктор Набутов: Сейчас экономика навыка. Елена Никифорова: Да, именно так. Виктор Набутов: Полгода получился, потом сменил навык, потому что старый устарел. Елена Никифорова: Получил нужные навыки, устроился на работу. Нужно два-три направления как минимум, чтобы человек мог эти смежные компетенции осваивать и их использовать в работе. Виктор Набутов: Принято. Олег Смолин: Можно я добавлю? Виктор Набутов: Олег Николаевич, несколько коротких ремарок, прошу. Олег Смолин: Ремарка первая. Татьяна Голикова, зампред Правительства по социальным вопросам, утверждала, что 48% всех безработных в России – это люди в возрасте до 35 лет. Это первое. Поэтому, может быть, у нас… Алексей Зубец: Это с теневой занятостью или без нее? Андрей Павлов: Это ошибка, это ошибка. Олег Смолин: Нет, это официальные данные. Виктор Набутов: Мы не знаем, они работают или нет. Олег Смолин: Это официальные данные. Алексей Зубец: Так давайте вычтем эту теневую занятость – и у нас получатся совершенно другие цифры. Олег Смолин: Можно я закончу? Виктор Набутов: Алексей Николаевич, секунду. Да, прошу. Олег Смолин: Поэтому совершенно точно, что в России есть потребность в работниках. Но и совершенно точно, что технологическая безработица существует. Желания не совпадают с предложениями современного производства. Это первая ремарка. И вторая ремарка: стране вообще нужна новая индустриализация. Мы сейчас выпускаем меньше 1,5% тракторов от того, что было в проклятую эпоху застоя. Металлорежущих станков – меньше 6%. И так далее. Андрей Алехин: А для этого и нужны специалисты. Олег Смолин: Поэтому если мы действительно хотим сохранить национальную безопасность, себя как нацию, то без новой индустриализации нам деваться некуда. Виктор Набутов: Алексей Николаевич, прошу, вы хотели сказать. Алексей Зубец: Ну, во-первых, я абсолютно убежден в том, что любой работодатель знает свои потребности как бы в сотрудниках гораздо лучше, чем Государственная Дума и Правительство, вместе взятые. Виктор Набутов: Сто процентов! Елена Никифорова: Именно так, именно так. Алексей Зубец: Поэтому если мы говорим о подготовке тех же самых людей для оборонки – ну, наверное, пусть сама оборонка этим и озаботится. Выдайте им деньги, пусть они пойдут в любой вуз – омский, томский, какой хотите. И им там подготовят нужное количество людей. Да, индустриализация – это здорово, это просто великолепно. Действительно, нужно большое количество людей. Но в то же время надо понимать, что все-таки люди должны идти по доброй воле работать в ту или иную организацию, их не должны заставлять. Это во-первых. Во-вторых, история с социалкой совершенно актуальна и сегодня. То есть вы можете послать человека, я не знаю, на Чукотку врачом или учителем, а он оттуда сбежит, потому что ему там не предоставят условия. А кто ему будет предоставлять условия? Если эти условия есть и там хорошая зарплата, то он туда приедет сам, потому что ему хочется получить квартиру и хорошую зарплату. Давайте не будем городить огород, а использовать те инструменты, которые сегодня у нас есть, для решения проблемы. Что касается молодежной безработицы. Ну, я скорее согласен с коллегами из Superjob, что молодежной безработицы в России нет. Вот в Финансовом университете, где я работаю, там больше 80% выпускников работают по специальности. И потом, надо вспомнить практику, которая была при советской власти, когда люди, получившие распределение, шли на все, вплоть до уголовного преступления, для того чтобы их вычеркнули из списков распределения и они получили свободу. Такое тоже было, когда люди… Андрей Алехин: Но это единичные случаи, не системные. Алексей Зубец: Да не единичные. Этого было довольно много. Виктор Набутов: Юра, прошу. Юрий Варламов: Если позволите. Я соглашусь с Олегом Николаевичем в том, что в любой системе распределения и попыток решения безработицы нужны не только кнуты, но и пряники. Может быть, мы и начнем с этих пряников? Андрей Павлов: