Юрий Алексеев: Дорожает все, дорожает стремительно. За последние три недели цены выросли примерно на 6% – это официальные данные. Но если самим пройтись по магазинам, нетрудно посчитать, что ценники по некоторым товарам увеличились на несколько десятков процентов. Как в новых экономических условиях сбалансировать семейный бюджет? От каких товаров и услуг разумно отказаться, а какие можно заменить на более дешевые? Обо всем об этом говорим прямо сейчас здесь, в студии ток-шоу «ПРАВ!ДА?». Присоединяйтесь! Меня зовут Юрий Алексеев. СЮЖЕТ Голос за кадром: За последний месяц приток людей в торговые центры заметно увеличился. Сначала были огромные очереди в магазины, которые заявили о приостановке своей деятельности, затем люди пытались запастись впрок по привычным ценам. Рынок на повышенный спрос отреагировал ожидаемо – торговые сети подняли цены. – Я только могу с этим смириться. Либо больше зарабатывать. Ну, к сожалению, я могу только подстроиться, не больше. – Что будем делать? Донашивать то, что есть. Искать какие-то выходы. Да, белорусский трикотаж всегда с нами. Голос за кадром: Теперь придется больше тратить на еду, одежду и даже на канцелярию. Стоимость офисной бумаги достигла рекордных значений. А что говорить об электронике? Заметно подорожали смартфоны и бытовая техника. В Федеральной антимонопольной службе заметили: одной из причин стал ажиотажный спрос. Сейчас высокий покупательский спрос граждан начал падать, а цены остались на том же уровне. Если их снижения не ожидается, то как сэкономить в новых реалиях? Юрий Алексеев: О том, как сэкономить, мы поговорим подробнее чуть позже, а сейчас про ценники хочется высказаться и вас послушать на эту тему. Есть такое термин «экономическое мародерство» – его в ФАС ввели, когда увидели, насколько в ковидные времена ценники на маски поднялись. Впору этот термин применять и к сегодняшним реалиям. Вы как считаете, это вынужденный рост цен по всем товарам? То есть где импортная составляющая, везется из-за рубежа товар – понятно. Но и отечественные товары тоже выросли в цене, на несколько десятков процентов в том числе. Так вот, это все оправдано и ожидаемо? Или это просто жадность конкретных товарищей, которые решили на этом хайпе подзаработать? Алексей. Алексей Герасимов: Ну смотрите. Мы живем в эпоху капитализма уже 30 лет, поэтому… Информационный повод был: цены повышаются, доллар повышается, многие вещи идут из-за границы. Поэтому ситуация какая? Некоторые просто воспользовались текущей ситуацией. Если брать вообще лекарства, то там даже министр здравоохранения сказал, что цены достигают десятикратного размера. Поэтому кто-то просто подсуетился. И как говорил товарищ Маркс: «Капиталист за 300% ничем не постоит». Ну, сейчас мы видим такую же ситуацию, примерно такую же, какая была два года назад, когда, действительно, скупали телевизоры, холодильники, другую технику. Мой товарищ говорил: «Я закупился лезвиями для бритвы на определенное время, потому что я понимаю, что их можно не купить». И вот так каждый, то есть боится, переживает и покупает много чего. Юрий Алексеев: А нужны ли эти холодильники, бытовая техника или, я не знаю, сахар, гречка? Или люди просто в панике и не совсем до конца отдают себе отчет, а нужно ли это им и что они с этими десятками килограммов сахара потом будут делать? И тем самым опять же разгоняют этот рост цен искусственно. Александр Калинин: Ну что я могу сказать? Я занимаюсь защитой прав и интересов потребителей. В последние 30 лет страна наша пытается сделать все возможное, чтобы потребитель имел право выбора, право на информацию о товаре, право быть услышанным, ну и так далее. Все знаменитые права потребителей в мире – мы их внедрили сейчас. У нас даже есть Роспотребнадзор, есть масса общественных организаций, некоммерческих. Но мы не можем заставить покупателя, потребителя изменить свое поведение сразу. Формирование поведения потребителей – вот главная задача. Мы не можем изжить хватательный импульсивный эффект, который сопровождает и сейчас жителей Российской Федерации. Вот отсюда мешками и пакетами покупают сахар, соль и все остальное. Я сейчас зашел в «Пятерочку», рядом здесь. Дядька лет пятидесяти нагрузил целую тележку с верхом. Я говорю: «Что такое? Гитлера ждешь или что?» Он: «Ну а как? Ты же видишь, что творится». У человека в голове содержится вот этот инстинкт: «А вдруг что-то случится? А вдруг какие-то события? А вдруг я останусь с семьей голодным?» Вот это поведение потребителей, конечно, надо менять, чтобы у нас потребитель не говорил, общаясь на улице, типа: «Маня, ты знаешь, там бананы выбросили»; «Я сапоги достала, импортные» или «Водку – три бутылки в руки – дают». Вы обратите внимание на термины: «достала», «дают», «выбросили». Юрий Алексеев: Дела давно минувших дней. Александр Калинин: У нас даже термины еще сохранились. Денис Ракша: Конечно. А три бутылки в руки – это мало, конечно. Александр