"Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми". Оскар Уайльд Николай Матвеев: Здравствуйте! На ОТР проект "ПРАВ!ДА?". Меня зовут Николай Матвеев. И вот тема сегодня: Не успеют отгреметь последние звонки, как в школах начнется отсчет времени до выпускных вечеров. И если дети чаще всего ждут заветного события с нетерпением, то многие родители откровенно боятся его приближения. Одна из главных проблем современных выпускных – финансовая. Чтобы попрощаться со школой, порой приходится даже брать кредит. Почему выпускные вечера превратились в соревнование кошельков родителей? Как не допустить позорных проявлений, с которыми мы сталкиваемся каждый год? Как не разориться на выпускном и получить от праздника только приятные впечатления? Николай Матвеев: А еще вот бы в этой теме убить сразу двух зайцев. Ну, во-первых, не стать ханжой, потому что, когда ты с молодежью так назидательно сверху вниз начинаешь разговор, как минимум – тебя не услышат, а как максимум – наживешь себе врагов. Ну и во-вторых, хочется понять: а почему каждый год вокруг выпускных вечеров такие бурные рассуждения, как сама молодежь говорит – такой бурный хайп? Давайте выяснять сегодня в программе "ПРАВ!ДА?". Наталья, вы как оцениваете информационную атмосферу вокруг выпускных вечеров каждый год – положительно, отрицательно? Наталья Толстая: Каждый год не оцениваю. А вот буквально два года назад у меня дочка выпускалась, и я была в центре событий. И могу сказать, что это действительно был конкурс родительских кошельков. И мы столкнулись и с депрессией, и с со слезами ребят, которые не смогли оплатить этот взнос и не пришли на наш выпускной, чем довольно сильно подпортили атмосферу. Николай Матвеев: А если подробнее? Это все происходило в Москве? Наталья Толстая: Конечно, это московская школа. Николай Матвеев: Вам объявили какую-то сумму? Наталья Толстая: Да, сказали сумму – мы сбросились. И несколько людей не смогли оплатить этот взнос – и дети не пришли. Не садились в лимузин, не ехали на этот праздник, не видели этих аниматоров, какие-то шарики. Домой пришли замерзшие, голодные и в пледе из IKEA. А сдавали мы помногу… Николай Матвеев: А если не секрет, по сколько? Наталья Толстая: По 40. Николай Матвеев: По 40 тысяч рублей. А как принималось решение о том, что такая сумма будет? Наталья Толстая: Сказали, сколько сдать. Кто мог – сдал сразу. Кто-то двумя частями. Кто-то не смог. Николай Матвеев: Вы говорите "сказали". Сказали кто? Наталья Толстая: Родительский комитет. Николай Матвеев: Родительский комитет? Наталья Толстая: Да, на собрании. Николай Матвеев: Хорошо, спасибо. Амет, а что такое родительский комитет? Мне казалось, что это комитет родителей, а не каких-то трех (простите за выражение, никого не хочу обидеть) тетушек, которые принимают решение за всю параллель. Амет Володарский: Во-первых, как бы отвечая, может быть, на первый вопрос, который вы задали коллеге. Я считаю, что выпускной бал – это в нашей культуре, то есть это в нашей ментальности. Любой мальчик, любая девочка… Это из поколения в поколение передается. Есть определенные маркерные точки жизни. Это 1 сентября – поход в школу, первый день. Это последний звонок. Это выпускной бал. Причем выпускной бал в школе важнее даже (ну, в нашей ментальности), чем выпускной бал из института, хотя по сути… Николай Матвеев: А он есть вообще в институте? Амет Володарский: Есть, конечно. В институте тоже есть выпускные балы, и ребята собираются. Но это уже взрослые ребята, им по 23–24 года, как правило, там 22. Поэтому я в самом определении "выпускной бал" не вижу ничего плохого. Другой вопрос – ведь то, что мы сегодня видим, вот эту разницу в кошельках… И то, что моя коллега сказала, что нашлись школы, которые не допустили на выпускной бал тех ребят, которые не смогли… Наталья Толстая: Они просто не пришли. Амет Володарский: Ну, не допустили, фактически не допустили, получается, детей, которые не смогли оплатить. Это безобразие! Это безобразие, которое творится не только в школе, а вообще в нашей жизни, потому что у нас есть серьезный разрыв в обществе. Я сейчас хочу сказать – разрыв даже не финансовый, не с точки зрения дохода, а культурологический. А теперь возвращаемся… Наталья Толстая: Так и родителей даже не подпустили к школе. Амет Володарский: Можно я? Наталья Толстая: Да, извините. Амет Володарский: Возвращаемся к вопросу о родительском комитете. Как правило… Я не хочу обижать все родительские комитеты, но, как правило, в родительские комитеты идут те родители, которые не работают, которым скучно дома. И вот они начинают, к сожалению, из пустого в порожнее что-то придумывать. Причем они даже не понимают, что во многих случаях они просто мешают даже учебному процессу. И когда они, будучи 1 сентября в одиннадцатом классе, как правило, такие неугомонные родители тут же начинают искать помещение (причем чем подороже, тем лучше) для выпускного вечера, остальные родители просто, чтобы не мешать вот этому процессу, чтобы не показаться некультурными, просто-напросто не идут на конфликт с такими родителями. Наталья Толстая: И очень напрасно. Амет Володарский: И очень напрасно, да. И к сожалению, как правило, получается, что это одна-две мамы, которые… К сожалению, вот ей дома скучно. И вот так вот происходит. Николай Матвеев: "Триумвират мам". Амет Володарский: Да. И весь класс дальше идет на поводу. И получается… Ирина Волынец: И понятно, по каким причинам они могут позволить себе не работать – значит, у семьи хорошее материальное положение. Амет Володарский: Я сегодня услышал цифры – 250 тысяч рублей, до миллиона доходит. Николай Матвеев: Это еще обсудим. Амет Володарский: Да. Я считаю, что это не проблема школы как таковой, это не проблема директората, а это проблема общества. Вот если бы мы все 15 лет занимались вопросами, а ребята, которым сейчас 16… Николай Матвеев: Хорошо. Если вы это называете проблемой общества, тогда встречный вопрос: почему такой проблемы не возникает на корпоративах? Тоже разные люди приходят – начальники, подчиненные. Но вроде все за одним столом едят те же самые блюда. И вроде как у всех хватило денег на то, чтобы внести этот взнос. Амет Володарский: Секундочку, подождите. Николай Матвеев: Ну, давайте – на корпоратив мы собрались, решили скинуться по 3 тысячи рублей. Амет Володарский: Большая часть корпоративов в стране все-таки делается за счет корпораций, поэтому… Николай Матвеев: Это информация до 2014 года. После 2014-го, когда отменили бюджетные корпоративы, начались вот эти частные корпоративы. Амет Володарский: Это во-первых. Во-вторых, корпоративы как минимум проходят раз в год, а здесь все-таки речь идет о том, что ребенок 11 лет проучился. И еще раз возвращаясь к вопросу… В нашей ментальности, в нашей культуре понятие "корпоратив" еще не стало такой частью ДНК нашего культурологического. Понимаете? Николай Матвеев: Все, ясно. Ирина, вы попытались сейчас определить психологию вот этих самых дам, которые… Ирина Волынец: Да, на корпоративе не нужно никого удивлять, поэтому… Николай Матвеев: Нет, психология этих дам, которые выбираются в родительский комитет. Вы сказали, что они одинокие… Ирина Волынец: Нет, я не сказала о том, что они