Абсолютно верно. Юрий Варламов: Я совершенно гарантирую, что если, например, мы введем на федеральном уровне базовый, «голый» оклад для учителя в два МРОТ и жилье в регионе, то большинство позиций в регионах, в школах… Виктор Набутов: Будут закрыты? Юрий Варламов: …будут совершенно точно закрыты. Олег Смолин: Именно такой законопроект мы и пытаемся уже несколько лет «продавить» через Государственную Думу. Юрий Варламов: К сожалению… Вот я бы с него начал. Олег Смолин: Я бы тоже. Виктор Набутов: Андрей, прошу. Андрей Павлов: А знаете, с чего я бы начал? Ну, действительно, перед страной стоит задача огромная – изменение структуры нашей экономики. Что нам надо менять? В сфере услуг, в торговле у нас все хорошо, даже избыточная конкуренция. Андрей Алехин: А производство? Андрей Павлов: Нам надо развивать производства, да. Нам надо развивать производства. А развивая производства, мы выполняем вторую задачу, стоящую перед страной, – это равномерное развитие регионов. Так ведь? Мы многие наши регионы просто «высосали»: люди уехали в Краснодар, не знаю, в Москву, в Санкт-Петербург и так далее. Виктор Набутов: Москва «высосала» все окружающие регионы. Андрей Павлов: И регионы стали пустые. Так вот, развивая промышленность, мы развиваем регионы. Как только в городе опять возрождается промышленность, туда уже подтянутся и учителя, и врачи. Вот промышленность – это основное. Понимаете? Там будут и услуги, и… Андрей Алехин: Градообразующие предприятия. Андрей Павлов: Конечно! Там будут и услуги, и торговля, и все будет. Виктор Набутов: Но современная промышленность не требует такого количества кадров, как 40 лет назад. Андрей Павлов: Современная промышленность? Смотрите. В Российской Федерации всего 7 миллионов человек работают в промышленности, а надо минимум 15. Виктор Набутов: Господа, у меня вопрос вот какой. Вы предлагаете… Вот Юра разумно сказал, и собственно Олег Николаевич поддержал: давайте просто дадим достойную и конкурентную зарплату, например, учителям. Ну, в каждом регионе она, наверное, разная – два МРОТ, 25–30 тысяч. Алексей Зубец: А почему два МРОТ? Есть правило… Вот про вуз могу сказать. Преподаватель вуза, средняя зарплата, средний доход преподавателя вуза должен в два раза превосходить средний показатель по региону. Вот у нас это так. Юрий Варламов: Это, к сожалению, очень плохой показатель. Алексей Зубец: У учителей та же самая история. Олег Смолин: У учителей не так. Алексей Зубец: Сегодня найти вакансию учителя довольно сложно, ну, в Москве, в крупных городах, потому что высокий уровень. Виктор Набутов: Понятно. Олег Смолин: Я извиняюсь… Алексей Зубец: И зачем говорить об этом, если это уже есть? Олег Смолин: Жизнь есть и за МКАДом. Действительно, в Москве найти работу учителем не так просто. Зато, по данным Народного фронта, обращаю внимание, 44% учителей заявили, что в школах не хватает математиков, 39% – что учителей иностранного языка, 30% – что учителей русского и литературы, и так далее. Средний учитель, например, в моем родном регионе, в Омской области, работает не на полторы, а на 1,8 ставки. Это 32 урока в неделю. Если вы это помножите на 2,5 – с учетом того, что нужно готовиться к занятиям и так далее – значит, человек должен либо 80 часов в неделю работать, либо он не дает детям то, что нужно. Виктор Набутов: Чтобы получить хоть какие-то пристойные деньги. Олег Смолин: И при этом, повторю, согласно данным того же Народного фронта, в 75 регионах из 85 указ в части оплаты учителя – это не два, а это одна средняя. Алексей Зубец: Я говорю про вузы, я говорю про вузы. Олег Смолин: Про вузы я хорошо знаю. Виктор Набутов: Андрей Васильевич, прошу… Олег Смолин: Так вот, я заканчиваю. В 75 из 85 указ не исполнен. Андрей Павлов: Вы действительно правы, у нас практически везде массово нарушается трудовое законодательство, все перерабатывают. В ритейле перерабатывают. В ресторанах официанты перерабатывают, по 80 часов в неделю. Учителя