Леонид Млечин: В романе американского классика Уильяма Фолкнера «Свет в августе» сказано так: «Каждый белый ребёнок на юге Соединенных Штатов рождается распятым на чёрном кресте, он несёт в себе неосознанную вину белого перед неграми, и белые американцы уже много лет стараются искупить эту вину». БЕЛЫЙ ДОМ. КАЖДОЕ ГОСУДАРСТВО НЕСЧАСТНО ПО-СВОЕМУ Леонид Млечин: В 2004 году руководство демократической партии нуждалось в политике, который придал бы динамизм партии, терпевшей одно поражение за другим, и сенатора Бараку Обаму попросили выступить на партийном съезде, и он произнёс ставшую знаменитой речь о том, что сила Америки не в том, что она делится на демократов и республиканцев, а в том, что американцы едины и создали свою страну из представителей различных этнических групп, верований и идеологий, и это был голос темнокожего американца, который гордится своей страной, где все рождаются равными. Голос за кадром: «Умники, – говорил Обама, – закрашивают на карте нашей страны одни штаты красным цветом, другие – сними. В красных голосуют за республиканцев, в синих – за демократов. Но я скажу так: мы в синих штатах тоже верим в Бога, хотя и демократы, и мы в красных штатах не любим, когда федеральные агенты суют свой нос в наши личные дела, хотя мы и республиканцы. Мы – один народ, мы привержены нашему знамени, и все мы защищаем Соединённые Штаты, нет белой Америки и чёрной Америки, нет испаноязычной Америки и азиатской Америки – есть единые Соединённые Штаты Америки!». Телекамеры показали слёзы на глазах делегатов партийного съезда – с этого момента началось его восхождение на вершину власти: казалось, сам факт избрания Обамы президентом сдвинет горы, перевернёт страницу в расовой истории Соединённых Штатов, Обама нашёл для себя образ объединителя и умиротворителя, для которого важно не врагов одолеть, а найти то общее, что важно для всех американцев. Леонид Млечин: Барак Обама стал первым темнокожим президентом через 40 лет, после того как назначенная 36-м президентом Линдоном Джонсоном комиссия пришла к выводу, что страна расколота на 2: на чёрную и белую Америку, они не равны и существуют каждая сама по себе. Голос за кадром: Когда США создавались, рабство считалось простительным злом, его стыдились, потому что это понятие не упомянуто в Конституции. Потом взгляды изменились: на юге и рабство называли полезным делом, необходимого для поддержания южного образа жизни. 16-й президент Авраам Линкольн возмущался: «Если рабство так хорошо, отчего никто из утверждающих это сам не желает быть рабом?». Отцы-основатели осознавали, что столкновение неминуемо. 4-й президент страны Джеймс Мэдисон говорил: «Всем понятно, что реальные противоречия существуют не между большими и маленькими штатами, а между северными и южными – всё дело в институте рабства и его последствиях». Леонид Млечин: Гражданская война, возникшая между промышленным севером и сельскохозяйственным югом, где использовали труд рабов, привезённых из Африки, разгорелась именно из-за рабства. Последний перед Гражданской войной 15-й президент Джеймс Бьюкенен, покидая Белый дом, укоризненно сказал: «Рабов соблазнили обещанием свободы, а на юге многие женщины ложатся спать, не зная, доживут ли они и их дети до утра. Раскол страны неизбежен». Голос за кадром: Сменивший его в Белом доме Авраам Линкольн исходил из того, что рабство – абсолютное моральное зло: «Есть темы, например, размер налогов, которые можно обсуждать, а рабство – не предмет торга», – Линкольн избрал политику моральных принципов, а не сделок. 12 апреля 1861 года во время инаугурации Авраам Линкольн говорил, что американцев разделило только рабство: «Одна часть нашей страны верит, что рабство правильно и должно быть распространено, а другая верит, что рабство – это плохо и его нельзя распространять. Это единственный спорный вопрос». Леонид Млечин: Конечно, это не означало, что все солдаты в Гражданскую войну постоянно размышляли о проблеме рабства: на юге были люди, которые сражались и умирали, и они не имели рабов и не собирались их иметь, но страна раскололась именно из-за рабовладения: северяне поддержали темнокожих, которые хотели избавиться от рабства, а на юге считали, что отмена рабовладения разорить южных плантаторов, поэтому южные штаты ради сохранения рабовладения