ВИДЕО Анастасия Урнова: За коронавирус придется заплатить еще. Например, за жилищно-коммунальные услуги. Во-первых, в этом году поменялся порядок начисления льгот. Во-вторых, изменились правила проверки счетчиков. Наконец, завершился мораторий начисления штрафов и пеней по коммунальным платежам. Какой же будет наша ежемесячная квитанция? Обсудим сегодня в ток-шоу «ПРАВ!ДА?». Меня зовут Анастасия Урнова. И вот мои гости: Светлана Разворотнева – исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль». Обращает внимание: у нас население дурят не на величине тарифов, а не ненужных объемах. Павел Склянчук – эксперт ОНФ. Уверен, что приборы учета – это не всегда решение проблемы. Ольга Турунина – член Ассоциации юристов России. Предостерегает, что участились случаи мошенничеств при поверке счетчиков. Наталья Крючкова – председатель ТСЖ. Считает, что компенсация за некачественную услугу может не стоить хлопот и оплаты юриста. Коллеги, федеральный закон о моратории на штрафы и пени по коммунальным платежам был принят в связи с пандемией. Мы все об этом знаем. При этом некоторые ограничительные меры все еще продолжаются. Но вот решение продлить мораторий почему-то принято не было. Павел, есть ли у вас какие-то идеи, почему же решили так поступать? Павел Склянчук: Во-первых, отпала необходимость это делать. Во-вторых, нет особых предпосылок, говорящих о том, что этот мораторий каким-то образом может помочь в дальнейшем собственникам. Знаете, как может случиться? Если этот мораторий сильно затянется, он окажет медвежью услугу. Та пеня, которая может начисляться за несвоевременную оплату, никуда не денется. И рано или поздно мораторий все равно был бы отменен. За этот период, пока была заморозка, все равно пени будут начислены. Анастасия Урнова: Светлана, еще один животрепещущий вопрос: почему, когда обсуждались различные меры поддержки людей во время пандемии, не обсуждали, например, снижение тарифов на услуги ЖКХ? Светлана Разворотнева: Ну, вы знаете, на самом деле и обсуждали, и снижали, потому что… Я могу привести в пример как минимум пять регионов: Москва, Подмосковье и даже, извините меня, Кировская область, которые на три месяца отменили уплату взносов за капитальный ремонт. Есть регионы, которые эти взносы снизили. Есть регионы, которые просто не подняли тарифы за ЖКХ в июле, хотя федеральное правительство дало им определенный маневр для того, чтобы поднимать эти тарифы. То есть кто-то это реализовал. Но, откровенно говоря, может быть, в краткосрочной перспективе эти меры и помогли кому-то, но в долгосрочной это как бы такой порочный путь, потому что на самом деле, если постоянно сдерживать и снижать цены на коммунальные и жилищные услуги, мы можем в один прекрасный момент остаться без жилищных и коммунальных услуг. Где-то есть, конечно, компании, которые жируют, которые собирают больше, чем тратят, покупают себе Lexus и прекрасные офисы. А есть компании, которые у нас в полубанкротном состоянии. Это, например, почти все водоканалы. И, скажем, заморозка тарифов на ближайшее время для них – даже заморозка, а не снижение – обернется тем, что население вообще перестанет воду получать. Вот сейчас половина населения у нас получает просто некачественную воду, но хоть какую-то, а так совсем перестанут получать. Поэтому есть другой, более правильный, на мой взгляд, более нормальный путь: надо помогать не сдерживать цены, а надо максимально упростить порядок выплаты субсидий на оплату ЖКХ для граждан с низкими доходами. То есть помощь должна быть: а) адресной; б) она должна быть не за счет предприятий, которые нам оказывают услуги, а, как в нормальных странах, за счет государства. Защищать права и интересы людей с низкими доходами должно именно государство. Мы ему за это налоги платим. Анастасия Урнова: Наталья, скажите, пожалуйста… Я поняла, что вариант снижать тарифы со стороны государства – это, в общем-то, плохой путь. Но есть ли возможность у управляющих компаний как-то снизить финальную стоимость, которую мы увидим у себя в квитанции? Может быть, поменять оператора, который вывозит мусор? Может быть, как-то дешевле чинить лифты? Есть ли здесь какое-то пространство для маневра? Наталья