Голос за кадром: Ровно 90 лет назад, 20 апреля 1934 года, высшей наградой страны, «Золотыми звёздами», были отмечены первые Герои Советского Союза – полярные лётчики, которые спасли пассажиров и экипаж парохода «Челюскин». Они исполнили миссию, которую во всём мире считали невыполнимой. Как всё это происходило? В те далёкие времена газета «Известия» восхищённо писала: «Сейчас достигнуты адские скорости по 300 вёрст в час, а лётчики научились гибче птиц владеть своими крыльями». Выступая в Кремле на сессии Верховного Совета СССР, Сталин говорил: «Люблю я лётчиков. И должен прямо сказать: за лётчиков мы должны стоять горой. И когда какого-нибудь лётчика обижают, у меня сердце болит». Леонид Млечин: Столетие назад авиация олицетворяла всё новое. Полёты завораживали. Молодые люди с восторгом осваивали лётное дело. Полярные лётчики, которым приходилось тяжелее всех и которые рисковали больше других, поднимались в небо не ради высоких званий и наград. СПАСЕНИЕ ПРИХОДИТ С НЕБА Леонид Млечин: Первыми Героями Советского Союза в 1934 году стали лётчики-полярники. Через пять лет учредили и знак отличия – «Золотую звезду» Героя. «Золотую звезду» номер один вручили полярному лётчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому, который спасал экипаж раздавленного льдами парохода «Челюскин» Голос за кадром: Руководитель экспедиции профессор Отто Юрьевич Шмидт сообщил тогда в Москву: «Самолёт АНТ-4 под управлением летчика Ляпидевского благополучно доставил всех бывших на “Челюскине” не женщин и детей. Посадка и подъём были проделаны удивительно чётко. Успех полёта товарища Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти сорокаградусный мороз». «В общей сложности за время экспедиции я сделал 36 полётов в пургу полярной ночи, – вспоминал сам Ляпидевский. – На страшной практике прошёл невиданную школу работы полярного лётчика». Корреспондент ТАСС Лазарь Константинович Бронтман записал в дневнике: «Был вчера у Ляпидевского. Он рассказывал, как нарком обороны Ворошилов оберегает их от всяких покушений. Многие хотели забрать героев на работу. Ворошилов не даёт. Пусть сначала окончат военно-воздушную академию. К двадцатой годовщине рабочей крестьянской Красной армии ребятам хотели дать звание майоров. Они были капитанами. Ворошилов лично написал: Полковники!». Страна гордилась своей авиацией. Отечественные самолёты ничем не уступали иностранным. Советские лётчики ставили один рекорд за другим. Генералы-лётчики очень молодые. Троим генерал-лейтенантам авиации не исполнилось и тридцати. Двоим всего 33 года. Ещё пятерым меньше сорока. Пилоты были окружены романтическим ореолом. Это те, с кем и в самой отчаянной ситуации не страшно. К лётному составу относились с уважением, прощали промахи и упущения. В 30-е годы пилоты пользовались у женщин особым успехом. Леонид Млечин: Заместитель наркома обороны, командующий Военно-воздушными силами, Герой Советского Союза Павел Рычагов, человек влюблённый в авиацию, на одном совещании ЦК партии обратился к Сталину: «Нужно, чтобы правительство приняло закон, который запрещает военным лётчикам жениться в течение первых двух-трёх лет службы». Зал покатился со смеху. Сталин повернулся к Рычагову и говорит: «А вы когда женились?». «На шестом году службы, – гордо ответил Рычагов. – Ведь у нас командир формируется в течение двух-трёх лет. Ну, приходит после училища молодой лётчик, у него уже семья, дети. Разве он высокий класс покажет? У него душа дома. Нет, – сказал Рычагов, – нужно принять такой закон». Голос за кадром: Курсантский состав лётных училищ утверждался в Москве высокой партийной инстанцией, оргбюро ЦК ВКПБ. Все знают политическое бюро, политбюро, главный орган власти в советское время. Но с 1919 по 1952 год существовало и организационное бюро ЦК партии, занимавшееся главным образом подбором и расстановкой кадров. В марте 1934 года по требованию Сталина приняли постановление политбюро: «Установить более строгую проверку при приёме в летные школы. При переводе в лётчики. Поручить оргбюро отобрать 6300 коммунистов для направления в лётные школы». Леонид Млечин: Лётчиками становились дети руководителей страны. Младший сын Сталина Василий. Старший сын Никиты Сергеевича Хрущёва Леонид, погибший в бою. Сын члена политбюро Николая Александровича Булганина. Ставший Героем Советского Союза старший сын Александра Сергеевича Щербакова, руководителя Москвы. Сын рано умершего военного министра Михаила Васильевича Фрунзе Тимур. Он погиб в бою в январе 42-го. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза. Лётчиками стали трое сыновей члена политбюро Анастаса Ивановича Микояна. Один из них, Владимир, погиб в воздушном бою под Сталинградом. Алексей стал генерал-лейтенантом. Степан Микоян тоже получил генеральские погоны и «Золотую звезду» Героя. Степан Микоян, генерал-лейтенант в отставке, Герой Советского Союза: Человеку свойственно особенно мужчинам, но и вообще свойственно преодолевать трудности, стремиться к преодолению. И вот в этом преодолении и удовлетворение человек находит. А вот лётная профессия особенно привлекает, но я не знаю, только ли этим или нет, только ли трудностями, романтикой какой-то. Николай Гаврилов, генерал-лейтенант в отставке, Герой Российской Федерации: Лететь на Северном полюсе в открытой кабине, это поэтому лётчики ходили в шлемах, в очках, в кожаных брюках, в кожаных куртках. И когда сейчас люди цитируют, почему Чкалов был таким решительным, грубым и так далее, а я им говорю: «А как вы хотели бы, чтобы живой человек, оказавшись в такой среде, вёл себя на земле по-другому?». Каждому времени, каждой ситуации нужен свой характер. Вадим Базыкин, заслуженный пилот Российской Федерации: Когда ты каждый день видишь солнце, когда ты прорываешься сквозь облака или хотя бы просто ты властелин и неба, и земли, ты летишь и видишь на малой высоте, пусть это будет 300 метров, 100 метров, но ты видишь животных, весь этот мир совершенно не рукотворный. Но об Арктике это вообще свой разговор. Поэтому, конечно, скучаешь по небу всегда. Николай Гаврилов, генерал-лейтенант в отставке, Герой Российской Федерации: Лётчикам не бывает страшно. Лётчик идёт на задание, полностью уверенный в успешном выполнении задания. Эмоция наступает потом, когда осознаёшь, что бы могло случиться, как бы плохо мог бы закончиться тот или другой полёт, сколько людей могли бы стать жертвами необдуманных действий. Вадим Базыкин, заслуженный пилот Российской Федерации: Арктика – это безмолвие. А безмолвие – это не тишина. Это язык природы, это язык Создателя, это язык Бога. Когда вы прилетаете с Арктики, через два месяца вы понимаете, что вам её уже не хватает на всю оставшуюся жизнь. Степан Микоян, генерал-лейтенант в отставке, Герой Советского Союза: Я думаю, что, конечно, есть люди, которые не могут это освоить. У нас в лётной школе бывали случаи отчисления, правда, довольно редко. Так что не всем подходит. Некоторых отчисляют по неспособности. Николай Гаврилов, генерал-лейтенант в отставке, Герой Российской Федерации: Север ошибок не прощает. Один из путешественников, полярников, сказал: «Потерять жизнь на севере легче, чем потерять монету в дырявом кармане». Поэтому риск очень высок. Минус 40 градусов, нет никаких ориентиров, нет питания, нет жилья, нет связи. В таких условиях, безусловно, страховка и выручка друг друга выручают. Алексей Водопьянов, сын М. В. Водопьянова, пилот 1 класса гражданской авиации: Папа мне говорил: «Зачем тебе это надо? Это так опасно». Имеется в виду, не столько опасно, сколько морально. Если ты неправильно что-то делаешь, сам себя съешь потом морально. Вадим Базыкин, заслуженный пилот Российской Федерации: Арктика очень странная сторона. Её слишком много на одного человека. Всегда хочется поделиться. Но, как бы вы о ней ни рассказывали, если вы через сердце это не пропустите, а через сердце это можно пропустить только романтикам. Те, которые воспринимают Арктику восторженно, как она и есть. Она действительно