Леонид Млечин: «Я всегда хотел быть священником, – скажет много позже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Не помню того времени, когда бы я не хотел быть священником». Неудивительно при такой семейной истории, хотя кто-то другой мог бы и испугаться. И деда, и отца патриарха при советской власти отправили в лагерь за то, что они верили в Бога и не желали скрывать своей веры. ПРИЗВАНИЕ. СУДЬБА ПАТРИАРХА КИРИЛЛА Леонид Млечин: В годы революции и Гражданской войны дед будущего патриарха Василий Степанович Гундяев, который жил в Нижегородской губернии, защищал храм от разграбления и закрытия. В ноябре 28-го его арестовали, приговорили к пяти годам. Отбывал срок в Соловецком лагере. Отсидел и был отправлен в ссылку. Когда освободили, пытался открыть в родных местах храм. Осенью 45-го опять арестовали и дали 5 лет за антисоветскую агитацию. Вернулся домой только после смерти Сталин и в том же 53-м, на 71 году жизни был рукоположен в диаконы в новом храме в городе Бийске, это Башкирия. Михаил Гундяев, отец будущего патриарха, в 26-м году поступил на высшие богословские курсы, других церковных учебных заведений не осталось. Через 2 года курсы закрыли, его призвали в рабоче-крестьянскую Красную армию. В декабре 33-го арестовали за хранение учебных конспектов богословских курсов – антисоветская литература. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Мои родители полюбили друг друга очень рано. Но потом отца за веру посадили, и мама ждала его, пока он с Колымы вернётся. Кстати, следователь, который вызвал её на допрос, сказал: «Ты знаешь, забудь его, неизвестно, он с Колымы вернётся или не вернётся». Когда мама ему сказала: «Подождите, как же вы так говорите? Он же ведь ещё подследственный, а не осуждённый». Тогда следователь взял её за руку, подвёл к окну, а это было в городе Ленинграде, в нынешнем Петербурге, на Литейном проспекте. Там есть такой «большой дом», как ленинградцы его называли, где квартировалось соответствующее учреждение. Вот он показал ей на Литейный проспект, там люди ходят и сказал такую фразу: «Вот там те, кто ходят, они подследственные, а кто здесь – уже осуждённые». И, конечно, мама ждала отца, и он вернулся. Они поженились и создали вот такую счастливую семью, хотя это был тяжелейший 37-й год, его накануне 37-го года выпустили. Если бы чуть-чуть задержали, то он бы, конечно, никогда не вернулся. Леонид Млечин: Всю блокаду Михаил Гундяев работал на заводе, пока не попал в больницу в состоянии крайнего истощения. После войны, 20 ноября 46-го, у Гундяевых родился второй сын Владимир, это будущий патриарх. Уже в наше время его спросят: «Можем ли мы пережить возрождение веры, возрождение христианства?» .Кирилл ответил. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Почему же нет? Я такое возрождение сам пережил в послевоенном Ленинграде. Я вспоминаю, как все храмы, их всего было 16, но как они были забиты народом. Мой отец служил в двух тогда ленинградских храмах, вначале на Смоленском кладбище, где часовня Ксении Блаженной, и в моих детских воспоминаниях это огромная вереница людей, которая устраивалась в очередь, уходящую далеко за пределы Смоленского кладбища для того, чтобы просто прикоснуться к могиле Ксении Блаженной, которая в то время не была канонизована. Переполненный Спасо-Преображенский собор, когда мой отец читал акафист святителю чудотворцу Николаю, вся забитая площадь перед собором, а иногда даже достигающая, кто знает Петербург, Литейного проспекта. Перекрывалось движение на Литейном проспекте в Пасхальную ночь. И это было не потому, что храмов было мало, потому что если бы были храмы, то везде бы происходило то же самое. Это был религиозный ренессанс. Почему? Война. Во время этих тяжких страданий люди многое переосмыслили, очень многие поняли, что такое цена жизни. Очень многие прошли через личный опыт, участие небес в их жизни. Люди молились Господу, чтобы избежать смерти, гибели, и спасались чудом. Вот это был личный религиозный опыт, невероятно драматический, но очень сильный. И вот на основе этого опыта и возникло реальное религиозное возрождение. в Советском Союзе. Почему наступили потом хрущевские времена гонений и так далее? Переполошилась партия, потому что у этого явления было продолжение. 