Леонид Млечин: 13 мая 1981 года, в день явления Богородицы, турецкий боевик Мехмет Али Агджа дважды стрелял в папу римского Иоанна Павла II, который вышел к верующим, собравшимся на площади Святого Петра. Четыре пули попали папе в руки и живот, но он выжил. Когда Агджу схватили папские охранники, он заявил: «Я действовал один и совершил свою акцию в знак протеста против американского и советского империализма». Следствие пыталось понять, зачем Агджа стрелял в папу, был ли он одиночкой, или ему кто-то помогал. Выяснилось, что Агджа был связан с турецкой праворадикальной организацией «Серые волки», которые жестоко уничтожали тех, кого считали своими противниками. Н американцы утверждали, что покушение утроили советская и болгарская спецслужбы, чтобы избавиться от папы-поляка, поддержавшего польский профсоюз «Солидарность». Москва доказывала, что за выстрелами на площади Святого Петра, напротив, стоит ЦРУ. Папа римский пережил многое: его пытались убить, его мучала болезнь Паркинсона, у него был рак кишечника, он страдал от сильных болей, но он вёл себя очень мужественно. Он – единственный из мировых лидеров, чья готовность оставаться на своём посту, несмотря на болезни, вызывала восхищение. Так кому мешал Иоанн Павел II? ЗАГАДКИ И МИФЫ ИСТОРИИ. ВЫСТРЕЛЫ НА ПЛОЩАДИ СВЯТОГО ПЕТРА. КТО ЖЕЛАЛ СМЕРТИ ПАПЕ РИМСКОМУ? Леонид Млечин: Трагическая судьба Польши – раздел и оккупация, неволя – предопределила особую роль католической церкви. Когда у поляков не было собственного государства, когда их делили на несколько стран, когда им запрещали быть поляками, они шли в костёл – только там они могли говорить по-польски и о Польше, только там они ощущали себя поляками, поэтому для поляков католическая церковь олицетворяет свободу и независимость. Именно Польша дала католическому миру папу римского Иоанна Павла II – первого папу-славянина и вообще первого за полторы тысячи лет папу-не итальянца. Его появление в Ватикане было неприятным сюрпризом для советского руководства, поэтому и стали говорить, что КГБ получил указание во что бы то ни стало избавиться от папы-поляка. Кароль Войтыла родился 18 мая 1920 года в маленьком городке неподалёку от Кракова. В гимназии он был первым учеником по греческому языку и латыни, пробовал себя на сцене. Увлекался поэзией и философией. Поступил на философский факультет Ягеллонского университета, редактировал студенческую газету и играл в театральной труппе. Когда в 39-м году Польша была оккупирована немцами, Войтыла сначала работал в каменоломне, затем – на солодовой фабрике. После войны, в ноябре 46-го, Войтыла стал священником, он служил в небольшом приходе под Краковом. В 64-м году он стал архиепископом Кракова, в 67-м – самым молодым кардиналом. В начале 50-х в социалистической Польше задумали построить город будущего – Новогуд. Он задумывался как современный индустриальный город, в нём, разумеется, не было места для церкви. Тогда рабочие-металлурги поставили огромный крест, у подножия которого совершались богослужения. Тогда власти решили поставить на этом месте школу. Рабочие не пустили туда строителей, борьбу за строительство церкви возглавил Кароль Войтыла, и заставил власти на попятную и в глазах поляков стал героем. Он был принципиальным противником коммунизма. Иоанн Павел II говорил: «Я убеждён, что молодой человек перестаёт быть и молодым, и христианином, когда позволяет увлечь себя доктринам и идеологиям, проповедующим ненависть и насилие, ибо нельзя построить справедливое общество достойное человека, если не уважаются или, что ещё хуже, разрушаются человеческие свободы, если отдельная личность не обладает самыми фундаментальными свободами». ВАТИКАН И «СОЛИДАРНОСТЬ» Леонид Млечин: Его предшественник, Иоанн Павел I, он же венецианский кардинал Альбино Лучани, провёл на ватиканском престоле всего 33 дня. Казавшийся крепким, здоровым человеком, папа скоропостижно скончался во сне, по официальной версии от инфаркта миокарда, но по Ватикану поползли слухи, что он был отравлен. Когда 16 октября 1978 года кардинал Феличи объявил в Риме: «Мы обрели папу!» – за