Общественный контроль: проблемы и перспективы

Гости
Светлана Разворотнева
исполнительный директор Некоммерческого партнёрства «ЖКХ контроль»
Пётр Попов
член регионального штаба ОНФ в МО, член Общественно палаты МО
Олег Шеин
депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия»
Николай Кретов
координатор общественных кампаний МХГ
Максим Григорьев
директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ
Кирилл Кабанов
председатель Национального антикоррупционного комитета

«Все, что можно требовать от правительства – это то,
чтобы оно было выразителем чувств и идей народа,
управлять которым оно призвано».

Гюстав Лебон

Анастасия Урнова: Здравствуйте! Вы смотрите Общественное телевидение России. Это программа «ПРАВ!ДА?». Меня зовут Анастасия Урнова. И вот о чем поговорим сегодня:

В современном мире общественный контроль считается одним из наиболее эффективных механизмов решения реальных проблем государства. Власть не может работать добросовестно без обратной связи и контроля со стороны общества. Тем не менее в сегодняшней России целостная система общественного контроля отсутствует. Об этом говорят не только независимые эксперты, но и сами представители власти.

Анастасия Урнова: Закон «Об основах общественного контроля» был принят еще в 2014 году. Помимо него было принято и много поправок в другие законодательные акты, которые должны были привести к значительным по меркам нашей страны результатам: учету общественного мнения органами власти, прозрачности их деятельности, развитию правосознания и, конечно, росту доверия граждан к государству. Чего из этого удалось добиться? И как сегодня выглядит система общественного контроля в России? Это мы и обсуждаем в студии.

Николай, я заметила, что многие люди, скажем так, еще советской закалки, когда слышат слово «общественный контроль», несколько вздрагивают, потому что сразу вспоминают людей с красными нашивками, с надписью «дружинник», и ничего хорошего от этого не ждут. Поэтому сначала давайте разберемся: что такое сегодня общественный контроль и кто его осуществляет?

Николай Кретов: Действительно, общественный контроль имеет такой даже для меня флер чего-то советского, хотя я жил ровно один год в Советском Союзе и мало что помню. На мой взгляд, общественный контроль – это очень широкое понятие, и в него попадает гигантское количество различных взаимоотношений, и необязательно между обществом и государством, но в том числе между обществом и обществом. То есть, например, когда люди контролируют качество товаров в магазинах – это тоже общественный контроль.

Анастасия Урнова: Но это уже вне рамок текущего правового поля, правильно?

Николай Кретов: Да. Но это тоже можно назвать общественным контролем. Или когда контролируют то, как люди ставят свои машины на парковках или в неправильных местах. Вот есть инициатива «СтопХам». И это тоже общественный контроль, когда граждане контролируют то, как другие граждане соблюдают закон или не соблюдают.

Анастасия Урнова: В народе часто называют еще эти приложения «Народный стукачок».

Николай Кретов: Ну, в общем, да. На самом деле я занимаюсь чуть более узкой сферой. Я бы ее называл гражданским контролем. Это та часть широкого общественного контроля, которая фокусируется именно на отношениях человека или общества с государством. Именно в этих частях возможны чаще всего конфликты.

Анастасия Урнова: И этим как раз занимаются общественные палаты, общественные советы и некие общественные организации?

Николай Кретов: Да. Безумное количество форм, они очень различные. Поэтому, может быть, не стоит говорить вообще о том, что должна быть система. Возможно, должно быть как раз таки многообразие. И надо смотреть, какие возможные формы, какие…

Анастасия Урнова: Сразу видно представителя гражданского общества.

Олег, по вашей оценке, насколько эффективен сегодня общественный контроль, будь то система или как просто набор каких-то элементов?

Олег Шеин: Я думаю, что эффективным может быть только общественное самоуправление, то есть когда есть честные выборы и люди регулярно меняют власть на них, у них есть такая возможность; когда есть развитое законодательство о профсоюзах, в том числе с правом на забастовку, и работники могут организовываться между собой; когда нет бюрократических препятствий в создании товариществ собственников жилья и люди могут это сделать, не испытывая регулярно возникающих сегодня у ТСЖ сложностей.

Но общественный контроль – это немножко другое. Это тоже очень важный институт. Я думаю, что, конечно, его как-то структурировать излишне не нужно, потому что структуризация и строгий государственный закон будут означать дословно следующее: государство будет определять, как работать общественности. А эффективно…

Анастасия Урнова: Но это же то, как сегодня есть.

Олег Шеин: Нет, не совсем. Я приведу пример общественного контроля, который не регламентирован. Мы сами помним, сколько было скандалов вокруг истории с приобретением дорогих машин для чиновников. А потом возникло правило по поводу госзакупок, где любой человек может на сайте посмотреть, что и где закупается. И как сняло все эти дорогие машины за 4–5 миллионов рублей! Хотя никакого порядка, как людям осуществлять контроль, не существует. Гласность обеспечила его гораздо лучше.

Анастасия