Крючкова: Ну, я считаю, что, во-первых, важен учет объема потребленных ресурсов. Например, если рассматривать все платежи, которые поступают в нашем ТСЖ, то 30% поступают только на содержание и ремонт. Соответственно, вся остальная часть – две трети – это платежи для ресурсоснабжающих организаций. Например, в этом году в расчетах с ПАО «МОЭК» мы произвели перерасчет. В принципе, каждая управляющая компания должна это делать на основании объемов потребленных гигакалорий за предыдущий период. И у нас, несмотря на то, что выросли тарифы (а тарифы у ПАО «МОЭК» в Москве растут регулярно – раз в шесть месяцев), общий платеж по итогу года у нас будет намного меньше, чем в предыдущем году. То есть важен учет ресурсов и контроль за учетом, я бы сказал. Это, возможно, путь для снижения. Анастасия Урнова: Хотела бы я услышать такое от своей управляющей компании. Светлана, я вижу, у вас какие-то дополнения? Светлана Разворотнева: Да. Я хотела бы, конечно, добавить немножко к тому, что сказала коллега. Конечно, снижать как бы платежи за ресурсы, особенно коммунальные, можно и нужно. Но просто не так, как у нас сейчас это делают, так сказать, органы власти, сдерживая искусственно тарифы. У нас население, извините меня за непарламентское выражение, дурят не на величине тарифов. Все по закону. Но переплачивают у нас люди именно за объемы, за то, что они вынуждены оплачивать как бы не нужные им коммунальные ресурсы. Особенно ярко это с теплом, конечно, видно, потому что у нас… Ну, эксперты посчитали, что в той же Москве 20% – это перетопы. Это то тепло, которое нам не нужно. Мы открываем форточки и топим улицу, потому что там жарко. Но мы продолжаем платить, платить и платить. И снижать платежи в первую очередь нужно за счет программ по повышению энергоэффективности: установка регулирующей аппаратуры в домах, утепление фасадов, входные группы, стекла. Сейчас на все эти работы можно получить финансирование, государственные субсидии на эти работы. Мы, «ЖКХ Контроль», кстати, бесплатно помогаем сделать такие заявки. Анастасия Урнова: Я надеюсь, что вы получите побольше заявок после этой информации. Павел Склянчук: Коллеги… Анастасия Урнова: Да, Павел. Павел Склянчук: Коллеги, знаете, наверное, я не соглашусь. У нас есть два способа выставления платежей за жилищно-коммунальные услуги: по нормативу и по фактическому потреблению. Наталья сказала о том, что нужно ставить общедомовые приборы учета. Вы знаете, не всегда это приведет к уменьшению конечной стоимости квитанции, потому что если дом на нормативе, зимы холодные, то, установив приборы учета, выяснится, что фактическое потребление того же тепла гораздо выше, чем люди платят по нормативу. Поэтому здесь нужно дважды подумать. Анастасия Урнова: Наталья, я вижу, вы уже готовы вступать в дискуссию тоже, да? В общем-то, а почему бы не поставить себе счетчик и не переплачивать по нормативу? Павел Склянчук: Нет, по нормативу дешевле, наоборот. Наталья Крючкова: Давайте ОДПУ и ИПУ будем разделять. ОДПУ – это общедомовой прибор учета. Возможно, здесь идет речь о квартирном приборе учета, когда говорится про тепло. Я вам в отношении дома могу сказать. В 2014 году, когда мы взяли дом в управление, на следующий год, в сезон 2015–2016 года, у нас вышел из строя общедомовой прибор учета. А в Москве они находятся на балансе третьего лица, и мы к ним не имеем как управляющая компания никакого отношения. И ПАО «МОЭК», несмотря на все наши письма в разные инстанции, насчитал нашему дому по нормативу за несколько месяцев, пока мы выбивали у ГБУ «ЕИРЦ» установку нового исправного прибора учета, общедомового. Я вам могу сказать, что нормативы по теплу ни при каких обстоятельствах, ни при каких суровых зимах не будут ниже, чем потребление по приборам учета. Анастасия Урнова: Ольга, давайте, раз мы заговорили про приборы учета, уточняющий вопрос… Наталья Крючкова: Без счетчиков будет хуже. Анастасия Урнова: Мы читаем новости о том, что завершился мораторий, по которому можно было передавать показания счетчика, который не прошел очередную проверку. Сейчас, если вдруг ваш счетчик не проверен, то вы будете платить из расчета трех месяцев до этого вашего среднего расхода, а после