Калинин: Вот это важная вещь. А теперь что я хотел сказать по поводу цен? За март месяц (сегодня 30-е число) капуста подорожала на 67%, свекла – на 62%. И многие другие овощи и фрукты подорожали очень сильно – на двухзначные цифры. Откуда это все происходит? Давайте посмотрим то, что сейчас заинтересовало Антимонопольную службу России, всю цепочку – от товаропроизводителя и до прилавка магазина. Юрий Алексеев: Ну, Федеральная антимонопольная служба может эти ценники поправить, быстро проанализировав эту всю цепочку, посмотрев, кто там какую маржу добавляет? Александр Калинин: Она может поправить. И я скажу – почему. У нас есть такой термин «государственное регулирование рыночной экономики». Несмотря на все термины, он сохраняется. Это означает, что у государства есть принципы, формы и методы регулирования этой самой рыночной экономики. Юрий Алексеев: И регулировать можно по-разному. Александр Калинин: По-разному, разными методами. Юрий Алексеев: На конечный ценник какую-то границу назначать. Александр Калинин: Антимонопольная служба или Роспотребнадзор, или Россельхознадзор, или Таможенная служба – у нас много ведомств, которые имеют отношение к потребительскому рынку. И они имеют право это делать. Юрий Алексеев: Но сколько времени должно пройти, чтобы что-то поменялось? Александр Калинин: Ну давайте посмотрим, я приведу пример. Мы в Пакистане покупаем картошку, покупали до последнего времени – 7 рублей за килограмм. Ну, естественно, доставка очень дорогая. Из Египта тоже мы покупали картошку. Вы только представьте себе – из Пакистана, из Египта Россия покупает картошку. Позор! По 7 рублей примерно. Пока везли, пока складировали, пока хранили, пока довезли до магазина, она стала уже… Юрий Алексеев: Ну, право выбора – тоже неплохая история. Александр Калинин: Да. Юрий Алексеев: Это то, о чем вы сказали: хочешь – российскую, хочешь – пакистанскую. Александр Калинин: А когда сдают в магазин, то 36 рублей. Потом к 36 рублям торговая надбавка. Итого… Посмотрите сейчас, сколько стоит картошка – 70 рублей. В 10 раз. Кто и что здесь должен регулировать? Юрий Алексеев: Просто когда только наша картошка будет, то не факт, что она будет дешевле. Александр Калинин: Теперь – по поводу нашей картошки. Давайте сейчас перенесемся из телестудии в Ивановскую область, где картошка лежит в хранилище. Обращаемся к Ивану Ивановичу, который заведует хранилищем… Юрий Алексеев: А он видит, что ценники растут, и он может эту картошку придержать, подождать, чтобы она еще подороже стала. Александр Калинин: Он говорит: «У меня отпускная цена – 40». Из Ивановской области ее надо привезти, складировать и так далее. И она будет дороже, чем привезенная из-за рубежа – из Турции или из Пакистана, или откуда-то еще. И когда спросишь: «Иван Иванович, а что же ты не помыл-то картошку? Грязная, нехорошо как-то». – «Еще чего!» – «И она у вас что-то вся порезанная, вот когда ее добывали». Юрий Алексеев: «И такую купят», – иногда говорит Иван Иванович. Александр Калинин: «Все съедят, все купят». Понимаете, нам еще работать надо с российскими товаропроизводителями. У нас сейчас, чтобы потребители и телезрители понимали, 35 сегментов пищевой промышленности. То есть в сфере обеспечения продовольствием работают у нас 35 сегментов: масложировая, хлебопекарная, кондитерская и так далее. Все отрасли – 35. И везде пока сидит Его величество Криминал. Примеры могу привести по каждой отрасли, начиная с детского питания. Юрий Алексеев: Про детское питание и про детские товары – это отдельная история, мы тоже этой темы коснемся. Галина, я вам хочу задать вопрос, возвращаясь к этим маниакальным скупкам всего и вся. Говорить с такими людьми можно? Они слышат аргументы? Или надо просто перетерпеть, когда они набьют свои закрома мукой и сахаром, а потом начнут задаваться вопрос: «И что теперь с этим всем делать?» Галина Цех: Ну, судя по тому, что это происходит у нас же постоянно, не только в 90-е годы и в 80-е, а это было последний раз, когда была пандемия, когда все закрывалось, и люди покупали. И мои же коллеги рассказывали, как их бабушка держит эту гречку в мешках, и она уже начинает мухами покрываться. Юрий Алексеев: Ну, я помню, советский чай еще у дедушки где-то там на шкафу лежал пачками. Галина Цех: Да-да-да. Все это начинает насекомыми покрываться. И ее дети и внуки не могут у нее это забрать. Вы знаете, в такой ситуации… А особенно это касается людей старшего возраста, больше 55 лет. Вот стоит у них этот мешок? И пусть стоит. Им от этого спокойнее. Меньше инфарктов, меньше инсультов. Речь идет о другой категории – о людях нашего возраста, 30–50 лет. Здесь, конечно, можно на людей влиять. Но вот этот элемент шоковый, когда резко все меняется, и они видят, что резко поднимаются цены, они могут побежать за толпой. Ну, вы побежали, а я – нет. Я в это время книги какие-то читала и историю смотрела. Юрий Алексеев: Я за