Единый учебник литературы - кому и зачем он нужен?
https://otr-online.ru/programmy/prav-da/edinyi-uchebnik-literatury-komu-zachem-on-9590.html
Не успели
утихнуть споры вокруг единого учебника истории, как разгорелась аналогичная
дискуссия уже в отношении литературы. Нужен ли единый подход
к преподаванию литературы? Что это: борьба идеологий или попытка
структурировать работу учителя? Ждут ли нас опять запретные темы и авторы? Чему и как должны учить на
уроках литературы в школе?
До начала 19-го века литературы, как самостоятельной учебной
дисциплины не существовало. В духовных заведениях присутствовал лишь курс
словесности, включающий в себя риторику, грамматику и поэтику.
В 1811 году словесность в качестве отдельного предмета включается
в учебный план Петербургской гимназии. В 1822 печатается первый учебник по
русской литературе. Начинается дискуссия о методике преподавания. И если одни
ставили во главу угла академический анализ текста, то вторые видели в
литературе средство нравственного воспитания, ну а третьи пропагандировали
воспитательное чтение.
В СССР была единая методика воспитания нового советского человека
с позиций маркистско-ленинской методологии. И вплоть до развала союза в школе
преобладают традиции "воспитательного чтения", построенного на основе
ленинской периодизации русского освободительного движения.
Демократические преобразования конца-80-х - начала 90-х принесли
перемены не только в политику, но и в литературу. В школьном курсе появляются
новые имена русских классиков, которых не было в традиционных учебниках.
Впрочем, появляются за счёт сокращения темы революции и советского прошлого.
В последнее время к литературе наблюдается повышенное
внимание. Кинорежиссёр Карен Шахназаров предлагает вернуть в школу экзамен по
литературе. Президент Путин сетует на малое количество часов уроков русского
языка и литературы в старших классах и говорит о пересмотре программ
преподавания этих предметов. В Общественной палате обсуждают единую Концепцию
преподавания литературы. Депутаты
"Единой России" разработали законопроект о введении в России единой линейки школьных
учебников по русскому языку, литературе и истории.
Нам вновь предстоит искать ответ на вопрос о том: как, чему
и в каком объёме должны учить на школьных уроках литературы?
Сколько сейчас в России учебников по литературе, которые
могут использоваться в обучении, сколько существует программ обучения по
литературе: для старших классов, для средней школы?
Исходя из каких критериев учитель выбирает тот или иной
учебник: он лично штудирует каждое пособие, использует рекомендации руководства
школы или, быть может, родители высказывают своё мнение? Насколько верным и
обоснованным является этот выбор?
Чем отличаются между собой эти учебники: сложностью
программы, какой-то региональной компонентой, идеологической направленностью?
Кому в первую очередь вообще нужен учебник - учителю или ученику?
Существует ли сейчас пул обязательных авторов, обязательных
произведений? По каким критериям он формируется?
Насколько современные методы преподавания идеологизированы и
политизированы? Есть ли место в нынешней школьной программе по литературе
Герцену с Белинским, Демьяну Бедному с Горьким?
Насколько актуальна проблема перехода ученика из школы с
одной программой в школу с другой программой и, самое главное, с другим
идеологическим наполнением, когда ученик сталкивается с прямо противоположными
взглядами учителя на литературу? Не лучше ли ввести некие единые стандарты,
которые бы позволили учителю и ученику придерживаться одной магистральной линии
при изучении курса литературы?
Нужна ли вообще некая единственно верная государственная
идеология хоть в культуре вообще и в преподавании литературы, в частности, хоть
в литературе?
Участники дискуссии:
Александр Волков -
доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ им. М. В.
Ломоносова
Борис Бим-Бад - доктор педагогических
наук, действительный член Российской академии образования, член Союза писателей
Москвы
Владимир Аннушкин -
доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка
им. А.С. Пушкина, член Союза
писателей
Ирина Лукьянова -
учитель литературы школы "Интеллектуал", журналист "Новой
газеты"
Павел Пожигайло -
кандидат исторических наук, заместитель председателя Общественного совета при
Министерстве культуры РФ, член Президиума Союза писателей
Мариэтта Чудакова - член
Европейской академии, профессор Литературного института
Валерий Попов (по телефону) - председатель
Союза писателей Санкт-Петербурга
Также смотрите выпуск на YouTube.
Единый учебник литературы - кому и зачем он нужен?