одинокие. Амет Володарский: Нет, они не одинокие. Николай Матвеев: Нет, не одинокие, а они не работают. Они не работают, да. Ирина Волынец: Я сказала о том, что они могут позволить себе не работать. В этом я согласна. Часто активистами и руководителями родительских комитетов в школах становятся мамы неработающие. Они могут позволить себе не работать, потому что достаток в семье, как правило, выше среднего, и поэтому они измеряют по своей мерке. И как председатель Национального родительского комитета я настоятельно советую тем родителям, которые не могут осилить вот эту планку заданную, возмущаться. И потом, необязательно же вступать в какую-то конфронтацию, с кем-то спорить. Можно по-хорошему, по-человечески решить этот вопрос. Необязательно при всем классе, если мама или папа опасаются, что потом как-то ребенка будут… Наталья Толстая: Ну а как? Половина поедет на лимузине, а половина останется. Ирина Волынец: Очень часто конфликт возможно предотвратить, если просто по-человечески поговорить. Потому что если не переходить наличности и не доказывать, кто прав, а попросить понять тех мам, которые настаивают на таких более серьезных сборах, то, как правило, они идут навстречу. Что же касается культуры выпускных вечеров, этих балов. У нас не только вузы и школы, а это и детские сады, тоже выпускные, музыкальные школы. Вот у меня в этом году буквально на днях дочь, которая окончила музыкальную школу, тоже была на выпускном вечере. В младшей школе по окончании четвертого класса тоже есть выпускные со всеми вытекающими последствиями – с фотографиями, с подарками учителям. Мне, например, понравилось… У меня еще пока не выпускались одиннадцатиклассники, но когда выпуск в музыкальной школе (получается детям 14 лет примерно), то большая часть собранных средств ушла на подарки учителям. Причем это все было добровольно, никто не вымогал, это такая добрая воля родителей. Оформили красиво зал в музыкальной школе шарами, не снимали никаких кафе, а прямо в музыкальной школе попили чай. И все очень довольны, счастливы. Учителям подарили цветы, какие-то подарки. И я думаю, что это настоящее торжественное такое событие, которым, кстати, должен быть и последний звонок. Потому что то, что сейчас сделали из последнего звонка… Николай Матвеев: Я прошу прощения. Получается из этой логики, что это праздник учителей, которые получили подарки. А в чем тогда… Ирина Волынец: И праздник детей. Наталья Толстая: Праздник не родителей. Николай Матвеев: Секундочку. А в чем праздник детей здесь в данном случае? Ну, имеется в виду выпускной. Ирина Волынец: Дети получили удовольствие. Николай Матвеев: Какое? От чего? Подарили… Ирина Волынец: Потому что было торжественное вручение аттестатов. Это для них тоже событие. И на самом деле отношение детей к празднику зависит прежде всего от родителей. Вот как сами родители настраивают своих детей – так дети и реагируют. Вы думаете, что детям нужно какой-то богатый стол? Ни в коем случае. Это для детей совершенно не на первом месте стоит. Поездка в какой-то дорогой клуб? Тоже нет. А именно… Николай Матвеев: А это результаты какого-то социологического опроса или это ваше личное мнение? Ну, потому что… Ирина Волынец: Нет, я думаю, что такие социологические опросы пока еще никто не проводил. Я просто очень много общаюсь с родителями и очень много общаюсь с учителями. Вы процитировали Уайльда в начале программы, сказали о том, что главная задача родителей – сделать ребенка счастливым для того, чтобы он был хорошим. Вот как раз это ощущение счастья и праздника создается прежде всего настроением, а не теми суммами, которые собраны в этот… Николай Матвеев: Спасибо, спасибо. Михаил, продолжая разговор про эти родительские комитеты. Получается, что некие активистки решают: "По столько-то мы будем скидываться на праздник. Вы должны все принести". Кто-то не может оплатить эту сумму, и поэтому не присутствует на празднике. Может ли школа в это вмешаться? Сказать: "Институт родительского комитета был создан для того, чтобы вы умели договариваться. Если вы не договорились и хотя бы один "против" – значит, ничего не получится. Ищите какой-то консенсус, устраивающий всех". Может школа это сделать? Михаил Шнейдер: Начнем с того, что формально выпускной, это мероприятие состоит из двух частей. Первая – это вручение документов об окончании школы. Естественно, здесь никаких проблем нет, потому что это ответственность школы. И вручение аттестатов, как правило, проходит спокойно. Но уже на этой части церемонии, как правило, в основном барышни, конечно, стараются удивить прической, одеждой и так далее. В меньшей степени это присуще юношам, потому что только наметанный глаз определит разницу между костюмом за 30 тысяч и за 300 тысяч. Для этого надо быть все-таки специалистом. Думаю, что большинство родителей на это не способны, поэтому тратят все-таки умеренные деньги. Ну а теперь – что касается второй части. Вторая часть проводится… Это уже ответственность родителей. Кстати, по закону 273-му у нас могут создаваться советы родителей (так они теперь называются). Строго говоря, если администрация хочет, чтобы все-таки какие-то рычаги воздействия на вот таких энтузиастов и энтузиасток были, надо просто добиться того, чтобы все эти выборы проводились по определенной процедуре. Собственно откуда эти родительские комитеты берутся? Очень часто это люди, которые никого, кроме себя, не представляют, но действительно проявляются чудеса изворотливости для того, чтобы устроить все богато. Конечно, сумма в 40 тысяч – наверное, есть какие-то школы, где по столько собирают. Я специально поинтересовался, что у нас, поскольку у нас отделения разные, мы большой комплекс. Ну, такого у нас, конечно, нет. Николай Матвеев: А по сколько в среднем у вас? Михаил Шнейдер: В два раза меньше. Николай Матвеев: 20 где-то в среднем, да? В среднем – 20. Давайте посмотрим цитату Андрея Макаревича, который отказался, чтобы его дочка принимала участие в выпускном вечере, в этой второй части – и тоже по финансовым причинам. Давайте посмотрим. "Моя дочь заканчивает школу. На днях вернулась домой несколько потрясенная: родительский комитет собирает деньги на выпускной вечер. И деньги нечеловеческие – как бы вам помягче обрисовать? В общем это не по сто тысяч рублей. И не по двести. С ученика. На выпускной вечер. Может хватить на большой бассейн дорогого шампанского. Когда первый шок прошел, мы сели, подумали и решили вот что: 1. Выпускной вечер отмечаем по-человечески, в семейном кругу. 