пределами Польши имя кардинала Кароля Войтылы мало было известно. Но Войтыла воплощал именно тот тип консервативного священника, которого желали видеть в Ватикане. Только в Польше сохранился полный энергии и чрезвычайно жизнеспособный католицизм, фанатичная и склонная к миссионерству вера, для которой нет нерешенных проблем. После Италии, Франции и Испании Польша занимает четвёртое место в Европе по числу католиков, а по регулярности посещения церковных служб Польша – самая католическая страна. Набожность поляков общеизвестна. В трагические периоды разделов Польши именно католическая церковь воплощала в себе единство нации. Поляки связывали с именем папы римского надежду на освобождение и обретение независимости. 14 августа 1980 года на Гданьской судостроительной верфи началась забастовка. Невиданное дело в восточном блоке. 15 августа забастовка распространилась на другие предприятия, в ночь на 17 августа образовался Межзаводской забастовочный комитет, председателем избрали электрика Леха Воленса. Властям пришлось вступить в переговоры с забастовавшими рабочими. После подписания 31 августа соглашения с рабочими в Гданьске возник первый в социалистическом лагере свободный профсоюз «Солидарность», который превратился в широкое социальное движение. Стачка на судоверфи имени Ленина, положившая летом 80-го года начало забастовочного движения, началась под огромным портретом Кароля Войтылы, тогда уже папы римского. Без избрания поляка на святой престол «Солидарность» была бы невозможно, это был вызов системе, рабочие отстаивали не только право на забастовки, но и требовали транслировать католическую проповедь по радио. Стало ясно, что социалистической Польша остаётся только внешне. Выехав впервые за рубеж, лидер забастовщиков Лех Валенса отправился в Рим. Он встал на колени перед папой – это был символический жест, означавший глубокую внутреннюю связь «Солидарности» с папой. Власти пришлось подписать соглашение с руководством профсоюза, предоставив «Солидарности» официальный статус. Соглашение подписывалось, можно сказать, на глазах у всей страны – под объективами телекамер. Когда дошло до очереди Леха Валенса, он вытащил огромную сувенирную ручку величиной с морковь, которая осталась от визита Иоанна Павла II в Польшу. Взъерошенный слесарь с этой смешной авторучкой являл поразительный контраст с надутыми партийными чиновниками, которым пришлось сесть с ним за один стол. 19 июня 1983 года в страну приехал папа римский. Спустившись по трапу он поцеловал родную землю. В Москве и других восточно-европейских столицах с тревогой наблюдали за тем, как восторженно встречают поляки Иоанна Павла II. Мало кто тогда понимал, что социалистическая эпоха в Польше уже заканчивается. ПОЛИТИКА И ПРИНЦИПЫ Леонид Млечин: Прежний папа Павел VI был пессимистом, и это заставляло всех думать, что церковь занимает оборонительные позиции. Иоанн Павел II, напротив, создавал впечатление перехода католической церкви в наступление. Его поездки, выступления по телевидению, ликующие толпы – всё это порождало иллюзию силы и мощи католицизма, избавляло от страха и колебаний. Иоанн Павел II был наделён необычной способностью влиять на аудиторию, притягивать к себе людей. Ни одному из его предшественников не удавалось столь эффектно использовать телевидение, радио и газеты. «Папа римский должен быть моральной силой, – считал сам Иоанн Павел II, – его вила не в мече, а в слове». И он демонстрировал эту силу все эти годы, он – это целая армия, состоящая из одного человека. А осенью 98-го года папа римский приехал в Хорватию, чтобы причислить кардинала Алоизия Степинаца к лику блаженных. Это первый шаг к тому, чтобы стать святым. Конечно, у католической церкви, как и у всякого учреждения, есть своя номенклатура пастырей живых и мёртвых. Живым за заслуги идёт повышение, мёртвым – причисление к лику святых. Но можно ли считать святым кардинала Степинаца, связанного с кровавым усташеским режимом? После войны в социалистической Югославии его приговорили к пожизненному тюремному заключению. Кем он был на самом деле? Первая в истории самострельное хорватское государство возникло благодаря Гитлеру и Муссолини. Весной 41-го года немецкая авиация начала бомбардировки Белграда. Югославская армия сопротивлялась 11 дней, после чего страна была расчленена. 