и объявили независимость, тогда для северян это уже была война не только против рабства, но и за сохранение единства страны. САХАР И РАБСТВО Голос за кадром: Летом 1619 года 2 британских корабля остановили португальское судно в надежде захватить груз золота, вместо золота они обнаружили другой груз – 350 африканских рабов. Корабли встали на якорь неподалёку от колонии Джеймстаун, в современной Вирджинии, и обменяли африканцев на продовольствие – так 400 лет назад в Северной Америке появились первые рабы. Со временем Вирджиния превратилась в самый рабовладельческий штат: Парламент Вирджинии принял закон, который называл преступлением брак свободного белого человека с темнокожим, в вот убийство раба, если он заслуживал наказания, преступлением не считалось. Леонид Млечин: Соединённые Штаты производят порядка 9 миллионов тонн сахара в год и являются 6-й по значению державой в мировом производстве, в результате сами американцы употребляют вдвое больше сахара, чем рекомендуют врачи, а излишнее потребление сахара ведёт к диабету, ожирению, раку, а афроамериканцев сахар убивает быстрее, чем белых, афроамериканцы в большей степени страдают от ожирения и диабета, чем белые, а ведь без афроамериканцев Соединённые Штаты не стали бы великой сахарной державой. Голос за кадром: Когда Христофор Колумб совершил второе путешествие через Атлантический океан, он привёз с испанских Канарских островов стебли сахарного тростника. Производить сахар было тяжёлым делом, поэтому в Европе рафинированный сахар был роскошью, он бы таким и остался, если бы в распоряжении североамериканских плантаторов не оказалось большое количество дармовой и бессловесной рабочей силы. Введение рабства в Новом Свете изменило всё: началась эра сахара, и она изменила мир в большей степени, чем любой правитель. «Белое золото» стимулировало торговлю рабами: в 1795 году Этьен де Бьер заложил первую сахарную плантацию на территории Луизианы, его примеру последовали другие. Сахарные плантации распространились по обоим берегам Миссисипи – успех обеспечили богатые почвы, технические познания опытных французских и испанских плантаторов и тяжёлый труд тысяч рабов. Сахар победил хлопок, обогатив Луизиану: в 1840 году штат занимал третье место по банковскому капиталу после Нью-Йорка и Массачусетса. Огромные по тем временам инвестиции хлынули в этот успешный бизнес, в сахарные заводы – самый индустриальный сектор южного сельского хозяйства. Когда началось движение переселенцев с востока страны на запад, освоение новых земель, рабовладельцы строили большие планы: они нуждались в жизненном пространстве и не хотели, чтобы в новых штатах запретили рабство. Рабы должны были не только выращивать хлопок, но и добывать золото и прокладывать железные дороги. Леонид Млечин: Экономическая машина рабства была очень мощной, рабы были главным активом, армия рабов стоила от 3 до 5 миллиардов долларов в ценах 60-х годов XIX века – больше, чем железные дороги, заводы, фабрики и корабли и выращенный рабами хлопок был тогда главной статьёй экспорта Соединённых Штатов. Голос за кадром: В 1854 году штаты Канзас и Небраска предложили поселенцам самим решить, хотят ли они иметь рабов: в Канзасе и началась Гражданская война. Губернатор Канзаса Уилсон Шэннон первым произнёс выражение «Гражданская война», никого не спрашивали: «Ты демократ или республиканец?». Задавали другой вопрос: «Ты за свободу или за рабство?» – вот ради чего маршировали армии и стреляли пушки. В Гражданской войне погибло 625000 американцев – больше, чем в обеих великих войнах XX века вместе взятых. Леонид Млечин: Республиканская партия Авраама Линкольна провела через Конгресс 13-ю поправку, которая объявляла рабство незаконным, она вступила в силу, когда за неё проголосовало три четверти штатов, потом 14-ю поправку, которая запрещала дискриминацию по цвету кожи, потом 15-ю, которая разрешила афроамериканцам голосовать – темнокожие американцы получили все эти свободы только благодаря тому, что республиканская партия гарантировала их с помощью федеральных войск, и Конгресс разрешил Линкольну набирать освобождённых рабов в вооружённые силы. Голос за кадром: Но и после Гражданской войны южане не были готовы согласиться с тем, что все рождаются равными, не могли с этим примириться, на юге после