10 лет прошло после войны, а ничего не происходило, религиозность не сокращалась, напротив. И тогда наступил 56-й год, соответствующие партийные постановления, а потом 59-й и, наконец начало 60-х годов – жёсткое отвратительное гонение на Церковь, развязанное Хрущёвым. Такова история, поэтому ренессанс очень даже возможен. И вот одной из причин возникновения такого ренессанса может быть разочарование во всей этой технократической цивилизации, которая сейчас с таким энтузиазмом создаётся. В какой-то момент люди могут достичь критической оценки всего того, что происходит в мире, и почувствовать, что без Бога никакая наука и технология, никакая технократия не спасает человека и не делает его счастливым. Леонид Млечин: Современное общество становится более набожным, высокие технологии не объединяют, а разъединяют. Цифровая революция не придаёт уверенности, напротив, скорее, рождает ощущение незащищённости одиночества. Спасение ищут в вере. Относительно выбора жизненного пути сомнений у молодого человека не было. В 65-м году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Патриарх Кирилл вспоминал. Голос за кадром: «Семинарию и академию готовили к закрытию, осуществлялся довольно жёсткий отбор студентов. Делалось это при активном вмешательстве властей. И, начиная с 1960 года, в семинарию брали очень мало слушателей, причём принимали людей очень низкого интеллектуального уровня и чаще всего душевнобольных». Леонид Млечин: Приметил, оценил и сделал своим помощником митрополит Никодим, руководивший отделом внешних церковных сношений Русской церкви. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вспоминал: «Государство тогда пошло на активное использование Церкви в своей внешней политике. Митрополит Никодим, исходя из своих глубоких патриотических убеждений, был активно в это вовлечён, и в то же время он убедительно ставил вопрос перед властями, что для участия в миротворческом служении нужны молодые образованные священнослужители. В результате создано своего рода мощное ядро в нашей церкви, состоящие из епископов, клириков и мирян, богословски образованных и мыслящих, способных к творческому диалогу – внутриправославному и общехристианскому, а также к диалогу с современным миром». Советское государство желало только политической пользы, но, благодаря напряженным усилиям и творческой мысли митрополита Никодима, постепенно возрастала внутренняя сила церкви. В 69-м году митрополит Никодим постриг Владимира в монашество с именем в честь равноапостольного Кирилла. В 71-м году архимандрита Кирилла Священный синод назначил представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. Задача: чтобы русская Церковь лучше знала, что происходит в мире, и чтобы мир не лучше знал, что такое русская Церковь. Через три года патриарх Пимен назначил 28-летнего Кирилла ректором Ленинградских духовной академии и семинарии, самый молодой ректор в истории академии. В 76-м году он стал епископом. При вручении архипастырского жезла митрополит Никодим сказал: «Мне ведома, сила призвания твоего, настроения и желания твои, мне неизвестен тот внутренний пламень, с которым ты служишь Спасителю мира. Будь таким до конца твоих дней, совершая Божие дело». И вдруг в 84-м году его с поста ректора сослали архиепископом Смоленским и Вяземским. Тогдашний начал начальник управления КГБ по Смоленской области генерал Анатолий Ильич Шиверских вспоминал: «В служебных документах будущего патриарха именовали “фанатиком”, который вовлекает молодёжь в православную веру». ЦЕРКОВЬ В НОВЫЕ ВРЕМЕНА Леонид Млечин: И только Михаил Сергеевич Горбачёв впервые после Февраля с 17-го вернул в общество религию и Церковь. В перестройку в 89-м году Кирилл возглавил отдел внешних церковных сношений. Он вспоминал. Голос за кадром: «Во многом тот образ Церкви, который сформировался сегодня, зависел от работы отдела внешних церковных сношений. Хотя я ни в коем случае не берусь утверждать, что это целиком и полностью результат нашей работы. Вся Церковь в этом участвовала во главе со Святейшим Патриархом. Но на своём участке мы делали всё, что было можно, чтобы место Церкви в нашем обществе изменилось. Ведь мы начали с того положения, которое занимали во времена Советского Союза, когда Церковь была практически вне общественной жизни, была