книжками побежал. Галина Цех: То есть у каждого есть свой опыт, как успокоить свою тревогу. Потому что тревога – это не чувство, тревога – это состояние, когда начинает очень быстро много синтезироваться гормона стресса, кортизола. И он нужен для того, чтобы бежать. Кто-то бежит работу делать, а кто-то бежит товар покупать. И среди тех, кто покупает товар (вот я тоже прошу обратить внимание), есть те, кто из тревоги это делают, а есть те, которые из алчности, потому что у нас сейчас рынок перепродаж большой, различные сети, где можно выставить товар. А тут такая возможность! Женские прокладки смели все. И уже через два дня их можно было купить в четыре-шесть раз дороже, и то не везде найти. Это – спекуляция. Юрий Алексеев: То есть люди смекнули и думают: «А не заработать ли на этом?» Галина Цех: Конечно. Алексей Герасимов: Кстати, я на выходных общался с товарищами, и они говорят: «Может быть, мы заводик построим? Как раз тема-то насущная, все скупают». И вообще, если говорить по поводу именно покупок таких импульсивных, то это базовая потребность, инстинкт выживания, то есть именно самая нижняя ступень пирамиды Маслоу, о которой любят говорить. Поэтому чуть что-то плохо – и люди скупают в меру своих потребностей: кто-то – гречку, кто-то – муку. Причем первое время же говорили, даже такие новости были: не больше пяти упаковок муки и так далее. Просто тут видите какая ситуация? Одни действуют импульсивно, хотят закрыть свою базовую незащищенность. А другие видят, ну, заходят в магазин, видят, что этого не хватает… Юрий Алексеев: И капиталист в них просыпается. Алексей Герасимов: Да. Видят, что этого не хватает: «Наверное, дефицит». А на самом деле, знаете, ну просто цепочка поставок так устроена, что… Допустим, должно продаваться Х этого товара, а продали в несколько раз больше. Просто не успели поставить. Такая же ситуация и с банкоматами была, ну, когда люди начали валюту снимать. Юрий Алексеев: Ну, благо сейчас уже подуспокоились, и многие деньги назад вернули в банки на депозиты. Алексей Герасимов: Да. Денег нет в банкоматах – ну, просто не успели эти инкассаторские службы подъехать. А людям кажется, что денег нет в стране, и забирают. Каждый друг другу рассказывает вот эту тему – и «тяни-толкай». Один сказал, второй продолжил и так далее. Юрий Алексеев: Господа, послушаем, на чем экономят жители нашей страны и в каких сегментах позволяют себе покутить, что ли. Стрит-ток из разных регионов. ОПРОС – Я финансовый эксперт, поэтому я и коплю деньги, и ни на что не транжирю. Ну, если с друзьями идем куда-то в ресторан, на ребенка, на путешествия. – Я предпочту сэкономить на еде, а потрачу на какие-то свои развлечения, хобби, на книги, на краски, на шитье. – На что транжирю я? Косметика, духи, одежда, всякие наряды. В основном на это трачу деньги. А экономлю на еде. – Не жалко большую сумму денег потратить на здоровье и на качественный отдых. На все остальное – жалко. – Могу на чай хороший потратить. А сэкономить могу – и хлеб подешевле купить, за 18 рублей. – На всем экономить не приходится, потому что все дорожает. А транжирить? Раньше мог, например, на игры для Xbox. Ну, теперь все, уже нет. Юрий Алексеев: И вот давайте обсудим, на чем резонно сейчас действительно сэкономить, а где можно, может быть, перейти на какие-то бюджетные варианты, не в угоду качеству. Денис. Денис Ушаков: Ну, вы знаете, вообще на чем экономить – это, конечно, всегда очень индивидуальная история зачастую. Потому что даже в этом ролике, который мы сейчас смотрели, и то кто-то говорит: «Я готов на еде сэкономить, но не хочу экономить на развлечениях». Юрий Алексеев: А кто-то: «Ни в коем случае на еде». Денис Ушаков: А кто-то говорит: «Все, игры в Xbox закончились». И тут каждый подходит в меру, наверное, своих каких привычек сложившихся и так далее. Юрий Алексеев: Ну, базовые же принципы есть, чтобы семейный бюджет страдал по минимуму? Денис Ушаков: Вот для того, чтобы это делать более осознанно, у нас в сфере финансового консалтинга, очень важно на самом деле понимать, наверное, структуру того, на что ты тратишь вообще деньги. И здесь как раз на первый план выходит необходимость ведения банального учета расходов и доходов своих. Потому что если ты не понимаешь, куда ты тратишь деньги, на что они у тебя уходят, на какие расходы у тебя больше, где меньше, где ты можешь сэкономить, если у тебя это не оцифровано, то как бы подойти к этому вопросу грамотно, как-то спланировать достаточно сложно. То есть, грубо говоря, ты просто начинаешь экономить на еде. Но ведь если ты экономишь на еде, то это рано или поздно может сказаться на здоровье. И тогда никакое развлечение уже тебе не поможет. Юрий Алексеев: Ну а сейчас, Денис, реально обнулить все эти ведомости, которые многие ведут, я знаю, вот сесть всей семьей и сказать: «В ближайший месяц анализируем, что вообще сейчас с нашими доходам или нашими расходами». Как