оглушительного военного поражения хотели доказать, что они воевали успешно и мужественно. Леонид Млечин: Классический роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» и поставленный по нему чудесный фильм воспевает белых южан, ставших жертвой нахлынувших с севера проходимцев. Забыть – такова была цена воссоединения нации, и американцы были готовы её заплатить, но не получилось. ИСТОРИЯ КУ-КЛУКС-КЛАНА Леонид Млечин: 24 декабря 1865 года в штате Теннесси ветераны армии южан сформировали тайное общество, которое они назвали Ку-клукс-клан, бывший генерал Натаниэль Бедфорд Форрест был первым великим магистром клана. Ку-клукс-клан был основан, чтобы помешать созданию многорасовой Америки. Ветеранское сообщество быстро превратилось в террористическую организацию, наводившую страх на всю страну. Голос за кадром: Название «Ку-клукс-клан» произошло от греческого слова «кюклос», означающего «круг» и шотландского слова «клан», вошедшего и в русский язык. Члены клана исходили из расового превосходства белых и были намерены силой помешать предоставлению равных прав афроамериканцам. Члены Ку-клукс-клана убивали афроамериканцев, требовавших равноправие и их защитников, причём они делали это не тайно, а открыто: устраивали целые представления, на которые стекались толпы. Масштаб насилия был таков, что 1871 году бы принят закон, разрешивший 18-у президенту Уиллису Гранту использовать военную силу для подавления клана – тысячи ку-клукс-клановцев были арестованы, а в начале XX века клан возродился в ответ на массовую иммиграцию в Соединённые Штаты. В 1915 году на экраны вышел фильм «Рождения нации», воспевавший Ку-клукс-клан. 28-й президент Вудро Вильсон показывал этот фильм своим гостям в Белом доме, афроамериканцы задыхались от потока расизма и злобы. Ку-клукс-клан был на пике своей популярности, когда 30000 расистов устроили парадное шествие по Пенсильвания-авеню в Вашингтоне в августе 1925 года. Многие участники шествия сняли капюшоны и показали лица – красноречивый признак уверенности в своей безнаказанности. Леонид Млечин: Подъём фашистского движения в Европе придал уверенности белым расистам в Америке: в годы экономического кризиса в клан вступило больше 5 миллионов человек, которые платили взносы. Политические лидеры юга отстаивали принцип сегрегации, поэтому за публичное линчевание никого не наказывали, местная полиция даже не искала линчевателей, то есть убийц. Голос за кадром: В январе 1934 года в Конгресс был внесён законопроект, который требовал призывать к ответу местные власти, если они не в состоянии защитить своих граждан: законопроект гарантировал право на справедливое правосудие всем вне зависимости от расы. Если участники суда Линча не понесут наказание в течение месяца, федеральные власти получают право вмешаться. Судьба законопроекта зависела от позиции президента Франклина Делано Рузвельта, а он не хотел ссориться с влиятельными южанами, в конце концов, он распорядился отозвать законопроект. Проблема возникла при расширении вооружённых сил: темнокожим разрешали служить только в обслуживающим персонале, в полумиллионной сухопутной армии было только 2 чёрных офицера и ни одного на флоте, ни одного темнокожего солдата в корпусе морской пехоты и в танковых частях, а начиналась Вторая мировая – ввели призыв на воинскую службу. Конгресс принял закон, который разрешал призывать темнокожих и запрещал дискриминации в вооружённых силах. Темнокожие американцы поддерживали республиканскую партию до тех пор пока демократу Франклину Рузвельту не понадобились их голоса. Его жена Элеонор открыто выступала против белого расизма, и афроамериканцы голосовали за Рузвельта – он получал 67% голосов темнокожих, а затем и за Гарри Трумэна. Афроамериканцы перешли к республиканцам, когда президентом стал генерал Дуайт Эйзенхауэр. Эйзенхауэр потратил немало сил, чтобы чёрные на юге получили реальное право голосовать, сенаторы-демократы голосовали против. Республиканец Ричард Никсон осуществил десегрегацию школ на юге: темнокожие и белокожие дети стали учиться вместе. В 2000-м году на съезде республиканской партии выступала Кондолиза Райс – первая темнокожая женщина, ставшая государственным секретарём Соединённых Штатов: «Мой отец вступил в нашу партию, потому что в штате Алабама демократы не позволяли