перерабатывают. И еще к той нагрузке, которую они имеют в школах, многие чем еще занимаются? Репетиторством. Так ведь? Они еще дают уроки по вечерам, один-два, кто может. Мы действительно страна… Знаете, мы все перерабатываем. Мы все перерабатываем, только почему-то ВВП не растет. Елена Никифорова: Результата нет. Андрей Павлов: Удивительное дело! Виктор Набутов: Результата нет. Спросите у депутатов – они все знают. Андрей Павлов: Мы все пашем день и ночь. Елена Никифорова: А можно я еще поделюсь новостями с полей? Виктор Набутов: Прошу. Елена Никифорова: У меня сейчас ребенок заканчивает школу, и у него проблема сейчас выбора вуза. Понятно, да? И он не знает тоже, куда пойти. Тем не менее, за последние два года он уже попробовал работать на нескольких специальностях, и у него есть выбор. Он может выбрать то, что ему нравится. Это непростой выбор, но тем не менее. Вот вопрос профориентации в школе сейчас очень и очень остро стоит, на мой взгляд. И в дальнейшем это как раз отражается на том, что ребята будут работать потом не по специальности, то есть они пойдут искать себя после вуза. Кроме того… Алексей Зубец: Так это система пожизненного образования. Елена Никифорова: Да, да. И оттуда тоже ноги растут. Алексей Зубец: Это же здорово! Виктор Набутов: Это XXI век. Елена Никифорова: То есть нам нужно заняться еще и вопросами школы. Что происходит там? Почему там учителя перерабатывают, а эффекта нет? Дети выходят с нулевыми знаниями, и мы обращаемся к репетиторам, к тысячам репетиторов. Зачем это нужно? Зачем нужны эти переработки? И какой результат мы хотим получить в итоге? Виктор Набутов: То есть вы хотите сказать… Елена Никифорова: Мы же хотим получить человека с горящими глазами, который выберет сам профессию, который сам будет работать, сам, по собственному желанию будет работать в этом направлении, затронет два-три смежных направления, соединит их вместе – и получится какой-то суперпродукт, который действительно будет нужен всем. Так нужно же тогда искать корни где-то там, а не сейчас говорить о том, что нужно заставить кого-то работать по специальности. Виктор Набутов: Елена Владимировна, ну золотые слова! Вообще проблема, конечно, комплексная. Елена Никифорова: Именно так. Виктор Набутов: И мы еще обсудим соответствие в целом нашей высшей школы, например, тому, что требует рынок. Это отдельный большой разговор. И почему люди потом не работают по специальности? И как бизнес недоволен своими выпускниками и приходится переобучать, потому что они устарели? И прочее, и прочее, и прочее. Тут много всего, тут тем на много-много программ. Мы вышли и спросили у людей, как они вообще относятся к возвращению системы распределения после институтов. Прошу. ОПРОС – После окончания вуза планирую работать по другой специальности. – Мы зарабатываем профессию, чтобы обеспечивать себя в дальнейшем. А тут как мы потеряем все-таки время свое. – Ну, если это будет качественное, хорошее предприятие, то можно. – Зачем? Если ты хочешь работать в частной компании, даже по специальности, а тебя лишают такой возможности? – Ну, наверное, хорошо отчасти, что у студентов появится опыт работы по специальности. Виктор Набутов: И давайте посмотрим еще график: отношение вообще к этой инициативе вашей думской, так сказать, среди разных категорий наших соотечественников. Вот смотрите – по возрасту. В принципе, инициатива достаточно популярная. Ну очевидно, что люди старшего поколения, 50+, кто знаком с ней, они скорее поддерживают. 59% среди молодежи. И, соответственно (что тоже неудивительно), люди с высшим образованием, которые заинтересованы найти работу по специальности, поддерживают ее больше, чем те, у кого высшего образования нет. Вот такая ситуация. Мне кажется, вполне показательный график. Я вот что хотел спросить. Извините, мне кажется (видимо, все-таки потому, что я повзрослел в условиях новой России), что вообще уровень зарплаты и, соответственно, качество привлекаемых специалистов всегда должен определять рынок.