Спасение Одессы
https://otr-online.ru/programmy/programma-leonida-mlechina/spasenie-odessy-76613.html
Леонид Млечин: План операции Красной армии по освобождению Одессы Верховный главнокомандующий утвердил 19 марта 44-го. А 10 апреля город у моря был полностью очищен от оккупантов – от терпящих поражение и отступающих немецких и румынских войск. Кстати, освобождал Одессу коренной одессит. Родион Яковлевич Малиновский родился в этом приморском городе.
СПАСЕНИЕ ОДЕССЫ
Голос за кадром: В 41-м году оборона Одессы продолжалась долгих 73 дня. Эти героические страницы остались в истории ещё и потому, что судьба Одессы волновала множество талантливых людей, влюблённых в этот чудесный город.
Когда город был оставлен, Владимир Абрамович Дыховичный написал стихотворение «Мишка». Композитор – одессит Модест Ефимович Табачников – написал музыку. Песня предназначалась для Леонида Осиповича Утёсова, который родился и вырос в Одессе. Но работавший у него в оркестре пианист Михаил Ефимович Воловац написал другую мелодию, и песню услышала вся страна.
«МИШКА-ОДЕССИТ», МУЗЫКА М. ТАБАЧНИКОВА, СЛОВА В. ДЫХОВИЧНОГО
Голос за кадром: Часть оккупированной территории Украины заняли румынские войска. Немцы Украину расчленили и подарили Румынии Буковину и территорию между Днестром и Южным Бугом, в том числе Одессу. Это была плата за участие в войне, привычная практика для румынских властителей.
И в Первую мировую Румыния цинично выбирала, с кем объединиться. Не стесняясь, выставила цену за своё участие в войне. Она желала вознаграждения территориями. Запросила за присоединение к странам Антанты земли, на которые румыны давно претендовали – Трансильванию, Банат, Буковину.
Тогда кайзеровские войска нанесли удар по румынской армии и легко взяли Бухарест. Пришлось союзникам срочно спасать Румынию, а во Вторую мировую в Бухаресте, напротив, рассчитывали на территориальное приобретение за участие в войне на стороне Германии. В 1940 году Румыния вступила в союз с Третьим рейхом, снабжала вермахт нефтью и продовольствием.
Но в Берлине к союзнику относились пренебрежительно. Когда маршал Йон Антонеску прислал Гитлеру в подарок икру и сладости, Гитлер приказал не подавать их к столу. Икру передарил своему военному адъютанту Николаусу фон Белову.
Леонид Млечин: На оккупированных землях румынские власти образовали губернаторство Транснистрия со столицей в Одессе. Вся территория подлежала румынизации. Оккупационная администрация планировала назвать город в честь хозяина страны маршала Иона Антонеску, то есть переименовать Одессу в Антонеску. Школьников и студентов заставляли учить румынский язык.
Голос за кадром: Город оказался во власти сигуранцы, румынской тайной полиции, и многочисленных спекулянтов. Иностранные корреспонденты, побывав в городе, с удивлением рассказывали, что румынские солдаты торговали на рынке привезёнными с собой женскими чулками и венгерскими сигаретами.
Леонид Млечин: Сигуранца все годы оккупации пыталась бороться с советским подпольем. Партизаны укрылись в катакомбах. 22 октября 41-го партизаны взорвали румынскую военную комендатуру и штаб 10-й пехотной дивизии. На тот свет отправились румынские и немецкие офицеры, в том числе назначенный комендантом города командир 10-й дивизии генерал-майор Иоанн Глагаянов.
Голос за кадром: Румыны устроили массовую резню, расстреливали или сжигали заживо, убили около 100 тысяч евреев и 25 тысяч цыган. Румыны, сформировавшиеся в результате смешения различных этнических групп, после тысячелетнего молчания гордо заявили о том, что они – подлинные наследники Римской империи.