этого – просто по нормативу, да еще и с повышающим коэффициентом 1,5. В общем, звучит пугающе и как бы намекает: проверь свои счетчики. Кто отвечает за проверку счетчиков? Я как собственник жилья? Или мне должны позвонить из некой организации и сказать: «Мы к вам высылаем контролера»? Кто за это платит? На все счетчики одинаковые правила или вода от электричества отличается? Как здесь разобраться? Ольга Турунина: Вы знаете, в данном случае, к сожалению, ответственность лежит именно на самих собственниках. То есть они должны следить за своими счетчиками. Следить, в какой момент они выходят из строя, чтобы потом у них была дальнейшая возможность обязательно передавать свои показания, потому что с просроченных счетчиков, естественно, они передавать ничего не смогут. И потом у них будут накапливаться опять же большие долги. Но, к сожалению, в связи с этим участились случаи мошенников, огромное количество. Неоднократно то, что люди заявляют, что они являются как раз теми специалистами, которые проверяют счетчики… Даже теперь у них есть очередная схема: они представляются сотрудниками МФЦ, куда, по идее, вы можете обратиться со своими показаниями счетчиками, как бы уточнить эту информацию. И в связи с этим они вводят народ в заблуждение. К сожалению, участились случаи мошенников, огромное количество. Анастасия Урнова: А есть ли какие-то основные правила, как не попасться на эту удочку? Как мошенника отличить от того человека, который имеет право проверять наш счетчик? Ольга Турунина: Я полагаю, что необходимо обращаться именно в ту компанию, которая изначально вам эти счетчики устанавливала. Вам необходимо туда обратиться, уточнить информацию. Также в МФЦ. Если обратиться в многофункциональный центр, там тоже есть список организаций, которые, возможно, могут осуществить поверку ваших счетчиков. Анастасия Урнова: Светлана, вы говорите, что не так? Светлана Разворотнева: Я бы поспорила, да. Во-первых, все-таки давайте мы будем помнить, что поверки приборов учета – это свободный рынок. Если у вас есть возможность повыбирать на этом рынке по критерию «цена/качество», то не надо привязываться к компании, которая ставила счетчик. Может быть, она, так сказать, завышает цену в два раза. Может быть, она уже обанкротилась. Не надо обращаться в МФЦ. Надо после того, как вы, предположим, в Интернете (если вы ищете в Интернете) нашли подходящую компанию, зайти на сайт Росаккредитации. Сейчас существует реестр всех компаний, которые имеют право, так сказать, осуществлять эту деятельность по поверке приборов учета. Сейчас, кстати говоря, реестр не только на сайте Росаккредитации. Там же они должны размещать еще… Павел Склянчук: На сайте Росстандарта, Светлана Викторовна. Светлана Разворотнева: Ну, региональные метрологические службы. Анастасия Урнова: Нет, это важно, это важно. Росстандарт. Светлана Разворотнева: Да, Росстандарт. Прошу прощения, зарапортовалась. Есть реестры. Соответственно, там же должна размещаться и вся информация, когда у вас проходили поверки. С прошлого года действует правило. Поэтому, возможно, если вы потеряли документы, следует обратиться на этот сайт и посмотреть, не было ли у вас поверки счетчика буквально в последнее время. И самое главное правило для всех видов, так сказать, таких навязчивых коммивояжеров, которые к вам приходят и начинают немедленно что-то предлагать. Первое: никаких денег не платить без договора. Даже если вам предлагают договор, ничего не делать сразу. Взять паузу. Попытаться прозвонить тот телефон, с которого вам звонили, уточнить, кто там находится. Задать вопрос организации, которой вы доверяете, по поводу этого договора. И после этого уже расставаться со своими деньгами. Это касается абсолютно чего, что бы вам ни предлагали какие-то люди с улицы. Анастасия Урнова: В общем, практически как с банками. Ольга, у вас дополнения какие-то? Ольга Турунина: Да, я хотела бы пояснить. К сожалению, часть людей, которые подвергаются обману, – это пенсионеры. А пенсионеры не могут зайти в Интернет и посмотреть на сайте данную информацию. Павел Склянчук: У пенсионеров есть дети, внуки. Так ведь? Анастасия Урнова: Не у всех, не у всех Ольга Турунина: Вы знаете, сколько