между членами семьи договариваться? Многие же папу воспринимают как кошелек: «Папа, дай денег». И все. Денис Ракша: Мне бы сюда несколько мешков гречки – и я как бы увереннее себя чувствовал, несомненно, как представитель старшего поколения, скажем так. Смотрите. Можно я отвечу на ваш вопрос, но сначала – по поводу производителей пару слов? Юрий Алексеев: Да, коротко давайте. Денис Ракша: Вы знаете, в начале 90-х годов я случайно попал в кино, в кинопроизводство. И вот видел, наблюдал один за другим фильмы, которые снимались, про роскошную жизнь. Эти фильмы снимали режиссеры, которые отродясь не видели роскошной жизни… Юрий Алексеев: И плодили штампы. Денис Ракша: …по сценариям сценаристов, которые отродясь не видели роскошной жизни, для зрителей, которые отродясь не видели роскошной жизни. И во всех этих фильмах было одно и то же. Символ роскошной жизни – это баня, голые женщины и много водки. Понимаете? Вот так вот все они представляли себе роскошную жизнь. К чему это я? Мы тут все собрались, чтобы обсудить, почему производители или продавцы повышают цены. Но среди нас нет ни производителей, ни продавцов. Понимаете? То есть все это как бы фантазии. На самом деле их нужно спрашивать, почему они цены повышают. И мы услышим для себя много интересного, неожиданного и загадочного. А теперь возвращаюсь к вашему вопросу. Юрий Алексеев: Да, к семейному бюджету, ближе к теме. Денис Ракша: Уже месяц каждый день я повторяю одну и ту же фразу: ребята, старая жизнь закончилась, что бы вы там ни делали, что бы вы ни представляли себе в старой жизни. Забыли! Все, ее больше не будет. Юрий Алексеев: А что в этой новой первым делом надо делать? Денис Ракша: Это относится и к учету расходов – в том смысле, что мы не сможем экстраполировать старые ряды, если выражаться языком статистики, в будущее. Юрий Алексеев: Сейчас многие взгрустнули, что ни бань, ни женщин… Тоже вы их вычеркнули? Денис Ракша: Ну, это уже давно закончилось. Нужно по-новому. Посмотрите внимательно, точнее говоря, послушайте, что люди говорят, на какие излишества как бы они тратят деньги, что бы они ни называли – это совершенно неважно. Это психологическое спокойствие. Они тратят деньги на эти вещи, для того чтобы немножко успокоить себя. Поэтому пусть тратят. Александр Калинин: Юрий, можно сказать? Юрий Алексеев: Да, ответьте, пожалуйста. Александр Калинин: Зацеплюсь за последнюю фразу под названием «спокойствие». Я должен сказать следующее: беспокоиться не о чем. И вот почему. Международная организация по продовольствию и аграрному рынку мира (FAO), я назову их цифры, а не из собственной головы… Юрий Алексеев: Александр Яковлевич, прерву вас. К нашему разговору – здравствуйте! – Игорь Викторович присоединяется. Игорь Качалов. Наконец-то добрались вы до нас по пробкам московским. Игорь Качалов: Спасибо. Юрий Алексеев: Маркетолог, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Александр Калинин: Так вот, Международная организация по продовольствию (FAO), которая работает у нас в России, есть представительство, она ежегодно замеряет, сколько мы чего съедаем на душу населения и по разным регионам. Что мы съедаем и какие нормы? Значит, 959 килограммов 700 граммов, с учетом северного типа питания в Российской Федерации. Юрий Алексеев: Но мы же не только съедаем. Александр Калинин: И выпиваем. Юрий Алексеев: Вот Денис говорит, что и «ништяки» людям нужны какие-то. Кто-то выпивает, да. Вещи какие-то носят и так далее. Денис Ракша: Нельзя только гречкой питаться и отказаться от всего остального. Александр Калинин: Это означает, что каждый потребитель съедает в день примерно 2 килограмма 600 граммов с лишним еды. Переходящие запасы продуктов выглядят следующим образом. Переходящий запас зерна, по международным нормам, – 60 суток, на случай войны или каких-то обстоятельства чрезвычайных. У нас хранится 90 суток – с учетом того, что страна громадная, много регионов, доставка очень сложная. 90 суток. Юрий Алексеев: То есть, резюмируя (я просто вас прерву, чтобы нам дальше идти), беспокоиться не надо? Александр Калинин: Не надо. Макароны, крупы… Юрий Алексеев: Но продукт этот, когда люди обеспокоены, все равно пережить надо? Александр Калинин: Совершенно верно, люди беспокоятся. Сахара у нас хватает. Вот Виктория Абрамченко, вице-премьер, недавно выступала, успокаивала жителей. Ну, она немножечко, так сказать, перестаралась. Надо было ей предварительно зайти в магазин, конечно, и посмотреть, что сахара все-таки нет. Они наконец-то разобрались. У нас масса сахарных заводов, многие из них реконструированы, дают хорошие показатели по производству сахара. Юрий Алексеев: Сахар есть? Точка. Все. Александр Калинин: Абсолютно. Юрий Алексеев: Александр Яковлевич, я вас прерву. Игорь, вам хочу задать вопрос. Вот мы здесь про семейный бюджет в современных реалиях начали говорить. Пару-тройку дельных советов… как его сейчас спланировать? Как