Рынок. Вы же предлагаете, например, в регионах по системе распределения… Значит, сначала государство оплачивает мое обучение в качестве, например, преподавателя. Потом я должен поехать на Чукотку, где государство мне еще и построит квартиру, предоставит жилье. А это же тоже расходы. Продолжаются расходы формально на мое образование. Я становлюсь золотым специалистом. Вместо того чтобы в два-три раза увеличить зарплату учителям на той же Чукотке – и туда пойдет чукотский человек, без всякого распределения, потому что у него уже есть квартира, он там живет. Нет? Олег Смолин: Рынок далеко не везде определяет уровень заработных плат. Например, в бюджетной сфере уровень заработных плат – это всегда предмет государственного регулирования. Неслучайно уровень зарплат врачей, учителей, ученых, соответственно, попал в указы президента. Мы многократно пытались законами… Кстати, когда-то действовал закон, похожий на указ президента, только тогда предполагалось, что надо сравнивать не только со средней по региону, но и со средней по Российской Федерации. Сейчас, например, у нас уровень зарплаты опять же педагогических работников различается в семь раз, если верить коллегии Министерства просвещения. В семь раз! Никакой равной оплаты за равный труд и рядом не лежит. Виктор Набутов: Ну, наверное, еще… Андрей Алехин: Те же лучшие педагоги уезжают в Москву, в Ханты-Мансийск и так далее, и так далее – из регионов. Олег Смолин: Это правда. Виктор Набутов: Вы знаете, в американских штатах тоже разные зарплаты у учителей. Олег Смолин: В американских штатах зарплаты у учителей тоже разные, но они значительно выше, чем в России. Кстати, не Штаты являются рекордсменом. Если верить статистике, то рекордсменом по зарплате учителей является Мексика. Но это не сделало мексиканское образование лучшим в мире, потому что действует другая закономерность. Алексей Зубец: Люксембург является чемпионом по зарплатам. Олег Смолин: Действует другая закономерность. Вот если зарплата учителей очень низкая, то тогда начинается двойной отрицательный отбор: в педвузы идут не самые сильные и из педвузов в школы идут далеко не самые подготовленные. Поэтому, еще раз, конечно, начинать нужно с пряников. Виктор Набутов: Алексей Николаевич, я бы не сравнивал Мексику и Люксембург. Все-таки Мексика – это большое государство, а Люксембург – крошечное. Алексей Зубец: Если мы говорим о фактуре, то… Виктор Набутов: В Монако тоже учителя неплохо зарабатывают. Алексей Зубец: …чемпионом по зарплате в сфере образования является Люксембург, а вторая, если не ошибаюсь, Швейцария. Мексика – все-таки страна более бедная. А что касается мотивации людей к получению образования, то здесь надо всегда все-таки понимать, что есть разное образование, что в тех или иных регионах разные стандарты качества жизни и разная стоимость жизни. Поэтому говорить о семикратном разрыве… Ну давайте скажем еще и о стоимости жизни, которая тоже разная в разных регионах. Виктор Набутов: Но все-таки не в семь раз, все-таки не в семь раз. Андрей Алехин: Урал, Сибирь, Дальний Восток – народ вынужден уезжать в Европу. Вынужден. Как мы хотим вернуть туда людей – в Сибирь, на Дальний Восток? Раньше действовали коэффициенты, да? На Севере – 70%. И люди ехали! Алексей Зубец: Можно я расскажу один пример? Это завод под названием «Большой камень», который недалеко от Владивостока. Это очень крупное предприятие, принадлежит, по-моему, «Роснефти», занимается строительством танкеров и газовозов. Туда народ не шел, когда они начали строить этот завод, туда народ не поехал. А после этого они повысили зарплату на этом заводе в два раза – и теперь у них нет проблем. Виктор Набутов: Ну, все упирается в бабки! Ребята, ну извините, в деньги, в деньги. Зарплаты определяют приток качественных специалистов. Вот и все. И у меня возникает следующий вопрос. Глядя на то, что происходит сейчас