у нас одиноких пенсионеров и сколько пенсионеров подвергаются как раз таким мошенническим схемам? Поэтому люди пенсионного возраста… Павел Склянчук: Я считаю, что… Ольга Турунина: …у которых на данный момент нет возможности зайти в Интернет или попросить своих родственников, они как раз в многофункциональных центрах могут уточнить информацию. Павел Склянчук: Ольга, да, вы очень добросердечно говорите. Но абсолютно одиноких людей все равно не бывает. Есть попечители. Есть, в конце концов, соседи, которые присматривают и ухаживают. В этом плане, конечно, не нужно с себя складывать такую ответственность, что ли, моральную и подсказывать таким одиноким пенсионерам, бабушкам, дедушкам, чтобы они не попадали в лапы мошенникам. А всем остальным сознательным гражданам нужно, конечно, смотреть, кому они платят, кто им навязывает свои услуги. Ну и ключевое правило, которое я хотел бы сказать: если у вас стоит прибор учета, у вас есть паспорт, то вы просто отметьте себе в календаре, что примерно в такие-то числа, в таком-то году, в следующем истечет… Там же раз в пять лет некоторые приборы учета требуют поверки. То есть не так часто. Анастасия Урнова: В общем, не пускать тему на самотек. Спасибо большое. Ольга, еще один животрепещущий вопрос. Мы сказали, что мораторий на начисление пени и штрафов истек. И не совсем понятно. С января эти пени снова начисляются, но на те долги, которые накопились с января, или на долги, которые образовывались с апреля прошлого года, когда этот мораторий только появился? Ольга Турунина: Данные долги будут начисляться уже непосредственно на новые платежи, так как мораторий действовал до 1 января. Но, несмотря на это, естественно, все коммунальные услуги и все платежи необходимо будет совершить, которые ранее люди по определенным обстоятельствам совершить не могли. Светлана Разворотнева: Я бы тут с Ольгой поспорила, к своему большому сожалению, потому что как раз в конце прошлого года мы просили, мы направляли в Минстрой письмо с просьбой пояснить, как все-таки будут начисляться штрафы и пени. Мы также предлагали, чтобы они начислялись с 2021 года, как с чистого листа. Но, к сожалению, из ответа Минстроя следовало, что штрафы и пени копились весь предыдущий год, просто не выставлялись гражданам. И как раз в 2021 году они все будут предъявлены к уплате, к сожалению. Анастасия Урнова: Действительно, некоторые эксперты считают, что сумма задолженности может удивить граждан. Давайте послушаем одно из таких мнений. ВИДЕО Анастасия Урнова: Наталья, по вашему опыту, как повлиял мораторий на собираемость платежей? Наталья Крючкова: Я не увидела большой разницы между тем, что было до пандемии и во время пандемии, потому что платежная дисциплина у нас на довольно высоком уровне. Но, конечно, большой урон в нашей деятельности по замене лифтов нанес мораторий на начисления и выставление счетов. По капремонту мы потеряли определенную сумму, на которую рассчитывали, поэтому нам пришлось задержать некоторые работы. В принципе, я бы хотела сказать по поводу пени. Это не такие ограниченные деньги, о которых вообще стоит говорить, в применении к задержкам платежей. Что касается штрафов, то, наверное, здесь идет речь о том, что выставляются двойные нормативы, ну, с повышающим коэффициентом при отсутствии передачи показаний или при наличии просрочки. То есть здесь, видимо, речь идет о том, что были отменены начисления за отсутствие поверки приборов. Потому что штрафов как таковых за неоплату вовремя платежек за ЖКУ не существует. Но, с другой стороны, я бы еще хотела добавить от себя, поскольку я тоже пострадавшая сторона во всей этой ситуации. Мы рассчитываемся через МФЦ. И мы не успели поверить свои приборы учета до апреля месяца. В общем, мы надолго просрочили поверку, и нам насчитали очень огромные объемы воды. Учитывая, что мы были лишены возможности передать показания через «Госуслуги», там был заблокирован личный кабинет. Я знаю, что эта проблема в Москве довольно часто встречалась. Огромные объемы воды были выставлены лично мне. Как с этим разбираться – я еще не представляю. Но я со своей стороны оплатила всю свою задолженность, которая, в общем-то, возникла. Я не знаю, наверное, я