10 апреля 41-го в Загребе была провозглашена самостоятельная Хорватия, главой государства стал Анте Павелич – человек серый и безликий. Он ещё в 29-м году основал повстанческую революционную хорватскую организацию, Ustaša – Hrvatski revolucionarni pokret. Членов организации называли «усташами». Через несколько дней после провозглашения хорватского государства был принят закон «О защите чести народа», в котором говорилось, что каждый, кто оскорбил честь хорвата подлежит смертной казни. Новый министр юстиции заявил: «Хорватское государство отвергает существовавшую доселе точку зрения, будто все люди равны». Через 2 недели было запрещено использование кириллицы как принадлежность чуждой сербской культуры. А ещё через 5 дней приняли закон «О защите арийской крови». Первое в истории хорватское государство стремилось к этнической чистоте. Избавиться от инородцев было непросто, из 6 миллионов населения хорватов было лишь немногим более половины, остальные – сербы и боснийцы, но усташи Павелича были намерены создать чисто хорватское государство. Только с мая по октябрь 41-го усташи убили 300 тысяч сербов. Истреблялись целые населённые пункты. Усташи орудовали с дикой, наворотной жестокостью, которая удивляла даже немцев, а офицеры итальянской армии иногда помогали сербам спастись от хорватов. Кардинал Алоизий Степинац – ярый хорватский националист – стал на защиту новой власти. «Если реакция хорватов порой была жестокой, – говорил Степинац, – то мы сожалеем и осуждаем это. Но вне всякого сомнения, эта реакция была спровоцирована сербами, которые 20 совместной жизни в Югославии нарушали все права хорватского народа». Конфликт в бывшей Югославии рассматривался как межконфессиональный, хорватские националисты жаждали создания своего государства, которое станет оплотом римского христианства против православных сербов и босняков-мусульман. Новые крестоносцы в лице фанатичных хорватских монахов устраивали массовые обряды насильственного обращения в католицизм православных сербов. Больше 100 православных священников убили, сербов живыми сжигали прямо в церквях. Когда кардинала упрекнули за то, что он слишком явно поддерживает Анто Павелича, он ответил: «Политическая сдержанность христиан при современном положении невозможна. Католическое духовенство не может оставаться нейтральным, не рискуя утратить доверие народа». Поведение Ватикана в 30-е и 40-е едва ли можно назвать высокоморальным. 29 июня 41-го, через неделю после вторжения немецких войск в Советский Союз, папа Пий XII выступил по радио: «Какой бы жестокой ни казалась рука небесного хирурга, когда она железом врезается в живую плоть, руководит ею любовь». И напрасно все 12 лет правления национальных социалистов в Германии от Ватикана требовали вмешаться, осудить, остановить преступления гитлеровского режима. Ни концлагеря, ни убийства, ни уничтожение целых народов не нарушили олимпийское спокойствие Ватикана. Конечно, не все священники решились разделить с церковью её грех, но за малым исключением абсолютное большинство католических епископов делало вид, что ничего не знает о преступлениях нацистского государства. Цинизм отцов церкви не знал предела. После разгрома нацисткой Германии и её союзников Анте Павелич сумел избежать наказания. Его спасла католическая церковь, которая тайно переправляла видных нацистов в Латинскую Америку. Анте Павелич бежал из Хорватии, в Каринтии работал водителем грузовика, а в 48-м году в Генуи сел на пароход в рясе католического священника с фальшивыми документами и отплыл в Аргентину. Там его приютил диктатор Хуан Доминго Перон, с которым Павелич познакомился в 30-е годы в Риме, тогда полковник Перон был военным атташе аргентинского посольства. Когда Перона свергли, Павелич перебрался в Испанию – к каудильо Франко. В 59-м вождь усташей скончался. Степинаца посадили на скамью