на рынке труда, с учетом санкций, в общем, прогнозы достаточно пессимистические звучат на ближайшую перспективу – ну, на сентябрь месяц. У нас сейчас уровень безработицы в районе 4%. Это низкий уровень, по мировым меркам. Говорят, что он вырастет до 8–10%. Вообще уместен ли разговор… Алексей Зубец: До 80%? Виктор Набутов: До 8–10%, примерно так. Андрей Павлов: Извините, каждый месяц с рынка труда в Российской Федерации уходят 100 тысяч человек. То есть у нас на рынок труда выходит «поколение провала», – так ведь? – а уходит поколение 60-х годов, когда рождаемость была 2,2. У нас минус 100 тысяч человек каждый месяц. Трудоспособное население за год у нас убудет на 1,2 миллиона. Мы немножко его выровняли пенсионной реформой как бы, но мы все знали, что женщины в 55 лет почти все работали. Так ведь? Мы просто статистически показали. Виктор Набутов: Вы подтверждаете эту тенденцию? Елена Никифорова: Я вам хочу сказать, что рынок труда на данный момент не меняется значительно. Если смотреть… А мы отслеживаем, что происходит на рынке труда. И если сравнивать 2017 и 2019 год, то есть допандемийную историю, до вот этих событий, которые сейчас происходят… Виктор Набутов: Старые времена. Елена Никифорова: Да. Рынок сейчас плюс-минус на таком же уровне. То есть нет какой-то массовой безработицы, люди не бегут заполнять резюме, отправлять их на 100 вакансий. Такого нет. Виктор Набутов: Елена Владимировна, вопрос мой следующий. Да, в моменте многие даже ушедшие с рынка компании продолжают платить заработные платы и содержать персонал. Елена Никифорова: Продолжают. Виктор Набутов: Не будем называть эти марки, они известны. Не факт, что до сентября они сохранятся. Я к тому, что несмотря на сокращение населения, в том числе трудоспособного, все равно из-за кризиса на рынок к сентябрю или к концу года выплывет много новых работников. Алексей Зубец: У нас пик увольнений был в марте. Мы регулярно мониторим социологию рынка труда. Виктор Набутов: То есть я не прав в данном случае? Алексей Зубец: Да, вы не правы. Виктор Набутов: Слава богу, слава богу. Алексей Зубец: Потому что пик у нас был в марте, и после этого количество увольнений резко пошло вниз. И сейчас нет увольнений в нашей стране. Более того, есть основания полагать, что никакого серьезного провала российской экономики не будет, а будет ее расширение, скорее всего, просто за счет хотя бы необходимости восстановления украинских территорий. И количество рабочих мест, которые возникнут на рынке труда, перекроет те увольнения, которые у нас были. В 2020 году у нас было минус один с чем-то миллион – потеря рабочих мест, и это за счет пандемии. В этом году будет меньше. И плюс к этому большая убыль, связанная с разницей демографической структуры, во-первых. А во-вторых, у нас, так на секундочку, миллион человек убыло в связи с коронавирусом. Виктор Набутов: Так точно. Алексей Зубец: И очень многие из них – это рынок труда. Виктор Набутов: Так зачем мы тогда это обсуждаем? Народ есть, люди есть, все в порядке. Ну, все равно кого-то уволят – они перейдут, займут вакансии, которые есть на рынке в этой специальности. Возможно, вернутся к тому, чему их учили в институтах. Елена Никифорова: Возможно, вполне возможно. Виктор Набутов: Может быть, вообще не стоит сейчас говорить об этом распределении? Андрей Алехин: Ну, я с этим не согласен. Все равно мобилизационная экономика нас это заставит сделать, мы никуда не денемся. Должен быть госзаказ для каждого вуза. Госзаказ: столько-то нужно инженеров, энергетиков, строителей и так далее, и так далее. Алексей Зубец: А можно вопрос? Андрей Алехин: То есть должен быть госзаказ. И мы от этого не уйдем. Елена Никифорова: Подождите, на рынке труда… Андрей Алехин: Я понимаю, что юристы, экономисты и так далее – у нас избыток. А эти отрасли – оборонка, строительство, сельское хозяйство? Мы никуда не уйдем от этого. Виктор Набутов: Но если я хочу быть юристом, я не хочу