заплатила в три раза больше, чем обычно, за потребление воды, за этот период, когда я находилась на удаленной работе, очень редко посещала Москву. В общем-то, в принципе, наверное, упустила эту ситуацию из-под контроля. Анастасия Урнова: Светлана, может быть, вы можете дать какой-то совет? Как быть в такой ситуации? Светлана Разворотнева: Наталья – живой пример того, как благими намерениями вымощена дорога в ад. Да, отменили оплату взносов на капремонт в Москве на несколько месяцев. При этом спецсчет у Натальи, насколько я понимаю, да? Они вообще очень зависят от взносов. Вплоть до того, что если у них недосбор, то они должны уйти в «общий котел». У них прервалась вся деятельность. И кто им компенсируют? Те дома, которые в «общем котле» – ну, там Москва, может быть, поможет. А у них как бы все планы полетели. Я хотела бы, вообще-то, сказать про статистику платежей, которая у нас в прошлом году случилась. Да, у нас был первый этот локдаун. Апрель, май – там действительно мы наблюдали… Мы проводили мониторинг по всей стране, «ЖКХ Контроль». Мы наблюдали довольно резкое снижение платежей в апреле и в мае. В апреле это было где-то 15%, в мае до 25% доходило. Но уже в мае по отдельным регионам, которые начали вести такую активную политику, всё это начало выравниваться. В чем политика была? Авансовые платежи бюджетным учреждениям, помощь одиноким людям в оплате онлайн, открытие каких-то офисов дополнительно, где можно оплатить без процентов, и так далее и тому подобное. В общем, у нас практически в середине года собираемость платежей выровнялась и больше не падала. Ну, она упала чуть-чуть, как раз из-за 424-го постановления Правительства, которое отменило выплату штрафов и пеней. Причем, как мы смотрели по нашим мониторингам, конечно, у нас небогатые люди, люди с низкими доходами платили очень исправно. Бабушки, несмотря на пандемию, на опасность заразиться, выстраивались перед «Почтами России» в огромной очереди, чтобы заплатить срочно. А вот не платили как раз люди с инвестиционными квартирами, с довольно высокими доходами. Им сказали, что сейчас пеней и штрафов не будет – и они расслабились. И, конечно, это постановление сыграло такую достаточно негативную роль и демотивировало достаточно сильно население. Анастасия Урнова: В общем, видимо, те же люди, которые на дорогих машинах заклеивают номер, чтобы не платить за парковку. Ну что же, разобрались с теми долгами, которые накопились. Но за некоторые можно будет не платить вовсе. За какие же? Обсудим уже через несколько секунд. Оставайтесь с нами. Есть разные инструменты для взыскания долгов. Вот давайте обсудим, что могут делать управляющие компании. Павел, например, есть такие люди, как коллекторы. И Минюст сейчас разрабатывает законопроект, который позволит коллекторским компаниям выбивать долги за ЖКХ. Возникает вопрос: что нового будет в этих правилах? При том, что буквально недавно передавать любые долги по коммуналке коллекторам было запрещено. Что же поменяется? Павел Склянчук: Вы знаете, государство в течение последних лет последовательно выдавливало коллекторскую деятельность из сферы ЖКХ, причем даже в какой-то момент перестаралось, запретив переуступку долгов даже между участниками рынка. И сегодня фактически досудебных каких-то инструментов, чтобы урегулировать вот эту проблему, связанную с долгами, практически нет, невозможно. То есть управляющим компаниям, коммунальщикам остается один путь – идти в суд и там предъявлять свои претензионные иски. Минюст и их инициатива связана с так называемыми частными инспекторами, точнее – судебными приставами, частными приставами. Это как раз следствие того, что наши суды перегружены как раз и завалены этими однотипными исковыми заявлениями о задолженности. Анастасия Урнова: Простите, пожалуйста, Павел, перебью вас. А частные приставы – это что значит? Кто платит за его работу? Павел Склянчук: Ну, это профессиональные взыскатели, которые как раз будут помогать Службе судебных приставов взыскивать долги. Я не знаю, кто им будет за это платить – государство или кто-то еще. Анастасия Урнова: То есть это те самые люди, о которых пишут в Интернете и говорят, что вот теперь управляющие