Что руководит талантливым редактором?
https://otr-online.ru/programmy/pyat-minut-dlya/chto-rukovodit-talantlivim-14352.html
Леонид Млечин: Хорошо помню, как наступили
перестроечные времена, и в редакцию, где я тогда работал, пришёл новый главный:
высокий, неприступный, в модном кожаном пальто. Прежний главный редактор, когда
звонил аппарат правительственной связи ("Вертушка"),
хватал трубку дрожащей рукой, а правой уже держал ручку, чтобы записать
указания сверху. Новый главный подцепил трубку телефона небрежно и
снисходительно. Мембрана у АТС-1 и АТС-2 мощная, был слышен голос, кто-то
пытался распекать главного редактора. Главный осёк его, прекратил разговор и
бросил трубку. И мы переглянулись: наступали новые времена.
У
этого нового главного была такая характерная черта: за плохой материал накажу
сам, другим не позволю. Помню, за одну статью, которая очень разгневала высокое
начальство, его вызвали на Старую площадь, где сидел ЦК КПСС, и влиятельнейший
в ту пору человек, второй человек в партии топал на него ногами и грозил
всякими неприятностями.
В
таких случаях главные редакторы, вернувшись назад к себе, начинают наказывать
подчинённых. Наш главный редактор неприятностями не делился ни с кем. Он
делился приятностями. Я работал со многими главными редакторами и всегда
пытался понять, что ими движет. Я думаю, в первую очередь – честолюбие: желание
сделать лучшую газету, лучший журнал, лучшую телекомпанию или лучшую
радиостанцию. Во-вторых, желание быть видной фигурой в политической и
общественной жизни. Но, скорее, для того, чтобы использовать эти возможности и
двинуть страну вперёд.
Я
помню, разговаривал с одним главным редактором, который блистал в советские
времена. Я его спросил: "Зачем
нужны были все эти неприятности, на такой должности можно было просто
наслаждаться жизнью?" А
он мне ответил: "Знаешь,
мы же видели, что вся структура жизни гнила, её надо исправлять. Кроме того,
знаешь, мне было важно не подкачать в глазах своего коллектива. И это было со
мной всегда. Я должен был прыгнуть с парашюта, для этого выйти на крыло.
Страшно. Но ещё страшнее было бы оказаться трусом. И я никак не мог струсить в
глазах собственного коллектива".
В советские времена чиновники с удивлением
наблюдали за такими главными редакторами, которые себе что-то позволяли.
Думали: за ним кто-то стоит, поэтому он это может делать. А главный редактор,
подписывая в номер рискованную статью, всякий раз ставил на кон всю свою
профессиональную жизнь. И до поры до времени всё сходило с рук, потому что даже
самые высокие начальники в конце концов хотели прочитать что-то интересное в
газетах, которыми они руководили. Но рано или поздно это стремление двинуть
страну вперёд и помочь ей заканчивалось для такого главного редактора бедой.
Я пришёл в газету "Известия" через 30
лет после того, как там работал лучший редактор в её истории Алексей Иванович
Аджубей. Я курировал международный раздел, за столом редколлегии сидел рядом с
первым замом Анатолием Ивановичем Друзенко, который работал в "Известиях"
с самого начала. И он мне всегда с горечью повторял: "Такого редактора,
как Аджубей, уже никогда не будет". Алексей Иванович Аджубей, придя в
"Известия", начал с того, что отправил в разбор весь номер. То есть
он отказался печатать очередной номер, сказал журналистам: "Встретимся
через час. Принесите лучшее, что у вас есть". И все полезли в письменные
столы, стали шарить по ящикам. И принесли то, что до него никто не рискнул
напечатать. И он напечатал. Он выпустил яркий номер. И он всё время хотел
делать такие номера, о которых говорила бы вся страна. Иногда жаловался на
летучке: "Да что мы вчера сделали за газету? Мне же в обществе стыдно
показаться".
Он обладал редким даром вдохновлять своих
сотрудников: им стало интересно работать, им хотелось работать, им хотелось сделать
что-то и полезное для страны, и то, что заинтересовало бы и взволновало
читателей. Он добился невероятного успеха: тираж газеты – 8 млн экземпляров,
что-то невиданное, по нашим временам – тем более!
Аджубей говорил: "Что можно сделать, чтобы
выделить нашу газету? Посмотрите, какая вокруг журналистика. Она не
соответствует жизни. Жизнь сложнее. Значит, мы должны делать такую газету,
которая соответствовала бы реальной жизни. И вообще, газета должна не только
освещать политику, но и сама делать политику".
А я напомню, это советские времена, цензура,
партийное руководство. Ну и что, что Аджубей – зять Хрущёва? Цензура для всех
одна и та же. Один из опытных сотрудников "Известий" ему сказал:
"Это ещё надо заслужить право делать политику". Аджубей ему сказал: "Нужно
выступить один раз, другой раз – вот и заслужишь это право".
Хороший главный редактор – это маньяк, это
человек, который с утра до вечера только и думает, что о собственной газете,
телекомпании или радиостанции. Ничто иное в его жизни не существует. И это же,
конечно, честолюбец, он хочет, чтобы его газета была лучше, чтобы его
телекомпания была лучше, чтобы его радиостанция была лучше. Этот человек очень
уверенный в себе, может быть, даже самоуверенный. Но это избавляет его от
ревности. Он не боится нанимать в компанию умелых и талантливых людей.
А другие главные редакторы побаиваются, не хотят
плохо выглядеть на этом фоне. И есть ещё одно важное качество, которое отличает
хорошего главного редактора и вообще хорошего журналиста: он понимает, что
журналистика – это своего рода миссия. Не в том смысле, что мы какие-то
особенные, нам что-то поручено, а в том смысле, что мы - иногда последняя инстанция и последняя надежда
для тех, кто оказался в безнадёжной ситуации и не к кому больше обратиться.
Как журналист в третьем поколении, я могу это
подтвердить. Но мы ещё поговорим на эту тему.
Что руководит талантливым редактором?