работать на селе? Андрей Алехин: Ради бога. Виктор Набутов: Так все закрыто для меня уже! Андрей Алехин: Ради бога. Виктор Набутов: Ну как «ради бога»? Олег Смолин: Подождите, подождите. Я, конечно, извиняюсь, но госзаказ и сейчас есть, он называется «контрольные цифры приема». Министерство определяет соответствующие контрольные цифры. Проблема в другом – проблема в том, что в некоторых отраслях мы наблюдаем явные кадровые кризисы. Это первое. И второе. Конечно, госзаказ, который есть, явно не совершенен, потому что, с одной стороны, государство не может обеспечить человеку право на рабочее место – чего бы, конечно, очень хотелось. А с другой стороны, получается, что в каких-то областях переизбыток, а в каких-то областях недостаток. Елена Никифорова: Но здесь нужно говорить о том, что человеку нужно дать право выбора первого рабочего места. Виктор Набутов: Выбор. Елена Никифорова: Право выбора, а не заставить его идти куда-то. Андрей Алехин: Целевое обучение как раз право выбора-то не дает. Целевое обучение ты уже избрал на старте. Андрей Павлов: Я могу привести яркий пример. Я как раз изучал все данные по МСП. Виктор Набутов: Это малый и средний бизнес. Андрей Павлов: Да. В Российской Федерации работают 32–35 миллионов человек, реально работают. Из них всего 2 миллиона в производстве. Ну, может быть, с теневым сектором 2,5 миллиона в производстве. Все остальное – это сфера услуг, это торговля, это юридические конторы различные, я не знаю, это все подряд. А как вы хотите с такой производственной экономикой развивать страну? Страну, в которой, по Менделееву, могло жить 600 миллионов человек и себя полностью обеспечивать. Так ведь? Фантастическая страна – 10 тысяч километров с востока на запад! Как?.. Виктор Набутов: Ну, почему сейчас всего 144 или 145 – мы обсудим это за рамками эфира. Андрей Павлов: Да. Виктор Набутов: Я хотел спросить у Андрея Анатольевича, который ратует… Вы же от КПРФ, насколько я понимаю, да? Андрей Алехин: КПРФ, да. Виктор Набутов: Ну понятно, вы от КПРФ. За возвращение всех возможных советских практик и так далее, в том числе и возвращение в нашей нынешней ситуации к плановой мобилизационной экономике. И вы говорите о том, что государство должно формировать заказ: вот столько-то юристов, столько-то экономистов и так далее. Я помню советские времена, когда государство тоже описывало, сколько человеку советскому нужно телевизоров, ботинок и так далее. И почему-то всего этого у советского человека никогда не было. Андрей Павлов: Было. Андрей Алехин: Ну, было. Виктор Набутов: Да не было! Ну не было! И почему один телевизор мне нужен, а не три? Андрей Алехин: Ну, это были советские телевизоры. Виктор Набутов: Вы хотите новые нормативы? Андрей Алехин: Это были советские телевизоры, не японские, не корейские и так далее. Это были советские телевизоры. Это была советская колбаса. Виктор Набутов: Да. И мы бились за японские. Бились! У фарцовщиков покупали. Мы все мечтали об этом! Андрей Алехин: Наш «Омский бекон» обеспечивал продукцией 20 регионов, нашей продукцией. Алексей Зубец: Я хотел задать вопрос коллеге из Государственной Думы. Вот у нас президент Путин Владимир Владимирович заявил недавно о том, что спасение России в нынешних условиях… он неоднократно заявлял о том, что спасение России – это максимальная свобода бизнеса, ну, предоставление максимальной свободы бизнесу. Виктор Набутов: Ну, люди сами все сделают. Алексей Зубец: Люди все сами сделают. Виктор Набутов: НЭП 2.0. Алексей Зубец: Как предложение Путина о максимальной свободе бизнеса, включая сюда, наверное, и способность нанимать персонал, совпадает с вашей идеей о распределении? Андрей Алехин: Нет, одно другому не противоречит. Ради бога! Бизнес работает? Работает. Набирайте себе персонал. Но есть отрасли, где бизнес… Алексей Зубец: Тогда зачем распределение? Андрей Алехин: Нет, есть отрасли, которые бизнес не потянет. Андрей Павлов: Давайте я расскажу, это моя