2. Деньги, которые изначально планировали внести – сколько не жалко – отдаем в хоспис. Или в фонд Хаматовой. Или доктора Лизы. Выбор, увы, есть. Нам кажется, лучше начать взрослую жизнь с доброго дела. А сорить деньгами мы научимся как-нибудь потом. Такой вот у нас почин. Присоединяйтесь! За репосты будем благодарны. Андрей, Анна, Аня". Николай Матвеев: Ну, если уточнять, точная сумма была – 250 тысяч рублей. И отдали их в фонд "Вера". Вот ваше отношение к таким суммам и вообще к такому формату? Наталья Тюрина: Ну, насчет таких сумм… Я могу сказать, что я мама выпускницы этого года – московской школы. И проблема… Вот вы задавали вопрос в самом начале: почему так жарко, почему так много ребят обсуждают эту тему? Ведь ключевой вопрос, который обсуждается: почему выпускной вечер, который возникает потом, после вручения аттестатов, перестал быть делом детей? Потому что еще 10 лет… Ну, 15 лет назад я работала в школе, будучи классным руководителем. Всегда подготовка выпускного вечера и последнего звонка – это было делом детей. Сейчас мы считаем… родители считают, что ребенок занят настолько подготовкой к единому государственному экзамену, что мешать ему не надо. Это первый тезис. Второй тезис: конечно, это "ярмарка взрослого тщеславия", когда абсолютно… Это не просто какие-то отдельные мамы. Ну, просто чтобы не было ощущения, что какая-то действительно группа родителей, которые… Нет. На самом деле родительский комитет – отдельно. Это мамы, которые хотят видеть своих детей – девочек, мальчиков – очень красивыми, нарядными, в хороших интерьерах, понимая… Вот как раз та культурная традиция, о которой вы говорили. И вопрос, когда мы говорим: почему родительский комитет вот этим занимается? Надо быть честными и справедливыми. Они решают не только проблему выбора дорогого зала или чего-то еще. Решается проблема… Ну, например, если Москва проводит общий выпускной в городе – в парке Горького или в других парках… Николай Матвеев: В этом году в парке Горького. Наталья Тюрина: Да, в этом году. Михаил Шнейдер: Кто хочет. Наталья Тюрина: Ну, кто хочет. Например, наша школа сказала, что хочет. Соответственно, нужно решать проблему доставки туда детей. Николай Матвеев: А это платно для тех, кто хочет? Или просто приехали и поучаствовали? Наталья Тюрина: Нет, это город, это организует город. Соответственно, это общегородская инициатива. Это вопрос опять же договоренности, в том числе… Михаил Шнейдер: Город, кстати, и доставляет. Наталья Тюрина: Да, доставляет. Но, между тем, первый вопрос, который возникает у родителей: нужны ли автобусы? В этом году нам сказали, что это будет как бы доставка. Поэтому это прекрасно. Михаил Шнейдер: И в прошлом году была доставка. Наталья Тюрина: Ну и в прошлом была доставка. Супер! Но в любом случае есть организационные какие-то вопросы, есть какие-то организационные моменты, в том числе цветы подарить, ленточки пришить. Все равно эта история есть. И поскольку, как коллега сказал абсолютно точно, это уже зона родительской ответственности, то, естественно, родители включаются и решают. Тонкость какая? Вот представьте себе параллель – 240 семей. Это даже не 240 детей, а 240 семей. Они должны договориться все вместе о том, как это будет. Не каждая школа, не каждое родительское сообщество, даже при наличии управляющих советов в школе, готовы на это идти, потому что это нужно делать каждый год, то есть когда 200 человек должны как минимум договориться о едином понимании, как это должно быть. Николай Матвеев: Я прошу прощения. Ну, элементарный механизм – в Интернете создаем портал, куда могут добавиться все эти семьи. Наталья Тюрина: Согласна. Николай Матвеев: Проголосовать за максимальную сумму, которую ты готов потратить. Наталья Тюрина: Я с вами согласна, абсолютно точно. Не все готовы к этому. Вот я, например, как родитель могу сказать… Николай Матвеев: Самоорганизацию вы имеете в виду? Наталья Тюрина: Да, к этой самоорганизации. Амет Володарский: Ну, все давно уже в WhatsApp, в Viber, в Facebook. Все давно уже… Ирина Волынец: Мы должны рассматривать вообще вопрос этики. Насколько этично? Амет Володарский: Все уже давно… Единственный вопрос: а почему 240? Это что за класс такой? Николай Матвеев: Не класс, а параллель. Наталья Тюрина: Параллель. Николай Матвеев: Параллель имеется в виду. Михаил Шнейдер: Ну, есть такие. Наталья Тюрина: У нас в школе восемь классов. Амет Володарский: 240 выпускников? Наталья Тюрина: У нас восемь классов, да. Амет Володарский: Ладно, это уже другая проблема. То есть это проблема так называемой вот этой эффективности школ, когда школы все объединяли. Вот вам и проблема – 240 выпускников в школе. И что с ними делать? Михаил Шнейдер: Вы знаете, есть плюс… Я прошу прощения. Есть плюс. Потому что вот у нас, например, четыре школьных отделения выпускаются, одно без одиннадцатого класса. И там проблема как раз решается тем, что они могут выбирать, кому что больше нравится. У нас в этом году в парк Горького никто не захотел. Два отделения – у себя. И два отделения решили детей забрать, у них есть действительно там планы. В Москве принято так, собственно это распоряжение Департамента образования: если уезжают куда-то, кроме тех точек, где обеспечивается городом безопасность, то родители берут на себя ответственность. Но ни один сотрудник школы не должен там находиться. И в этом смысле возникает другой вопрос, который мы обсуждали с родителями. Скажите, а вам не кажется, что отсутствие учителей на этом мероприятии все-таки каким-то образом выражает отношение к школе, в которой ваши дети провели некоторое количество лет? Николай Матвеев: И превращает праздник в корпоратив. Наталья Тюрина: Конечно. Михаил Шнейдер: Так вот, часть родителей, абсолютное меньшинство у нас, но тем не менее сказали, что их это не заботит. Да и детей тоже, как выяснилось, не заботит. Николай Матвеев: Спасибо. Сергей, вот вы тот человек, к кому обращаются за помощью, чтобы вы помогли решить вопрос внешнего вида. Вот с чем вам пришлось… Сергей Пугачев: Не только внешнего вида, а еще и организации. Николай Матвеев: Организации. То есть вы помогаете и с нарядами, и собственно с самой драматургией праздника? Сергей Пугачев: С драматургией и с оформлением. Николай Матвеев: С чем вам пришлось столкнуться (в кавычках, естественно) за последние годы таким, что вас это "удивило" как минимум? Сергей Пугачев: Вы знаете, за 20 лет моей творческой деятельности меня удивить уже невозможно ничем, потому что, помимо выпускных, это и свадебные банкеты, собственно говоря, свадьбы. Это же свадебного уровня… Михаил Шнейдер: Главное – не совмещать. Сергей Пугачев: Я хотел бы немножко прокомментировать то, о чем говорили… Николай Матвеев: Михаил очень тихо очень правильную вещь, мне кажется, сказал: "Главное – не совмещать свадьбы и выпускные". Сергей Пугачев: Да-да-да. Николай Матвеев: Пожалуйста. Сергей Пугачев: Получается на самом деле… Ну, если вспомнить наши выпускные, то это была школа, как-то отдекорированная своими руками. Николай Матвеев: Вы в каком году выпускались? Сергей Пугачев: 93-й, по-моему. Николай Матвеев: 93-й? Сергей Пугачев: 93–94-й, где-то так. Это был, собственно говоря, актовый зал школы, он был своими руками отдекорирован. Был, собственно говоря, в режиме КВН либо, как сказали выше, капустников, приготовленных нами же. И это было все круто, весело. А потом все это… Наталья Толстая: И родители радовались. И они наконец получали благодарность от детей. И это трогательно было! Сергей Пугачев: Про алкоголь тогда особенно не думали, собственно говоря. Я, по-моему, попробовал шампанское первый раз как раз на выпускном. И поэтому все было прилично. Сейчас, конечно, все это, совершенно правильно, превратилось в "ярмарку тщеславия", потому что мы все хотим куда-то стремиться. Мы хотим все выше, больше, шире. Мы хотим новые модные телефоны. Мы хотим, как в новых фильмах