Леонид Млечин: Любители Африки говорят: черный континент – это наркотик, один раз приедешь – и не захочешь уезжать, эта отрава проникает в кровь, и от нее невозможно избавиться, потому что в Африке нет ничего тривиального, ничего ординарного, это мир крайностей, это экстаз и агония, это красота и дьявольщина. Поэтому я понимаю, почему 40 лет назад в апреле 1965 году Эрнесто Че Гевара, один из руководителей Кубинской революции, вместе с отрядом партизан отправился в африканские джунгли, чтобы свершить там революцию. Сейчас, наверное, трудно себе представить, насколько популярны были когда-то и Фидель Кастро, и его младший брат Рауль, и Эрнесто Че Гевара. Это были люди, которые поражали своим мужеством, смелостью, латиноамериканским темпераментом. И тогда они казались воплощением молодости, нового начала, какого-то избавления от всего старого, надоевшего и скучного. Только в Латинской Америке еще оставались эти страстные поклонники левой идеи, которые нуждались в революции, в живительном воздухе. Они воспринимали революцию как приключение. Им хотелось, чтобы мир вращался вокруг них. Уезжая в Африку, Эрнесто Че Гевара оставил Фиделю Кастро письмо. Он писал в нем: "Я пришел к выводу, что вооруженная борьба – это единственное средство, которым народ может обрести свободу. Меня назовут искателем приключений. Это так и есть. Только я отношусь к особой категории искателей приключений, которые готовы доказать свою правоту на собственной шкуре". Почему он отправился в Африку? Потому что в Конго, как ему казалось, существует революционная ситуация. Там готова победить революция, только не хватает опытных революционеров. И Че Гевара предложил свой опыт конголезским революционерам, которыми руководил тогда Лоран Кабила. Он был тогда рьяным марксистом, руководителем Народно-революционной партии. Но Че Гевара очень быстро разочаровался в этом африканском революционере, потому что революции Кабила предпочитал женщин и выпивку. И самому Че Геваре не повезло: его отряд был разгромлен, он продержался всего полгода и покинул Африку, признав свое поражение. Причем, за все эти десятилетия никому из революционеров не удалось изменить судьбу Африки. Черный континент не в состоянии вырваться из этого водоворота военных диктатур, переворотов, коррупции, воровства, убийств. Причем, не всегда даже можно понять, почему эти люди убивают друг друга, за что они сражаются. Можно сказать, что они ненавидят богатеев. Это, пожалуй, все, это война всех против всех, молодых против старых, сельских жителей против горожан, бедняков против тех, кто живет зажиточно. Трагедия Африки особенно очевидна на фоне стран Юго-Восточной Азии. А ведь когда-то Юго-Восточная Азия и Африка были на одном уровне экономического развития. Но с тех пор страны Юго-Восточной Азии скакнули вперед, они стали передовыми, а Африка осталась там, где была. Почему в странах Юго-Восточной Азии производится телекоммуникационное оборудование, которое продается по всему миру, а в Африке невозможно по телефону позвонить соседу? Почему лидеры стран Азии думают о том, как снять торговые барьеры, а в Африке перерезают горло человеку только потому, что он из другого племени. Черные африканцы говорят, что во всем виноват колониализм, это наследие колониального прошлого. Но Малайзия и Сингапур тоже были колониями, и им это нисколько не помешало. Мало ресурсов? В Сингапуре вообще нет никаких ресурсов. Конечно, есть люди, которые говорят, что во всем виноваты сами африканцы, потому что они ленивы, не хотят и не умеют работать. Я думаю, дело в другом: просто все черные африканцы полагают, что белые у них в долгу. И вот уже больше полусотни лет они ждут, пока белые вернут этот долг каждому из них. Ну, и, конечно, коррупция в Африке не имеет просто аналогов в мире. Мне в Сингапуре рассказывали такой анекдот. Азиат и африканец учились вместе, потом встретились через несколько лет. Африканец приехал в гости к азиату. У того особняк, мерседес, слуги. И африканец завистливо говорит: а как тебе это удалось? Азиат подводит его к окну, говорит: видишь – дорога? Там прекрасная широкая дорога, хайвэй. Африканец говорит: да. ­– Ну, - скромно потупившись, говорит азиат, - 10% ассигнований - мои. Через полгода ответный визит, азиат приезжает к африканцу и видит поместье, дюжину мерседесов, армию слуг. Изумленно у него спрашивает: а тебе как это удалось? Африканец подводит его к окну, говорит: видишь дорогу? Тот говорит: нет никакой дороги. – Вот именно, - говорит довольный африканец, - все 100% мои. Да, я же должен рассказать судьбу Лорана Кабила, конголезского соратника Эрнесто Че Гевары. Он тоже все проиграл, забыл о марксизме, ушел в горы, о нем все забыли, а он женился, родил шестерых детей, выучил английский язык и начал очень выгодный бизнес. Вместе с соратниками он украл трех американских студентов и голландского ученого, получил хороший выкуп. И он вернулся в политическую борьбу уже приодетым - в туфлях из крокодиловой кожи. Когда началась война племен, он очень преуспел в уничтожении соперников и в 1997 году провозгласил себя главой государства. Правда, ему сильно не повезло: через 4 года кто-то всадил в него несколько пуль. Но жизнь в Конго такова, что главой государства стал его сын.