людям между собой договориться? Я имею в виду – членам семьи. Детишкам объяснить, что ситуация поменялась. Жене объяснить. Я с позиции патриархата. Игорь Качалов: Ну, я полностью согласен с предыдущим коллегой. Принципиально, категорически ситуация не поменялась, ситуация под контролем. На самом деле то, что происходило в конце февраля, традиционно называется одним простым словом – паника. Да, действительно, события, колоссальные вещи, неожиданность. И взлет курса доллара, и всякого рода страшные санкции, и уход тысяч магазинов с российского рынка. Все это чисто психологическое, не экономическое, и тем более не проблема продовольственной безопасности. Это просто паника. Юрий Алексеев: Ну а людям-то как быть в этой ситуации? Они же видят, что ценники выросли. Игорь Качалов: И любой психолог знает: паника длится от 15 до 25 дней. Потом человек неизбежно психологически (в хорошем смысле слова) привыкает к текущей ситуации, осматривается и понимает: зерно не исчезло, сахар не исчез, картошка… Поля остались – значит, картошка вырастет. Куда она денется? Поля-то есть, да? И хорошая погода на дворе тоже. Нужно было просто привыкнуть. И есть второе слово, есть еще второе слово – бесстыдство. Этой паникой бесстыдно воспользовались некоторые розничные магазины, некоторые оптовики и дилеры. Они решили на панике заработать лишние сто рублей. Юрий Алексеев: Ну, мы об этом в первой половине программы говорили. Игорь Качалов: Конечно. Ну, это бесстыдство. А если вычесть бесстыдство и панику, то все под контролем. И действовать нужно, как обычно. Юрий Алексеев: Конкретные советы. Действительно ли так? Ценник-то вырос, а доходы не выросли. Соответственно, где-то придется чем-то жертвовать. Алексей Герасимов: Дать советы? Смотрите. То, что продукты не исчезнут… Юрий Алексеев: С продуктами – да. Алексей Герасимов: Большинство, конечно, не исчезнет. Юрий Алексеев: Мы о них много говорим сегодня. Алексей Герасимов: А техника и так далее… Вопрос: по какой цене? Что мы видим сейчас? Ну, я вчера… Юрий Алексеев: Ботиночки на осень есть резон сейчас прикупить или можно подождать, не поддаваясь панике? Алексей Герасимов: Я просто с товарищем пообщался… Вначале небольшая история, а потом советы. Он занимался мебелью зарубежной. Сейчас поставки сократились, их сократили с работы. Ему выплатили вот эти положенные три месяца. Но вопрос… Есть «белая» зарплата и «не белая». То есть он стал получать в два раза меньше, устроившись на другую работу. Я ему говорю: «Ну а как цены выросли? Куриную грудку покупал по 300, а сейчас она 430». И вот таких примеров – множество. Что мы видим? Продукты как бы будут, но по другой цене. Люди потеряли доход: кто-то – половину, кого-то временно чуть-чуть отстранили. И получается как? Что в новой реальности, когда цены дороже, нужно из меньшего бюджета исходить. Это то, что Денис тоже говорил. В первую очередь, есть три кита финансового планирования: учет, анализ и планирование. Вначале нужно посчитать деньги. Когда денег много, человек не считает. Ему кажется, что лето будет продолжаться круглый год, как в сказке, то есть в басне «Стрекоза и Муравей». Когда все хорошо, человек не задумывается, какие деньги считать и так далее. Но сейчас что нужно? Кто один, кто в семье. Нужно действительно посчитать, где находимся, потому что невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Вначале нужно посчитать, а потом проанализировать статьи доходов. Если человек привык питаться в кафе, то, скорее всего, следующий шаг – он будет уже меньше ходить в кафе, он будет больше питаться дома. Юрий Алексеев: Но ботиночки на осень и пуховичок нужны. Сейчас покупать? Или, как Игорь говорит, ни в коем случае, в следующем сезоне? Алексей Герасимов: Не надо покупать. Вообще всегда совет дают: есть именно сезонные распродажи, в ноябре «Черная пятница». Большие покупки лучше к каким-то акциям… Юрий Алексеев: «Черная пятница» – это еще вопрос. Алексей Герасимов: Нет, лучше к таким вещам пристыковывать, потому что нужный товар… Юрий Алексеев: Так сейчас сезон заканчивается, какие-нибудь скидочки можно урвать. Алексей Герасимов: Конец сезона, вот сейчас заканчивается, можно что-то зимнее купить, если что-то действительно нужно. Но не надо поддаваться… покупать то, что не нужно. Вы знаете, есть тоже такой совет, что покупать в магазине. Вот люди заходят в магазин – глаза разбегаются. Видят, что чего-то не хватает… Человек делает список покупок и покупает только то, что есть в списке покупок. Если он что-то эмоционально решил купить, то он записывает в этот список и покупает только в следующий поход в магазин. Юрий Алексеев: А если он тут увидел акцию, тут увидел акцию? Он понял, что может сэкономить. И этот список вообще идет прахом. Алексей Герасимов: Смотрите. Есть именно бюджет. То есть мы говорим для тех категорий людей, у которых действительно денег не хватает или как-то живут от зарплаты до зарплаты, или