нерукотворная. Тогда слова, проходящие через сердце, становятся чувствами. Николай Гаврилов, генерал-лейтенант в отставке, Герой Российской Федерации: Первыми Героями Советского Союза стали лётчики, спасшие челюскинцев. Первыми дважды Героями Советского Союза стали лётчики. Первыми трижды Героями Советского Союза стали лётчики. Первым Героем России стал лётчик. Первым Героем Советского Союза и Российской Федерации стал лётчик. И первой женщиной-Героем Советского Союза стала лётчица. Вы помните катастрофу «Челюскина», зажатого во льдах, и 104 человек оказались на льдине, а корабль утонул. И первыми в открытых кабинах на поиски людей полетели лётчики. Обнаружили и первыми Героями стало семёрка наших отважных полярных летчиков во главе с Ляпидевским, Водопьяновым, Каманиным, Дорониным, Молоковым. Леонид Млечин: О лётчиках заботились. Даже ввели ворошиловские завтраки – дополнительное питание, установленное приказом народного комиссара обороны Климента Ефремовича Ворошилова. Кофе с молоком, булочка и шоколад, которыми лётчиков угощали ровно в полдень. Голос за кадром: Охваченные страстью покорить небо советские лётчики ставили один рекорд за другим. Нарком обороны Ворошилов писал Сталину: «Я сейчас буквально места себе не нахожу вследствие аварии в воздушном флоте. Кадры лётного разрослись. Укомплектовываются чрезвычайно молодым, малоопытным, что естественно, а главное, по-настоящему недисциплинированным кадром. Залихватские замашки, бравирование своими лётными подвигами. Вот основные источники, откуда проистекают наши несчастья». ПОСАДКА НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ Леонид Млечин: Лётчики управления полярной авиацией Михаил Васильевич Водопьянов и Михаил Сергеевич Бабушкин впервые в истории посадили самолёт на Северном полюсе. Оба стали Героями Советского Союза. Алексей Водопьянов, сын М. В. Водопьянова, пилот 1 класса гражданской авиации: Михаил Водопьянов прожил очень яркую, многокрасочную такую жизнь. И лётчиком он стал только 29 лет. До этого он был крестьянином, красноармейцем, помощником шофёра, тогда должность такая была. Потом шофёром. Это уже выше была должность. И потом выучился на моториста. Он год обслуживал один, но с бортмехаником, эту линию – Хабаровск-Сахалин. Леонид Млечин: Летом 37-го они доставили на полюс полярную экспедицию. Её возглавлял Иван Дмитриевич Папанин, будущий Герой Советского Союза и начальник главного управления Северного морского пути. Папанин вспоминал: «Сидим у иллюминатора, смотрим, где же полюс. Вдруг в самолёте нехорошее оживление. Оказывается, потёк радиатор одного из моторов. Ничего, ребята, тряпками собрали антифриз, закачали опять в мотор и полетели дальше». Разве это не героизм? Голос за кадром: Евгений Константинович Фёдоров, будущий Герой Советского Союза, академик и начальник гидрометслужбы, вспоминал: «Водопьянов внимательно вглядывается в ледяную поверхность. Минут через десять находит подходящую льдину. Вниз летит дымовая шашка. Шлейф дыма указывает направление ветра. Идём на посадку. Лыжи коснулись поверхности. Сзади раздаётся хлопок парашюта. Он надулся и тормозит самолёт. Это изобретение Водопьянова». Алексей Водопьянов, сын М. В. Водопьянова, пилот 1 класса гражданской авиации: Зародилась эта идея полёта на Северный полюс. И Водопьянов даже написал пьесу «Мечта пилота», ещё не будучи на Северном полюсе. Голос за кадром: Радист экспедиции Эрнст Теодорович Кренкель записал в дневнике: «Северный полюс надо обмыть и спрыснуть. Извлекается из самолёта бутылка коньяку и несколько алюминиевых кружек. Товарищи, за нашу замечательную страну, за нашего Сталина. Дружно гремит троекратное “ура”. И кружка холодная, и густой от мороза коньяк обжигает. Но за такой тост что угодно выпьешь». Алексей Водопьянов, сын М. В. Водопьянова, пилот 1 класса гражданской авиации: Его вот это заразило. Арктика имеет свойство заражать. И я сам, хотя я в командировке был только несколько месяцев на Ан-2. В общем-то, это увлекает. Хочется всё время туда вернуться. Потому что это, как другая планета. Леонид Млечин: Папанинцы дрейфовали 274 дня. В начале февраля 1938-го течение погнало льдину в сторону тёплых вод Атлантики. На помощь отправились ледокольные пароходы «Мурман» и «Таймыр» и ледокол «Ермак». 