ему голосовать на выборах, а республиканцы дали ему такое право». Кандидат в президенты от демократической партии Джон Кеннеди вновь изменил настроение чёрных американцев одним телефонным звонком, когда борца за права чернокожих Мартина Лютера Кинга посадили в тюрьму, Кеннеди позвонил его жене, чтобы выразить своё сочувствие и поддержку – весть о звонке Джона Кеннеди мигом распространилась по стране, и за него проголосовали 70% чёрных избирателей. Леонид Млечин: Ещё совсем недавно американское общество за исключением либералов исходило из того, что темнокожие справедливо лишены права голосовать, ходить вместе с белыми в школы и кино, ездить в поезде и трамвае, обедать вместе с белыми, плавать с ними в бассейне, сидеть рядом на скамейке в парке, считалось, что негры – народ отсталый и генетически неполноценный, это оправдывало расизм и сегрегацию. Голос за кадром: Особенно тяжко приходилось темнокожим на юге страны в бывших рабовладельческих штатах. В штате Алабама на автобусных остановках 2 кассы: для белых и для чёрных, в пассажирских поездах белые и чёрные едут отдельно, в ресторане белых и чёрных посетителей обслуживают отдельно и должны быть 2 отдельных входа. В городе Бирмингеме, где росла Кондолиза Райс, чёрных детей не пускали на цирковые представления и в городской парк развлечений, только раз в году парк открывал для них двери, и губернатор Алабамы Джордж Уоллес говорил: «Я уверен, что сегрегация хороша и для негров и для белых». Двоих темнокожих студентов, юношу и девушку, которых зачислили в университет Алабамы, туда просто не пускали, губернатор Уоллес завил, что не позволит неграм учиться в университете. 35-й президент Джон Кеннеди и его брат Роберт, ставший министром юстиции, решили заставить губернатора выполнить решение суда, хотя понимали, что это повредит им в глазах южан. Губернатор возражал: «Федеральная власть не имеет право нарушать права и привилегии суверенного штата Алабама». Роберт Кеннеди попросил брата отправить в Алабаму национальную гвардию – губернатор Уоллес отступил, он злобно сказал журналистам: «В следующем году выборы – юг скажет своё слово, югу некоторые парни очень не нравятся». В ноябре президент Джон Кеннеди был убит. МЕЧТА ОСТАЁТСЯ МЕЧТОЙ? Леонид Млечин: В 1963 году в Вашингтоне прошёл марш в защиту гражданских прав темнокожего населения: съехались люди, чёрные и белые, со всей страны, они пели: «Вы всё преодолеем!». На митинге выступили многие видные американцы, в том числе известный актёр Берт Ланкастер. В историю вошёл взволнованный монолог Мартина Лютера Кинга, где рефреном звучали слова: «У меня есть мечта!». Голос за кадром: Марш имел огромное значение для страны: он заставил американцев понять, что они должны помочь своим чёрным согражданам, потому что белые виновны в их страданиях. Через 20 лет в 1983 году марш повторили: на трибунах появилась сестра Мартина Лютера Кинга, которая напомнила его слова и с горечью добавила: «У нас всё ещё есть мечта». Приемник Кеннеди 36-й президент Линдон Джонсон сделал всё, чтобы окончательно покончить с сегрегацией и дискриминацией чернокожих. Когда в 1964-м году Джонсон подписал Закон о гражданских правах, родители Кондолизы Райс вместе с дочкой отправились поужинать в ресторан, где обслуживали только белых, Кондолиза вспоминала: «Когда мы вошли, все посетили замерли и перестали есть, они долго не могли прийти в себя». Когда Барак Обама занял место в Белом доме, казалось, совершалось то, о чём Мартин Лютер Кинг и мечтать не мог: расовая ненависть перестала быть главным пунктом американской политической жизни, в первую очередь, благодаря тому, что жизнь изменилась к лучшему, и это избавило страну от предрассудков яростных и опасных. Леонид Млечин: Общество создало афроамериканцам режим наибольшего благоприятствования и в получении образования и в приёме на работу – эта дорогостоящая программа интеграции привела к серьёзным последствиям, заметны и следы самовоспитания: современный белый американец не позволит себе обратить внимание на цвет кожи и невозможна такая фраза как: «Да у меня полно друзей темнокожих», – потому что это равносильно признанию в расизме. И афроамериканцы заняли достойные позиции во всех областях жизни: и в кино, и на телевидении, и в бизнесе. Голос за кадром: Белые избиратели голосуют