искусственно изолирована от общества». Леонид Млечин: В перестройку вернулась подлинная история и национальное самосознание, началось переосмысление прошлого. Голос за кадром: «Российское государство ищет примирения с представителями эмиграции, оказавшимися за границей в результате Гражданской войны. До сих пор их ценности и идеалы во многом остаются непонятыми в России, не интегрированными в её историческую память. Некоторые прагматики в нашем обществе говорят, что зарубежная Церковь – это всего три сотни приходов, что, по сравнению с Московским патриархатом, кажется почти незаметным. В данном случае статистические мерки неприемлемы. Мы должны понимать, что речь идёт о восстановлении целостности национального сознания, о возвращении русского народа на дорогу его исконных ценностей. Взаимное примирение и покаяние с помощью Божией несут мощный заряд для будущего развития России». Леонид Млечин: Когда распался Советский Союз и появилась новая Россия, жизнь была трудной для всех. Патриарх Кирилл вспоминал 92-й год. Голос за кадром: «Никогда не забуду той гнетущей атмосферы, которая возникла и в обществе, и в Церкви, и в отделе внешних церковных сношений. Нашей главной задачей было в период огромных преобразований в жизни страны – помочь Церкви создать новую модель церковно-государственных отношений. Впервые Церковь оказалась, действительно, свободной. И необходимо было заложить фундамент здания отношений свободной Церкви с государством, которое декларирует демократические принципы». Леонид Млечин: В декабре 2008 скончался Патриарх Московский и всея Руси АлексийII. Голос за кадром: «Святейший владыка, – вспоминал Кирилл, – принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений. Но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и слабая русская Церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня святейший патриарх, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил нам совсем другую Церковь. Это больше не немощная, не слабая Церковь, потому что Церковь вместе со своим народом, потому что духовное проросло сквозь материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды». Леонид Млечин: На Поместном Соборе в январе 2009 Кирилла избрали патриархом. В новой России Церковь искала своё место в жизни страны. С одной стороны, не слишком удачный опыт старой России. Голос за кадром: «В дореволюционное время, – говорил Кирилл, – православная Церковь в России была под властью государства. В Российской империи согласно всем законам, начиная с Петра I, фактически главой Церкви был император, и Церковь была включена в государственную систему. Она была частью этой системы и очень от этого пострадала, потому что была лишена возможности обращаться к обществу с посланием, касающимся не только личной морали, но и общественных или политических вопросов. От имени Церкви говорил император, а Церковь молчала. Церковь не имела возможности напрямую обращаться к людям, её голос по самым важным, злободневным вопросам, общество не слышало». Леонид Млечин: А, с другой стороны, участие в политической жизни представлялось опасным, и руководство Церкви возражало против выдвижения священнослужителей кандидатами в депутаты. Кирилл вспоминал. Голос за кадром: «Нас критиковали, утверждая, что церковное руководство лишает священнослужителей прав, которые они имеют как граждане. Однако решение Синода было продиктовано совсем иными соображениями. Что представляла бы собой большая группа депутатов, одетых в рясы и заседающих советах? Волей-неволей она воспринималась бы как некий блок, а порой, весьма возможно, и действовала бы как блок, создавая в обществе опасную иллюзию неформального существования церковно-политической партии. Церковь не только не желает быть политической силой, но и не желает отождествлять себя ни с одной политической партией». Леонид Млечин: Патриарха не раз будут спрашивать: общество волнуют вопросы справедливости,1% россиян владеет половиной всех богатств страны, 5% – тремя четвертями. Входит ли этот вопрос в христианскую повестку дня или православным лучше не задаваться им, чтобы не искушаться, не впадать в отчаяние, зависть и уныние? Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Церковь не может просто замолчать этого факта, потому что от этого зависит в хорошем смысле слова стабильность общественной жизни и самочувствие огромного количества людей. Я не думаю, что уместны какие-то советы, особенно радикальные, – отнять, разделить и так далее. Через это всё проходили и помним, как грабили помещичьи усадьбы, как разграбили всю Россию, как её опустошили, как тащили в свои дома настенные часы, которые тут же ломались, которые потом, находили где-нибудь в Крыму и так далее. Вот такого рода вещи мы уже проходили. И если снова кто-то нас будет поджигать на такой вот радикальную переменную ситуации, то это будет очередная ошибка. Полагаю, что наш народ второй раз не наступит на эти грабли. Но в режиме мирного спокойного диалога и развития социальных аспектов жизни нашего общества мы не можем обходить стороной вопрос справедливости. Леонид Млечин: Так как же следует поступать Церкви? Вот мнение патриарха. Голос за кадром: «Церковь, участвуя в общественной жизни, не преследует политических целей. Церкви чуждо стремление к политическому лидерству, она лишена политических амбиций, она стремится стать голосом совести своего народа, выражая не сиюминутные, политические, национальные, классовые или прочие корпоративные интересы, но служа интересам народа, как она понимает эти интересы в свете великих и неизменных нравственных ценностей Евангелия. Церковь по природе своей не может быть ни в оппозиции, ни во власти. Основное для церкви – дело человеческого спасения. Ничем другим она не занимается, поэтому все проблемы, что ей приходится решать, должны рассматриваться с этой точки зрения. ГДЕ НАЙТИ УТЕШЕНИЕ? Леонид Млечин: Современный человек в тупике. Сколько людей простирали руки к небу, вопрошая Бога: почему Он позволил нацистам убить миллионы безвинных жертв? Отчего не вмешался? Почему не покарал Гитлера и не избавил человечество от самой кровавой в истории войны и лагерей массового уничтожения? Несчастья должны происходить только с неправедными, бесчестными людьми, сильно провинившимися перед Богом и людьми. Отчего же гибнут и страдают те, кто ведёт праведную жизнь? Мир полон крови и слёз. Невинные люди гибнут от руки преступника, становятся жертвой автомобильных катастроф, пожаров, землетрясений. В чём же состоит Божья справедливость? Кто-то полагает, что Бог специально посылает страдания, желая помочь людям исправиться, родители же иногда вынуждены наказывать ребёнка, которого они бесконечно любят, точно так же поступает и Всевышний. Он обращается с людьми как мудрый и любящий отец, предостерегая нас от больших ошибок и несчастий. Современная теология предлагает иной взгляд. Да, невинные люди страдают в этом мире, они теряют близких, сами попадают в катастрофы, лишаются здоровья, работы, благополучия, но не следует искать в этом Божью волю, Бог не наказывает людей таким образом. Вероятно, нам нужно смириться с тем, что некоторые события происходят без всякой причины: тектонический сдвиг порождает ураган и цунами, что приводит к аварии на атомной электростанции. Сложные процессы в атмосфере вызывают засуху, урожай пропадает, и начинается голод. Ломается плохо сделанная деталь в самолёте, и гибнут пассажир и экипаж. Это не Божий выбор. Не надо думать о том, почему Бог захотел одних убить, а других оставить в живых. Человеческий мозг должен быть занят познанием законов природы в поисках ответа на вопрос: «Как предупреждать такие катаклизмы и спасать людей?». Иногда достаточно выяснить, кто построил дом с вопиющими нарушениями технологии или кто плохо подготовил самолёт к взлёту. Конечно, такое признание разочаровывает, легче жить с осознанием, что всё происходит по плану. Но ведь есть и другая сторона этого представления о мире: раз преследующие нас несчастья не имеют отношения к Всевышнему, значит он на нашей стороне. Верующие обращаются к Богу не за наградой, они ищут у Всевышнего помощи и поддержки в своих делах. И это главное. Люди, которые просят Бога придать им душевных сил, мужества, бодрости, вынести то, что кажется невыносимым, часто видят, что их молитвы сбылись, они, действительно, ощущают себя более сильными и мужественными. Откуда они черпают эти силы? Теологи исходят из того, что силы им придаёт молитва, она помогает мобилизовать внутренние резервы, они видят, что окружены сочувствующими ими людьми и что Бог на их стороне. Это определяет роль священнослужителя в современном мире. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Я как-то разговаривал с одним очень нашим известным хирургом, замечательный совершенно хирург, и вот я задал такой вопрос: «Как вообще вы режете человека, у вас какое-то сострадание должно быть?». Он говорит: «Если я буду в этот момент страдать, я не смогу сделать операцию». Вот этим мы отличаемся от хирургов – если священник не будет сострадать, он не сможет понять внутренний мир человека и мобилизовать свои собственные силы, чтобы ответить на боль и скорбь того, кто к нему приходит. Вот наше различие с врачом, хотя, конечно, очень многие врачи состраждут, но для хирурга невозможно страдать, когда он режет скальпелем человека, невозможно. Это его работа, он потеряет квалификацию, он сделает ошибку, если в этот момент начнет сопереживать. Это та причина, по которой хирурги не любят своих родственников оперировать, потому что здесь очень тяжело забыть о своих человеческих эмоциях. А вот священник никогда не должен тушить в себе чувство сострадания и сопричастности человеческому горю, в том числе и в тот момент, когда он рассматривает непростые жизненные обстоятельства, связанные с какими-то переживаниями того или иного человек, пришедшего к нем на исповедь или за советом. Леонид Млечин: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий к кому за помощью и утешением обращается современный человек? Молитва прежде всего нужна тем, кто пострадал от нынешней эпидемии, от экономического кризиса, от природных катаклизмов, чтобы они не ощущали себя одинокими в этот тяжких час. Голос за кадром: «Люди особенно остро ощущают потребность в утешении и защите, слове правды. Наши обители призваны давать ответ тем несчастным, неуверенным в своём настоящем и будущем людям, мы призваны реагировать на настоящее не как это делают политики, экономисты, учёные, а как пастыри, священники, богословы. Обращаясь к Слову Божию, мы можем понять, что сегодня с нами происходит. Накануне нынешний Пасхи предмет особой заботы патриарха –судьба Киево-Печерской лавры, важнейшей православные святыни, где происходят драматические события, ещё вчера казавшиеся немыслимыми. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Ультиматум государственных властей в адрес Киево-Печерской лавры представляется чудовищным деянием, сравнимым с гонениями на веру во времена безбожия. Голос за кадром: Патриарх не раз бывал в Киево-Печерской лавре, совершал там богослужения. Вот как патриарха Кирилла встречали в Киеве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Вступая на землю Киево-Печерской, испытываю особое чувство, как и, думаю, все вы, потому что с этим местом связано начало бытия нашей Церкви, начало бытия монашеского подвига на Руси. С этим местом связано жертвенное служение многих поколений, иерархий священников, монашествующих, народа Божьего по хранению православия. Здесь особым образом совершался молитвенный подвиг, здесь была явлена особым образом благодать Божия. И кто не верит в это, достаточно спуститься в пещеры, прикоснуться к нетленным останкам святых угодников Божиих, к мироточивым главам, чтобы увидеть это видимое явление божественной благодати. И верю, что Киево-Печерская лавра, как великий оплот православия, как великий оплот Церкви нашей всегда будет нести это благодатное служение, молясь и работая, трудясь во имя сохранения единства нашей Церкви, во имя укрепление веры православной в народе нашем. Голос за кадром: Патриарх вновь и вновь напоминает о значении Киево-Печерской лавры для православия. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Киево-Печерская лавра – это первый монастырь Киевской Руси, существующий с XIвека. Этот монастырь – родоначальник общей духовной монашеской традиции русского, украинского и белорусского народов. Это колыбель нашей цивилизации и национальной культуры. Здесь написан первый исторический памятник древней Руси – «Повесть временных лет». Отсюда берёт свои истоки письменность и литература наших народов. Голос за кадром: «Задача Церкви – помогать человеку врачевать и возвышать его душу, – говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Этими принципами и должен руководствоваться в своём пасторском служении священник».