деньги сократились. Нужно понимать, что ситуация вот сейчас немножечко искусственная. То, что произошло с прерыванием цепочек поставок и так далее – это все скажется через несколько месяцев. Мы вроде бы видим сейчас, что небо голубое, весна начинается, как-то настроение еще и из-за этого поднимается. Но удар-то будет чуть-чуть попозже. Вот именно такое мое мнение. Игорь Качалов: Последние два дня ведь хорошие новости – цены начинают падать. Я зашел вчера в мини-маркет и вижу: на меня бросается шоколадка по цене 80 рублей, хорошая шоколадка. Она до кризиса стоила 100. Потом она стоила 150, когда была паника и взвинчивались цены. А сейчас мы видим последние два-три дня падение цен. Юрий Алексеев: И это не акция? Игорь Качалов: Это еще пока акция, но уже даже ниже докризисных цен. А теперь – не об акциях. Мне нужно было, извините, не ботиночки, как вы говорите, а купить насос. Так вот, в момент паники насос стоил – обычный, стандартный – 4,5 тысячи рублей. И меня уговаривали брать сразу, иначе осенью будет дороже. Я взял себя в руки, сказал: «Панику прекратить!» – и стал ждать полторы недели. И он стоит 2,5 тысячи теперь, через 2,5 недели, потому что курсы выравниваются, паника заканчивается. И мы будем жить в очень интересное время. Если нужны ботиночки на осень – согласен с коллегой, лучше подождать распродаж в августе, можно сэкономить. Юрий Алексеев: Не суетиться и подождать? Игорь Качалов: Не суетиться. Паника – самый плохой советчик, самый плохой. Юрий Алексеев: Послушаем еще, что люди из соцсетей рекомендуют, а потом попробуем с ними поспорить, как сэкономить. СЮЖЕТ – Вы посмотрите в свою косметичку и поймите, что из этих продуктов мы можем использовать не по назначению. Начнем, наверное, с самого прикольного лайфхака, который знают все, и сейчас, весной, он очень нам нужен. Но я напомню все равно. Ваша помада может стать вашими румянами и также какими-то тенями. Получится такой красивый легкий весенний макияж. Второй момент, который тоже хочу вам сказать: обязательно не забывайте, к примеру, если у вас бронзеры или какие-то коричневатые скульптурирующие продукты есть, то эти продукты могут стать вашими тенями. То есть такой базовый оттенок, который классно подчеркивает складку века. Вы нанесли сюда, нанесли на скулы – и, пожалуйста, вообще потрясающий вариант! Не нежно идти и покупать себе дополнительно никакого продукта. – Мы ходим в магазин за списком, сытые. Когда что-то заканчивается… Вот сейчас есть блокнотики на магнитиках, которые можно прикрепить к холодильнику. И когда закончился сахар – записать «сахар», когда закончилась соль – «соль», чтобы ничего не забыть и при этом не купить лишнего. Соответственно, также не забываем составлять меню как минимум на неделю, как рекомендуется, на месяц – это также поможет вам сэкономить деньги и оптимизировать свои траты, не покупать лишнего. Цены в гипермаркетах, в супермаркетах – они отличаются. И когда вы составите список, изучите ценовую политику. Сейчас очень много каталогов в магазинах есть. Можно посмотреть и определиться, что, например, сыр мы покупаем в этом магазине, он здесь дешевле, рыбу мы купим в этом магазине, здесь она дешевле. Всегда берите с собой вот эти хозяйственные сумки – вы сэкономите деньги на пакетах как минимум. А как максимум – сбережете природу. – Разбирайте свой гардероб раз в три месяца. Достаньте всю одежду и аксессуары из своих шкафов и разберите на несколько категорий: то, что относится к конкретным сезонам; то, что можно носить независимо от сезона; и то, что вы уже давно не носите и вряд ли теперь наденете. Попробуйте составить капсулу из тех вещей, которые можно носить в любой сезон. Лучше купить вещь чуть дороже, но из качественных натуральных материалов – она прослужит вам дольше. Не выбрасывайте ненужную или надоевшую одежду, вы можете дать ей вторую жизнь, например, устроив дома вечеринку с друзьями по обмену вещами. Это, кстати, можно делать не только с предметами гардероба. Юрий Алексеев: Вот такие мнения из соцсетей. Кто готов поспорить с тем, что было сказано? Да, Денис. Денис Ракша: Теперь-то я спокоен! Заглянув в свою косметичку, я знаю, как использовать… Юрий Алексеев: Я еще узнал, что такое бронзеры. Мы уже сказали о том, что многие бренды уходят с российского рынка, а на их места придут новые бренды. У меня, Галина, к вам и, Денис, к вам вопрос – может, кто-то дополнит. Как вот правильно сориентироваться, понять, что с этим товаром можно иметь дело, о котором ты вообще ничего не знаешь, ну, можно иметь дело и приобретать его, а вот этого лучше поостеречься? «Сарафанное радио» еще не запущено. Вот как не прогадать? Галина Цех: Здесь как раз про сапожки на осень, про ботиночки на осень. Юрий Алексеев: Так? Галина Цех: У меня сын футболист, 11 лет. И я понимаю, что нога растет быстро, что ему подходит только определенный бренд. И я прикуплю и на осень, и на зиму, потому что я не