компании смогут нанимать любое физлицо, которое будет выбивать из вас долг, если простым языком? Получается это? Павел Склянчук: Нет. Речь идет о том, что Служба судебных приставов будет заключать какие-то договоры подряда. И ту задолженность, которую не могут взыскать обычные государственные приставы, передавать частным. Но это еще не сверившийся факт, изменения. Сегодня управляющие компании пытаются своими силами задолженность, как Светлана Викторовна сказала, со злобных неплательщиков, материально обеспеченных, которые не выполняют свои обязательства, пытаться их через суд к этому призвать. Конечно, нагрузка на суды возрастает. В принципе, это тоже не есть хорошо. Нужны какие-то инструменты, которые могли бы помочь воздействовать на злостных неплательщиков, связанные с имущественной ответственностью: автомобиль забрать за большую задолженность или еще какое-то имущество, ограничить выезд за рубеж. Анастасия Урнова: Наталья, у вас есть какие-то идеи? Наталья Крючкова: Да, я хочу прояснить. Здесь какая-то путаница получилась. Судебные приставы действуют в результате окончания судебной процедуры, которая действует в упрощенном порядке в отношении взыскания долгов по ЖКУ. Это судебный приказ. Не требуется присутствия сторон на рассмотрении этого заявления для вынесения судебного приказа. Правда, существует возможность со стороны того, кому он предъявляется, просто заявить без всяких оснований свое возражение. Тогда переходим уже в районный суд вместо мирового. Я считаю, что здесь говорить о том, что частные приставы каким-то образом будут служить альтернативой судебным приставам, некорректно, потому что это никаким образом не устранит суды. Слава богу, в нашей стране любое взыскание и лишение гражданина его имущества возможно только по решению суда. Если мы говорим об упрощении взыскания на имущество должника, то только на основании судебных документов. Я надеюсь, что ни Минюст, ни Минстрой не придумают никакого нового инструмента для того, чтобы это происходило без решения суда, без предоставления тех документов, которые являются основанием законным, чтобы предъявлять должнику какие-то требования и взыскивать эти деньги. Анастасия Урнова: Ольга, я видела, что есть еще жалобы, что невозможно подать в суд, потому что для того, чтобы это сделать, необходимо также сообщить ИНН, СНИЛС или паспортные данные плательщика, а этой информации у управляющей компании нет, так какой прямой договор не заключается. Получается, что взыскать долг и в судебном порядке с физического лица тоже невозможно. Ольга Турунина: Ну, данную информацию очень легко проверить, так как данная квартира будет явно зарегистрирована, там будет правообладатель. Можно заказать обычную выписку из ЕГРН, кто является правообладателем. Это общедоступная информация. В таком случае спокойно можно предъявить иск именно конкретному лицу. Анастасия Урнова: Светлана, ну понятно, что все равно процесс получения долга очень сложный. А управляющей компании дом обслуживать надо. Она все равно платит за электричество, за горячую воду и так далее, и так далее. Есть ли какие-то методы решения этой проблемы? Может быть, жильцы должны скидываться (те, которые платят) и гасить долги злостных неплательщиков? Какие еще варианты? Я так понимаю, что эти крупные плакаты: «Посмотрите на этих крупных должников», – это, в общем-то, незаконно. Светлана Разворотнева: Вы знаете, у управляющей компании на самом деле, конечно, никаких легальных вариантов нет. В отличие, например, от ресурсников, где буквально в тариф у них заложены 3% на недосборы. У управляющей компании этого люфта нет. И она обязана сделать весь перечень работ за те деньги, которые, так сказать, ей платят. При этом редко действительно экономический расчет стоимости услуг включается. Поэтому на самом деле поступают двумя… Ну, три сравнительно легальных способа со стороны управляющей компании, чтобы выполнить свои обязанности. Первый способ – это, конечно, втихаря разбросать какие-то долги должников на добросовестных плательщиков. Ну, раньше это все делалось через статью «Затраты на общедомовые нужды». В Москве ее нет сейчас. Может быть, управляющие в Москве сейчас даже и не знают. В регионах