или в старых красивых фильмах, такие же свадьбы, выпускные и так далее. Мы, собственно говоря, живем картинками. И еще очень многое мы подсматриваем, конечно, в Европе, я не знаю, в Америке: "Ах, у них вот такие выпускные! У них вот так вот! У них королева бала. А почему бы и нам…" Правильно? Николай Матвеев: Я прошу прощения. Вы человек с 20-летним опытом. Скажите, в какой момент за эти 20 лет мы свернули не туда – и появилось вот это? Я прошу вывести на экран картинки, которые мы встретили в Сети. Наталья Толстая: Ух ты! Николай Матвеев: Вот комментируйте, рассказывайте, потому что… Это фотографии со всей страны. Сергей Пугачев: Нет, это, конечно, кошмар. Насколько я понимаю, насколько я вижу, наверное, это не Москва все-таки. Амет Володарский: Я думаю, что вы зря так недооцениваете столицу. Николай Матвеев: Это Москва, это Москва. Мне подсказывают редакторы, что это Москва. Амет Володарский: Зря вы недооцениваете столицу. Сергей Пугачев: Опять же мы видим эти юбки, которые мы взяли от группы "Тату". Правильно? Мы берем образы, мы считываем. Дети, подростки – они считывают образы со своих кумиров. Правильно? Наталья Толстая: Боже мой… Сергей Пугачев: Поэтому мы все это здесь и наблюдем. За каждым персонажем можно проследить. Это – Lady Gaga. Это… Николай Матвеев: Это – "ВИА Гра". Сергей Пугачев: Это – "ВИА Гра". Вот! И, собственно говоря, просто из-за того, что подростки… Вспомним даже себя подростками. Все равно свой стиль, свой образ. Мы что-то пробуем. Наталья Толстая: Какая-то старуха… Сергей Пугачев: Мы носим какую-то одежду, мы примеряем один образ, второй, а после этого мы уже для себя выносим, собственно говоря, тот стиль, в котором… И здесь явно показано, что молодежь… По тому, как они одеты, считываются, собственно говоря, их образы, кого они копируют. Плюс они таким образом ищут, видимо, себя, забывая про какие-то приличия. Наталья Толстая: Позиционирование прямо явное. Сергей Пугачев: Ну, могу сказать, что было несколько эфиров по поводу того, что приходили родители с детьми. Они: "Мы пришли к дизайнеру, к серьезному дизайнеру, чтобы вы, Сергей, как раз рассказали, что не нужно… Наша дочь выбрала вот это платье", – ну, к примеру. А иногда приходят подготовленные, с какой-то выборкой образов – и, соответственно, вот такого плана откровенные платья. Они говорят: "Сергей, помогите – помогите, собственно говоря, переубедить нашу дочь, что в таком нельзя". Ну, естественно, здесь включается, безусловно, начиная от мужского обаяния и заканчивая профессионализмом, психологией и всем-всем-всем. И начинаем мы рассказывать, что такое культура вообще школьная бальная, что она должна быть. Потому что про это вообще забыли. Наталья Толстая: Согласна совершенно. Включается симфоническая музыка или какая-нибудь – и они стоят, как "буратины", совершенно! Сергей Пугачев: Конечно. Про Рахманинова мы вообще не помним. И так далее. Наталья Толстая: Одетые, в этих перчатках, с сигаретой за школой. Перчатки, корсеты… Ирина Волынец: Да, бала там нет. Сергей Пугачев: Абсолютно. Амет Володарский: Нет, сейчас балом называется другое. Давайте не будем ханжами. Вальс и в наше время, а я закончил в 91-м году… Наталья Толстая: Не танцевали. Сергей Пугачев: Нет, у нас танцевали. Амет Володарский: Вальс и в наше время уже не танцевали. Сергей Пугачев: Нет, нет, нет. Амет Володарский: Мы максимум, что могли себе тогда позволить на сцене – тоже готовили капустник. И две-три пары – мы вальс для картинки сделали. Наталья Толстая: А, все-таки он был? Амет Володарский: Поэтому давайте так: вальс и бал – это необязательно… Наталья Толстая: А зачем включают тогда детям? Сергей Пугачев: Мы не то чтобы уходим в вальс и фокстрот… Наталья Толстая: А зачем тогда организаторы, которые занимаются… Амет Володарский: Давайте исходить из того, что это праздник в первую очередь детей и учителей, поэтому… Наталья Толстая: А когда нанимается группа товарищей, которые делают праздник, иногда в креативный мозг приходит, что нужно включить что-то такое фундаментальное, с фанфарами! Амет Володарский: Хорошо, это великолепно. Наталья Толстая: Соответственно, вот такие дети, "старушечки" вот эти с налепленными ресницами – они впадают в анабиоз. Амет Володарский: Мне кажется, мы путаем две разные вещи. Николай Матвеев: Я прошу прощения… Амет Володарский: Выпускной, выдача самого аттестата в школе… Наталья Толстая: Я про праздник. Ирина Волынец: Это только повод. Это только повод, чтобы нарядиться и показать себя во всей красе. Николай Матвеев: Знаете, под теми видеофайлами, которые я хочу вам показать, я встретил один, как мне показалось, примечательный комментарий. Как вы сказали, кто-то сказал: это праздник детей, это праздник родителей, это праздник учителей. И еще, как выясняется – потусторонних сил. И вот почему. Давайте посмотрим. Со вкусом и с размахом на этих любительских кадрах школьный выпускной бал 2015 года: шампанское, красная дорожка и даже персональный Rolls-Royce для каждого ученика. Липецкий выпуск 2012 года пользователям YouTube больше напомнил конкурс на самый смелый наряд. Интернет-аудитория бурно отреагировала на не слишком скромные, по ее мнению, платья и макияж школьниц. У многих на устах и не слишком пристойное поведение вчерашних школьников и школьниц. Выпускные нередко сопровождаются распитием алкоголя, хотя большинству парней и девчонок еще не исполнилось 18 лет. "По одной за выпускной с учителем". Ну и как отказать подвыпившему педагогу в танцах? Кажется, что на этих кадрах с прогулочного теплохода школьники гораздо трезвее своего учителя. Ну и какой праздник без хорошей драки? Потасовкой отметили свой выпускной в 2016 году школьники из Оренбурга. После таких сцен традиционные купания выпускников в городских фонтанах, кажется, выглядят вполне невинными. Николай Матвеев: Да-да, справедливости ради надо сказать, что здесь были использованы кадры не только с выпускного, но и с последнего звонка – отличительная лента. Наталья Толстая: И школьная форма. Николай Матвеев: Но выпускные не отличаются отчасти от того, что мы увидели, в некоторых школах. Скажите, пожалуйста, вот то, что происходит вот это – это результат чего? Кто-то не усмотрел? Кто-то не продумал? Наталья Толстая: Это наши дети. Давайте начнем… Мы же не можем их перевоспитать перед самым выпускным. Все равно это у них есть в характере. И куда смотрели родители? Николай Матвеев: Вы говорите, что вы не можете. А например, белгородский депутат предложила вообще отменить вторую часть церемонии и не проводить ее, и всем до десяти разойтись, не дарить подарки учителям, и никакого алкоголя. Наталья Толстая: Если родителей исключить, если всех в лимузин посадить и увезти неизвестно куда… И вернется ли моя дочка, и в каком состоянии – я вообще проверить не могу. И ни одной фотографии, не берет интернет, ни одного "хвостограмма", ничего нет в онлайне, потому что они в каком-то чистом поле. И это, конечно, страшновато родителям. Тем более если они впервые попробовали алкоголь – "лейся песня, бей барабан". И что там происходит? Откуда мы знаем, в каком состоянии? Лишь бы в платье вернулась, уже не до хорошего… Амет Володарский: Кстати, насчет алкоголя. Это хорошая вещь, это