тема… Андрей Алехин: Должны быть государственные отрасли: энергетика, оборонка и так далее. Там бизнес не потянет. Алексей Зубец: Все энергетические компании давно частные. Андрей Алехин: Поэтому оно совместимо, оно совместимо. Алексей Зубец: Это частные компании, не государственные. Виктор Набутов: Может быть, распределение должно быть… Андрей Алехин: Нет, не все. Нет, есть государственные компании, есть частные компании, в том числе и оборонные компании, согласен. Алексей Зубец: Есть частные компании… Андрей Алехин: Согласен, согласен. Ну, это совместимо. На мой взгляд, это совместимо. Андрей Павлов: Я расскажу вам как раз о свободе… Алексей Зубец: То есть вы собираетесь выводить гибрид ежа с ужом? Андрей Алехин: Ну, на этом этапе, к сожалению, так. Виктор Набутов: Стоп, стоп! Андрей Павлов: Я вам расскажу о свободе бизнеса. В Российской Федерации фантастическая свобода бизнеса! Фантастическая! Для 99% предпринимателей. Все, что у нас в микро- и малом бизнесе… У тебя ИП? ОСН. НДС нет. Налога на прибыль нет. НФДЛ даже нет. Виктор Набутов: Условия выгодные, это правда. Андрей Павлов: Два года уголовной ответственности нет… Андрей Алехин: Люди работают без оформления. Андрей Павлов: Секундочку, секундочку! Да, люди работают без оформления. Но для 1% предпринимателей, кто является движущей силой экономики, даже не 1%, а 0,1% – а это буквально десяток тысяч предпринимателей, которые развивают, имеют производства и прочее – они сразу попадают в «ежовые рукавицы». Виктор Набутов: Но это уже ООО. Андрей Павлов: ООО. И НДС, налог на прибыль. Это все производственные компании. Они просто под гнетом. Вот все производственные компании в России под гнетом! Виктор Набутов: Снимите налоговое давление и администрирование со среднего и большого бизнеса? Андрей Павлов: Освободите производителя от этого гнета – и страна полетит вверх! А у нас наоборот. Виктор Набутов: Точка. Олег Николаевич. Олег Смолин: Это еще не вся точка. Конечно, надо провести дебюрократизацию в тех областях, в которых бюрократизация особо недопустима. Я имею в виду, в частности, образование и медицину. По данным Государственной Думы, некогда посчитали, каждое учебное заведение – 300 отчетов в год по 12 тысячам показателей. Российский учитель – мировой рекордсмен по количеству времени, которое он тратит на бюрократические процедуры. Это сверхбезумная нагрузка! Виктор Набутов: Как и полицейские, кстати. Олег Смолин: Кстати, мы одни из первых в мире по количеству полицейских на душу населения, но при этом увеличивается количество тех, кто работает с бумагами, и уменьшается количество тех, кто работает с людьми. Понимаете? Поэтому дело не только в свободе бизнеса, а дело в резкой дебюрократизации всей системы. Виктор Набутов: Олег Николаевич, то есть вы ратуете… Это же такое внутреннее противоречие. Вы ратуете за сокращение на самом деле государственного участия и государственного регулирования в жизни россиян? Алексей Зубец: Вы у нас большой либерал. Олег Смолин: Неправда. Виктор Набутов: Согласитесь, да? Алексей Зубец: Абсолютно. Виктор Набутов: Просто золотые слова! Памятник сюда! Олег Смолин: Секунду! Памятник? Я пока еще живой. А вот если говорить серьезно, понимаете, мы боролись за увеличение присутствия государства, скажем, в системе образования, но получилось в итоге, что помощи минимум, а вот желающих контролировать – миллион. Я в Государственной Думе как-то говорил: «Слушайте, когда-то была грустная шутка: полстраны сидит, полстраны ее охраняет. А теперь полстраны работает, а вторая половина ее контролирует. И ситуация явно меняется в пользу второй половины». Виктор Набутов: Я предлагаю на этом закончить. Мы обязательно вернемся к этой интереснейшей теме и поговорим отдельно о соответствии того, что предлагают российские вузы, тому, что требует рынок труда в нашей стране. Это очень важная и большая тема. Спасибо, господа. До встречи в «ПРАВ!ДА?» на Общественном телевидении России.