В Счётной палате бьют тревогу – количество регионов-доноров стремительно уменьшается, а дефицит их бюджетов растёт. Губернаторы в массовом порядке заявляют о досрочном сложении своих полномочий. Депутаты видят корень проблемы в низком качестве профессионализма региональных управленцев, а эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ) предлагают оценить эффективность региональных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата с помощью специального рейтинга. Первые итоги рейтинга АСИ о состоянии инвестиционного климата в 22-х пилотных регионах были представлены в ходе Петербургского экономического форума в мае 2014.  В чём особенность этого рейтинга? Это объективная оценка состояния инвестиционного климата или, скорее, оценка деятельности региональных властей? Чем объяснить высокие показатели таких регионов как Ульяновская область, Красноярский край, Тульская область, в то время как Москва, Санкт-Петербург находятся в нижней половине? Инвестиционный потенциал Москвы исчерпан или же глава региона действует неэффективно? Если сравнивать с другими рейтингами, например, рейтингом инвестиционного климата, составленного рейтинговым агентством "Эксперт", то результаты окажутся прямо противоположными. Как это объяснить? Региональных исследований и рейтингов достаточно много. Насколько востребованы эти рейтинги, кем и в какой степени: населением, экспертами, самими губернаторами, федеральной властью? В формировании инвестклимата АСИ достаточно большое внимание уделяет малому бизнесу. Насколько высока эта роль? В каком состоянии находится малый бизнес? Судя по рейтингам, он чувствует себя не очень хорошо. В чём причина, что мешает ему развиваться? Какие условия могут привлечь бизнес в регионы? Есть ли прямая взаимосвязь между политической жизнью региона и его экономическим развитием? Стоит ли ожидать банкротства регионов? Если регион де-факто находится в состоянии банкрота, то какова схема действий федеральных властей? Новые российские регионы. Каким видится будущее Крыма: стандартная для российских регионов модель управления и хозяйствования, или же есть шанс опробовать какие-то новые, экспериментальные методы? На сегодняшний день у нас все регионы в той или иной степени являются дотационными. Что время от времени вызывает недовольство местных групп, считающих, что региональные налоги должны полностью оставаться в местном бюджете. Насколько существующая схема перераспределения доходов является оптимальной? В конце февраля 2014 спикер Совета Федерации Валентины Матвиенко заявила, что существующее административно-территориальное деление России не позволяет регионам реализовывать свой потенциал. Какие регионы в первую очередь требуют административно-территориального изменения? В каком формате должно происходить это изменение: присоединение слабых к сильным? И какие "плюсы" и "минусы" в возможном укрупнении? Вектор политических и экономических приоритетов России сместился на Восток. Как это повлияет на развитие регионов сибирского и дальневосточного регионов? С другой стороны, как охлаждение политических контактов с Западом может сказаться на экономическом сотрудничестве, и в первую очередь на регионах, расположенных в западноевропейской части, той же Калининградской области?  Участники дискуссии: Инна РЫКОВА - Руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ, академик РАЕН Наталья ЗУБАРЕВИЧ - Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ Вера АДАЕВА - Руководитель проектного офиса по формированию Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Игорь ВАРЬЯШ - Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Алексей РЕПИК -  Сопредседатель "Деловой России" Алексей КАНЕВСКИЙ - руководитель Комитета по экономике МГО "ОПОРЫ РОССИИ"  Также смотрите выпуск на YouTube.