ПРИКАЗ ФЮРЕРА НЕВЫПОЛНИМ
Леонид Млечин: Осенью 42-го стало очевидно, что Красную армию не одолеть и у вермахта нет шансов на победу. Группа армий «Юг», переименованная в «Южную Украину», состояла из 16 немецких и 4 румынских дивизий. Командовал группой генерал-фельдмаршал Эвальд фон Клейст.
Голос за кадром: Его танковая группа в 41-м участвовала в нападении на Советский Союз. Но после Сталинграда фон Клейст только отступал.
Юго-Западный фронт был переименован в Третий Украинский и под командованием Малиновского начал масштабную наступательную операцию против войск фон Клейста. Малиновский действовал очень умело. И 11 марта Клейст заявил, что вынужден отступить, вопреки воле фюрера и Антонеску. К концу марта немецкая линия обороны была прорвана, и Красная армия очистила от оккупантов большую часть правобережной Украины.
Это поражение привело к тяжёлым потерям, компенсировать которые вермахт ничем не мог. В распоряжении Верховного командования не было необходимых резервов – ни солдат, ни оружия. Фон Клейст требовал разрешения отвезти войска на более защищённые позиции, пока они не попали в окружение. Однако Гитлер упрямо запрещал отступать. Он винил своих генералов в стратегическом успехе советских армий, пессимистов отправлял в отставку.
Леонид Млечин: В конце концов Гитлер обвинил генерал-фельдмаршала Эвальда фон Клейста в недостатке выносливости и с треском снял с должности. 30 марта 44-го группу армий «Южная Украина» возглавил Фердинанд Шёрнер, которого фюрер произвёл в генерал-полковники.
НА ПОДСТУПАХ К ГОРОДУ
Голос за кадром: Фердинанд Шёрнер не в силах был исполнить приказ фюрера и остановить советские войска. Победоносное шествие германского оружия давно захлебнулось. На Восточном фронте вермахт терпел одно поражение за другим, кто бы ни занимал командные посты.
Операция по освобождению Одессы началась 26 марта. Войскам под командованием генерала армии Родиона Малиновского предстояло форсировать реку Южный Буг и прорваться через немецкий укреплённый рубеж на её правом берегу. Условия неудачные – весенняя распутица, проливные дожди. Артиллерия застревала, не хватало боеприпасов. Переправа через Южный Буг была тяжёлой и кровавой. Но немцам не удалось сбросить десантников в реку. Они вцепились в землю и отражали одну атаку за другой.
Войска Малиновского перешли в наступление по всему фронту. 28 марта освободили Николаев. Немецкие части, чтобы избежать окружения, поспешно отходили. 6-я немецкая армия отступила за реку Днестр. Гитлер был взбешён. Генерала Холлидта на посту командующего 6-й армией сменил генерал танковых войск Зигфрид Хенрици.
Леонид Млечин: Но остановить наступающие советские войска и он был не в силах. 30 марта 5-я армия генерал-полковника Вячеслава Дмитриевича Цветаева, который начинал офицерскую службу ещё в царской армии, освободила Очаков.
Голос за кадром: Штаб 5-й армии докладывал: «Позиции противника на возвышавшемся западном берегу были очень сильными. Не ожидая ремонта мостов на дамбе, в сильную пургу форсировали Тилигульский лиман вброд по залитому весенним разливам перешейку между лиманом и морем. Глубина воды в отдельных местах доходила до плеч. Яростный пулемётный и миномётный огонь противника хлестал в лицо, но гвардейцы шли. Сходу атаковав позиции противника, пехотные подразделения выбили его из занимаемого берега и прочно закрепились на нём».
4 апреля соединения 37-й армии генерал-лейтенанта Михаил Николаевича Шарохина, который начинал войну заместителем начальника оперативного управления Генерального штаба, овладели станцией «Раздельная» и взяли под контроль железную дорогу, связывающую Одессу с Тирасполем. Теперь немецкие войска были разрезаны. Одни части отступали к Тирасполю, другие отходили к Одессе. Кто-то успел уйти за Днестр, остальные были обречены.