хорошо, что мы сейчас уходим в преддверии выпускных балов, последних звонков и так далее. Наталья Толстая: Вдруг кому-то пригодится. Амет Володарский: Я не знаю, здесь есть врачи? Врачи смогут подтвердить мои слова… Николай Матвеев: Врачи профессиональные или "врачи выпускных балов"? Амет Володарский: Врачи профессиональные и так далее. Печень человека развивается практически до 22 лет, до 21–22 лет, поэтому во многих странах за рубежом алкоголь продается только лицам, достигшим возраста 21 года. Поэтому, когда наши дети в 15, в 16, в 17 лет считают: ага, все, они получили аттестат… Это в первую очередь обращение к ребятам. Ребята, вы, конечно, уже становитесь взрослыми, но нужно понимать, что у вас еще развиваться будет как минимум 5 лет печень. И она, кстати, не самый последний орган в организме человека. В этой ситуации я хочу сказать, что… Опять-таки обращение, вот теперь обращение к родителям. Мне кажется, что настолько родители забываются в этот праздник, что сами наливают и шампанское, и немножечко, какую-то рюмочку… "Ну, это же дорогой 50-летний коньяк! Пускай чуть-чуть попробует". Наталья Толстая: Какая разница? Амет Володарский: Ребята, а потом вы сами этих детей будете вытаскивать из вот этого болота. Вот эта тема, кстати, была бы очень серьезна в рамках… Ирина Волынец: И чем раньше ребенок попробовал алкоголь, тем больше вероятность того, что он станет алкоголиком во взрослом возрасте. Михаил Шнейдер: Тут даже спорить, по-моему, не о чем. Тем более там, где вторая часть выпускного проводится, на площадках школ… А я все-таки считаю, что это идеальный вариант. Амет Володарский: Да. Михаил Шнейдер: Почему парк Горького сделали в Москве? Это как раз в тех ситуациях, когда либо не позволяют ресурсы школы, либо не позволяют ресурсы родителей. И была такая идея… Кстати, это не первый город, в котором такое сделали. Первым городом был Санкт-Петербург – "Алые паруса", знаменитый праздник. У меня сын заканчивал московскую школу. И когда он был на практике в Питере, один раз так получилось, что они попали на эти "Алые паруса". Так вот, то, что он рассказывал: там не было ни распития, ничего. В общем, все это было очень организованно и красиво. В парке Горького тоже пытаются как-то детей сориентировать на что-то другое, но… Николай Матвеев: А ваша гимназия? Михаил Шнейдер: Наша? По-разному. В прошлом году у нас одно отделение поехало туда, но там, в общем, не очень понравилось. Просто было очень долго, как-то они устали. Но насчет алкоголя… Николай Матвеев: Простите… Михаил Шнейдер: Все, что проходит… Николай Матвеев: Простите, пожалуйста. Тут уточнение, пока мы не упустили эту мысль. В случае с Новым годом понятно – семейный праздник. Михаил Шнейдер: Да. Николай Матвеев: Соберемся мы, человек триста – и Новый год превратится в какую-то свадьбу, корпоратив. А вот в случае с выпускным – это праздник такой же, ну, если не семейный, то праздник друзей? Все-таки это мои одноклассники, 20 человек. Михаил Шнейдер: Ну, мне тоже так кажется. Николай Матвеев: Или это массовое мероприятие под названием "день города"? Михаил Шнейдер: Вы знаете, это может быть по-разному. Я считаю, что все-таки, если такой запрос есть… Ведь сами регистрируются дети в парк Горького. И если действительно их достаточно много, то тогда школа обеспечивает сопровождение. Но! Если у них есть желание. Их же никто силой туда не гонит. Там достаточно много народу участвует. Значит, это надо какой-то категории. Что касается алкоголя. На территории образовательных организаций никакого алкоголя в принципе давно нет. Более того, корпоративы учительские, которые традиционно проходят, – все, они уже избавлены от… Многим, кстати, это не нравится. Но вопрос решается очень просто. Вы хотите выпить на День учителя? Пожалуйста – в ресторан. Давайте мы этот вопрос будем как-то решать. Николай Матвеев: И физрук с трудовиком тут же… Михаил Шнейдер: Ну, вы знаете, это все-таки уже несколько устаревшая… То есть вообще вопрос алкоголя, насколько я понимаю, в большинстве нормальных регионов, где общеобразовательные власти это сделали, просто решен давно. В Москве таким образом алкоголь исключен. Вы, конечно, можете сказать: "А чего с собой не принести?" Но для этого собственно нужен персонал школы. Если вторая часть проходит в школе, то тогда, естественно, мы все там, да? Понятно, все мы прекрасно знаем, кто опытный, как найти, если что-то спрятано. Я вас уверяю, что находили и раньше. Амет Володарский: Запретить мы не сможем. Нужно работать с детьми. Михаил Шнейдер: Находим и сегодня. Хотя… Николай Матвеев: А какова вероятность, что сценарий пойдет в следующую сторону? Ребята узнали, что не будет вообще никакого алкоголя на вечеринке, и они говорят: "Слушайте, пусть школа отмечает. Давайте мы скооперируемся". И 12 человек самых таких бойких… Михаил Шнейдер: Давно знают, давно знают. Естественно, мы еще раз предупреждаем, и не один раз. Бывают всякие истории интересные, когда родители действительно… У нас лет десять назад, когда еще выезжали на последний звонок, одна добрая мама привезла целый багажник пива детям. Ну, естественно, раздать она не успела, потому что там были наши сотрудники, которые… Амет Володарский: Учителя все выпили? Михаил Шнейдер: …которые закрыли багажник и попросили ее уехать. Всякое бывает. Вообще, конечно, люди бывают разные: бывают нормальные, бывают не очень. Но для этого должна существовать нормальная система. Если система существует, то… Я вас уверяю, что и 30 лет назад пытались алкоголь проносить. Амет Володарский: Конечно, конечно. Михаил Шнейдер: И ловили мы, отбирали по 40–50 бутылок. Амет Володарский: Поэтому это вопрос… Николай Матвеев: А вот смотрите, мы сейчас уйдем в разговор о происшествиях. А вот на вашей памяти был такого-то пример выпускного, который вы могли бы назвать эталонным? Вот то, что произошло – это идеально. Вот приблизитесь к нему – и ваш выпускной будет прекрасен. Михаил Шнейдер: Вы знаете, мне кажется, что во всяком случае те школы московские, которые я знаю, и с директорами которых я общаюсь, последние годы как-то не испытывали серьезных проблем с этим. Другое дело, что уговаривать родителей очень сложно, поэтому я бы все-таки предпочел, чтобы у нас были рычаги воздействия на них. Сегодня их нет. Мы можем сказать… Николай Матвеев: Вы лично стояли за дверью? Вот все ваши стоят… Михаил Шнейдер: В смысле? Николай Матвеев: Ну, я пример привожу. Михаил Шнейдер: Я вообще лично бываю обязательно на всех выпускных. Николай Матвеев: Нет-нет-нет. Просто, знаете, такой художественный фильм, небольшая деталь. Директор вышел в коридор, так из-за двери смотрит, чуть всплакнул: "Эх, какие молодцы!" Амет Володарский: Я думаю, у коллеги каждый год такое. Николай Матвеев: Вот ваш личный опыт? Михаил Шнейдер: Да, мы обязательно всплакнем. Да, конечно. Что касается попыток закурить во второй части, куда-то выйти… Когда выезжали еще в рестораны, то это была обязательно закрытая территория, сопровождались полицией, до этого милицией. То есть, конечно, все вот эти механизмы отработаны. И кстати, современные дети прекрасно относятся к симфонической музыке, и не только к ней, если начинать это лет так за десять. Наталья