за достойных кандидатов, не обращая внимания на цвет их кожи, число афроамериканцев, принадлежащих к среднему классу, увеличилось в 4 раза за одно поколение, они достигли большого успеха и стали частью истеблишмента. И всё же значительное число афроамериканцем в современную жизнь Америки не вписалось: они не учатся, не работают, получают социальные пособия, чувствуют себя людьми второго сорта, безработных афроамериканцев больше, чем белых, им вдвое чаще отказывают в приёме на работу, темнокожая семья в среднем зарабатывает в 10 раз меньше, чем белая семья, родители афроамериканцы оставляют детям меньшее наследство, чем белые. Белые мужчины и женщины живут дольше темнокожие чаще оказываются в тюрьме, чем в колледже, наказывают их более сурово, чем белых, каждый четвертый молодой афроамериканец находится или в тюрьме или под следствием или под надзором полиции, каждый третий или осуждён или, как минимум, привлекался к суду. Темнокожие мужчины составляют 6% населения страны и 40% от числа убитых – настоящая эпидемия убийств молодых темнокожих, и, как правило, преступления остаются нераскрытыми: с одной стороны, родственники не хотят расследования, понимая, что свидетели сами могут быть убиты, с другой, полиция не проявляла рвения, расследуя эти убийства: им не хватает автомобилей, чтобы выехать на место преступления, компьютеров, чтобы сделать необходимые запросы, диктофонов, чтобы записывать показания свидетелей, папок, чтобы складывать бумаги, поэтому большинство убийц знают, что их просто не станут искать. И афроамериканцы восстали против белой Америки: многим чёрным американцам пришлись по душе принципы равенства, проповедуемые исламом, и они отвергают христианство как религию, которая оправдывала рабство в Америке, веди Иисус Христос изображается в образе белокурого человека с голубыми глазами. Иммигранты из других стран стараются как можно скорее сменить свои имена на чисто американские, темнокожие американцы, напротив, отказываются от своих американских имён, данных им при рождении и принимают имена арабские, как сделал это знаменитый боксёр Мухаммед Али, который родился Кассиусом Клеем. Темнокожие американцы, приявшие ислам, ненавидят Соединённые Штаты, их объединила организация «Нация ислама», её идеологи считают, что они – избранный изначальный народ, который когда-то был властелином всей Земли, но эту власть у них украли белые и низвели чёрных до положения рабов, теперь Аллах решил вернуть свой потерянный народ в рай, произойдёт это в 2 этапа: на первом чёрные должны вернуться к своей прежней жизни и к прежней религии – к исламу, выучить родной язык, то есть арабский, и отказаться от имён, которые им дали рабовладельцы. Белая раса породила нищету, рабство, колониализм, войны, гетто, безработицу, но время белого господства кончается, единственный путь выжить в дьявольском обществе – отгородиться от него: не надо жить вместе с белыми. Американцы с тёмным цветом кожи сделали всё, чтобы Барак Обама дважды побеждал на президентских выборах, для них его избрание стало триумфом, долгожданным вознаграждением за годы рабства и расовой сегрегации. Летом 2009 года Сенат Соединённых Штатов выпустил прокламацию с официальными извинениями за тяготы и страдания, причинённые рабам американского юга. Леонид Млечин: Но для немалого числа белых американцев годы его президентства стали временем болезненных размышлений о том, почему же они-то оказались ан обочине жизни? И в определённом смысле в обществе начался откат – расистские идеи вновь звучат в публичном пространстве. Голос за кадром: В ответ стали сносить памятники вождям южных штатов, что привело к настоящим столкновениям: одни утверждают, что памятники – часть истории страны, их нельзя трогать, другие считают, что немыслимо чтить людей, которые занимались работорговлей, все эти памятники поставили много позже Гражданской войны – в начале XX века, когда развернулась борьба против сегрегации, памятники воздвигли, чтобы обелить рабовладельцев. Леонид Млечин: Каждое великое государство несчастно по-своему. Несчастье Соединённых Штатов состоит в трудности соединить белых и темнокожих граждан в одно общество, рабство и рабовладение наложили неизгладимый отпечаток на американскую ментальность, и общество не знает, как преодолеть это прошлое.