16 февраля папанинцев нашёл взлетевший с «Таймыра» командир лётной группы Геннадий Петрович Власов. 19 февраля полярники были спасены. Папанин вспоминал: «После дрейфа возвращались домой на борту ледокола “Ермак”, и московские актёры устроили нам потрясающий концерт. Но самым ярким был джаз Леонида Утёсова. Я с таким восхищением слушал его песни. Он исполнил песню про море, повернулся ко мне и, изображая плывущего человека, закричал: “Орденоносец Папанин! Орденоносец Утёсов плывёт к вам!”». Голос за кадром: В честь папанинцев в Кремле был устроен банкет. Сталин говорил. «Что непонятно другим… героев спасаем, чего бы это ни стоило. Нет такого критерия, чтобы оценить смелость человека, героизм. Так мы и решили. Никаких денег не жалеть. Никаких ледоколов не жалеть. Дорогие товарищи большевики, партийные и непартийные, я пью за тех, кто не забывает идти вперёд. За здоровье всех героев». Леонид Млечин: Папанинцы сидели за одним столом с членами политбюро, а жены за другим столом. Сталин к ним подошёл, стал знакомиться: «Вы чья? Папанина?». И он всех пригласил к своему столу. А тройка лётчиков сидела одни. Сталин подошёл к жене Чкалова и говорит: «Вот вы на меня недовольно все смотрят. Думаете, это я ваших мужей подбиваю на новые полёты? Да я единственный, кто этих сорванцов может удержать». Повернулся к лётчикам и сказал: «В этом году больше никаких полётов. Побудьте с жёнами». ЖАРКИЕ СРАЖЕНИЯ ВО ЛЬДАХ Леонид Млечин: Во Вторую мировую войну Арктика стала полем боя. Полярные лётчики потребовались военной авиации. Голос за кадром: В нацистской Германии строили свои планы относительно Арктики. Немецкие учёные доказывали, что Арктика – место пребывания древних арийцев, которые обладали нечеловеческими способностями. Если арийцы вернут себе утерянные способности, они вновь обретут власть над миром. По поручению рейхсфюрера СС Генрика Гиммлера, его одноклассник, доктор филологии Бруно Швайцер, готовил арктическую экспедицию. Нацисты верили, что где-то во льдах сохранилась чистая нордическая кровь. В войну полярные лётчики защищали советское Заполярье и конвои союзников, которые доставляли оружие и стратегическое сырьё, и продовольствие. В Баренцевом море, в районе острова Медвежий, появились немецкие подводные лодки. Они охотились на союзные конвои, которые пробивались в Мурманск и Архангельск. Первый Герой Советского Союза, полярный лётчик Анатолий Ляпидевский, теперь уже заместитель командующего 19-й воздушной армией, руководил уничтожением немецких подводных лодок, проникавших в Белое море. Леонид Млечин: Конвои, которые шли Северным морским путём, пытался перехватить немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер». 25 августа 41-го он потопил ледокол «Александр Сибиряков», который в войну продолжал обслуживать полярные станции. Силы были неравны. Часть моряков погибла, часть попала в плен. Затем крейсер атаковал остров Диксон, но напоролся на сопротивление советских моряков и отошёл. Немецкий надводный флот нёс такие потери, что практически перестал существовать. А с ледокола «Сибиряков» спасся только один в машинист Павел Иванович Вавилов на шлюпке, на которой оказалась и еда, и питьевая вода, и топор, и спички. Он добрался до необитаемого острова Белуха и стал ждать помощи. Голос за кадром: Командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко вспоминал: «Вавилов провёл в сентябре 1941 года на крошечном островке в Карском море более месяца в полном одиночестве, пока его не спас экипаж лётчика Черевичного. Летал Чечевичный блестяще и, несомненно, принадлежит к числу тех людей, у которых чувство полёта является шестым чувством. Сам Иван Иванович признавался: “И случалось, мы выполняли задание, нарушая