подсудимых. Видимо, вера в Бога не уберегает людей от участия в преступлениях. В ситуации выбора человек может полагаться только на собственную совесть. Прошли годы, и папа римский назвал Степинаца мучеником, борцом против несправедливости. Удивительно было услышать эти слова от Иоанна Павла II. Под его давлением католическая церковь осудила своё поведение в нацистские времена. Церковь не помогала несчастным, когда можно было помочь, и не протестовала, когда надо было протестовать. Позиция Иоанна Павла II стала поворотным пунктом в истории католической церкви. Так почему же покойный папа изменил своим принципам применительно к хорватскому кардиналу? Увы, политика взяла верх над принципами. Это был просто знак симпатии Ватикана к католическому Хорватии. Хорватские власти считают кардинала жертвой коммунизма и борцом за создание самостоятельного хорватского государства. ПАПА И ФИДЕЛЬ КАСТРО Леонид Млечин: Совершенно необычным событием стала поездка папы рисского на Кубу. Папе было 77 лет, Фиделю Кастро – 73. Из всех социалистических лидеров именно Фидель Кастро был самым религиозным человеком. К тому времени Иоанн Павел II ровно 20 лет занимал престол святого Петра. Первое апостольское паломничество в юбилейном году он совершил на Кубу. Латиноамериканские страны, освоенные когда-то испанцами и португальцами, традиционно католические. Разговоры о приезде папы римского на Кубу шли лет 15, но у Фиделя Кастро были сложные отношения с церковью и религией. Мама его была очень набожная женщина и Фиделя крестили, он учился в самом дорогом и престижном иезуитском колледже на Кубе. Но иезуиты не сделали из него верующего человека, иезуиты – догматики, они считают, что верить надо потому, что надо. Фиделя Кастро это не утраивало. Фиделю Кастро не нравились и рассуждения об аде, адских муках, адском пекле. Юный Кастро не понимал, как можно быть таким жестоким по отношению к грешникам. Кастро-политик научился наказывать тех, кого считал грешником. После революции для церкви настали трудные времена. «Церковь на Кубе, – говорил Фидель Кастро, – обслуживала привилегированное богатое меньшинство, связанное с реакционными кругами. Активные католики выступали против революции. Зачем же нам сохранять организацию, которая выступает против нас?» – говорил Кастро. В социалистической Кубе церковь лишили всего изящества, священников попросили уехать, а верующих христиан в партию не принимали. По случаю приезда папы католической церкви разрешили открыть бесплатную столовую для бедных. Впервые после революции на острове прошли массовые богослужения. Многие кубинцы плакали. Правда сначала кубинские католики должны были спеть революционный гимн «Товарищи, к оружию». Кубинские власти постарались заработать на приезде папы как можно больше валюты и пропагандистских очков. Даже пионеров Кастро призвал прийти послушать папу. Для социалистической Польши визит папы Иоанна Павла II стал таким потрясением, что социализм рухнул. На кубинцев приезд папы такого же воздействия не произвёл. Кубинцы менее религиозны, чем поляки, да и воспитанник иезуитов Фидель Кастро был покрепче польских коммунистов. МАФИЯ И МАССОНЫ Леонид Млечин: В июле 81-го стрелявшего в папу Мехмета Али Агджу приговорили к пожизненному заключению – это высшая мера наказания в Италии. На процессе Агджа заявил, что действовал один, он после приговора вдруг вспомнил, что у него были сообщники – пятеро турок и трое болгар. Из них главный Сергей Антонов, работавший в представительстве огрской авиакомпании. Одним эта версия показалась убедительной из-за убийства болгарского диссидента Георгия Маркова. Считается, что убийство организовала бочарская Госбезопасность. Но другим сотрудничество болгарских спецслужб и турецких националистов представлялось немыслимым. Болгары не могут забыть 500-летнее господство Оттоманской империи. Турки – враги, какое может быть сотрудничество? Сергей Антонов был арестован, обвиняли его в том, что он передал Агдже пистолет. Последовал долгий судебный процесс, в результате Сергея Антонова освободили за недостатком улик. Так кто же такой