Тамара Шорникова: Тамара Шорникова, Общественное телевидение России. Мы как раз в регионах попросили своих зрителей: давайте вы нам расскажете, какой вопрос вы сами хотите задать президенту. Самый популярный был такой: как прожить на пенсию или зарплату и при этом не оказаться должником по ЖКХ? Такая сложная задача, куда в первую очередь нести свою пенсию или зарплату, чтобы расквитаться с обязательными платежами и как потом на остатки просуществовать до следующей пенсии или зарплаты, она каждый месяц возникает уже жителей маленьких городов или сел. Потому что руководители этих городов или сел, руководители регионов говорят, что средняя зарплата – это 20, 30, 40 тысяч. Сами жители говорят, что реальные зарплаты на местах у многих – 7-8 тысяч. Есть льготы для малоимущих, но не все под эту категорию попадают, и не во всех муниципалитетах есть деньги, чтобы помочь всем, кто реально нуждается. Может быть, пора вмешаться государству? Может быть, есть какой-то механизм, или его нужно разработать, чтобы эта доля, которую нужно отдать за все – за квартиру, за свет, за газ, за воду – не превышала определенного процента от реальных доходов, которые падают? А цифры в платежках растут. Владимир Путин: Это, конечно, один из ключевых вопросов, я считаю, который вы сейчас затронули и который беспокоит миллионы и миллионы наших людей. Вообще, кстати говоря, охват у Общественного телевидения, наверное, не очень большой, но я иногда смотрю ваши передачи и должен сказать слова благодарности всем, кто делает ваши передачи. Они интересные, содержательные, основательные, отвечающие на вопросы людей, пытающиеся ответить, как-то поставить эти острые вопросы. Сейчас один из таких вопросов вы сейчас и сформулировали. Это тарифы на ЖКХ и так далее, расходы семей в этой связи, доходы пенсионеров. Начнем с доходов пенсионеров. Вы знаете, что мы проиндексировали, несмотря ни на какие проблемы, по инфляции прошлого года. Это одиннадцать с лишним процентов и, по-моему, десять процентов по социальным пенсиям. Честно говоря, почти невозможно было это сделать. Но все-таки мы на это пошли. В следующем году запланирована индексация на 4% по всем категориям, включая военных пенсионеров. Будем смотреть, что будет происходить в экономике страны. И мне бы очень хотелось, чтобы мы по фактической инфляции 2016 года хотя бы смогли решить этот вопрос. Не знаю, получится это или нет. Мы должны исходить из реалий и просто не можем разрушить сам бюджет. Потому что в конце концов всем будет хуже. Теперь по поводу ЖКХ. В этом году средний рост тарифа был примерно 8,7%. В следующем году предусмотрено 4%. То есть исходим из того, что мы сможем этот платеж сократить. Это, правда, не касается коммунальных платежей, связанных с обслуживанием дома, с вывозом мусора и так далее. Но эти вопросы должны решаться на уровне муниципалитетов. И, кроме всего прочего, исходим из того, что федеральное законодательство предусматривает для семей, у которых плата за ЖКХ превышает совокупный доход 22%, они имеют право на получение субсидий. При этом федеральный закон позволяет регионам понизить этот уровень и предоставлять субсидии тем семьям, совокупный платеж которых меньше, чем 22%. Так сделано, например, в Москве, насколько я знаю, и во многих других регионах Российской Федерации. И, без всяких сомнений, нужно самым внимательным образом к этому подходить, нужно смотреть внимательно за управляющими компаниями. И здесь еще многое нужно сделать для совершенствования этой системы. Без всяких сомнений, это будет находиться в центре внимания и правительства Российской Федерации, и региональных властей. Этот вопрос еще далеко от решения, но очень рассчитываю на то, что та система, о которой вы сказали, будет она или не будет, та система, которая сейчас предложена… В чем заключается эта система? В федеральном законе определено, что выработана методика, согласно которой определяется средневзвешенный возможный рост и возможное отклонение вверх или вниз. Эта методика должна быть предложена Федеральной антимонопольной службой, которая и должна будет следить за тем, как в этой сфере работают региональные власти. Так что мы будем смотреть теперь не только за тем, как регионы работают, но и затем, как ФАС осуществляет свои функции.