инструкцию”». С 1934 года Иван Чечевичный служил в Управлении полярной авиации Главного управления Северного морского пути. Счастливо спасённый им Павел Вавилов после войны продолжал службу на Арктическом флоте и стал Героем Социалистического Труда. «Трасса, по которой я летал, – рассказывал Иван Черевичный, – шла к берегам Северного Ледовитого океана. Связывала центр Сибири с районами, расположенными далеко за Полярным кругом. Мы перевозили геологов, врачей и учителей в труднодоступные районы Верхоянского хребта, в посёлки, разбросанные на многие сотни и тысячи километров. Самолёты садились зимой в замерзшей тундре или гладком льду реки. Рискованно, конечно, но мы к этому привыкли». Леонид Млечин: Иван Черевичный поражал скромностью и самоиронией. Голос за кадром: «Все верили в полярную авиацию», – писал Черевичный, – в лётчиков, которые заставляют самолёт взлетать с альдин во время образования торосов или с коротких площадок и совершают рискованные посадки. Этим мы были обязаны в известной мере нашим пишущим братьям, корреспондентам, которые много писали о смелых полетах лётчиков в Арктике. Начитавшись о себе, мы и сами уверились, что можем всё». Леонид Млечин: Но так и было. Он точно принадлежал к когорте полярных лётчиков, которые совершали невозможное. Опыт, талант, знание Арктики, которая живёт по своим законам, и особый дар. ГЛАВНЫЕ СХВАТКИ ВПЕРЕДИ Леонид Млечин: Конечно, лётное дело меняется. Столетие назад на самолётах не было радиостанций. Управление осуществлялось по старинке. Командир эскадрильи покачивал самолёт с крыла на крыло или давал крен. Потом появились радиопередатчики, но часто связь во время полёта нарушалась, в наушниках невыносимо трещало, и лётчики выключали радио. Не было и штурманского оборудования, позволявшего летать ночью и в сложных метеоусловиях. Голос за кадром: Постепенно в кабине становилось всё больше датчиков и индикаторов, информирующих лётчика о работе оборудования. У постороннего человека глаза разбегались. А теперь самолётное хозяйство стало настолько сложным, что все приборы просто невозможно разместить в кабине. Да и пилот не в состоянии уследить за ними. Возникает вопрос: в состоянии ли вообще нормальный человек справиться с таким гигантским объемом информации и быстро принимать правильные решения? Всю информацию получает только бортовой компьютер. И он сообщает лётчику только то, что ему в данный момент необходимо знать: о состоянии самолёта, о воздушной обстановке и вероятных опасностях. Эта информация выводится на цветные индикаторы. Один лётчик выразился так: «Прежде я всегда знал больше самолета. Теперь самолёт знает больше, чем я». Но управление самолётом становится легким делом. Если утомительно летать даже пассажирам, то каково же приходится лётчику, который на протяжении многих часов выполняет тяжёлую работу, требующую огромного внимания и напряжения? Требования к здоровью пилота постоянно возрастают. После Второй мировой Арктика оказалась полем противостояния великих держав. Во время Карибского кризиса, это 1962 год, американские стратегические дальние бомбардировщики Б-52 с ядерным оружием на борту, сменяясь, постоянно находились и в воздухе, готовые через Арктику лететь к советским границам. Леонид Млечин: Повышение температуры мирового океана ведёт к быстрому таянию арктических льдов. Это позволит судам ходить в акваториях, ещё недавно полностью покрытых льдами. Ценность богатейших ресурсов региона определяет жёсткость международного спора из Арктики, который ещё только разворачивается. Главные схватки впереди. Конечно, в нашем документальном сериале, посвящённом освоению Арктики и развитию Северного морского пути, мы прежде всего рассказываем о наших учёных и о мореплавателях. Сегодня Северный морской путь – это современные ледоколы и транспортные суда. Но неоценим и навсегда останется в истории вклад полярных лётчиков в освоение Северного морского пути, который играет всё более важную роль в развитии российской экономики.