Штаб 3-го Украинского фронта докладывал о ходе боевых действий: «Значительное количество войск, вооружения и боевой техники, скопившейся в городе и в районе Одессы, заставили противника с большим упорством оборонять подступы к городу. Большие надежды немецкое командование возлагало на сильно укреплённые северный и северо-западный районы».
«ПРОТИВНИК НЕ ВЫДЕРЖАЛ НАШЕЙ АТАКИ»
Леонид Млечин: План, представленный Сталину, разработали командующие войсками Юго-Западного фронта Родион Яковлевич Малиновский и начальник Генерального штаба Александр Михайлович Василевский. Два прирождённых полководца, два маршала, два будущих военных министра. Василевский станет министром Вооружённых сил в 49-м году. Малиновский будет назначен министром обороны в 1957-м.
Голос за кадром: Роль Василевского в Великой Отечественной осознана давно. Не случайно он один из Героев, снятый режиссёром Юрием Николаевичем Озеровым в масштабной киноэпопее «Освобождение», удостоенной Ленинской премии.
«Природа, – вспоминал один из его соратников, – наделила Василевского редким даром буквально на лету схватывать главное, делать правильные выводы и как-то особенно ясно предвидеть, в каком направлении пойдёт дальнейшее развитие событий».
Малиновскому меньше повезло на экране. Но о том, как он брал Одессу, сказано ещё в фильме «Третий удар», который в 1948 году снял на киевской киностудии рано ушедший из жизни режиссёр Игорь Андреевич Савченко – лауреат трёх Сталинских премий.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «ТРЕТИЙ УДАР», РЕЖИССЁР И. САВЧЕНКО, 1948 Г.
Голос за кадром: Немецкие генералы никак не могли противостоять Родиону Яковлевичу Малиновскому, который владел искусством маневрировать, концентрировать силы на главных направлениях и наносить болезненные удары по врагу.
Леонид Млечин: Командующий фронтом перед началом наступления создал конно-механизированную группу. Её возглавил генерал-лейтенант Исса Александрович Плиев. У него был опыт командования и кавалеристами, и танкистами.
Голос за кадром: Генерал Плиев вспоминал: «Генерал-полковника Шёрнера наши действия привели в бешенство, и чтобы хоть временно задержать подвижную группировку, рвущуюся на Одессу, против нас была брошена штурмовая авиация. В течение трёх часов небо над нами клокотало и сотрясалось от душераздирающего воя, бешеного рокота авиапушек и пулемётов, взрывов бомб. Земля глухо стонала. До сих пор мне редко приходилось видеть такое неистовство вражеской авиации».
Первыми к Одессе с севера подошли части 5-й ударной армии генерала Цветаева и конно-механизированная группа генерала Плиева. 8 апреля Плиев получил приказ начальника Генштаба маршала Василевского: «Внезапной атака с тыла овладеть Одессой». Но немцы пытались контратаковать. У немцев ничего не вышло. Они не могли остановить наступающие советские войска. 8 апреля генерал танковых войск Хенрици был освобождён от командования 6-й армией. Адольф Гитлер в бессильном гневе менял командующих, надеясь, что новый человек изменит ситуацию на поле боя. Он всё чаще повторял: «Один я способен руководить этой войной».
Немцы пытались эвакуироваться и морским путём, но их топили лётчики и моряки Черноморского флота. Командования армии, авиации и флота договорились начать штурм Одессы одновременно с суши, воздуха и моря.
Леонид Млечин: Поздно вечером 9 апреля начался штурм Одессы. Войска 8-й гвардейской армии, которой командовал будущий маршал Василий Иванович Чуйков, выбили немцев из западной части города. 6-я и 5-я ударные армии вошли в Одессу с севера и с севера-запада. Ожесточённые бои шли и ночью.