знаю, будет ли этот бренд еще. Экспериментировать на ноге молодого футболиста – это опасно. А в какой-то момент, когда уже не будет этой возможности, вероятно, придется экспериментировать. Есть вещи, которые не так опасны. Ну, например, парфюм. Может быть, когда-то какой-то и появится парфюм. То есть те вещи, которые мы любим, те, которые нам нравятся, и у нас на них есть деньги, и мы понимаем, что мы все равно будем это использовать, я бы прикупила. И я думаю, что… Вот вы показывали в эфире, что телевизоры скупили. Ведь была еще категория людей, у которых в плане стояло купить, сменить телевизор, купить новое постельное белье. Юрий Алексеев: И неважно, что через пять лет. Галина Цех: Да. Вот у меня, например, было в плане купить постельное белье, но я так много работала, что я не успевала это сделать. И тут 8 марта я решила… Юрий Алексеев: А тут вас жизнь подтолкнула закрыть эту потребность. Галина Цех: Да. Я решила: я хочу! И сейчас я третью неделю наслаждаюсь этим новым постельным бельем. Юрий Алексеев: То есть вас можно поздравить с приобретением? Галина Цех: Да. И еще… Игорь Качалов: Успели по старым ценам? Галина Цех: Вот то, что блогеры говорили… На самом деле ребята не говорили чего-то сверхнового. Это стандартное, обычное (не только в кризис), осознанное поведение, не вслепую. Мы же много… Вот люди, когда не думают, они много покупают и много выбрасывают. Выбрасывают сыр, прокисшее молоко, потому что он забыл, что у него стояло. А сейчас это как раз шанс и возможность начать думать по-другому. И еще такой момент. Для меня, мне кажется, сейчас момент, когда надо трудиться. У меня родители живут в районном центре в Сибири, и они уже десять лет удивляются, почему люди живут на земле, но у них в огородах ничего не посажено, и покупают овощи в магазинах. Вот сейчас тот момент, когда можно будет вообще вспомнить, что я на земле и что можно своими руками что-то сделать, а не быть в этой позиции иждивенца и ждать, что государство обязательно… Игорь Качалов: И продажи семян выросли как минимум в два раза этой весной. Юрий Алексеев: Денис, вам тот же вопрос: как не ошибиться с этими аналогами, которые неминуемо появятся? И некоторые из них будут дешевле того, что сейчас есть на рынке или было на рынке несколько недель назад. Денис Ракша: К сожалению, ничего не получится – с ними не ошибаться. Значит, тут все хором говорят, что у нас ничего не изменилось, мы скоро вернемся к тому, что было, нужно только потерпеть немножко. Юрий Алексеев: Вы не согласны с этим? Денис Ракша: Ничего подобного! В отличие от всех предыдущих кризисов… Ну, в зависимости от возраста кто-то помнит один, кто-то – два, а кто-то – три, кто-то – четыре, неважно. Нынешняя ситуация принципиально иная. Наша экономика не вернется к тому состоянию, в котором она была еще месяц назад. И не вернется она, грубо говоря, на обозримом отрезке времени, то есть который измеряется не неделями и месяцами, а годами. В этом смысле исчезнут эти бренды. И вы не накупите их на всю оставшуюся жизнь. Юрий Алексеев: Но аналоги-то придут, если ниши пустые. Игорь Качалов: Появятся другие. Денис Ракша: Появятся другие, неизвестно какие, нужно будет экспериментировать. Игорь Качалов: Изучать. Денис Ракша: Что? Игорь Качалов: Изучать. Денис Ракша: Экспериментировать на себе, на других. Игорь Качалов: Зачем? Юрий Алексеев: На соседях можно, а потом поспрашивать, что и как. Игорь Качалов: Просто магазины посещать. Денис Ракша: Нужно просто привыкать жить в другой, новой экономической реальности, в которой не будет adidas и Reebok, а будет неизвестно что. Может быть, оно же, но и китайское. Может быть, какое-нибудь российское. Я не знаю. Никто не знает. Юрий Алексеев: Я предлагаю обсудить, как в этой самой новой экономической реальности жить молодым родителям и детишкам: памперсы покупать, детское питание, лекарства и так далее. Посмотрим сюжет, который подготовили наши коллеги из программы «ОТРажение». СЮЖЕТ Голос за кадром: В крупном сетевом гипермаркете детских товаров полки не опустели, но вот цены значительно увеличились. Екатерина Янгалакова, мама: Недавно я брала эти памперсы за 999 рублей, а сейчас они стоят 1 575 рублей. А вообще те, которыми мы пользуемся, их вообще нет на прилавках магазинов. Голос за кадром: У Екатерины полуторагодовалый сын. Зимой они купили эту прогулочную коляску за 7 тысяч – вовремя успели, сейчас такая стоит 19. Екатерина Янгалакова: Сейчас вообще цены заоблачные. Раньше я, допустим, брала пюре за 99 рублей, а сейчас оно вообще 219 стоит. И ребенка мы перевели на общий стол. Допустим, раньше я могла взять три банки мясного пюре, а сейчас за эту же цену я могу взять только одну банку. Голос за кадром: Чаще всего детские товары Екатерина покупает в интернет-магазинах. Истории покупок наглядно демонстрируют взлет цен. Екатерина Янгалакова: Вот у нас заказ от 11 февраля. Разные каши и пюре мне тогда обошлись в 