Толстая: Воспитывать изначально. Михаил Шнейдер: Да, постепенно они… Николай Матвеев: Ирина, а в Родительском комитете пытались ответить себе хотя бы на вопрос: а почему выпускной вечер, выпускной бал на всем пространстве России такой разношерстный, такой разноплановый, такой неодинаковый? Может быть, в этом и кроется ответ, что у праздника, который, как вы сказали, уже ментально, в ДНК нашу вшит, нет своего языка, нет своей стилистики, нет, говоря научным языком, категориального аппарата? Ну, как в случае с Новым годом, искусственным коммунистическим праздником, все точно: оливье, селедка под шубой, мандарины. Именно наше 31 декабря в том виде, в каком оно сложилось – оливье, селедка под шубой, мандарины и шампанское – коммунистический праздник. Так вот… Наталья Толстая: В итоге к Новому году приучились. Николай Матвеев: Так вот, смотрите. Даже если вы отказываетесь от оливье, от селедки под шубой, то это лишний раз доказывает правило, что у этого праздника есть свой язык. Вот в Родительском комитете есть хотя бы порывы к тому, чтобы сформировать, что такое выпускной бал, выпускной вечер? Ирина Волынец: Понятно, что любые критерии, которые будут приняты централизованно и навязаны, не будут приняты на местах, потому что огромная страна, огромное количество народов. У нас почти 200 народов на территории нашей страны, и везде своя субкультура. И традиции тоже везде разные. И не только в отношении выпускного вечера. Поэтому прежде всего родители должны посмотреть на своих детей и понять, что дети – это отражение. И если мы не представляем праздника без алкоголя, и ребенок все с детства это видит, то, конечно, и у него настроение не праздничное, если он уже считает себя взрослым. Выпускной – это такой рубеж, когда мы выходим во взрослую жизнь. И тут вдруг кто-то из взрослых людей их в чем-то ограничивает. Николай Матвеев: Подождите, но всегда, даже если вы воспитаете… Ирина Волынец: Кто-то в чем-то ограничивает. Николай Матвеев: Даже если вы воспитаете из 30 родителей 29, они не будут выпивать на праздник, но все равно найдется один, который придет с алкоголем. Амет Володарский: Подождите, это вопрос культуры, это вопрос культуры. Ирина Волынец: Вы абсолютно правы, что воспитывать в первую очередь нужно родителей. Николай Матвеев: А вот язык праздника? Амет Володарский: А вы, когда готовили репортаж… Вы говорите по поводу языка. Ирина Волынец: Можно тысячу раз объяснить ребенку, как делать нужно, но дети будут повторять за нами. Амет Володарский: А вы, когда готовили репортаж, вы в Казань ездили? Николай Матвеев: В Казань? Нет. Амет Володарский: Я просто приведу пример. Я очень часто… Съездите в Казань, съездите в Чечню, в Грозный, съездите в Дагестан… Ирина Волынец: Дети будут повторять за тем, что делают их родители, и стремиться к этому. Амет Володарский: Вы не увидите вот таких фотографий, которые вы показали. Это вопрос… Николай Матвеев: Это заслуга школы? Амет Володарский: Это вопрос ментальности. Потому что придет такая девочка, одетая… Ирина Волынец: Или, допустим, в Северо-Кавказском регионе представить… Амет Володарский: Ну, я про это и говорю – Чечня, Дагестан, Кабарда, Татарстан. Просто съездите в Казань вот ради интереса, посмотрите, снимите какой-нибудь выпускной бал в Казани. Вы это не увидите. Ну, получается же у Республики Татарстан? Значит, и у нас в Москве может получиться, и в других регионах. Николай Матвеев: Смотрите – новость прошлого года. Дополнение… Амет Володарский: Вопрос культуры, вопрос воспитания. Ирина Волынец: Вот Николай сказал, что если будет хотя бы один родитель, который пустится во все тяжкие… Николай Матвеев: Простите, друзья. Новость прошлого года: в Татарстане предложили… Ирина Волынец: Другой вопрос – прислушаются ли к нему остальные родители? Николай Матвеев: Простите, пожалуйста. В Татарстане предложили запретить отмечать выпускные, назвав вторую часть "взрослыми банкетами", и предложили ограничиться… Ирина Волынец: А кто предложил? На законодательном уровне? Николай Матвеев: Да, на законодательном, местные парламентарии. Понятно, что они не могут запретить, эти письма носят рекомендательный характер. Михаил Шнейдер: Вот! Это то, что я 15 минут назад пытался сказать. Мы с вами… Николай Матвеев: А зачем, если там все хорошо? Амет Володарский: Так вот, в том-то и дело. Мне кажется, что мы в одно… мы делаем какой-то микс. Есть понятие выпускного бала с выдачей, с официальной выдачей аттестата зрелости, где школа организует сам процесс. Могут приглашать аниматоров, могут приглашать, как у нас в некоторых школах делают, в лингвистической школе, выпускников предыдущих периодов, которые для них что-то делают. На улице фуршет – необязательно. И неалкогольный фуршет, а это и мороженое, и сиропы, и так далее. Действительно парни и девушки одеваются в нарядные платья. Вот это. Это одна часть. А то, что мы говорим, то, что происходит после выдачи аттестатов, вот эта "ночная часть"… Вот тут мы, кажется, не делим с вами. Николай Матвеев: Нет, подождите… Амет Володарский: Секундочку! Николай Матвеев: То есть в Татарстане эта "ночная часть" такая же, как во всех остальных регионах? Амет Володарский: Так вот, они предлагают убрать… Ирина Волынец: Но это в любом случае не будет принято, абсолютно. Амет Володарский: Одну секундочку. Убрать… Ирина Волынец: Ясно, что это не будет принято. Амет Володарский: Так вот, почему не принято? Так "ночная часть" у нас же неофициальная. Вот как раз коллега об этом говорил. Ирина Волынец: Так мы о ней сейчас и говорим. Амет Володарский: "Ночная часть" – неофициальная. Ирина Волынец: Кстати, отличная альтернатива. Вы спросили, Николай, о Национальном родительском комитете… Амет Володарский: То есть официальная часть по закону – это выдача, вот то, что в начале передачи мы говорили, это выдача аттестатов. И чем интереснее будет эта выдача аттестатов… Ведь что такое выдача аттестатов? Это фактически… Посмотрите на детей – они действительно чувствуют себя в этот момент взрослыми. Есть хорошие школы. Я просто не буду перечислять эти школы, это будет как бы, наверное, реклама. Они приглашают профессоров из различных вузов, одевают мантии, эти профессора выдают эти аттестаты. Это профессора, академики. И тем самым… Николай Матвеев: И повторяют, как в Соединенных Штатах? Амет Володарский: Тем самым как бы показывая (есть понятие lifelong learning): "Вы сейчас, ребята, перелистнули одну часть страницы и переходите в следующую часть страницы". Понимаете? Я имею в виду – образовательной и вообще жизни. И тут ребята это запоминают на всю жизнь. Понимаете? Это первая часть. А вторая часть – это так называемая гулянка. Вот учителя и школа не должны отвечать за гулянку. Николай Матвеев: Это я согласен. Я переадресую этот вопрос вам. Смотрите, первая часть проходит, мне кажется… Кстати, так склонны думать многие эксперты. Михаил Шнейдер: Так на нее и одеваются. Амет Володарский: Да, на нее одеваются, на гулянку. Сегодня у девочек по три, по четыре платья. Николай Матвеев: У первой части есть формат, есть язык, есть регламент проведения – есть то, чему неминуемо нужно случиться внутри этой первой части. Амет Володарский: Да, это все прописано, это все есть. Николай