Голос за кадром: Генерал Плиев вспоминал: «В Одессе шёл дикий грабёж, насилие и убийства. Город был объявлен крепостью, который по приказу фюрера надо было удерживать любой ценой. Командование противника создало довольно мощные укрепления на подступах к городу. Судя по документам, изъятым у убитого немецкого офицера, Одесса надёжно прикрывалась заливом и лиманами, на перешейках которых были оборудованы глубоко эшелонированные рубежи обороны с противотанковыми рвами, минными полями, проволочными заграждениями, дотами, дзотами и прочими сооружениями».
«Некоторым нашим заранее высланным разведывательным группам удалось проникнуть в Одессу и даже связаться с партизанами. Вражеское командование, боясь полного и, так сказать, плотного окружения одесской группировки, начало отвод всех своих войск из города. Об этом говорили сведения и показания пленных, об этом говорил и ход боевых действий 9 апреля».
«На нас наваливалась штурмовая авиация. “Юнкерсы-87” вбивали в наши боевые порядки свой смертоносный груз и улетали. Через 20-30 минут появлялась новая партия штурмовиков. А в промежутках между бомбоштурмовыми ударами – атаки пьяных, лезущих на пролом гитлеровцев. Каждый шаг вперёд добывается огнём и кровью. Несколько раз налёты “Юнкерсов” захватывали нас в тот момент, когда, сломив встречную атаку, мы на плечах немцев рвались вперёд».
«Перед нами открылась панорама горящей Одессы. Мы не видели той светлой улыбки Одессы, которая всегда пленяла поэтов и писателей. Над истерзанным городом клубился чёрный дым пожарищ. Слышались, как тяжкий стон, взрывы на заводах, складах, портовых пакгаузах. Отчаянное упорство, с каким дрались части противника, объяснялось просто – отступать некуда, обречённость».
«На нас навалились крупные силы пехоты, поддержанные артиллерией, танками и авиацией. Все наши огневые средства работают, что называется, на расплав стволов. То тут, то там вспыхивают яростные ближние бои, доходящие до рукопашных схваток. Во второй половине дня на всём протяжении западной и юго-западной окраин Одессы повалил сплошной поток войск противника. По дорогам, балкам и долинам и просто напрямую через поля движутся густые колонны пехоты, артиллерии, танков, автомашин».
«Вести наблюдение в ходе управления боем было трудно. То отвлекали прорывающиеся немецкие автоматчики, то налёты вражеской авиации, то длинные пулемётные очереди, то и дело, срезавшее ветви над головой. Всюду шли ожесточённые бои. Всю ночь ни на минуту не утихали бои. Всю ночь соединения группой громили, раскалывали, расчленяли и распыляли отходившие из Одессы потоки войск противника».
«Атака представляла собой грандиозное зрелище. Кавалерийские дивизии, перестроившись в ходе боя в один эшелон и выдвинув в боевые порядки все танки, самоходные установки, артиллерию, пулемётные тачанки, все штабы и даже санитарные эскадроны, словом, всё, буквально всё, рванулись в конном строю вперёд».
«Когда атакуешь, то, несмотря на рёв моторов, всеохватывающий гул тысяч копыт, громовое “ура” воинов, стрельбу, хорошо слышны каждая пулемётная очередь, каждый орудийный выстрел противника. В первый момент огонь немцев оказался довольно плотным. Пули зло выстывают свою короткую песню смерти. Им аккомпанируют взрывы снарядов. На мгновение конно-танковая лава смешивается с массами растерявшихся солдат противника, и поле сразу же покрывается трупами гитлеровцев. Затем она врывается на улицы Одессы».
«Но по улицам города пробиться к морю оказалось не так-то просто. Все они были забиты автомашинами, повозками и самым разнообразным военным, а более всего, гражданским имуществом. Много горящих машин, боевой техники, военного имущества. Стояла пасмурная погода, с моря дул сырой порывистый ветер, улицы заволокло дымом пожарищ. Всюду следы разбоя. На дорогах вереницы разбитых автомашин и орудий, кое-где догорающие танки и самоходки».