она есть, но там немножко закрыли лазейку, потому что это теперь норматив. Но все равно пытаются. Второй способ, наиболее часто используемый – это, конечно, сделать вид, что ты делаешь какие-то работы, но реально ничего не делал. Особенно хорошо это все проходит на осмотрах. У нас две части работы управляющей компании. Одна – осмотр и обслуживание общедомового имущества. Вторая – текущие ремонты. В законодательстве у нас никак не определено, сколько денег должно идти на текущие ремонты, а сколько – на обслуживание. Я знаю прекрасные дома очень продвинутых собственников, которые годами бодаются со своей управляющей компании и говорят: «Вот мы тут собираем, – предположим, – 20 рублей с квадратного метра. Вот такая-то сумма у нас по дому. Давайте мы половину будем тратить на обслуживание, а половину – на текущие ремонты». А управляющая компания говорит: «Нет, мы метем тут, трубы осматриваем. Метем дорожки перед домом. И на это должна идти вся эта сумма. А если вы хотите, дорогие собственники, текущий ремонт, то вы, пожалуйста, скиньтесь еще». ЖИ не может вмешаться здесь, потому что это никак не регулируется федеральным законодательством. Кстати, у нас очень яркий пример по пандемии, когда на управляющие компании возложили дополнительные обязанности проводить дезинфекцию. Деньги эти, естественно, в тариф не были заложены. У нас вообще в работах по обслуживанию общедомового имущества дезинфекции нет. Ну, пришла служба, санэпидемнадзор и сказал: «Вы должны это делать». И они, конечно, стали делать под угрозой санкций. Но как они делали? Они забросили всю подготовку к зиме. Они забросили все текущие ремонты. Мы теперь констатируем огромное количество проблем с началом отопительного сезона. У нас горячие линии просто разрываются. Дома еще хуже в этом году подготовили к зиме. Ну, так обычно делают управляющие компании. И третий способ – это взять с одного хорошего и нового многоквартирного дома и перебросить на более старый, ветхий, малоквартирный. То есть перекрестное субсидирование в сфере управления домами у нас тоже процветает. Анастасия Урнова: После того, что вы рассказали, я думаю, неплательщиков будут не любить их соседи еще больше. Ну а Новый год принес и новшества в сфере сумм и правил получения субсидий на оплату услуг ЖКХ. Давайте узнаем – какие. ВИДЕО Анастасия Урнова: Павел, насколько то, во-первых, эффективная мера? А во-вторых, насколько она влияет на собираемость платежей по ЖКХ? Павел Склянчук: Ну, это очень эффективная мера социальной поддержки. У нас практически 5 миллионов семей пользуются такой субсидией. В отличие от моратория на пени, беззаявительный порядок предоставления субсидий был продлен Правительством до мая этого года. И вообще, мне кажется, его надо сделать бессрочным. Здесь нет никакого смысла людей гонять периодически с этими документами. У нас очень цифровая налоговая, которая, в принципе, может увидеть этот доход и не заставлять людей, как юрист говорил, сидеть с калькулятором и подсчитывать свои доходы. Это помощь малоимущим гражданам. Вот так. Анастасия Урнова: Оказывается, за некачественные коммунальные услуги можно и вовсе не платить. Каким образом? Обсудим далее. А какие еще бывают причины появления долгов за жилищно-коммунальные услуги? Давайте посмотрим. ВИДЕО Анастасия Урнова: Ольга, а реально ли добиться признания тех услуг, которые были оказаны управляющей компанией действительно некачественно, ненадлежащего качества, и получить какую-то компенсацию? Ольга Турунина: Ну, смотря что мы подразумеваем под некачественной услугой. Анастасия Урнова: Ну, мы топим улицу, как-то неправильно вывозят мусор и так далее. Ольга Турунина: В данном случае мы же топим улицу непосредственно. Это мы открываем окна. Хорошо, мы можем уменьшить напор батарей, поставить себе батареи с регуляторами. В таком случае мы не будем протапливать улицу. Но если услуги действительно оказываются не должным образом… Анастасия Урнова: Давайте мы сейчас остановимся на этом важном месте, пока зима, потому что я вижу, что Светлана прямо совсем не согласна. Как это так? Как это мы можем перестать топить улицу? Светлана Разворотнева: Да. Некачественные коммунальные услуги определены 354-м