Матвеев: Вот если во второй части будет такой же регламент, такой же язык поведения? Амет Володарский: Слушайте, а вы же день рождения не можете – вот свой личный день рождения или Васи, Пети, Мухаммеда и так далее – вы же день рождения регламентировать не можете? Николай Матвеев: А свадьбу же можем. Амет Володарский: Почему? Николай Матвеев: Почему? Амет Володарский: Не законодательно. Николай Матвеев: Нет, ну подождите. Не законодательно. Понятно, что на уровне закона это не решается. Но если ментально? Амет Володарский: Почему? У меня, например, на свадьбе "Горько!" не кричали, я запретил. Серьезно. Николай Матвеев: Только шепотом? Амет Володарский: Поэтому законодательно здесь… Михаил Шнейдер: Решить этот вопрос очень просто. Николай Матвеев: Как? Михаил Шнейдер: Если все-таки ничего не запрещать, потому что любой запрет приведет к тому, что его обойдут. Амет Володарский: Конечно. Ирина Волынец: Каким-нибудь хитрым способом. Михаил Шнейдер: И не дай бог, мы будем потом… Николай Матвеев: То есть вот эти все меры, запретить плавать – неэффективные? Михаил Шнейдер: Не надо ничего запрещать вообще. Вот чем меньше запретов, тем лучше. Я бы просто поделил ситуацию на две группы. Первое. Если родители и дети готовы вторую часть проводить на территории образовательной организации, то образовательная организация имеет полное предъявить свои условия. Амет Володарский: Устанавливать правила, конечно. Ирина Волынец: Ну, собственно так и происходит. Михаил Шнейдер: "Ребята, вы хотите двор получить? Вот у нас есть внутренний двор, – а в другом здании его нет, но там это в актовом зале. – Пожалуйста, вот на таких условиях". Имеются в виду не финансовые условия, конечно. В том числе и отсутствие алкоголя, соответствующее поведение, дежурные родители и так далее, и так далее. Амет Володарский: И даже сам внешний вид. Михаил Шнейдер: И внешний вид, да. Николай Матвеев: Я хочу вам показать, уважаемые друзья, еще небольшой фрагмент. Это переписка одного из родителей с родительским комитетом. Мы ее нашли в Сети. Смотрите. "Скоро выпускные вечера… И хочу сказать, что с каждым годом последний звонок все больше напоминает день десантника". "ОБОЖАЮ своих родителей! Выпускной у сестры в школе… Мама сломала каблук. Папа разбил противоударные часы. Под конец потеряли фотоаппарат… Домой явились в 8 утра (это при том, что сестра пришла в 4 утра), довольные, с бутылкой шампанского, половиной торта и чьей-то гитарой… На завтра одноклассники сестры принесли фотик, забрали гитару и сказали, что побольше бы таких "предков" приходило на выпускные". "Один из банков начал выдавать детям-выпускникам кредит "На Выпускной". Сумма кредита до 30 тысяч рублей. Нужен только паспорт. Я В ШОКЕ! Это же надо так по-умному раскрутиться родителей. БРАВО!!!" "ДОКОЛЕ родители, как неразумные "буратины", будут отстегивать направо и налево денежки… Кто прекратит эту вакханалию и ПОСТАВИТ НА МЕСТО ЗАРВАВШИХСЯ ПЕДАГОГОВ ВО ГЛАВЕ С ДЕПУТАТОМ-ДИРЕКТОРОМ? И вернет выпускные в нормальное русло – ведь раньше были совсем другие традиции – гораздо дешевле и человечнее. Дорогие родители, призывную статью даже не стал дочитывать до конца. Что возмущаться??? Если я сказал, что на подарки и рестораны учителя деньги выделять не стану – значит так тому и быть!!! Ваше право, и в карман никто не лезет, суммы обговариваются на родительском собрании. Вот если вы там сидели, в рот воды набравши, а здесь возмущаетесь – это другое дело!" "Это не возмущение, а призыв. И зря, что Вы не дочитали его до конца. Это письмо уже в Управлении Образования ЮЗАО и Департаменте Образования. Это мой метод, а Ваши методы борьбы могут негативно отразиться на Ваших детях (и это не голословно), могут даже подключить весь класс на "борьбу" именно с Вашим ребенком (вроде "халявы" и "за наш счет", "бомж", "нищий" и так далее). И к тому же класс выпускной. И хотя результаты ЕГЭ главное, но аттестаты никто не отменял. И получить вместо него справку – это даже не вопрос". Наталья Толстая: Ну, это уже шантаж. Ирина Волынец: А что, обсуждается вопрос, что не будут вручать аттестат тому, кто не скинулся на отмечание праздника? Амет Володарский: Нет, там наоборот. Михаил Шнейдер: Нет, имеется в виду, что отметки поставят такие… Ирина Волынец: Нет, но это потому, что не участвовал в выпускном вечере? Это вообще подсудное дело. Николай Матвеев: Наталья, мы собственно сейчас вернулись к тому, с чего начали. Вот эти поругания "бомж", "нищий", если человек отказался… Наталья Толстая: Ну, я не знаю, мы не сталкивались. Мы сдали. Просто я видела, что переживал ребенок мой – раз. А во-вторых, очень хотелось в этот день какой-то благодарности от детей. На следующий день буквально я попала… на следующий год я была на выпуском в Ставрополье – и это было так трогательно! Все собрались, они там сделали такой грандиозный праздник, про каждого ребенка рассказывали, каждому родителю уделили внимание. Все это отснято и осталось фундаментальной памятью. Мы плакали и смеялись вместе с детьми. Мы участвовали в конкурсах. Друзья, мы правда это заслужили. У нас выпускается ребенок в жизнь. Это такое единение родителей и учителей! Ирина Волынец: Наталья, и на это не потребовалось, согласитесь, больших каких-то вложений – то, что было в Ставрополье. Наталья Толстая: Да. Учителям "спасибо большое" сказали. Родителям "спасибо" сказали. А так просто на порог не пустили. Все, мы дальше не контролируем своих детей. "До свидания!" – нам сказали. Николай Матвеев: Вы видите решение проблемы? Наталья Толстая: Мы не сталкивались. Нас не унижали, нас не унижали. Николай Матвеев: Вот решение проблемы какое? Хорошо, смотрите. Сейчас решение принимают родители – и это вызывает вопросы, особенно когда это делает родительский комитет, куда входят не все родители. Наталья Толстая: Нужно не разъединяться, а объединяться. Николай Матвеев: В каком смысле? Наталья Толстая: В том смысле. Родители, учителя и дети. И доколе они могут все вместе быть, доколе и быть. Вот мы их выпускаем в открытую жизнь – вот там пусть резвятся и веселятся. А в этот день еще, они хоть и выпускаются в жизнь, но они еще под нашим четким руководством. Ирина Волынец: А кто у вас принимал решение, что родители не будут присутствовать на празднике? Кто это решал? Наталья Толстая: Поставили перед фактом. Ирина Волынец: А кто поставил перед фактом? Наталья Толстая: И дети поддержали, сказали: "Да, мы хотим". И мы сказали: "Ну конечно". Михаил Шнейдер: Дети, что ли, сказали? Ирина Волынец: Это дети захотели или это руководители родительского комитета? Наталья Толстая: Нет, родители сначала, а дети сказали: "Мы хотим". Николай Матвеев: Кстати, по поводу "хотим". Ирина Волынец: Ну, как-то странно… Наталья Толстая: Все дети захотели. Николай Матвеев: Наталья, а вот если действительно оставить на откуп "продюсирование" этого праздника детям? "Вот чего вы хотите…" Наталья Тюрина: Это было бы прекрасно, если бы дети… Ну, во-первых, я знаю, что они хотят. У них есть задумки… Ирина Волынец: Может быть, они еще и деньги заработают на свое удовольствие? Наталья Толстая: Они захотели уехать сами. Наталья Тюрина: Нет, не просто захотели… Нет, во-первых, самое главное, чтобы они