Агджа: сумасшедший преступник-одиночка или всё-таки умелый исполнитель воли свои таинственных заказчиков? Следователи, которые вели его дело, зашли в тупик. Следователи рассказывали: «Да Агджа – просто прирождённый актёр, он выдвигал одну версию за другой: то он мессия, то он действует по заданию болгарской разведки, то за ним стоит Ватикан. А последняя версия была, что оно исполнял задание вождя исламской революции аятоллы Хомейни». На самом деле он просто играл со следствием. В результате так и остался не отвеченным главный вопрос: кто хотел, чтобы Иоанн Павел II умер? Самая распространённая версия: Кароля Войтыла решили устранить, потому что он открыто поддерживал профсоюз «Солидарность». Помимо моральной поддержки польским диссидентам поступала и немалая финансовая помощь через Ватикан. Однако найти убедительные доказательства этой версии и после крушения социалистического блока, когда стали доступны архивы восточноевропейских спецслужб, не удалось. Да и как социалистические спецслужбы могли договориться с турецкой ультраправой организацией? Сам Иоанн Павел II незадолго до своей смерти в 2005-м заявил, что убеждён: покушение на него было делом одного человека. Однако в болгарский след он никогда не верил. Теперь в ходу ватиканская версия. В начале 80-х годов в церковном государстве произошёл один из крупнейших финансовых скандалов XX века, связанный с Роберто Кальви – главой крупнейшего частного итальянского банка «Амброзиано». Кальви именовали «банкиром Господа Бога». Банк был основан в 1896 году для предоставления кредитов в соответствии с христианской этикой и убеждениями. Банк «Амброзиано» требовал, чтобы клиент прежде всего представил свидетельство о крещении. Президенту банка «Амброзиано» был поручен незаконный вывод денег за границу в том самом 81-и году, когда стреляли в папу. Это решение принял архиепископ Пол Казимир Марцинкус – глава Банка Ватикана, его называют Институтом религиозных дел. Банк Ватикана ведает имуществом папы римского, высших иерархов церкви, контролирует финансовые операции всех католических приходов в мире. Пол Марцинкус – сын литовца, эмигрировавшего когда-то из Российской империи, был телохранителем и доверенным лицом Иоанна Павла II. Однажды он спас Карола Войтыла от человека, который бросился на него с ножом. Но в тот день, когда в папу стреляли, Марцинкуса рядом не было. Вообще говоря, он занимался сомнительными финансовыми операциями, неизменно приговаривая: «Одной молитвой церковь не построишь». С помощью Кальви средства Ватикана переводились в Польшу для «Солидарности», кроме того, Кальви вместе с Марцинкусом основали банки в Панаме и на Багамах для отмывания средств от южноамериканской торговли кокаином. Кальви знал толк в этом бизнесе, он давно занимался сомнительными финансовыми операциями и отмыванием денег для мафиозных групп. Кроме того, состоял в одной печально известной масонской ложе, члены этой ложи называли себя «чёрными монахами», потому что на своих заседаниях они носили чёрны одежды. Эту ложу называли «государство в государстве». Когда список членов ложи – министры, депутаты, судьи, военные, журналисты и бизнесмены, такие как будущий премьер-министр Сильвио Берлускони – стал достоянием общественности, это привело к падению правительства. Премьер-министр Италии Арнальдо Форлани ушёл в отставку 26 мая 1981 года, через 13 дней после покушения на папу. А самого Кальви в июне 82-го нашли в Лондон повешенным под «мостом чёрных монахов» с карманами полными денег и кирпичей. Стояла ли за этим мафия, так и не удалось установить. «Священники верят в загробную жизнь, – говорил Кальви жене, – поэтому не считают убийство грехом. Если со мной что-то случится, папа виноват». Так что же, Иоанн Павел II стал жертвой непрекращающихся финансовых махинаций? Он стал жертвой борьбы за власть между мафией и Ватиканом? Ватикан как место тёмных денежных сделок, зловещее масонское ложе как вдохновитель страшных преступлений. Стоит ли удивляться скорому появлению увлекательнейших и популярнейших бестселлеров Дэна Брауна о невероятных ватиканских интригах?