Леонид Млечин: Полвека назад Эрнесто Че Гевара, один из вождей Кубинской революции, которым восхищается молодежь, наверное, по всему миру, отправился в Африку, чтобы совершить там тоже революцию. Но у него ничего не получилось, и он вернулся домой. 40 лет назад Фидель Кастро отправил в Африку свои войска, чтобы помочь африканцам. И поначалу кубинская молодежь с удовольствием записывалась в интернациональные отряды. Во-первых, они хотели помочь африканцам избавиться от белых расистов. Во-вторых, они хотели посмотреть мир и себя показать, вдохнуть аромат войны и, может быть, даже немного заработать. Крестьянские парни на Кубе с удивлением рассказывали, что там, в Африке, все продается в магазинах без талонов и что белые колонизаторы повсюду оставили Мерседесы, там прямо ключи в замках зажигания: садись и езжай. Первыми в Африку отправились темнокожие бойцы Министерства внутренних дел Кубы. Считалось, что им легче будет найти общий язык с черными африканцами. Вообще всем, кто воевал в Африке, потом предоставлялись все блага, на какие была способна социалистическая система: посылали в Советский Союз в туристическую поездку, дарили мотоцикл или телевизор, в случае ранения давали хорошую пенсию. Эрнесто Че Геваре потребовалось всего полгода, чтобы понять: он не способен поднять там революцию. Фидель Кастро держал свои войска 13 лет, прежде чем он понял, что все жертвы напрасны. Даже нищие страны Африки все равно желают идти по капиталистическому пути развития. Каждые два десятилетия очередное поколение показывает себя либо на поле брани, либо в демонстрациях протеста. Политические и экономические изменения порождают некое недовольство, желание изменить что-то в самом существе жизни. Революция есть выражение нетерпения молодежи, которая желает все переменить. Такая революция полвека назад произошла в Западной Европе и Северной Америке. Самое любопытное состоит в том, что это была революция без крови, даже почти без насилия. Но, глядя из сегодняшнего дня, ты понимаешь, как многого добилась эта революция, как сильно она двинула современное общество вперед. Есть революции, которые совершаются в ходе гражданской войны, есть революции, которые происходят на поле брани, а есть революции, которые совершаются в умах - это революции духа, это революции, которые связаны с избавлением от отживших традиций, привычек и всего прочего, что больше не имеет отношения к современной жизни. Самое любопытное состоит в том, что движущей силой той революции были молодые люди из вполне обеспеченных семей и с хорошим будущим, но им просто надоело то, что вся их жизнь состоит из того, чтобы вечером после работы в магазине выбирать, один из 29 сортов колбасы на ужин. Схоластические дискуссии о борьбе рабочего класса, о партиях их тоже совершенно не интересовали. Их интересовало другое: они хотели обрести свободу любить. Эти революции, молодежные революции 1960-х годов совпали со страстным стремлением женщин изменить свою роль в обществе, отказаться от этих привычных стереотипов: хорошая мать, преданная жена, замечательная домохозяйка. Женщины отстаивали свое право любить, кого они хотят и вести себя так, как они желают. Вообще эта революция началась с протеста против запретов. Молодые люди хотели одеваться так, как они хотят, и слушать ту музыку, какую они хотят. И они добились очень многого. Ведь невозможно раньше было себе представить, что женщины будут ходить в брюках, а молодые люди отрастят себе длинные волосы. Они совершили невероятный переворот в самих настроениях. Они добились всего, чего они хотели. Жизнь стала совершенно другой. Она стала соответствовать тому, чего они желали. Они получили право слушать любую музыку, одеваться так, как они хотят и вести себя, как хотят, и свободно любить. Это все случилось и совершилось. И самое поразительное, что все это произошло без насилия, без крови, без кровавых переворотов. Они добились всего, чего они хотели, они изменили саму атмосферу в обществе, а при этом социально-политическое устройство в обществе осталось прежним. Молодые бунтари 1960-х начинали с протеста против капиталистического образа жизни. Но в реальности эти дети Маркса и Кока-Колы укрепили и модернизировали современный капитализм. И самым поразительным образом они нашли место в этом обществе. Те люди, которые выходили на улицу с красным знаменем, собирались строить баррикады и сражаться против капитализма, весьма преуспели в личной жизни. Вот у меня за спиной фотография двух самых знаменитых бунтарей 1960-х годов. Француз Кон-Бендит, который был популярен тогда на весь мир. Покинув баррикады, он стал преподавателем, потом был избран в Европейский парламент. Он принадлежит к числу зеленых. Йошка Фишер – антимилитарист, противник НАТО, противник всего буржуазного, который даже швырялся камнями в полицейских, ушел в политику и стал министром иностранных дел Федеративной республики Германии. Огонь революции, разожженной бунтарями 1960-х годов, угас. Остался один пепел. Сами они чудесно преуспели. Это, пожалуй, главный итог этой революции. Они никого не убили, никого не уничтожили, ничто не сломали. Они помогли обществу двинуться вперед. Но есть один вопрос, который не дает мне покоя: неужели никто из этих бунтарей не сожалеет о том прекрасном времени, когда они выходили на баррикады и желали совершить революцию?