хотели друг с другом быть. Это тоже такой момент очень важный. Ведь здесь еще такой момент: почему родитель… Ну, когда родители принимают решение – подороже ресторан, поинтереснее платье и все остальное – это, наверное, некая демонстрация собственных мечтаний, родительский. Например, когда мы дискутируем, в том числе в нашем классе, по вопросу выпускного вечера, абсолютно законно ряд родителей (и они имеют на это право), они говорят… Вот мама говорит: "Я всю жизнь мечтала, чтобы моя дочь в прекрасном платье от…" Не знаю – от кого. Наталья Толстая: От-кутюр. Наталья Тюрина: Да, от-кутюр. "Стояла на красной дорожке. Это моя мечта". Она не спрашивает, что хотела бы ее дочь – хотела ли бы она красную дорожку, платье и чего-то еще. Ирина Волынец: Да. И к сожалению, это выпускными не ограничивается, а вообще заставляют свою жизнь прожить по своей мечте. Наталья Толстая: У меня иллюстрация… Николай Матвеев: Друзья, я прошу прощения, я вынужден вмешаться, у нас ограниченное количество времени. Давайте выйдем на блиц. Вопрос ко всем, просьба отвечать коротко, предметно. Вот на ваш взгляд, что есть идеальный выпускной? Сергей Пугачев: Насколько я слышал – не знаю, правда или нет, но пытаются принят законопроект о том, что выпускные должны именно в школе, никаких ресторанов, только в школе. В принципе, я – "за". Идеальный выпускной? Наверное, действительно красиво отдекорированный зал, именно школьный зал, потому что все-таки выпускаемся мы из школы, а не из ресторана. Это действительно какие-то платья для девушек и костюмы для молодых людей, но не вульгарные, а… Собственно говоря, если следовать последним трендам, действительно в тренде женственность, как ни крути. Поэтому это женственные девушки, которые без открытых спин сильно, без показа своей сексуальности. Плюс это, наверное, подготовленные именно силами самих детей вот эти капустники так называемые, как угодно можно назвать. Ну, это весело, это запоминающееся, потому что звездами, не знаю, сейчас уже, по-моему, никого не удивишь. Николай Матвеев: Спасибо. Наталья Тюрина: Для меня идеальный выпускной – это очень искренний вечер на самом деле прощания со школой, в первую очередь выпускников, учителей, и возможность сказать друг другу слова благодарности. Ну и, наверное, вечер, в рамках которого возникает первая любовь, первые какие-то дружественные… Ну, вот то, что происходит действительно в жизни каждого выпускника. Это детский праздник. Это вечер выпускников. В первую очередь, конечно, в школе. Николай Матвеев: Спасибо. Пожалуйста. Наталья Толстая: Я за торжественность, я за трепет, я за красоту. Я все-таки за уравненные финансовые вложения родителей, чтобы это все-таки было… Как вот была школьная форма – так и здесь. Если ты хочешь креативно как-то выделиться – в другом месте. Потому что действительно на Ставрополье выгнали бы эту тетечку моментально с этими ресницами и без юбки. Она улетела бы, ее не было бы на выпускном. И это правильно! Я за веселых родителей без алкоголя. Я за детей, которые встречают рассвет друг с другом, уже без нас, но с учителями. Николай Матвеев: "Веселые родители без алкоголя" отсылает к чему-то другому. Наталья Толстая: Нет-нет-нет. Веселые и хорошие родители, которые уйдут вовремя, а учителя и ученики пойдут встречать рассвет. Я тоже купалась в речке на свой собственный выпускной и не вижу в этом ничего плохого. Николай Матвеев: Спасибо. Ирина Волынец: Конечно же, присутствие на выпускном и родителей, и учителей – но не потому, что кто-то заставил, а потому, что дети захотели так сами, и смогли поблагодарить и учителей, и родителей. И присутствие всех учеников. По крайней мере, если кто-то хочет отсутствовать, то не по причине того, что родители не потянули эту сумму. Поэтому надо установить (опять-таки не законодательно, ни в коем случае) такой регламент между собой, какую-то традицию – сдавать денег столько, сколько может позволить себе самый бедный ученик в классе. Наталья Толстая: Согласна. Ирина Волынец: И чтобы остальные родители относились к этому с пониманием. Николай Матвеев: И чтобы все знали, кто бедный, да? Ирина Волынец: Нет. Это вопрос этики. Можно закрытое голосование сделать, закрытый сбор сумм на этом родительском собрании. И после того, как озвучили все желания, все виденье, все-таки по этому самому низкому уровню нужно ориентироваться. Наталья Толстая: И не брать лимузин и приглашенных звезд. Ирина Волынец: По крайней мере, это по-человечески, это этично. А на лимузин нужно еще заработать. Наталья Толстая: Да. Николай Матвеев: Это блиц. Ирина Волынец: И дети должны понимать, что… Николай Матвеев: Это блиц, я прошу прощения. Спасибо. Пожалуйста. Михаил Шнейдер: Я думаю, что в идеале это, конечно… Ну, первая часть – понятно, в школе. Вторая – тоже в школе. Если не позволяют размеры, например, зала, если очень большие выпуски – значит, может, какие-то другие варианты искать, но лучше в школе. Это первое. Второе. Я думаю, что было бы очень правильно, если бы, как в некоторых странах, наши взрослые дети помнили, что выпускной у них будет через год, через два, и уже лет с 14–15, работая, подрабатывая летом, какую-нибудь часть этой суммы заработали сами. Тогда, может быть, и меньше будет разговоров на эти темы, потому что дети будут понимать, что в этой жизни все чего-то стоит и не надо разорять родителей. Николай Матвеев: Спасибо. Пожалуйста. Амет Володарский: Я каждый год бываю на эталонных выпускных балах, меня приглашает Лингвистическая школа-лицей. И это происходит все в собственном ботаническом саду, во дворе. Это красные дорожки. Это шары. Это мантии для выпускников – мантии светлого цвета, подчеркивая, что каждая следующая мантия будет темнее. Конечно, девчонки и ребята одеваются очень стильно, очень красиво, очень торжественно. И самое главное, что на эту красную дорожку еще и приглашаются родители. Родители также получают грамоты и сертификаты, и о каждом родителе директор школы говорит приятные слова. И это поздравления в первую очередь детей и родителей. Поэтому я счастливчик – я каждый год бываю на таких выпускных балах. Николай Матвеев: Ну а мой выпускной случился 13 лет назад. И сказать, что он был незабываемым, я не могу. Самый что ни на есть забываемый выпускной. Я долго думал: почему? Ведь была вкусная еда, все были красивые. Даже была выпивка – ну, не настолько много, чтобы из-за этого выпускной забыть. Все было в меру, интересно, весело, но почему-то я забыл. А потом подумал: ведь этот праздник мог бы быть чьим-то днем рождения, чьей-то свадьбой, чьим-то корпоративом. В общем, он был похож на все те праздники, которые случаются с нами жизни. У него не было собственного языка, не было собственной мысли, которая бы его отличала от других, поэтому роскошь, деньги, алкоголь точно бы, независимо от количества и качества, точно бы его не отличили. А что бы отличило? Ну, я думаю, в первую очередь – интеллект, если бы мы все сели, подключились, сделали бы крутой капустник, написали бы крутой сценарий и прожили этот сценарий так, как считали бы нужным. Но мы этого не сделали, и поэтому сейчас, спустя 13 лет, я жалею. Кстати, об интеллекте: разве не за этим мы приходим в школу? Спасибо. Будьте с нами!