Леонид Млечин: Обосновавшись в бывшем загородном имении московского градоначальника в Горках, Владимир Ильич Ленин отправился на охоту. Проезжал по аллеям, видел женщин, собиравших грибы. Вождь мировой революции любезно поздоровался и спросил: «Есть грибы?» - «Нет, батюшка. Как коммунисты появились, так грибы как сквозь землю провалились». Ленин ничего им не ответил, а потом сокрушался: «Ну, темный народ! Если грибов нет, посади хоть царя – их не будет. Неужели коммунисты против грибов?» Да, грибы то исчезли сами по себе. А вот почему при советской власти пропало все остальное? Голос за кадром: Начальство всегда заботилось о себе и о своих семьях. Остальных учили обходиться малым, демонстративно-пренебрежительно относиться к собственным нуждам и потребностям. А при необходимости жертвовать собой. Если юноша погибал, спасая колхозную технику, то считали, что так и должно поступать: комбайн дороже колхозника. Конечно, неприхотливость, привычка обходиться малым, терпеливо переносить лишения – эти чудесные качества спасали народ в самые трудные годы. Но способность терпеть, не замечать собственную боль связаны и с умением не замечать чужие страдания. В нашей стране сложилась система, при которой человека не жалко. Но это и система, при которой человеку и себя самого не жалко. Желание изменить природу человека присутствовало всегда. Но то, что творилось после прихода к власти большевиков – особый случай. Такого целенаправленного воздействия на личность никогда и нигде не происходило. Вырабатывались черты мировоззрения, взгляды на жизнь, привычки, традиции, которые за многие десятилетия закрепились и в определенном смысле существуют по сей день. Вот, о чем не задумывались. Хроническая бедность суживает горизонты, обрубает крылья стремлениям и желаниям. Люди не представляют себе, как можно изменить ситуацию к лучшему. Большевики мечтали о появлении нового советского человека, который поставит общественные интересы выше личных. А что произошло? С одной стороны, зарплату регулярно получали даже принципиальные бездельники, даже в убыточном хозяйстве. С другой – умелый и усердный работник фактически не поощрялся. Прилично заработать, да еще и превратить ассигнации в нужный товар можно было лишь неофициально. Коррупция и двоемыслие разъели само понятие трудовой морали. Общество невероятно разложилось. Тащили все, что можно было унести. В обществе это не осуждалось – считалось в порядке вещей. Расцвела коррупция. Только фигурировали не деньги, а материальные блага и услуги. «Ты – мне, я – тебе» стало официальной формулой отношений власть имеющих. Леонид Млечин: Распределение из-под прилавка, ситуация, когда не зарабатывали, а распределяли, когда не честный труд, а место у власти или связи давали какие-то блага. Все это воспитывало привычку ловчить и обманывать. Честное успешное хозяйствование воспринималось как глупость. Все устройство жизни отучало от ответственности, умение действовать самостоятельно, не ожидая команды сверху.