Леонид Млечин: Я в Токио присутствовал на лекции одного уважаемого профессора. Он говорил своим студентам: вы должны знать свою историю. В августе 1945 года в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки погибло больше 200 000 человек, это страшная цифра. Но знаете ли вы о том, что с 1931 по 1945 год на территории Китая солдаты императорской армии убили больше 10 млн человек? Япония была агрессором. Именно по этой причине, в конце концов, она стала жертвой. Японцы тоже не в ладах со своей историей. Плохое не хочется вспоминать, о нём стараются забыть. Чаще говорят о том, как они стали жертвами, не хотят говорить о том, сколько людей стало жертвами по вине Японии. Со времён Хубилая все японские солдаты гибли за пределами страны в агрессивных войнах, которые не принесли стране ни счастья, ни процветания. О некоторых вещах даже страшно вспоминать: в императорской армии высшим шиком стало умение одним ударом меча отсечь голову пленному китайцу. Пленного ставили на колени, руки связывали за спиной, солдат или офицер императорской армии становился сзади, было такое поверье, что иначе нельзя: вдруг дух, после того как отсекут голову, выскочит и схватит тебя. Немного расставлял ноги и одним ударом отсекал. Потом отходил в сторону, чтобы полюбоваться на своё творение. В императорской армии устраивали целые соревнования, кто больше отсечёт голов. Это довольно страшно вспоминать, но так было. И китайцы ничего этого не забыли. В Китае есть один уникальный музей. Он посвящён не героям, не победам, не строительству, не достижениям в литературе или в искусстве. Уникальность его в том, что это музей поражения. Этот музей существует для того, чтобы напомнить несколько важных вещей. О том, что всегда надо быть готовым к войне, о том, что даже потерпевшие поражение достойны уважения и о том, что надо помнить то зло, которое тебе сделали. Современный Китай требует себе место за столом великих держав и ощущает себя великой державой, ведёт себя соответственно. Он, не смущаясь, пускает в ход силы, если ему нужно отстоять свои интересы. И Япония ощущает это первой. Потому что японцы не нашли в себе сил извиниться за то, что они сотворили. И тут мы возвращаемся к тому, с чего начали наш разговор на этой неделе – геноциду армян в 1915 году в ходе Первой мировой войны, к этой трагической истории, которая отмечается в Армении каждый год 24 апреля. Армяне вот уже сотню лет ждут, когда перед ними извинятся. Я был в Ереване, и эта тема неминуемо возникла во время бесед и с главой Армянской церкви Католикосом всех армян Гарегином II, и с президентом страны Сержем Саркисяном. Католикоса спрашивали: ведь христианство предполагает прощение. Отчего же вы не хотите простить турок? И вот, что ответил католикос: прощение предполагает прежде всего осознание тяжести свершённых тобою преступлений, понимание того, что ты свершил, а без этого даже Бог не может простить, потому что получается, что Бог ограничивает свободу человека. И Католикос добавил, что нежелающий осознать своё прошлое делает так, что оно повторяется. И он был абсолютно прав: геноцид армян в 1915 году не был осознан мировым сообществом, и это повлекло всё новые и новые преступления, которые продолжались на протяжении всего XX столетия. А вот президенту страны Сержу Саркисяну я задал совершенно личный вопрос. Я делаю исторические фильмы и часто слышу: ты слишком увлёкся прошлым, но нельзя в конце концов идти вперёд с головой, которая повёрнута назад. И вот, что мне ответил президент. Серж Саркисян: Мы не можем не смотреть назад, потому что мы не можем не выносить уроки из прошлого. Все те, кто выносит уроки из прошлого, действительно копается в прошлом… Копаться в прошлом плохо, но знать историю и изучать историю, делать выводы - я думаю, исключительно полезное дело. Я никогда не жил прошлым, я живу настоящим, может, даже больше будущим, но мои ноги стоят в прошлом, в истории, потому что без этого всё-таки мы не можем двигаться вперёд. Леонид Млечин: Если вдуматься, то все современные конфликты тоже порождены старой враждой. Люди хватаются за оружие, потому что не в состоянии забыть обиды, которые когда-то были им нанесены. Это непреодолённое прошлое давит на сегодняшний день. И ситуация кажется безнадёжной до того момента, пока не найдутся люди, которым хватит мужества вырваться из этой трагической ситуации.