1 980 рублей. Сейчас эти же товары стоят 3 202 рубля! Голос за кадром: Импортные товары в среднем подорожали в два раза. Расти в цене начинает и продукция российского производства. Юрий Алексеев: Уже как-то и не смешно стали. Игорь Качалов: Это пиковые цены. Юрий Алексеев: Депутаты Госдумы отправили в ФАС и отмечают, что на некоторые детские товары на 30%, а где-то и на 300%. Ну, мы здесь видели разницу в ценниках. Игорь Качалов: Но сейчас начинается эпоха падения цен. Понятно, что в пике цены взлетали из-за паники и бесстыдства. Но это проходит. Коллеги, ну давайте будем рациональными. Юрий Алексеев: А сейчас молодым родителям что делать? Многие продавцы сориентировались, видят, что покупают по этим ценам. Зачем опускать? Игорь Качалов: Я с коллегой согласен, что экономика меняется, но давайте посмотрим здраво. Самые крупные, самые большие фабрики мира – это две страны, Китай и Индия. Не Германия, не Франция, не Англия и тем более не США. Китай и Индия производят основную массу любых товаров – от продовольственных до электроники. Юрий Алексеев: Ну, если ценник на 300% на некоторые товары детские вырос, то вы думаете, что и на 300% снизится? Хотя минус 300% – это уже не то. Игорь Качалов: А при чем здесь бренд? Бренд – это шильдик. Вам шильдик нужен или телефон? Если вам нужен шильдик – бегите за шильдиком и переплачивайте в три раза. Если вам нужен рабочий телефон – изучите вопрос. Посмотрите, из чего состоит качество. Если вы покупаете обувь, изучите качество ниток, изучите качество кожи. Юрий Алексеев: Ну, с детским питанием и с памперсами так экспериментировать ни один из родителей не будет. Денис Ракша: Я вам расскажу реальную историю… Юрий Алексеев: У вас пятеро детей, да. Кто как не вы знает, как сориентироваться. Денис Ракша: Пятеро детей, которые уже давно взрослые. Так вот, родились они еще в конце 80-х годов. И поскольку среди них были тройняшки, к нам приехала прямо в роддом японская съемочная группа с японского телеканала и подарила упаковку памперсов! Их в Советском Союзе не было вообще в принципе. Не то что дорого, недорого, такие или другие. Не было вообще! Игорь Качалов: Лайфхак – рожать тройняшек. Денис Ракша: Нет, не об этом речь. А вообще жили без памперсов мы, и как-то все выросли. Вы понимаете? Юрий Алексеев: Галина задает резонный вопрос: а памперсы в России производят? Галина Цех: А памперсы в России производят? А вот эти баночки с питанием для детей? Это же точно не импорт. Денис Ракша: Производство памперсов? У нас нет наполнителя. Наполнитель все равно импортный. Памперсы, пеленки и так далее. Александр Калинин: Какой? Французский или китайский? Денис Ракша: Неважно. Игорь Качалов: Важно! Денис Ракша: Неважно. Через доллар все равно считается. Игорь Качалов: Потому что с Китаем у нас остались отношения. Денис Ракша: Я не говорю, что он под санкциями. Игорь Качалов: Конечно. Денис Ракша: Курс, курс. Игорь Качалов: Курс упал уже, он практически падает до докризисного уровня. Добро пожаловать! Денис Ракша: Послушайте, цены растут по объективным причинам. Игорь Качалов: Добро пожаловать в реальный мир! Денис Ракша: Я уже говорил, пока вас здесь с нами не было… Игорь Качалов: Сегодня докризисный курс. Забудьте про курс! Денис Ракша: Я уже говорил, пока вас с нами не было, что нужно спрашивать у производителей и поставщиков, почему растут цены, а не у нас с вами. Юрий Алексеев: Денис, попробуйте обобщить все то, о чем мы сегодня говорили. Ну и один-два дельных совета. И все. Денис Ушаков: Вы знаете, мы больше как-то съехали на глобальные вещи, хотя суть-то программы – а что делать людям. Игорь Качалов: Как ходить в магазин. Денис Ушаков: Как ходить в магазин, да, как оптимизировать бюджет. На самом деле ведение того же учета расходов – это важно. В любом случае важно понимать просто пропорционально хотя бы, куда ты тратишь. Если говорить про детские товары, вот вообще последний сюжет был, ну, пара таких лайфхаков, которые нужно каждому пытаться делать. Во-первых, интернет – наше все. Можно искать и группы совместных покупок, есть такие. Вот я лично для своей семьи периодически пользовался еще несколько лет назад, с теми же памперсами. То есть люди объединяются в группы, делают какие-то общие закупки – и за счет этого цены ниже. Просто нужно с этим разобраться. Игорь Качалов: Такие оптовые получаются. Денис Ушаков: Ну да, оптовые закупки. Просто объедение за счет того, что в Сети это можно сделать. Вот такой лайфхак, например. Ну, плюс, наверное, придется отчасти переходить на какие-то и бэушные товары. Юрий Алексеев: Горизонтальные связи, сообщества – это наше все. Господа, я благодарю всех. Две сотни лет назад Чарльз Дарвин еще вывел формулу: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям». И с тех пор принципиально ничего не поменялось, схема рабочая и для стремительно меняющегося мира. Смотрите «ПРАВ!ДА?» на ОТР. С вами был Юрий Алексеев. Увидимся.