постановлением Правительства, в котором совершенно конкретно для каждого вида услуг написано, какие услуги являются услугами с ненадлежащим качеством. Перерывы больше четырех часов в сутки. Соответственно, температура в помещениях. Соответственно, качество воды. Естественно, в этих самых правилах предоставления коммунальных услуг предусмотрен перерасчет за каждый день некачественно предоставленной услуги. Если брать управляющие компании, то по закону председатель совета многоквартирного дома должен ежемесячно подписывать с ней акт сдачи-приемки выполненных работ. И если в этом акте написано, что услуги предоставляются с ненадлежащим качеством, не в запланированном объеме, то за этим тоже должен следовать перерасчет. В законодательстве все прописано. Нужно просто начать это применять. Анастасия Урнова: Тогда возвращаюсь к Ольге. Почему, видимо, не работают эти законы? Потому что люди только и мечтают о том, чтобы заплатить поменьше. И многие жалуются на качество коммунальных услуг, но я не вижу сокращения в квитанциях. Ольга Турунина: В таком случае, если действительно гражданин считает, что ему некачественным образом оказывается данная коммунальная услуга, он всегда может составить акт с управляющей компанией, где зафиксировать данные недочеты. И в случае направления претензий в адрес управляющей компании, если управляющая не будет брать на себя ответственность в перерасчете или в изменении данных условий и помощи данным гражданам, то, пожалуйста, всегда можно обратиться в суд уже с предъявлением иска. И в дальнейшем – взыскание с этой управляющей компании. Анастасия Урнова: Да, Павел, пожалуйста. Павел Склянчук: Коллеги, ну давайте честно признаем, что без помощи профессиональных юристов, без того, чтобы пройти несколько кругов ада и доказать, что услуга была некачественно оказана, конечно, невозможно сделать перерасчет. И эти случаи единичные. У нас вообще в законодательстве было так прекрасно написано, что вам не только уменьшат плату, а вам еще и штраф выплатят. Но, к сожалению, эта норма не стала как бы работоспособной, и ее отменили даже. Поэтому тут большая проблема. И просто так с ней не разобраться. Анастасия Урнова: Наталья, пожалуйста. Вы, наверное, на практике с этим работаете. Наталья Крючкова: Ну да. У меня есть один яркий пример, когда, например, мы получили от ПАО «МОЭК» некачественную услугу. То есть мы получаем ежемесячно ведомости посуточного учета поставляемых нам ресурсов. Показания снимаются на входе, на общедомовом приборе учета. И по горячей воде у нас была температура меньше 60 градусов – что является нарушением СанПиНа и может спровоцировать развитие различных инфекций. То есть мы уже на входе как управляющая компания получали ресурс, который не соответствует нормам. Конечно, увидев эти цифры в нашей посуточной ведомости, мы обратились и в прокуратуру, и написали претензию в ПАО «МОЭК». Затем я очень внимательно прочитала условия договора поставки ресурсов, заключенного с «МОЭК». Для того чтобы изменить эти условия, нужно иметь штат юристов. Мы просто принимаем обычно те условия, которые нам дает ПАО «МОЭК», за редким исключением. Это очень сложная и не стоящая финансового результата процедура, для того чтобы предъявить им претензию за поставку некачественного ресурса. Как показывает практика, это не только между юридическими лицами, которые обладают каким-то ресурсом, знаниями, может быть, возможностями для того, чтобы в суде отстаивать свои интересы. В принципе, просто более защищенные на этом рынке. А если говорить о собственниках, которые захотят предъявить какие-то иски, для того чтобы получить возмещение за некачественную услугу – я думаю, что овчинка выделки здесь не стоит. Анастасия Урнова: Коллеги, спасибо большое вам за этот разговор. У нас просто, к сожалению, уже закончилось время. Мы сегодня говорили о тарифах и правилах оплаты жилищно-коммунальных услуг. Ну, важно здесь заметить, что правила в этой сфере меняются довольно часто. Держите руку на пульсе, чтобы и не переплачивать, и не обнаруживать у себя долги. Правду вместе с вами искала Анастасия Урнова. Подписывайтесь на наши социальные сети они оставайтесь на Общественном телевидении России.