«У здания театра жёлтые треугольные таблички “Опасно! Мины!”. Работают сапёры. Командир сапёрного подразделения рассказывает, что немцы подложили под здание мины и взрывчатку, но взорвать театр не успели».
Леонид Млечин: В 10 часов утра 10 апреля 1944-го Одесса была полностью освобождена советскими войсками. Над оперным театром взвилось красное знамя.
Голос за кадром: Маршал Чуйков: «Вся Одесская операция вошла в историю как одна из блестящих по отлично налаженному в ней взаимодействию крупных войсковых объединений. Несколько армий действовали в одном ритме, в одном темпе, каждая на своём участке решая свою задачу».
Штаб фронта доложил в Москву: «Сломив сопротивление противника в результате штурма войска левого крыла фронта (5-я ударная армия, 8-я гвардейская и 6-я армия) в 10:00 10 апреля овладели сильным опорным пунктом обороны немцев на побережье Чёрного моря, крупным промышленным центром, железнодорожным узлом, важным портом на Чёрном море и областным центром Украины – городом Одесса».
Леонид Млечин: Немцы успели превратить порт и большинство промышленных объектов в груды развалин. Резкий запах гари висел над городом, находившимся в полной темноте. Отступая, немцы взорвали электростанции и повредили водопровод. Зато бросили военную технику.
Голос за кадром: Маршал Василевский вспоминал: «Нам достались огромнейшие трофеи. Весь железнодорожный участок от станции “Выгоды” до города был забит эшелонами с военной техникой и всевозможным имуществом. День 10 апреля, когда Одесса праздновала изгнание немецко-румынских фашистов, памятен мне вдвойне. В этот день мне стало известно, что я награждён высшим военным орденом “Победа”. Я получил этот орден за номером 2, а номер 1 стоял на вручённом Жукову. Сталин поздравил и маршала Малиновского. Войска 3-го Украинского фронта сегодня, 10 апреля, в результате умелого обходного манёвра пехоты и конно-механизированных соединений в сочетании с фронтальной атакой овладели важным хозяйственно-политическим центром страны, областным городом Украины и первоклассным портом на Чёрном море – Одесса, мощным опорным пунктом обороны немцев, прикрывающим пути к центральным районам Румынии. За отличные боевые действия объявляю благодарность всем руководимым вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение Одессы. Вечная слава Героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. Смерть немецким захватчикам».
«МИШКА-ОДЕССИТ», МУЗЫКА М. ТАБАЧНИКОВА, СЛОВА В. ДЫХОВИЧНОГО
Голос за кадром: 27 соединениям и частям Красной армии, наиболее отличившимся при освобождении города, было присвоено почётное наименование «Одесских». За героизм и отвагу 14 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 2150 отмечены орденами и медалями.
А 8 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные жителями города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, город-герой Одессу наградили орденом Ленина и медалью «Золотая звезда».
Леонид Млечин: Красная армия не только освободила Одессу, стратегически важный город и порт на Черноморском побережье. Успешная военная операция полностью изменила ситуацию на южном фланге Советско-германского фронта. Вскоре будет освобождена вся Украина, и немецкие части, оккупировавшие Крым, тоже были обречены.
Голос за кадром: Успешное весеннее наступление Красной армии завершилось 12 мая 1944 года освобождением Крымского полуострова. В Севастопольской крепости укрылись 250 тысяч солдат и офицеров, 17-я немецкая армия и 7 румынских дивизий. Бросив всю свою боевую технику, часть немцев во главе с командующим армией генералом пехоты Карлом Альмендингером успела эвакуироваться в румынский порт Констанца. Остальные сдались наступающим советским войскам. Немецкие войска постигла в Крыму настоящая катастрофа. Это было, пожалуй, самое сокрушительное поражение, которое вермахт потерпел со времён Сталинграда.